Соло для cпикера без оркестра. Как выиграть на любом выступлении

Андрей Толкачев, 2022

Для начала давайте познакомимся. Меня зовут Андрей Толкачев. Однажды я заметил, что после разных моих выступлений со мной обязательно случаются какие-нибудь события. Тогда я поискал между ними связь. И нашел. Выступления – это тоже события, даже иногда для одного человека. Истории деловых контактов, которые вы встретите в книге, подтверждают одну закономерность. Ваше выступление, даже на 1 минуту – это ваше вдохновение, остается сделать его вдохновением для других – и все наладится. Так меня воодушевила идея поделиться своим открытием, так родилась книга. Книга построена как мастер-класс. Я расскажу в ней, как выступление помогает использовать шансы. Это трамплин делового успеха, инструмент роста морального и материального капитала, мотиватор и способ раскрытия новых возможностей и горизонтов на мероприятиях. Когда вы создадите интерфейс своего выступления, проблемы, типа «как победить страх» или «как завоевать аудиторию», отпадут сами собой. Достаточно познакомиться с эпизодами эксклюзивных интервью звезд ораторского искусства, таких как Брайан Трейси, Аллан Пиз, Боб Дорф, Ларс Валлентин, Оскар Бренифье и др. Без труда вы обнаружите секреты простых формул достижения преимущества за счет выступлений. Книга для тех, кто зарабатывает на ивентах, создает на них персональный бренд и готов извлекать реальную выгоду в различных аудиториях.

Оглавление

Из серии: Практика лучших бизнес-тренеров России

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Соло для cпикера без оркестра. Как выиграть на любом выступлении предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1

Выступать? Невыступать. Выступать!

Нам не нужно стремиться к результату, нам нужно от него не отказываться.

1. Настройка на нужную волну

Измени мышление — и ты изменишь жизнь.

Брайан Трейси

Начнем с той аудитории, которая не видит себя в главной роли на презентации, соответственно, не включает ее в свой арсенал коммуникационных инструментов и считает, что круг лиц, которым необходимо демонстрировать свои презентации ограничивается топ-менеджерами, бизнес-тренерами, преподавателями и учащимися всех мастей. Между тем наличие статусов и должностей — никак не гарантирует ваше удовлетворение от того высокого градуса самовыражения, который вы можете себе позволить, ощутив удовольсвие от выступления. Ну и обратите внимание на хамелеона: язык в два раза длиннее, чем тело, но красноречия не прибавляется, да и мой скромный 30-летний опыт переговоров и выступлений намекает мне, что чем меньше оцениваешь — тем ближе к успеху. Вам покажется странным, но конкуренции между спикерами нет, поскольку нет единообразного понимания пользы от того, что они делают, следовательно никто не может оценить реальную стоимость выступления. Как сказал мне в интервью один креативный маркетолог по имени Самвел Аветисян: «Посмотрите, кто представляет наш бизнес за рубежом и вам станет грустно».

— Хорошо! — скажете вы, — ценим мы презентацию, но где я с ней нужен? Отвечу:

— Везде.

Окей!

— А где взять время на ее подготовку?

Отвечу:

— Нигде!

Подготовиться можно буквально за 30–40 минут. Нужно лишь «снести на свалку» предрассудок о том, что создание презентации — это долгий вдумчивый процесс собирания идей по крупицам, растянутый на долгие недели. Презентация, как любой авторский продукт признается завершенной тогда, когда вас посетил инсайт (догадка, «вспышка идеи») и вы назвали себя автором. Если это произойдет на пятой минуте работы над выступлением — я Вас поздравляю! Вы подготовлены. Ничего не будет ярче и успешнее. «Доделки» не в счет.

Инсайт, который должен я поймать в любой момент работы — дает мощный импульс и ресурс созидания. Презентация в такой ситуации выпрыгивает из пены сомнений с эффектом мифической Венеры, и несколько слайдов дадут визуальное решение предстоящего выступления.

— Пена сомнений! Тебе останется только растаять.

2. Комплекс факторов готовности: «ВИДЕНИЕ-ЦЕЛЬ-СПОСОБ-CТРУКТУРА»(ВЦСС)

«…Вы хотите одного: повлиять на слушателей. Вам нужен хит, а не болтовня, которую вскоре забудут. Пусть участники возвращаются через месяцы, годы спустя и благодарят вас за это выступление. Вы этого добьетесь, когда усвоите простое правило: меньше, значит, лучше. И тогда люди скажут: «То была лучшая лекция, какую мне доводилось слышать»»

Грег МакКеон, cпециалист из Силиконовой долины[4].

«Комплекс факторов готовности» успешен, когда ясно и легко представляешь, зачем нужны четыре кубика для вашего первого, возможно пока «деревянного» конструктора (Cм. Рис. 1).

