Книга раскрывает инструменты оценки бизнеса компании на территории для развития компетенции стратегического мышления. Формат книги развивает аналитические навыки по управлению бизнесом на территории и позволяет организовать плановый процесс обучения сотрудников искусству быть «хозяином» этого бизнеса. Книга будет полезна всем сотрудникам компаний, занимающихся управлением продажами и развитием бизнеса компании на своих территориях
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Секреты SWOT-анализа. Практическое руководство для менеджеров по продажам» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Общие правила SWOT анализа
как инструмента принятия
стратегических решений
⠀
Приступая к рассмотрению SWOT как инструмента анализа, прежде всего нужно правильно понимать, что такое АНАЛИЗ как вид мыслительной деятельности человека. Первое, что приходит в голову, что анализ — это процесс осмысления, обдумывания чего-либо, то есть это — мыслительный процесс в интересах каких-либо последующих решений или действий.
Более глубокое понимание данного вида мыслительной деятельности связано с пониманием происхождения слова ана́лиз (от др.-греч. ἀνάλυσις «разложение, разделение, расчленение, разборка») — то есть метода исследования явлений жизни, характеризующегося выделением и изучением отдельных частей объектов исследования. Другими словами, это изучение сложных объектов, явлений, какой-либо системы, в целом, путем разложения их на более простые составные части и их изучения в отдельности в интересах уяснения причинно-следственных связей между отдельными частями, элементами и системой, в целом. Таким образом:
Анализ — это процесс познание чего-то сложного, системного через изучение его отдельных составных частей.
Данный вид анализа — один из наиболее часто используемых методов изучения и систематизации факторов внешней и внутренней среды, используемый для выработки и конкретизации стратегии/стратегических решений. Сам термин SWOT был впервые введён в практику в 1963 году в Гарварде (США) на конференции по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом. С тех пор он широко используется во всех сферах экономики и бизнеса для систематизации в большей степени качественных характеристик товара, рынка, конкурентной среды, социально-демографических, политических и других факторов. SWOT — это акроним/сокращение английских слов:
• STRENGTHES (сильные стороны) — преимущества вашей компании/продукта/услуги;
• WEAKNESSES (слабые стороны) — недостатки вашей компании/продукта/услуги;
• OPPORTUNITIES (возможности) — позитивные факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества для Вашей организации на рынке;
• THREATS (угрозы) — негативные факторы внешней среды, которые могут потенциально ухудшить положение вашей организации на рынке.
То есть, S (сильные стороны) и W (слабые стороны) — это ВНУТРЕННИЕ факторы компании, а O (возможности) и T (угрозы) — ВНЕШНИЕ факторы. На внутренние факторы компания можно влиять напрямую и менять их в нужном направлении, внешние же факторы не зависят от компании, и при анализе мы должны их рассматривать как объективную реальность.
Принято представлять SWOT-анализ в виде таблицы, где два верхних квадрата — это внутренние факторы, а два нижних — внешние (см. рис. ниже)
Матрица SWOT
Необходимыми предпосылками (условиями) для успешного SWOT-анализа являются:
1. Предварительное определение ПОТЕНЦИАЛА оцениваемой территории;
2. Обоснование вытекающей из потенциала СТРАТЕГИИ работы компании на территории;
3. Постановка БИЗНЕС-ЦЕЛЕЙ компании для данной территории на основе выбранной стратегии.
Поскольку все эти предварительные этапы аналитической работы не являются объектом исследования в данной книге, вы сможете детально познакомится с ними в книге Д. Эфендиевой и А. Бычкова «ХОЗЯИН БИЗНЕСА НА ТЕРРИТОРИИ. Практическое руководство по управлению продажами». В этой книге авторы обосновали специфику места и роли SWOT анализ в общей методике управления бизнесом на территории как инструмента ПРОВЕРКИ возможности/реалистичности реализации на заданной территории целей выбранной ранее конкретной бизнес стратегии. В этой связи можно сказать, что SWOT анализ является завершающей стадией глубокого анализа внешней и внутренней бизнес — среды. Это объемный аналитико-оценочный инструмент для систематизации информации, значимой для выработки и реализации определенной бизнес-стратегии.
Методика выбора факторов для Матрицы SWOT анализа:
В матрицу SWOT отбираются только значимые факторы внешней и внутренней среды, влияющие на данное направление развития компании (продукта/услуги, территории и др.).
При обработке информации и проведении SWOT анализа необходимо соблюдать ряд правил, чтобы избежать следующих типовых ошибок:
1. SWOT-анализ делается в отношении конкретной цели;
2. Следует удерживать фокус в анализе на конкретном рынке, сегменте, территории;
3. Сильные и слабые стороны — это внутренние черты компании, подконтрольные и управляемые ею. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и напрямую не подвластны влиянию организации;
4. Стороны считаются сильными или слабыми с точки зрения клиентов, а не сотрудника компании, проводящего анализ;
5. Необходимо быть максимально объективным и использовать в анализе фактологическую информацию (данные исследований, наблюдений, информации из «полей»);
6. Следует максимально полно и всесторонне исследовать все факторы, чтобы получить обоснованный результат анализа.
Следует иметь в виду, что это далеко не полный список факторов внешней и внутренней среды, которые следует принять во внимание. В зависимости от специфики продвигаемого продукта список факторов может быть разным.
Для оценки Сильных и Слабых сторон постарайтесь ответить на следующие вопросы:
• В достаточной ли мере Вы охватываете целевые группы клиентов на территориях для максимального продвижения продукта?
• Учитываете ли Вы клиентов, успешно работающих с конкурентами, но не работающих с компанией? По каким причинам?
