Писатель и блогер Андрей Толкачев, автор книги "Ищи! Лови! Твори! Калейдоскоп источников вдохновения" создал уникальное руководство по генерации решений. Креативные инструменты, такие как лайфхак, метафора, фьюжн, инверсия, ассоциация, аналогия, для тех, кто работает головой, кто генерирует новые решения в своей области деятельности. В материале предлагается 100 способов нахождения решений. На реальных примерах своих клиентов и участников курсов автор показывает, как придумать идею, как быстро решить проблему, как быть нестандартным, как находить целевую аудиторию и увлекать ее своим проектом. Время, потраченное на 1 инструмент – максимум 10 минут, а извлечение возможностей на годы вперед! И главное – получение удовольствия от процесса работы. Это нельзя пропустить, поэтому, для знакомства с книгой, не забудьте захватить блокнот и карандаш. Книга для представителей творческих профессий, связанных с писательством, искусством, журналистикой, копирайтингом, блоггингом, дизайном, рекламой и хенд-мейд мастерством.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гайд успеха. 100 способов генерации решений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Детализация
Внимание к деталям в огромной степени определяет успешную реализацию бизнес-идей.
Что случилось на рубеже 20 и 21 веков с компанией Kodak? Она обанкротилась. Лидер в разработках технологий обработки фото — и кинопленок, поразивший цивилизованное общество своей продукцией — лидер, на который работали крупные научные центры и вузы, вдруг оказался выброшенным на свалку истории… Выскажу спорную точку зрения. Компании не хватило того, что называется «выпустить пар», нужно было «не упиваться собой, а упиваться креативом», воспринимать новое, детализировать свои шансы. Она слишком закопалась в собственном «огороде» и уверовала в идеал совершенства своего продукта.
Детализация означает способ дробления объекта на те составные части, которые возможны для «детализатора», чтобы собрать новую комбинацию из этих частей. Так существовавшие до того стереотипы будут разрушены, так придет новое понимание сути происходящего.
Разложи объект, проблему, ситуацию на детали, посмотри на каждую из них. Разбивай свои крупные долгосрочные проекты на мелкие эпизоды и мгновения, и наслаждайся каждым, как куском руды, как самородком, добытым с глубин неосвоенных рудников. Разбросай, чтобы найти вокруг новые решения, а затем…
Синтезируй идеи. Соедини все части в любой конфигурации и последовательности, если не складывается — займись любым кусочком. Соверши в результате невозможное, пусть это останется даже на бумаге, как твой завет…(шутка, похожая на правду).
В кинофильме режиссёра Алехандро Гонсалеса Иньярриту «21 грамм» — совершенно своеобразная фабула, сцены разбросаны как рассыпавшиеся разноцветные украшения одной коллекции, если внимательно взглянуть на один из теглайнов: «Сколько весит жизнь?» — то станет ясно, это из камешков состоит наша жизнь — и когда какой выпадет — не знаешь. Но она такая легкая и хрупкая, что весит она всего 21 грамм — вес теряемый человеком в момент смерти.
Оглядеться по сторонам! Найти то что можно разделить. Посеять муку, чтобы испечь пирог. Разобрать, чтобы собрать. Но в начале выделить то, что различается, по единому принципу, исходя из одной отправной точки.
Посмотри на клавиши фортепиано, где все звуки разобраны по костяным клавишам, и каждый чем-то примечателен. Начинаем с игры в настройщика музыкальных инструментов — прислушиваемся к каждому звуку, а чтобы найти фальшивый — пропускаем их через воронку Бюхнера (воронка для фильтрования жидкости под вакуумом). Зашли в музыкальный зал, а вышли из химической лаборатории. Ведь все мысленно — значит все возможно, и не забудь, еще и метафоры помогают.
Итак мы художники нюанса.
Дерево комплиментарности целей
Для выбора достижимых целей я рекомендую метод «Дерево комплиментарности целей». Дерево — это тот организм, где от корней до листьев и плодов все цели подчинены одному — развитию. Так и наши цели будут иметь прочную основу для взаимосвязей.
1) Индивидуальный Способ.
На примере «Выступление перед аудиторией»
ШАГ 1. ВЫБОР ЦЕЛЕЙ. Во втором столбце таблицы 10 разработанных целей — выберем из них 5 (50 % из возможных) — тех, которые по нашему мнению можно реализовать в выступлении. Это значит — мы заменим «монополию» одной цели (как обычно, в выступлениях цель одна — успех) на «комплиментарность целей», что означает следующее: реализация одной цели помогает достичь другой.
ШАГ 2. СТРУКТУРА ВЫСТУПЛЕНИЯ. В третьем столбце таблицы нарисуем дерево, и представим себе, что от корней до веток размещены наши 5 целей по порядку их исполнения. Скорее, первая цель будет эмоциональной, посвященной созданию атмосферы в зале, ведь взаимоотношения спикера и его аудитории имеют иррациональную основу — установление эмоциональной связи снимает препятствия, стоящие на пути к реализации последующих целей. Выбор каждой цели желательно осуществить согласно ее влиянию на следующую цель.
ШАГ 3. СТРАТЕГИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ. Соединим цели линиями между собой. Это значит, мы подтверждаем связь между ними! У нас выстраивается стратегия. Самое важное, чтобы последняя фраза сделала конверсию всей презентации в фидбек.
ШАГ 4. МОТИВАЦИЯ. Мы построили «Дерево целей», где каждая цель дополняет другую. Больше целей — меньше рисков — больше шансов на результат!
Табл… «Дерево комплиментарности целей» на презентации
Дихотомия понятия
Любое понятие можно разделить на две части, создающие в сумме целое. Для этого два элемента, полученные в результате деления, должны противоречить друг другу. Этот способ называется дихотомическим делением, или дихотомией. Это используется часто для создания комичных положений. Взгляните, фраза из кинофильма «Кавказская пленница»: «У меня теперь только два выхода: или я ее поведу в загс, или она поведет меня к прокурору» — определила сюжетное направление, увеличила напряжение и раскрыла мотивацию эксцентричных персонажей.
