1. книги
  2. Просто о бизнесе
  3. Алексей В. Кузьмин

Планируй, управляй, достигай! Практическое руководство по эффективным дорожным картам проектов в эпоху цифровых трансформаций

Алексей В. Кузьмин
Обложка книги

«Планируй, управляй, достигай!» — это гид и руководство для всех, кто хочет овладеть силой применения инструмента дорожных карт для управления проектами и достижения целей в любой сфере деятельности.Автор приводит примеры из реального бизнеса, рассматривает использование дорожных карт в практике российских компаний, влияние искусственного интеллекта и других технологий, знакомит с полезными инструментами для рабочих задач и личных проектов.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Планируй, управляй, достигай! Практическое руководство по эффективным дорожным картам проектов в эпоху цифровых трансформаций» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 4. Анализ и оптимизация существующих дорожных карт

• Методики аудита эффективности дорожных карт

• Инструменты для выявления узких мест и потенциальных проблем

• Техники реинжиниринга дорожных карт для повышения их эффективности

• Алгоритм: как спасти проект от провала через оптимизацию дорожной карты

В этой главе мы научимся улучшать существующие дорожные карты, чтобы ваш «корабль» всегда шел верным курсом.

Методики аудита эффективности дорожных карт

Аудит дорожной карты — не некая формальная процедура, а жизненно важный процесс для успеха проекта.

Рассмотрим основные методики, которые помогут провести всесторонний анализ эффективности вашей дорожной карты.

1. Метод SWOT-анализа для дорожных карт

SWOT-анализ — классический инструмент стратегического планирования, который можно успешно применить и к оценке дорожных карт.

Как это работает:

Strengths (сильные стороны): какие элементы дорожной карты наиболее эффективны? Может быть, это четкая визуализация или хорошо продуманная последовательность этапов?

Weaknesses (слабые стороны): в чем дорожная карта «хромает»? Возможно, в ней не хватает детализации или она слишком сложна для понимания?

Opportunities (возможности): какие внешние факторы могут помочь улучшить дорожную карту? Например, новые технологии или сервисы визуализации?

Threats (угрозы): какие внешние факторы могут негативно повлиять на реализацию дорожной карты? Это могут быть изменения в законодательстве или появление новых технологий у конкурентов.

2. Метод ключевых показателей эффективности (KPI)

Определение и отслеживание ключевых показателей эффективности (KPI) — мощный инструмент для оценки результативности дорожной карты.

Несколько примеров KPI, которые могут пригодиться:

• Процент выполнения задач в срок.

• Отклонение от бюджета.

• Удовлетворенность заинтересованных сторон.

Регулярно отслеживая KPI, вы сможете оценить, насколько эффективно ваша дорожная карта ведет проект к успеху.

3. Метод сравнительного анализа (бенчмаркинг)

Бенчмаркинг позволяет сравнить свою дорожную карту с лучшими практиками других организаций в отрасли или даже за ее пределами.

Как это можно сделать:

• Найдите компании, известные своим успешным управлением проектами.

• Изучите их подходы к созданию и использованию дорожных карт.

• Выделите ключевые элементы, которые делают их дорожные карты эффективными.

• Адаптируйте эти элементы к вашей ситуации.

Например, изучив подход другой компании к управлению проектами, вы можете обнаружить, что они используют интерактивные онлайн-инструменты для создания и обновления дорожных карт в реальном времени. И это позволяет им быстро адаптироваться к изменениям и поддерживать высокую вовлеченность команды.

4. Метод обратной связи от заинтересованных сторон

Никто не знает проект лучше, чем люди, непосредственно с ним работающие.

Поэтому важно регулярно собирать обратную связь от всех заинтересованных сторон:

• Проведите опросы или интервью с членами команды.

• Организуйте встречи с ключевыми стейкхолдерами.

• Используйте анонимные формы обратной связи для получения честных отзывов.

Эта информация поможет вам выявить скрытые проблемы и возможности для улучшения вашей дорожной карты.

Инструменты для выявления узких мест и потенциальных проблем

Теперь рассмотрим инструменты, которые помогут вам выявить узкие места и потенциальные проблемы в вашей дорожной карте.

1. Диаграмма Исикавы (рыбья кость)

Этот инструмент, также известный как диаграмма причинно-следственных связей, помогает визуализировать и анализировать возможные причины проблем в проекте.

Как использовать диаграмму Исикавы:

• Определите основную проблему (например, «Отставание от графика»).

• Выделите основные категории причин (например, «Ресурсы», «Процессы», «Технологии», «Люди»).