• Какие Ваши сильные стороны, связанные с убеждениями/знаниями/отношением клиентов к продукту и компании? Как это можно использовать и улучшить?
• В чем Вы превосходите/уступаете конкурентам относительно инструментов развития отношений с клиентами? Как это можно использовать и улучшить?
Для оценки Возможностей и угроз:
• Какова динамика рынков (в процентах/деньгах)? За счет чего?
• Выделены ли средства на дополнительные, специализированные программы?
• Какие установлены сроки утверждения и реализации бюджета территории?
• Позиция каких Лидеров мнений по отношению к продукту (компании) является возможностью или угрозой?
• Кто из дистрибуторов является основным поставщиком данной продукции?
• Какие возможности/угрозы представляют: географические особенности; административная ситуация или ее изменения (новые ГОСТы, новые рекомендации); особенности работы дистрибьюторов и т. д.
Важные дополнительные параметры для анализа:
• Размер (объем) рынка (в деньгах, в упаковках);
• Доля рынка (Market Share);
• Динамика (по мес., кварт., годам) по территории и в сравнении с рынком страны;
• Емкость или потенциал рынка;
• Тенденции рынка (жизненный цикл): рынок «молодой»/«зрелый»;
• Сегментация рынка/каналы продаж (оптовые, розничные);
• Плотность рынка (наличие конкурентов);
• Плотность рынка (много/мало конкурентов, распределение долей, лидеры);
• Ценовая политика;
• Сезонность;
• Цены на продукты и стоимость одной упаковки продукции для потребителей продукции;
• Стоимость рекламы, продвижения (кол-во сотрудников) у конкурентов.
Результатом SWOT-анализа будет:
1) Более точное понимание ситуации и действий, основанное на системном анализе разносторонних факторов, что позволит более обосновано определить, какую же все-таки стратегию следует применить на конкретной территории.
Если у компании/продукта/услуги много сильных сторон и существуют достаточно хорошие рыночные возможности, то, скорее всего, стратегия РАЗВИТИЯ будет вполне обоснована. В этом случае следует выработать решения, использующие нашу «силу» для реализации имеющихся «возможностей».
Если же наряду с сильными сторонами компании существуют значимые негативные внешние факторы — «угрозы», то целесообразны решения, использующие «силу» для устранения «угроз», то есть стратегия УДЕРЖАНИЯ (ЗАЩИТЫ).
В ситуации, когда у компании есть много слабых сторон, то даже при хороших рыночных возможностях, скорее всего, придется ограничиться стратегией УДЕРЖАНИЯ (ПОДДЕРЖКИ), то есть вырабатывать и реализовывать решения, минимизирующие «слабость» с использованием «возможностей».
В случае же, если много слабых сторон и есть значимые негативные факторы внешней среды, то придется вырабатывать решения, минимизирующие «слабость» и «угрозы». При этом, достаточно часто приходится применять стратегию ПРИСУТСТВИЯ с минимизацией затрат и усилий вплоть до УХОДА с рынка, так как другие, более агрессивные стратегии, потребуют достаточно больших инвестиций.
2) несколько (3—5) ключевых действий, критические направления усилий/действий, которые помогут достичь поставленной цели.
Наиболее частые ошибки при проведении SWOT — анализа:
1) Не обозначены стратегические цели (сохранение или увеличение доли рынка/прироста продаж и т.д.);
2) Взят слишком широкий сегмент. Например, для выработки стратегии вместе анализируются несколько территорий с разнонаправленными трендами;
3) Путаются внешние и внутренние факторы;
4) В SWOT включаются действия (выводы = субъективные оценки) вместо реальных фактов;
5) Допускается домысливание — выбираются и интерпретируются факторы на основе субъективных ощущений.
Следует отметить, что SWOT анализ в силу именно комплексного и системного подхода к различным факторам является не самым простым инструментом, особенно, для начинающих пользователей. Именно поэтому для новичков в бизнесе, сразу начинать с него анализ территории не рекомендуется. Лучше оценку территории начать с других, более простых методик, таких как, например, GAP анализ, а в конце перейти к SWOT анализу. Более подробно с более простыми видами анализа бизнеса также Вы может познакомиться в книге «ХОЗЯИН БИЗНЕСА НА ТЕРРИТОРИИ. Практическое руководство по управлению продажами» — авторы Джамиля Эфендиева, Андрей Бычков.
СООТНОШЕНИЕ SWOT И PEST АНАЛИЗА
Для тех, кто занимается стратегическим анализом бизнеса на территории, некоторую сложность составляет понимание еще одного вида анализа — PEST анализа, который всегда возникает в контексте проведения SWOT анализа. Действительно, два этих вида анализа очень тесно связаны друг с другом. Дело в том, PEST анализ — это аналитический подход для изучения ряда факторов только внешней среды, которые влияют или могут повлиять в будущем на деятельность компании. То есть термин PEST является неразрывной частью SWOT анализа, но включает в себя лишь анализ нижней часть SWOT анализа — его ВНЕШНИХ факторов, которые напрямую не поддаются контролю/управлению со стороны компании. Само название — PEST (как PEST акроним, образуемый несколькими анг. терминами) ориентирует сотрудников, осуществляющих стратегический анализ территории, на комплексный и структурированный подход к осмыслению всех групп факторов ВНЕШНЕЙ среды:
• POLITICAL (политические факторы)
• ECONOMIC (экономические факторы)
• SOCIAL (социальные факторы)
• TECHNOLOGICAL (технологические факторы)
Политические тенденции анализируются потому, что политика (власть) определяет законы и регуляторные механизмы, которые могут существенно повлиять на деятельность компании и получение ключевых для неё ресурсов.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Секреты SWOT-анализа. Практическое руководство для менеджеров по продажам» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других