Открываю статью в деловом издании. Она называется «Два способа вернуть доверие своего босса». И вот взгляните как удобно, исходя из дихотомии поднять вопрос: «Первый шаг к решению проблемы — понять, что именно поставлено под сомнение: ваша надежность или ваша компетентность».
Для делимого выбираем самые разные задачи и бьем каждую пополам, а затем полученные части тоже пополам, и так далее, пока не сверкнет в глазах огонек от неожиданного всплеска идей.
Как более качественно обслуживать клиентов, не увеличивая бюджет на это?
Первое звено для деления: «Проблема обслуживания». От него возникают второе и третье звенья «Проблема» и «Культура обслуживания», а от них в свою очередь еще по два звена. (Рис. 1.). Далее могут появиться звенья о дизайне, инфорИБРовании, стимулировании продавцов и возвращении неудовлетворенных покупателей. В результате мы легко найдем решение. Возможно, неожиданное и простое — сообщим неудовлетворенным клиентам, что они помогли нам выявить недостатки, мы им благодарны и специально разработали что-то, для чего-то, в такие-то сроки….
Рис. 1. Дихотомия проблемы обслуживания.
Кратко, буквально в двух словах, сформулируйте суть задачи. Например, «Что лучше сделать с урожаем яблок?».
Разобьем задачу на две части — одна часть задачи определена как «урожай», а другая как «яблоки».
Выделим из каждой половинки еще по две половинки.
А теперь, когда у нас уже 4 части — можете самостоятельно сделать из них 8, если эти 4 пока не подсказали решение. Не беспокойтесь за правильность — доверьтесь интуиции и воображению, пока не почувствуете, что исчерпали свои возможности.
Взять другой цвет и обвести одну клетку как самую важную. Подумайте, какую новую идею подскажет вам тот или иной признак. Истинно новаторская идея может быть скрыта в самом, казалось бы, незначительном признаке — подобно тому как простая капля воды бывает в состоянии донести до нас свежий запах океана. Например, в нашем случае идея может быть такая. Снимать с ветки только крупные яблоки. Остальные снимут приглашенные собиратели урожая для своего личного употребления, причем еще немного нам заплатят. Для этого сад можно сдавать на время этим сборщикам урожая. Экономия на инвентаре для сбора урожая, сортировке, хранении, уничтожении, транспортировке, зарплате сборщиков.
Рис. 2. Дихотомия проблемы cбора урожая яблок.
«Резьба-роспись» («Ре-Ро»)
В этом приеме находим ассоциацию с работами по дереву, чтобы легче решить задачу в проекте. Поэтому каждый этап мышления ассоциативно связан с этапом работ мастера резьбы и росписи.
Способ 1.
На примере «Создать уникальный отель по примеру отеля ArtSeriesHotels в Австралии» (Рис. 1.).
• Резьба (Разработка деталей). Нужен отель, каких еще не придумал никто. Перебираю варианты направлений видения «судьбы отеля»: новаторский по технологиям, экспериментальный по типу номеров, дизайнерский по стилю, театральный по атмосфере, оздоровительный по программа, деловой по программа и т. д..
Соединяем линиями.
• Роспись (Интеграция). Пытаюсь найти каждому направлению его выражение на практике: Отель может быть раздроблен на виды деятельности на них потом строится концепция. варианты концепций: гном (для микроотеля), лаборатория (поиски стиля), фитнес-клуб (оздоровительная программа), коворкинг-центр (встречи деловых и творческих сообществ), музей (для пенсионеров).
Двигаюсь дальше. Название наполнит задумку смыслом. Для этого выберу 1 позицию, полученную в процессе «Ре-Ро» по отелю, придумаю название и расскажу о ней концептуально.
Рис 1. «Ре-Ро»
Набор названий как мотиватор выбора нужного решения
Списки, списки. Они окружают нас, как тараканы. Смотришь — нет, и вдруг есть. Но их не надо бояться. Прихожу на занятие по творческим технологиям и список вытягивает меня из пучины информационного мусора. Работаю над новой книгой — мечтаю сделать ее компактной, цельной и концептуальной… Когда появится список — в нем я обнаружу: какова комбинация смыслов и как она закружит читателя. Пора, пора взяться за коллекции списочных фолиантов, где затаились любимые названия, выражения, стихи, цитаты и персонажи.
Стоит к ним прикоснуться — и мысли потекут по каналам вашего воображения.
Вот недавно для игры «Как создать свой мастер-класс» у меня получился такой список тем.
• 5 моих побежденных страхов
• 5 направлений развить свой талант
• 5 достижений, которыми я горжусь
• 5 деятелей, которые меня вдохновляют
• 5 выводов, которые я сделал в жизни
• 5 правил, которые я нарушил и победил
• 5 чувств, которые я испытываю сейчас и дарю вам
• 5 способов повысить эффективность своей работы
• 5 ответов, которые мне хотелось бы услышать от мудреца
• 5 ценностей, которые я хочу передать своему ребенку
• 5 удачных решений, принятых мною
• 5 приговоров, которые я не вынес
• 5 инструментов развивать креативность
• 5 предметов моего успеха, которые можно носить в кармане
• 5 слов, которые я хотел бы сказать своей матери (отцу)
• 5 слов, которые я никогда не скажу своей матери (отцу)
• 5 человек, с которыми я хотел бы встретиться
• 5 моих неоконченных дел
• 5 моих концепций в творчестве
• 5 жизненных ошибок-уроков, которые я получил
• 5 поступков для обретения счастья
Выбор нужно осуществить мгновенно. Тогда искра и выбьется из камня.