• Для каждой категории определите конкретные причины.

• Проанализируйте полученную диаграмму, чтобы выявить ключевые области для улучшения.

2. Анализ критического пути (CPM)

Метод критического пути (известный каждому, кто изучал классические методики проектного менеджмента) помогает определить последовательность задач, которые напрямую влияют на продолжительность проекта. Выявление критического пути (CPM) в вашей дорожной карте позволит сосредоточиться на наиболее важных задачах и избежать задержек.

Как применить CPM к дорожной карте:

• Определите все задачи в вашем проекте.

• Установите зависимости между задачами.

• Оцените длительность каждой задачи.

• Рассчитайте ранние и поздние сроки начала и окончания каждой задачи.

• Определите критический путь — последовательность задач с нулевым резервом времени.

3. Матрица рисков

Матрица рисков поможет визуализировать и приоритизировать потенциальные проблемы проекта в дорожной карте.

Как использовать матрицу рисков:

• Определите потенциальные риски в проекте.

• Оцените вероятность возникновения каждого риска.

• Оцените потенциальное влияние каждого риска на проект.

• Разместите риски на матрице — по вероятности риска (ось X) и его влиянию на проект (ось Y), используя цветовую кодировку (например, зеленый, желтый, красный) для обозначения уровня серьезности рисков.

• Приоритизируйте риски, начиная с тех, которые попали в «красную зону».

4. Диаграмма Ганта с отслеживанием прогресса

Диаграмма Ганта — классический инструмент для визуализации графика проекта. Применив к ней функцию отслеживания прогресса, вы получите мощный инструмент для выявления отставаний и потенциальных проблем с графиком.

Как использовать диаграмму Ганта для анализа дорожной карты:

• Создайте диаграмму Ганта на основе дорожной карты.

• Добавьте линию прогресса*, показывающую фактическое выполнение задач.

• Регулярно обновляйте* информацию о прогрессе.

• Анализируйте* расхождения между планом и фактом.

• Выявляйте задачи*, которые отстают от графика, и принимайте меры.

_______

* — современные программные решения для управления проектами позволяют делать это автоматически.

Техники реинжиниринга дорожных карт для повышения их эффективности

Теперь, когда мы знаем способы выявления проблем, рассмотрим техники для перестройки дорожной карты с целью ее улучшения.

1. Техника «обратного планирования»

Вместо того чтобы начинать с текущего момента и двигаться вперед, попробуйте начать с конечной цели и двигаться назад. Этот подход может помочь выявить новые возможности и оптимизировать последовательность задач.

Как применить технику обратного планирования:

• Четко определите конечную цель проекта.

• Начните с последней задачи, необходимой для достижения цели.

• Двигайтесь назад, определяя предшествующие задачи.

• Анализируйте, можно ли сократить или оптимизировать какие-либо этапы.

• Сравните полученный результат с текущей дорожной картой и внесите необходимые изменения.

2. Техника «сжатия времени»

Эта техника направлена на поиск способов ускорения проекта без ущерба для качества.

Как применить технику сжатия времени:

• Выявите задачи, которые можно выполнять параллельно.

• Определите, где можно применить принцип «быстрого прототипирования».

• Рассмотрите возможность использования готовых решений вместо разработки с нуля.

• Проанализируйте, где можно сократить время на согласование и принятие решений.

3. Техника «модульного планирования»

Разбейте дорожную карту на более мелкие, управляемые модули. Это повысит гибкость и адаптивность вашего плана.

Как применить технику модульного планирования:

• Разделите проект на логические модули или фазы.

• Создайте мини-дорожные карты для каждого модуля.

• Определите ключевые точки интеграции между модулями.

• Установите четкие критерии завершения для каждого модуля.

4. Техника «сценарного планирования»

Разработайте несколько версий дорожной карты, учитывающих различные сценарии развития событий.

Как применить технику сценарного планирования:

• Определите ключевые факторы неопределенности в проекте.

• Разработайте 3—5 возможных сценариев развития событий.

• Создайте версию дорожной карты для каждого сценария.

• Определите общие элементы всех сценариев и сфокусируйтесь на них в краткосрочной перспективе.

• Регулярно пересматривайте и корректируйте сценарии по мере поступления новой информации.

Алгоритм: как спасти проект от провала через оптимизацию дорожной карты

Рассмотрим пример того, как анализ и оптимизация дорожной карты может помочь вывести из кризиса крупный проект.

Некая компания «N» столкнулась с серьезными проблемами при реализации проекта по строительству масштабного объекта в одной из стран.

