Периодическая история России с 850 по 2050 год

Алексей Николаевич Зайцев, 2021

Поэт Фёдор Тютчев как-то записал на клочке бумаги стихотворение: «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить». С тех пор его регулярно цитируют. Между тем, Россию можно и измерить и понять. Вся история России – это всего три 300-летних периода с 1000 по 1300, с 1300 по 1600 и 1600 по 1900 год. В начале каждого периода происходит смута, которая заканчивается в XX24 году, а потом Россия достигает локального пика в XX54 году. Таковы 1024/1054, 1324/1354, 1624/1654, 1924/1954 годы. Циклы связаны со сменой мировых товарных потоков. Примерно через 150 лет после начала очередного цикла столица России переносится на новое место – 1150, 1450, 1750 и 2050 годы. Книга будет полезна читателям, которые хотят познакомиться с новыми историческими аналогиями, разобраться в прошлом России, ориентироваться в хронологии и получить представление о будущем. При подготовке обложки использована картина польского художника Яцека Мальчевского «Порочный круг».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Периодическая история России с 850 по 2050 год предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Юрий Долгорукий — «последний из киевлян» — 1150

В числе претендентов на Киевский стол был сын Владимира Мономаха и английской принцессы Гиты Уэссекской Ростово-Суздальский князь Юрий Долгорукий, родившийся в 1090 году. Долгорукий добивается киевского престола в 11501149–1151 году. «Юрий Долгорукий…на далекую Суздальскую землю смотрел как на второстепенное владение своей семьи. Но иных взглядов был сын его Андрей. Вся его жизнь с раннего детства сложилась совершенно иначе, чем жизнь отца и других князей Южной Руси»[3]. Мы цитируем Нечволодова не потому, что он сообщает что-то новое, а потому, интересно наблюдать, как он интуитивно нащупывает суть. Надо понимать, что Долгорукий был последним из поколения сыновей Мономаха и с его смертью 11501157 году, закончилась целая эпоха. Новое поколение, свободное от старых парадигм, сможет назвать киевский «вчерашний день» своим именем. Андрей (Боголюбский) тайно и без разрешения отца «бежит»-уезжает от родственных киевских склок обратно в лесное Ростово-Суздальское княжество, чтобы заложить там Боголюбово и основы величия Владимира. Вспоминаем «бегства» и изгнания Маодуня (Модэ), Юйцзюлюй Шэлуня и Тэмучина (Чингиз Хана).

«Затем произошло и другое невиданное до сих пор дело. Андрей, признанный всеми старшим князем, войска которого взяли Киев, не пожелал сесть на его золотом столе. Он перевел сюда брата своего Глеба из Переяславля, а сам остался жить в далеком и мало еще известном Владимире на Клязьме.

«Этот последний поступок Андрея, — говорит С. Соловьев в своей известной «Истории России с древнейших времен», — был событием величайшей важности, событием поворотным, с которого начинался на Руси новый порядок вещей».

Мы видели, что Андрей совершенно не искал ни Киева, ни старшинства, но когда это старшинство пришло к нему естественным порядком и его выбрала вся братия, то, конечно, Андрей, как человек глубоко любящий свою Родину и притом нелицемерно верующий в Бога, не мог отнестись к своему новому званию как к пустой обязанности. Он сознавал, что она возложена на него милостью Божией и обязывает его отныне быть для всех князей и для всей земли государем, в отцов и праотца место поставленным.

Это сознание возлагало на него первым делом, конечно, священный долг — поднять значение старшего князя над землею, так упавшее во время усобиц. А для этой цели Киев совершенно не был пригоден как столица: слишком близко сидели отсюда остальные князья, вечно между собой враждовавшие и искавшие случая сесть самим на старшем столе; слишком своевольна и слишком опытна в крамоле была киевская дружина, и слишком распущено и избаловано было киевское городское население.

Поэтому-то и понятно, что после признания Андрея старшим остальными князьями и взятия его войсками Киева он не переехал в это гнездо междоусобия и крамолы, а по простой необходимости жить покойно и безопасно остался во Владимире на Клязьме».[4]

Андрея Боголюбского больше интересует владимирское боярство и непокорный Новгород.

После повторного правления Ярослава Всеволодовича в 12401243 году, утвердившегося с помощью новгородцев, Киевское княжество окончательно утратило самостоятельное значение. Через 360 лет после Вещего Олега и через 240 лет после Ярослава Мудрого Киев ушел в историю. Теперь князья, носившие титул киевских, перестали «появляться» в Киеве лично. Тем временем, занимая Киев, Ярослав Всеволодович оставил в торговом Новгороде, своего представителя, сына Александра — будущего Невского. И все опять начнется с Новгорода.

Киев и Новгород оставались общерусскими столами, но в отличии от первого второй не потерял, а усилил свои позиции и самостоятельность. В Новгороде сложилось чрезвычайно сильное ростовщическое боярство, которое долго мешало закрепиться в городе какой-либо княжеской ветви, и она окрепнет во Владимире, где появится владимирский «сёгунат». Рассказ о Руси мы продолжим с Литвы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Периодическая история России с 850 по 2050 год предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

Александр Нечволовов, «Сказания о земле Русской», репринтное издание в четырех книгах, 1991.

4

Александр Нечволовов, «Сказания о земле Русской», репринтное издание в четырех книгах, 1991.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я