Лестница Флерли
Не всем достается судьба или выпадает жребий наслаждаться Норвегией, фьордами, и заодно прогулками по горной, старой, длиннющей, высокой лестнице.
4444 узкие деревянные ступени. От первой до последней — 1600 метров. Первая и последняя различаются высотой в 740 метров. Это путь на заброшенную электростанцию, на очередной разрушенный Вавилон, где… А впрочем, у каждого свои «страшилки».
«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять,
Вдруг охотник прибегает,
Прямо в зайчика стреляет».
Помните эту старую детскую считалочку? У взрослого человека, может быть в другой формулировке, она сохранилась на подсознательном уровне.
Поднимаешься по зеленому тоннелю из деревьев и папоротников. Тебя сопровождают две ржавые рельсы и две толстые трубы. А внизу тебя ждет брошенная вагонетка, — откатала свое.
Рельсы, заросшие папоротником, как-то угрюмо напоминают о тщетности человеческих намерений прокладывать таким образом путь куда-то ближе к небу. Даже, если ты везешь оборудование и уголь.
Две трубы, зеленые и ржавые на стыках, давно уснули на подъеме, — они отслужили свое, они — часть пейзажа, и может, вакуум для шального ветра, забравшегося внутрь, не более. А когда-то по ним в действующую электростанцию шла вода.
Со скрипом и без перил. С дождем, ветерком и солнцем. Со спутником и без оного. С улыбкой и без. По правую руку торчат макушки сосен, по левую — скалы. А внизу, будто на подступах к лестнице — скалистый берег и море.
Из открытых источников
Читатель уже сомневается: «На кой черт она мне сдалась?» Впереди руины железа.
Так-то оно так, я и сам по ней не поднимался, пишу с рассказа приятеля. Да вот прикинул. У всякого человека встречается на пути своя «лестница флерли»…
Она окажется из 444-х или 44-х ступенек — не важно, — важно, что избрав для себя метафору подъема по ступенькам — понимаешь: «я себя преодолел, постепенно, хоть в чем-то себя преодолел. Фобии-красавицы в очереди стоят. Вон они! С буквы «а»: агорафобия, акрофобия, панфобия, технофобия и далее по ранжиру.
Проходя свои ступени, обнаружишь то, что было недоступным, — обретешь ощущение высоты над тем, что окружает тебя, и может быть, угнетает.
Из открытых источников
Обязательно вспомнишь что-то… А там и до дневника или мемуаров недалеко…
…В короткой фразе «Моя лестница флерли», записанной вами в дневнике, могут вместиться такие громадные пласты жизни…, даже дух захватывает. Подумал сейчас об одной записи, что попалась на глаза. Ее сделала одна из героинь книги Кэтлин Адамс «Дневник как путь к себе»:
Я родилась.
Отец нас оставил.
Моя мать умерла.
Отец вернулся.
Я покинула дом, выйдя замуж.
У меня родилась дочь.
У меня родился сын.
Я вырастила своих детей.
Муж ушел от меня.
Я следовала зову сердца.
Муж хочет вернуться.
Я родилась заново.
Такова «лестница флерли» этой молодой, никому не известной женщины — раз написала о таких событиях, без лишних слов, эмоций, сожалений и восклицаний — значит, она поднялась по ней.
Способ «Ягодная поляна»
Однажды минипроцесс создания торговой марки нашей минигруппой из двух человек был назван минитермином «Ягодная поляна». Эта метафора отражает смысл работы и понимание процесса, в котором пока не образуешь «флору своего созерцания и мышления» — не найдешь поляну, усеянную «ягодными идеями». Причем поляна в моем представлении небольшая, но богатая, теплая и светлая. Находишь — складываешь ягодки в корзину — затем перебираешь — отделяешь спелые ягоды от мусора.
1. На каких полянах — какие ягоды ищем? Что может быть на них? Что рассыпали сумасшедшие генетики в нашем представлении? Мордашки животных, цветы, безделушки — все это банально и где-то уже было.
2. Для маски мы нашли 7 новых полян (Рис. ниже).
3. Выбираем, какая из них наша ягодная поляна.
4. Например, выбрали поляну героев Шекспира. Дизайнер может предложить свое видение, в каком жанре он нарисует выбранных героев. И наш клиент может спокойно засыпать в маске Отелло, короля Лира или Гамлета, а дама, ну естественно в маске Дездемоны или Джульетты.
Если поинтересоваться: «Для чего приглашение?» — собеседник покрутит пальцем у виска, смекнув, что вам просто не о чем поговорить, а ведь ты приготовил какую-то интригу, ибо цели приглашения разнообразны (вызвать мотив, уточнить имидж, дать первое впечатление о мероприятии) — определив их — под них создав концепцию (Удивить, Запомниться, Принести удовольствие, Дать новую информацию, Заинтриговать, Вызвать интерес новой идеей) и исполнение — мы получаем превосходный результат.
А сколько сногсшибательно креативных вариантов оформления?
Первый абзац — мой. Второй — твой! Окей?
Шпионские письма
Приглашение в форме сигаретки, шариковой ручки, катушки фотопленки, конфеты или печенья, почтового конверта, размером со спичечный коробок несомненно будет исследовано. Женская аудитория особенно чувствительна к такой изобретательности устроителя презентации. Для одной из свадеб дизайнеры из Leafcutter Designs разработали оригинальные приглашения в виде миниатюрных авиаписем, в которых гости обнаружили карточку с деталями мероприятия и карту местности.
Твое предложение______________________________________________________________________________________
Карта — салфетка
Когда на салфетке все исполнено точно и «по-эстетски», да еще стилизованно под рукописное сочинение — будь то картинка дислокации мероприятия, дорожный маршрут, карта звездного неба или карта приключений на ожидаемом событии — ты не уйдете от соблазна поизучать такую карту.