Многомиллиардный проект оказался на грани срыва из-за сложностей с координацией работ, задержек в поставках оборудования и проблем с местными подрядчиками.

Ситуация казалась безвыходной: сроки «горели», бюджет «раздувался», а зарубежная сторона в стране возведения объекта начала выражать сомнения в способности компании «N» завершить проект.

Руководство компании приняло решение провести полный аудит и оптимизацию дорожной карты проекта.

Шаг 1: анализ текущей ситуации

Команда экспертов провела тщательный анализ существующей дорожной карты, используя методы, которые мы обсуждали ранее:

• SWOT-анализ выявил, что сильной стороной проекта была технологическая экспертиза компании «N», а слабой — недостаточная интеграция с местными подрядчиками.

• Анализ KPI показал, что проект отставал от графика на 8 месяцев и превышал бюджет на 15%.

• Диаграмма Исикавы помогла определить ключевые причины проблем, включая сложности с логистикой и недостаточную коммуникацию между различными подразделениями.

Шаг 2: выявление узких мест

Используя метод критического пути (CPM), команда определила, что наибольшие задержки возникали на этапе поставки и монтажа ключевого оборудования.

Матрица рисков показала, что наиболее критичными были риски, связанные с задержками согласований проектной документации с местными регуляторами в стране реализации проекта.

Шаг 3: реинжиниринг дорожной карты

На основе полученных данных была проведена комплексная оптимизация дорожной карты:

• Применили технику «сжатия времени»: некоторые этапы строительства начали выполнять параллельно, а не последовательно.

• Использовали модульное планирование: проект разбили на более мелкие, управляемые модули с четкими критериями завершения.

• Внедрили сценарное планирование: разработали три варианта дорожной карты с учетом различных сценариев развития ситуации с регуляторами.

• Применили обратное планирование: пересмотрели последовательность задач, начиная с конечной цели, что позволило оптимизировать логистические процессы.

Шаг 4: внедрение изменений

Новая дорожная карта была представлена всем заинтересованным сторонам.

Ключевые изменения включали:

• Создание интегрированной команды из специалистов компании «N» и местных подрядчиков для улучшения коммуникации и координации.

• Внедрение системы раннего предупреждения о возможных задержках в поставках оборудования.

• Усиление юридической поддержки для ускорения процесса согласований с регуляторами.

• Внедрение гибкой системы управления бюджетом, позволяющей быстро перераспределять ресурсы между различными направлениями проекта.

Результаты

Благодаря оптимизации дорожной карты и внедрению новых подходов к управлению проектом, компания «N» смога значительно улучшить ситуацию:

• Через 6 месяцев после внедрения изменений отставание от графика сократилось до трех месяцев.

• Перерасход бюджета удалось стабилизировать на уровне 10%.

• Улучшилась коммуникация с зарубежной стороной, что позволило быстрее решать возникающие затруднения.

• В итоге первая очередь объекта была успешно запущена в приемлемые для сторон сроки, что стало важной вехой в реализации проекта и продолжении сотрудничества.

Вывод: тщательный анализ и оптимизация дорожной карты могут спасти даже сложный и масштабный проект от провала.

Ключевыми факторами успеха стали:

• Комплексный подход к анализу проблем.

• Готовность к кардинальным изменениям в управлении проектом.

• Использование современных методик оптимизации дорожных карт.

• Вовлечение всех заинтересованных сторон в процесс изменений.

Практические задания

1. Анализ собственной дорожной карты:

Выберите один из ваших текущих проектов и проведите SWOT-анализ его дорожной карты. Определите как минимум 3 сильные стороны, 3 слабые стороны, 3 возможности и 3 угрозы.

2. Создание матрицы рисков:

На основе выявленных в предыдущем упражнении угроз составьте матрицу рисков для вашего проекта. Оцените вероятность и потенциальное влияние каждого риска.

3. Применение техники «сжатия времени»:

Выберите одну задачу из вашей дорожной карты, которая занимает значительное время. Подумайте, как можно сократить время ее выполнения, не жертвуя качеством. Запишите не менее трех идей.

4. Модульное планирование:

Разбейте ваш проект на 3—5 логических модулей. Для каждого модуля определите ключевые задачи, зависимости и критерии завершения.

5. Сценарное планирование:

Определите два альтернативных сценария развития вашего проекта (оптимистичный и пессимистичный). Составьте краткий план действий для каждого сценария.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Планируй, управляй, достигай! Практическое руководство по эффективным дорожным картам проектов в эпоху цифровых трансформаций» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я