Краснослободск пешком: от Севостьяновых до Прамы и далее. Исторический путеводитель

Анатолий Лютов

Книга знакомит читателя с городом Краснослободском (Республика Мордовия). В данной работе была сделана попытка показать изменения, которые постепенно происходили с нашим городом с 1917 по настоящее время. Книга предназначена не только любителям Краснослободской старины, но и для всех не-равнодушных к нашему историческому наследию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краснослободск пешком: от Севостьяновых до Прамы и далее. Исторический путеводитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ВЪЕЗД В КРАСНОСЛОБОДСК

СО СТОРОНЫ САРАНСКА

Новый железобетонный мост че-

рез реку Мокша сдан в эксплуата-

цию 28 декабря 1964 года. Длина

сооружения 248 метров.

Западные ворота старого горо-

да. Въезд в город со стороны

Ковылкино по Банновой горе

Кроме дороги «низом», позволяю-

щей попасть на станцию Ковылки-

но (Арапово), издавно существова-

ла дорога верхняя (или «верхом»).

В разное время года она проходи-

ла то по лугам, то по близлежащим

сёлам. После того, как в конце XIX

века обмелела Мокша, основной

поток грузов проходил по вновь

построенной железной дороге.

Ближайшая станция в 50 киломе-

трах от города была в Ковылкино

(или до революции — Арапово).

Особенно тяжёлыми для проезда

были места из Арапова до Верх-

ней Лашмы. Дорога возле Троицка

также была непроезжей в дожд-

ливую погоду, не лучше отрезок у

Шаверской горы, выезд из Жабья

и, наконец, въезд в город по Бан-

новой горе. Когда эта дорога была

временами непроезжей, предпо-

читали нижнее направление.

Станция

Арапово

(Ковылкино).

Фотография

из семейного

альбома

Жуковых

46

Вид на речку Праму и при-

мокшанские луга. Фотография

сделана автором с одного из

высоких мокшанских венцов

Речка Прама при впадении в

Мокшу образует «остров». Так

называли горожане это место. На

снимке он в левой части. Во время

торжеств на нём устраивали ил-

люминацию, разводили большие

костры. Это было на то время лю-

бимым местом отдыха горожан.

Вдали, за изгибом речки, так назы-

ваемый «козий переход». Именно

здесь был небольшой мосток, по

которому проходила одна из до-

рог в Ковылкино. Горожане назы-

вали его «луговой мостик».

Дорога из Ковылкино

в Краснослободск проходила

по селу Пригородному (Жабью).

Банновая гора — западный въезд

в город

В 1915—1916 годах пленные немцы

и австрийцы предложили постро-

ить акведук, соединяющий город

и это село. Однако у «отцов го-

рода» не нашлось материалов и

денег для этого грандиозного по

провинциальным меркам соору-

жения. Тогда пошли по более про-

стому пути — гора была замощена

камнем.

Однако не всегда дорога, прохо-

дившая через Пригородное, была

проезжей. Во время осенней рас-

путицы, да и сильных летних до-

ждей этот проезжий путь стано-

вился трудным для преодоления.

Поэтому в это время пользовались

этим участком луговой дороги,

которая проходила внизу от

села.

Прошло полвека. После вой-

ны советская власть иници-

ировала грандиозные про-

екты преобразования при-

роды: ускоренным методом

высаживались миллионы са-

женцев, возводились гидро-

электростанции, большое

значение придавалось стро-

ительству дорог. Увеличилось ко-

личество автомобильного транс-

порта.

История сохранила имена горо-

жан, занимавшихся извозом, в том

47

числе и до станции Ковылкино.

Один из них — Иван Иванович Шу-

ваев, который до конца 2020-х го-

дов возил горожан на эту станцию.

С увеличением потока грузов,

проходивших через Красносло-

бодск, особенно актуальной стала

проблема постройки дороги до

станции Ковылкино. Не хватало

транспорта, средств, материалов.

Как всегда решили строить попу-

лярным в то время хозяйственным

способом. Участок дороги распре-

делили между организациями.

На редкой фотографии того вре-

мени строительство дороги в

Ковылкино. Краснослободчане,

используя носилки и лопаты, пе-

реносят грунт с обочины на по-

лотно будущей дороги. В правой

части снимка — деревянный остов

моста через ручей. А там, вдали

кипит работа над возведением

ещё одного мосточка.

Большая часть работающих жен-

щины. Дорога из Краснослободска

в Ковылкино после постройки име-

ет длину 54 км, а протяженность по

прямой — 44 км. Расчетное время

движения по автомобильной до-

роге составляет 57 минут.

Предложенная автомобильная до-

рога не является единственной

возможной. Есть дорога и по

другому берегу Мокши через

Новую Самаевку. Из множества

дорог данный путь был выбран

как сбалансированно короткий

и быстрый. Маршрут Красносло-

бодск — Ковылкино проходит мимо

Пригородного, сел Гумны, Рыб-

кино, Малый Азясь, Изосимовка,

Троицк, Курнино. Глядя из окна

быстро мчащегося автомобиля на

быстро меняющийся ландшафт,

мало кто из пассажиров знает,

каким тяжёлым трудом была по-

строена эта дорога.

Строительство автодороги

Краснослободск — Ковылкино.

1960-е гг.

Открытие асфальтированной

дороги на Москву.

Митинг на площади Победы

города Краснослободска.

Октябрь 1974 года

48

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краснослободск пешком: от Севостьяновых до Прамы и далее. Исторический путеводитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я