Твое предложение______________________________________________________________________________________
Приглашения-предсказания
Приглашения, сделанные в форме оригами-предсказаний, передают затейливый, позитивный настрой организаторов. С ними потом еще провести конкурс на тему кому что досталось…
Твое предложение______________________________________________________________________________________
«Живопись на шелке»
Любые тканевые приглашения покажут изысканность вашего вкуса… Да? Как думаешь, Организатор?
Твое предложение______________________________________________________________________________________
Пиньята
Безудержно яркие игрушки-приглашения увеличат размер глаз, на них смотрящих. Отличный способ передать атмосферу веселой вечеринки. Павлины отдыхают.
Твое предложение______________________________________________________________________________________
Киноафиша
Этот вариант подойдет для ценителей кинематографа, как говорится в известном фильме: «Синема, синема! От тебя мы без ума!» Кто не любит кино? Покажите пальцем. Остается сделать приглашения в стиле винтажных или современных киноафиш. Тем более, пройдясь по антикварным магазинам Средиземноморья и Черноморья я реально лицезрел пласты старых советских афиш, их скупают ценители.
Твое предложение______________________________________________________________________________________
Лайфхак
Когда что-то употребляется не по назначению — это немного поворачивает мозги в другую сторону — нам всегда полезно иногда проводить такую умственную операцию. Паспорт-приглашение, указ президента, виза, трудовая или медицинская книжка, водительские права, военный билет, авиабилет, сувенир — какие еще границы может преодолеть ваш креатив?
Твое предложение______________________________________________________________________________________
Хлопушки
Веселые праздничные приглашения в виде хлопушек у аудитории, любящей шаловливые проделки несомненно вызовут энтузиазм. Детали приглашения фейерверком вылетают из упаковки вместе с цветными конфетти.
Твое предложение______________________________________________________________________________________
Скретч-лотерея
Такие приглашения в виде лотерей или скретч-карт непременно вызовут азарт, поднимут настроение и станут удачным вхождением аудитории в атмосферу мероприятия.
Твое предложение______________________________________________________________________________________
Способ.
На примере «Привлечь клиентов в результате Ребрендинга ресторана»
Шаг 1. Выявляем проблему. Открылся новый ресторан в центре города, но никто не приходит. Вокруг полно фаст-фудов. Схемы №№ 1 и 2 — демонстрация как надо. Схемы №№ 3 и 4 — ваша попытка.
Шаг 2. Выбираем тему из увлекающих нас и наших клиентов: направления деятельности (бизнес, развлечение, путешествия) профессии(летчик, моряк, токарь, тракторист, металлург) виды искусства (живопись, скульптура, архитектура, театр, кино). Например, я выбрал «металлургия».
Шаг 3. Подбираем компоненты разработки объекта.
Шаг 4. Интерпретируем слова по выбранной теме согласно компонентов.
Шаг 5. Фокусируем внимание на самом интересном и ловим инсайт. Может быть у вас выбор сделан в сторону кино — заполняем схему по аналогии с нашей «металлургией».
Рис. 1. «В ресторан пойдут, потому что…»
Рис. 2. Что предложим по сути?
Рис. 3. Для вашей темы. «В ресторан пойдут, потому что…»
Рис. 4. Для вашей темы. Что предложим по сути?
В электронном виде (на флеш-карте):
3 сегодняшних повода для радости
3 вида креативного бизнеса
3 любимых бренда
3 любимых товара
3 любимых блюда
3 любимых услуги
3 любимых вещи
3 образа в рекламной кампании
3 вдохновляющих фотографии
3 вдохновляющих темы — каждая с набором из 30 слов
3 вдохновляющих слова
В реальном виде:
1 креативный предмет
Эффект домино
Эффект домино заключается в том, что первая упавшая кость устраивает последовательное падение для всего набора. Ибо какое-либо нарушение положения первого элемента влечёт за собой линейный ряд изменений с другими элементами, аналогично тому, как падают костяшки домино.
Это здорово подходит писателю — для создания сюжета, руководителю — для создания стратегии, исполнителю — для распределения дел в течение отрезка времени.
Тренировка первая. Сценарий детектива путем распределения слов в нужной последовательности, с добавлением персонажей.
Определи, кто тебе нужен из 9-ти персонажей в Табл.1.
Бирюк — неразговорчив, неохотно идет на контакт, угрюм и с виду кажется недоброжелательными. С ним сложно работать, трудно завоевать его расположение.
Живчик — подвижный, быстрый в движениях и поступках. Не привык долго взвешивать «за и против», принимает решения быстро, но вполне обдуманно, редко меняет свои решения.
Флегматик — медлителен, желает знать все детали, даже если они ему не очень нужны, осмотрителен и методичен в принятии решений, на него несложно повлиять.
Свой парень — обаятелен, разговаривать с ним весьма приятно, вы можете найти общие темы.
Тщеславный тип — горделив, ему можно смело льстить, ему будет очень приятно.
Истероид — на ровном месте найдет проблему и ею озабочен, если вопрос решен — ему нужна следующая проблема.
Эпилептоид — никого не слышит, все решения принимает сам.
Манипулятор — любитель интриг, коварен, наслаждается своим умением провести другого вокруг пальца.
1. Нерешительный тип — его стихия — колебания.
2. Соедини события и персонажи в Табл.2. — выбери для каждого персонажа, что с ним произойдет.
Табл.2.
3. Расставь события во времени таким образом, чтобы каждое предыдущее влекло за собой последующее.
Тренировка вторая. Продвижение Дизайн-бюро на рынке оформительских услуг
Владелец турфирмы использует вывеску, вызывающую много вопросов. Нам нужно убедить его в том, что оформив нам заказ на изменение фирменного стиля, он получит много плюсов. Для этого создадим цепь аргументации (мысленный эффект домино), где он увидит, что оставаясь на прежних позициях сильно теряет.
1. Первая кость должна дать толчек падению всех — назовем ее, например, вывеска «Алена-тур» (Рис. 1).
2. Вторая кость — это та мысль которую может вызвать название у потенциального клиента, скажем, «Какая-то «фейковая» фирма или видимо для кого-то не основной бизнес.
3. Третья кость — недоверие такой фирме.
4. Четвертая… Пятая… (продолжите сами, поддерживая инерцию падения костей домино).
Рис. 1.
Взрыв стереотипа
Всегда, прежде чем может быть возведено что-то новое, должен быть поколеблен авторитет уже существующего.
Привыкать ко всему! Что это? Наше спасение или наша беда. Или и то и другое?
Привычки вокруг — привычки просто по–паучьи опутали нас. И мы счастливы или нет, но в любом случае сидим в коконах привычек без искры, без движения.
Мы ловим сигналы — это «триггеры», мы знаем. Потому что реагируем на них. Но как ловим? Привычным набором действий. Зачем? Для маленькой награды — результат подарит нужную эмоцию.
Если вникнуть: от сигналов не спрятаться как от осеннего звездопада, а результат нам-то нужен еще как, иначе «пиши пропало». Значит в схеме: триггер — привычные действия — награда» нужно заменить среднее звено. Можно прочитать книжку Чарлза Дахигга «Сила привычки», а можно применить наш прием «Клин клином».…И получить более сильный эффект (особенно под «Кармен» Джорджа Бизе. Включите Сюиту № 2). Находим «Архимедову точку опоры» на стереотип (правило, способ, избитую идею, ситуацию, привычное свойство предмета или явления, которое кажется нам совершенно неизменным). Получится, поверьте.
Целенаправленно, как на боулинге, ищем кегли стереотипов воскресного вечера и запускаем по ним шары. Я из тех, кому одна сцена из кинофильма «Пролетая над гнездом кукушки» (когда Макмерфи пытается поднять огромную металлическую тумбу, зная, что обречен на неудачу и оправдательные слова: «но я хоть попробовал») не дает покоя.
1. Строим 2 столбца с одинаковыми названиями «Внешний триггер: авторитет среди пациентов клиники».
2. Заполняем 2 строки первого Столбца обозначением смыслов: «Стереотип — Награда».
3. Заполняем 2 строки второго Столбца обозначением смыслов: «Антистереотип — Награда».
4. Вносим в пункты «Награда» один и тот же смысл: «признание и соучастие в инициативах лидера».
5. Наконец, производим главное действие: Выбиваем стереотип: во втором столбце находим эффектный прием создания Антистереотипа и получим новое понимание проблемы.
6. Ваш ход. Вы — Макмерфи! Впишите свой антистереотип рядом со второй строкой второго столбца.
Рис 1.
Внешний триггер: воскресный вечер навевает «делай что хочешь».
Привычное действие: кружка пива за просмотром футбольного матча.
Награда: самоуспокоение по модели «отдохнул, как хотел».
Вышибаем п. № 2 «Привычное действие: кружка пива за просмотром футбольного матча» и ставим___________________________________________________________________________________.
Кейс. Ruatuna (Новая Зеландия) на рынке продаж жилья устроила бесплатный тест-драйв
1-СТЕРЕОТИП. Рассматриваем cтереотип и определяем вытесняемый фактор.
2-РАЗРЫВ. Делаем революцию и свергаем стереотип с власти. Разрыв рождает антипод как новое понимание ситуации.
3-ВИДЕНИЕ. Из антипода форИБРуем новое видение и даем новое содержание возникшему представлению, чтобы вдохновить себя и других. Видение — это прыжок воображения из настоящего в будущее. Это амбициозное представление о том, что будет.
4-ПРИМЕНЕНИЕ. Пробуем первые практические шаги на расчищенном пространстве.
Схема. ТЕХНОЛОГИЯ «Разрыв стереотипа».
Кейс. Магазины Virgin Megastore (Франция)
Стереотип. Основанием для концепции розничного продавца служат осязаемые материальные выгоды, которые он предлагает: ассортимент, цена, обслуживание.
Разрыв. Virgin выбрала эмоциональное позиционирование, она должна играть эмоциональную роль, а не делать заявления о вещественных выгодах.
Видение. Virgin — не очередной магазин звукозаписей. Это храм культуры. Virgin не сводится к сумме различных ее направлений деятельности — звукозаписи, музыкальным магазинам, авиакомпаниям и т. д.
Применение. Переосмысление стратегий
Кейс. Отель Dunsley Hall Country (Великобритания)
Стереотип. Праздник, отмечаемый в отеле.
Разрыв. Работа в праздник в отеле.
Видение. Антипраздник.
Применение. Специальная программа рождественских каникул. На все время праздника этот отель был превращен в зону «без Рождества». Заплатив 375 фунтов стерлингов, клиент проводит 3 праздничных дня, работая за компьютером или просматривая фильмы без рождественских сюжетов.
Прочувствуйте, что Идея нас захватила
Сформулируйте задачу.
Найдите вытесняемый фактор-стереотип: продукта, потребителя, коммуникаций, ситуаций.
Замените его на радикально новый фактор с большим потенциалом.
Проследите за изменениями в других областях.
Найдите новое прочтение ситуации
Записывайте на листах бумаги приходящие на ум решения вашей Задачи.
«Бесцветный кофе, изготовленный по уникальным технологиям с использованием зерен кофе высшего сорта. Необыкновенный вкус и заряд живительного кофеина вам обеспечены, но минимальные последствия для зубной эмали».
Стереотип: — ?
Разрыв: — ?
Видение: — ?
Применение: — ?
Найдите в интернете этот отель и посмотрите на его номера. Теперь закройте четыре позиции.
Стереотип: — ?
Разрыв: — ?
Видение: — ?
Применение: — ?
Придумать новую идею, можно, оттолкнувшись от чего-угодно. Но заметьте, надо оттолкнуться. От твердых поверхностей. Прыгнем дальше или выше — получим большее удовлетворение от результата.
Один из удобных камней для отталкивания — стереотип.
Стереотип — заранее сфорИБРованная, привычная, можно сказать, утрамбованная мыслительная оценка чего-либо, которая регулирует поведение и делает его стереотипным.
Но повтор — не наш путь — ничего не добьешься!
Поэтому прыгаем со стереотипа.
Стереотип — Разрыв — Видение — Применение
Вот интеллектуальное упражнение.
Давайте найдем конкурентное преимущество для конфет нашего заводика.
Шаг 1. Начинаем мыслительный процесс “От Дивергентного мышления к Конвергентному» — от детализации к конструированию.
Шаг 2. В первом столбце перечисляем самые известные факты о конфетах(они же Стереотипы), во втором столбце пишем Инсайты по поводу написанных банальностей (Табл. «Стереотип-Инсайт»).
Шаг 3. Проверка на фокус-группе(друзьях, подписчиках в соцсети).
Шаг 4. Выбираем 1 из ответов — идея найдена — беремся за создание проекта!
Таблица «Стереотип-Инсайт»
Тake it easy
Допустим нам не хватает денег на ремонт спальни… Включаем «Тake it easy» и применяем скажем, стиль лофт, а он-то предполагает, что часть стен должна оставаться без отделки, а другие стены оштукатуриваются либо декорируются насыщенным покрытием одного цвета. Упрощение ремонта не как вынужденная мера, а создание стиля.
Упростить на самом деле бывает сложно, отсекая лишнее, нужно оставить лишь ядро замысла.
У меня мастер вешает кондиционер, и сын дает ему прикурить зажигалку Zippo. Он оценивает вещь, щурится на солнце и как будто курит с еще болим удовольствием. Механизм легендарной зажигалки остается неизменным с 1933 года. Скоро истории изобретения этой зажигалки стукнет 100 лет, и все 100 лет долговечность Zippo напрямую зависит от простоты конструкции зажигалки, в которой практически нечему ломаться.
А вот из рекламы. Простота — отличительная особенность рекламы The Economist. Не изображая на принте ничего, кроме пластиковых отелей из «Монополии», сингапурское РА «Ogilvy & Mather» без единого слова сказало все, что требовалось о перспективах успеха читателей издания. И пришли миллионы репостов этого фото…
Кейс. Секрет концепции простоты IKEA
Сложная проблема. Готовая мебель для дома (возникают вопросы как подойдет по размеру, по цвету, по материалу)
Разрыв. IKEA заменяет слово «готовая» на «собираемая» мебель.
Видение упрощения. IKEA показывает, как просто все можно сделать (выбирать, планировать, собирать) под самые необычные запросы покупателя и создает рынок бытовых конструкторов.
Применение. Сделай сам.
Товар имеет контейнер из ударопрочного пластика, который закрывается кодовым замком (злоумышленнику остается только его разбить или разрезать специальным инструментом). Крышку можно намертво прикрепить к забору, велосипеду, шезлонгу или любой другой тяжелой опоре — тогда воровство становится вообще невероятным.
Срочно найдите заказчиков!!!!!!!!!!!
Ступени подсказок
Мгновения, мгновения, мгновения…
Создай свою модель действий. Разбивай свои крупные долгосрочные проекты на мелкие эпизоды, ищи подсказки и наслаждайся каждым мгновением, как куском руды, как самородком, добытым с глубин неосвоенных рудников. Разбросай, чтобы найти вокруг новые решения, а затем… Синтезируй идеи. Соедини все части в любой конфигурации и последовательности, если не складывается — займись любым кусочком. Соверши в результате невозможное, пусть это останется даже на бумаге, как твой завет…(шутка, похожая на правду). Как-то мне показали фартук, сделанный из распоротых джинсов. Как приходить к таким идеям? По ступенькам… вы начинаете над чем-то работать — чтобы ловить подсказки — помечайте какая заглавная буква повторяется? Мысленно появляется лестница из слов, начинающихся на эту букву — посчитайте ступеньки… — так впервые произошло с комплексом маркетинга «4П», а потом и понеслось «5П», «7П», «12П» и т. д.
1-берем тему
2-находим первое мотивирующее слово
3-ищем второе слово на ту же заглавную букву
Кейс. Установление делового контакта по телефону
Работая над оптимизацией делового телеразговора я увидел, как резвятся передо мной слова на букву «П» словно мальки рыбы на солнце. Почти мгновенно они сбились в косяк рыб, который был назван мной стратегией 7«П». Очевиден кумулятивный эффект.
Стоит перечислить элементы стратегии 7«П», чтобы убедиться в том, насколько они пригодны для установления контакта в своей последовательности и продуктивности:
• Приветствие в соответствующей интонации;
• Представление cебя и предмета разговора;
• Причина (объяснение цели звонка);
• Проблема (обсуждение вопроса);
• Подведение итогов обсуждения;
• Признательность (выражение благодарности);
• Поздравление с началом деловых отношений.
«3У» — это 3 ступени — 3 подсказки. Как подняться по трем «У»? Ответ: с основания пирамидки. Находя решение на каждом уровне вы как бы прогоняете продукт по трем цехам виртуального завода.
УДИВЛЯЙ! Равнодушие и скука никого не заставят прийти к вам на party или купить Ваш товар. Ну-ка, помигайте маячком.
Теперь признайтесь, что использовали в качестве маячка?
УПРОЩАЙ! Сокращай ненужное, усиливай главное — короче говоря, оптимизируй.
Теперь скажите, на какой идее сфокусировались?
УСИЛИВАЙ! Движение, адаптация и масштаб единого послания под особенности ЦА.
Теперь скажите, что стало стержнем вашей коммуникационной кампании?
Способ 1. Лестница бренда для нахождения объединяющего образа
Давно замечено: строя лестницу для выработки решений, преодолеваешь недоступную высоту. «Наши мысли гуляют по лестнице».
Проще начать с вопросов (они в скобках). Задаем первый вопрос и даем на него первый ответ.
Поднимаемся на ступеньку и проделываем ту же операцию. В данном случае нам хватило для преодоления 5 ступеней.
Теперь дадим названия каждой ступеньке.
Способ выполнена!
Рис. Прогулка по Лестнице бренда
Карта-коллаж
Идея состоит в том, чтобы в большом множестве объектов, (хаотично собранных или по определенной теме) через их стыковки, сравнения, слияния, увидеть новый образ.
Сначала чертим Карту, где все объекты разработки и пути их развития в проекте. На Карте начинается процесс Конвекции (разогрева элементами друг друга, где по аналогии с физикой теплота циркулирует внутри объема жидкости или газа. Чем быстрее элемент движется, тем выше его кинетическая энергия). Далее важно все сопоставить для нахождения соответствий. Конгруэнтность — процесс адекватности и согласования элементов между собой. Потом мы можем сделать обоснование, описание, интерпретацию. Концепция — процесс самопонимания через комбинацию элементов. Наконец в завершение смысл переводим в визуальный ряд. Мы создаем ответ на вопрос: «А как бы все это выглядело?» Коллаж — процесс образного явления объекта разработки, где элементы играют свои роли.
Рис. 1. 5 процессов
Проблема. К сожалению или к счастью, вкус конопляного молока — ужасен, во всяком случае мало кем приветствуется.
Решение. Что придумала Австрийская компания Frenkenburger?
Карта. Краудсорсинг: фирма находит потребителей для инновационного эксперимента. 2) Конвекция. Она призывает своих потребителей стать авторами новых вкусов конопляного молока — питательный напиток, стакан которого может заменить полноценный обед, ТО ЕСТЬ фирма находит дело для единомышленников. 3)Конгруэнтность. Клиент, предложивший наиболее успешный рецепт, получает не только благодарность, но и по центу за каждую проданную бутылку напитка, в котором воплощена его идея. 4)Концепция. Компания придумывает объяснение выбранному рецепту. 5)Коллаж) Дизайнеры создадут новый образ.
Ваша схема краудсорсинга для кулинаров?
Вулкан
Магма нагревается — магма выходит на поверхность — образуется лава, вулканические газы, камни и пирокластические потоки.
Минус-плюс
Прием должен применяться именно так, как назван. Сколько раз на занятиях с производственниками я слышал фразу: «Наш продукт доведен до оптимума, там нечего отнимать». Скажите себе, что это игра, что нужно чем-то пожертвовать. Отнимите (это обязательное условие) то что меньше всего для вас значит. Никаких поблажек! Прием заставляет совершить вычитание, независимо от того, хотим мы этого или нет, а это ведет к необходимости заполнить образовавшуюся пустоту и что-то прибавить. Вот тут и начинается «песня». Мы находим неожиданные прорывы.
Теперь схематично.
1. Вычленение. Убираем 1 функцию/признак/свойство).
2. Замена удаленной функции на функцию другого объекта. Например, при разработке нового объекта на основе настенных часов можно заменить их свойство «показывать время»:
• показывать оставшееся время до конца заданного интервала (например, до конца рабочей смены);
• показывать время с момента восхода солнца;
• показывать температуру, давление или еще какую-нибудь погодную характеристику или их комбинацию;
• показывать фазу луны, уровень солнечной активности или иной космический фактор, влияющий на здоровье и самочувствие.
3. Модификация дизайна и формы.
4. Интерпретация нового объекта или признака.
5. Адаптация.
Кейс. Основатель компании швед Ингвар Кампрад придумал тренажер для магазинов IKEA.
Давайте попробуем мыслить как Кампрад, применяя простую схему «Минус-плюс» на каждой стадии. (см. Рис. 1.)
Рис. 1.
• ЗАЛ. Интерпретация комфортного образа жизни
• СБОРКА.Продаваемую здесь мебель покупатель собирает как детскую головоломку.
• ДОСТАВКА.Мебель помещается в плоские компактные упаковки, которые ритейлеру легко складировать и перегружать, а покупателю — перевезти домой (многое — на личном автомобиле, не прибегая к услугам службы доставки).
• ПРОСМОТР.Крупногабаритный товар помещен на склад самообслуживания, где находится в прямом доступе для покупателей.
• УПРОЩЕНИЕ.Упразднена зона выдачи товара.
• РАСЦВЕТКА.Сборная мебель не окрашена, или следует цветовой гамме «минимализма». Это снижает себестоимость и затоваренность неходовыми расцветками.
• МЕРЧЕНДАЙЗИНГ.Стенды с карандашами и карточками для записи артикула товара и его места на складе, После внедрения этой «мелочи» продажи повысились на 7–11 %.
• ЗАНЯТИЕ ДЕТЕЙ.Бесплатная детская игровая комната, фастфуд. Удобства продления пребывания покупателя в магазине.
Кейс. Коллекция модельера готова на дефиле…, но
Цель. Усилить акценты на платье не повышая расходы за показ.
Путь. С помощью пирамиды поднимаемся с нижних позиций к верхним — идем к более редкому варианту (Рис. 1).
Рис. 2.
Ответ. Marc Jacobs в 2014 году на NYFW Spring 2015 устраивает показ, где модели вышли на подиум без макияжа и маникюра (-).
Результат — платья «звучали» ярче (+), что вызвало шквал внимания и эмоций среди публики.
Кейс. Отнимем из изделия на стадии его замысла все функции, кроме одной — базовой, означающей его предназначение.
Блокнот «Молескин» торговая марка итальянской компании «Modo & Modo» Классический «молескин» представляет собой чёрный блокнот в твёрдом переплёте, запирающийся на эластичную ленту, с закладкой ляссе́, а также кармашком для визиток на последней обложке.
Условие. А если этот блокнот компания решила выпустить исключительно для
Тренировка. Избавиться от противоречивого свойства в объекте или системе.
База отдыха имеет небольшой участок реликтового леса, небольшое здание и большое озеро. Как увеличить поток туристов и места для проживания? Время пошло. Одна секунда-две-три…
Ответ…._Ну-ну…____________________(Отели на воде).
Способ 1. Создание объекта для конкретной функции
Участники получают Миссию заказчика: Разработать «Настенные часы для использования не по назначению» взяв для разработки следующие параметры оформления часов табл.1.
Результат. Находим для товара новый сегмент.________________________________________________________
Таблица 1.
За счет метода «МинусПлюс» курьерская служба станет известной за 1 летний месяц
Исправьте и добавьте свои идеи.
Таблица 2.
По нотам
C этим названием я не рассчитывал ввести вас в заблуждение, не могу предположить, что читатель все бросит и начнет искать музыкальные ноты. Имелось в виду cледующее. В каждом случае решения задачи — ты создаете или находишь схему для заполнения. Схема и становится мотиватором — вам останется просто, как по нотам, заполнить все клетки.
Рис. 1
Когда заполните — у Вас появится свой синопсис(сокращенный сценарий), ваша версия фильма! Читатель или зритель несомненно будет жить вашей историей и испытывать эмпатию к вашим героям. Не лишайте его такого удовольствия. Ведь где-то тайно в душе он захочет ассоциировать себя с героем, а в некоторых особых случаях стать персонажем вашей истории.
Рис. 2.
Кейс. Как создать концепт продукта
На первом этапе я спросил себя «Как я мыслю по этому поводу?» и у меня образовалось 4 окна.
На втором — я вставил в них свои приемы креатива, которые мне помогут найти идеи.
Рис. 2. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ СОЗДАНИЯ КОНЦЕПТА
Гипербола атрибута
А если?
Тренировка 1. Для рекламы утюга.
1 замена объекта — а если вместо утюга — корабль
2 замена функции — а если вместо функции гладить — функция плавать
3 замена поля действий — а если вместо ткани — гладим воду
Тренировка 3. Тайм-менеджмент порядка дел
1) Разбросайте дела на три буквы (заметьте, не пошлите на три буквы, а именно разбросайте)
Буква А. Сделать во что бы то ни стало!
Буква Б. Сделать желательно, но если отложить — будут небольшие неприятности.
Буква В. Сделать неплохо, это прибавит уверенности в себе или еще чего-нибудь. Например, «выбрать материал для новой статьи».
2) Как только напротив каждого дела мы поставим приоритет, т е. буквы «А», «Б» или «В», станет значительно проще определить, что главное, а что второстепенное. Приступать к задачам нужно обязательно с «А», затем взяться за «Б», ну и дерзнуть на «В». Так нашей личной эффективности прото некуда будет деваться.
Тренировка 4. Создание нового решения путем включения в клетки аспектов искомого объекта
ПОИСК
Интуиция, анализ и опрос приходят на место впечатлений, ощущений и мечтаний. Нужно максимально исследовать новую территорию, тему, проблему и погрузиться в ее контекст.
ДИВЕРСИЯ
Нужно кинуть камень в то болото которое мы изучаем и посмотреть на его реакцию. Называйте как хотите, пробный шар, например. Вспомните как в «Солярисе» Лема на космический корабль реагировал океан другой планеты.
ИНТЕРВЕНЦИЯ
Любым путем вносим новинку. Она заставит нас провести преобразования. Ведь новое вино в старые меха не наливают.
ПРОТОТИП
Раз новинка — принимай Прототип — это то, что можно “пощупать”. Вполне вероятный исход мысли прототипирования — получение представления о проблеме доработок, которая не ощущалась на этапе созревания идеи.
АДАПТАЦИЯ
Пробуем применить. Когда одну свою разработку я попробовал в аудитории — в миг получил инсайт, а до этого месяцами мучился — не мог найти решение.
ТЕСТ
Тест! Пора собирать камни. Ты должны получить максимальное количество отзывов о своем решении. Нужно четко понять, что именно Ты хотите протестировать: какие проблемные места или участки взаимодействия хотите проверить.
Рис 3. Матрица «ПДИПАТ»
Данная коммуникационная модель создана для продвижения клиента с малым рекламным бюджетом. Модель включает цели привлечения основной массы клиентов за счет вирусного маркетинга. Решение задачи коммуникатора можно образно выразить как пошаговое «включение света» во всех четырех окнах. Cпособ, как это делать, представлен в Табл.1.
Подумай об ожиданиях клиента cогласно Рис. 4.
Рис. 4.
2. Заполни каждое окно контентом в Табл.1 «Этапы коммуникационной стратегии по Модели «4 Окна»» по своему продукту.
Табл.1.
Способ.
Делим магазин на области деятельности (уровни, которые могут накладываться друг на друга, не вызывая сложностей). У меня получилось 4 таких уровня функционирования (Рис. 5).
Создаем выкладку возможных опций в рамках таблицы 2. Ставим плюсы по задействованным в каждом столбце позициям.
Теперь самостоятельно создаете 4 карты на листах формата А5, соединяя их в пазл.
Рис. 5.
Таблица 2. Конвергенция опций книжного магазина.
1. Концепция, которая ляжет в основу бизнес-модели выстраивается за 10–15 минут
2. Идея Взять число и под него выстроить все алгоритмы
3. У меня все началось с пяти букв «В», ты можете заложить любое число. Оно будет определять разработку ключевых аспектов вашей компании.
4. вызов рынку
5. восхищение
6. восторг
7. вдохновение
8. воодешевление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гайд успеха. 100 способов генерации решений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других