Рис 1. «Четыре кубика из Комплекса подготовки».

✓ С чего начинается видение или зачем взрываются хлопушки?

Попробуем взглянуть на выступление по-философски, а для этого неплохо бы ответить на один вопрос: «Зачем мне это нужно?» Да-а-а-а! На один вопрос — не получится. Ну-ка второй. «Что для меня это значит?» Вот так-то лучше, сразу приходит на ум прием креатива «Взрыв хлопушки».

Шаг 1. По окружности листа составляем те значения, которые пришли в голову.

Шаг 2. Крутим их, как барабан револьвера — смотрим, какой из них выстрелит.

Шаг 3. Теперь одному из девяти «выстрелившему» смыслу дадим философское обоснование, и обведем кружок, в котором мы его обнаружили. Видение состоялось!

Рис 2. «Анализ эффектов на выступлении».

«Взрыв хлопушки» в самый раз. Выбрав одну из конфетти — закопаем ее в лунку и вырастим «Дерево целей» (ну об этом в следующей части).

Каждое выступление. — это самообман. Внутренне идет убеждение, что нужно достичь тактической цели, а на самом деле спикер пристегивает воз и маленькую тележку всех своих тараканов. Поэтому провал. Его тараканы никому не нужны.

Прием"Взрыв хлопушки"

1. «Анализ эффектов на выступлении»(по схеме).

2. Смена вектора и отключение всех прочих факторов.

✓ Как посадить «Дерево целей», чтобы не сесть в лужу?

Что может мотивировать — так это четко определенные цели, потому что люди всегда нацелены на конечный результат. И когда вы ясно видите конечный результат, это мотивирует, помогает преодолевать препятствия и решать проблемы.

Аллан Пиз, автор книги «Азбука телодвижений»

У нас появилось видение. Под него делается разработка целей. Не нужно ограничиваться монополией одной цели, самое перспективное — посадить «дерево целей», где вам удастся и поливать, и окапывать корни, побелить ствол от вредных насекомых, срубить засохшие ветки и наконец, сорвать плоды. Чем больше на дереве целей — тем меньше риски для выступающего. Например, вас «освистали».

А вы?

— Ребята! Окей! Я пришел, чтобы проверить вашу реакцию. Теперь я ее знаю.

Когда мой мастер-класс по креативу, приготовленный для менеджеров пошел у дизайнеров и абсолютно был отвергнут менеджерами — я понял, что только так и можно было его протестировать, ведь я чуть не выбросил его в мусорную корзину.

Обычно в своей практике пытаюсь держать в голове 3 осязаемых цели, в результате ни один план не проваливается. Больше целей — больше шансов на результат, потому что Цели приводят к эффектам. Больше эффектов — меньше рисков! Но если поставим много целей заранее — то окажемся тем тяжеловесом, который пытается поднять большой вес, не сообразуясь со своими возможностями.

Для выбора достижимых целей я рекомендую креативный метод «Дерево комплиментарности целей», состоящий из 3-х шагов. Пробуйте!

ШАГ 1. Во втором столбце таблицы № 1 из 10 предложенных — укажем 3 ведущих целей для cвоей ближайшей презентации. Пусть это 30 % — главное, мы сместили «монополиста». «Комплиментарность» — наше кредо, где достижение одной цели приводит к другой. Выбор каждой цели желательно осуществить согласно ее влиянию на следующую цель.

ШАГ 2. В третьем столбце таблицы № 1 нарисуем дерево, где от корней разместим эти 3 цели по порядку их исполнения. Например, первая цель скорее будет эмоциональной, посвященной созданию атмосферы в зале. Взаимоотношения спикера и его аудитории имеют иррациональную основу — установление эмоциональной связи снимает препятствия, стоящие на пути к реализации последующих задач.

ШАГ 3. Соединим троицу целей линиями между собой. Это значит, мы подтверждаем связь между ними. Итак! У нас появилась стратегия на презентацию. Назовем ее «Дерево трех целей».

Табл.1. «Дерево комплиментарности целей» на презентации

Для уточнения целей к нашим услугам верный страж менеджерских целей Метод SMART, который помогает нам быть адекватными на презентации.

Напомню, аббревиатура SMART включает:

✓ S — specific — ясность и точность формулировки, не допускающие иной или множественной трактовки;

✓ M — measurable — количественный эквивалент достигнутого результата;

✓ A — achievable — достижимость и cоотнесенность между целями низшего и высшего порядка;

✓ R — related — реалистичность и соответствие опыту людей;

✓ T — time bound — ограниченность во временном периоде.

Выработка достижимых целей презентации стимулирует наше желание выступить и облегчает настройку на выступление.

Итак, есть ли у вас план, мистер Фикс?

✓ Способ взаимодействия с залом

А теперь взглянем на ситуацию чуть креативнее! Зададимся вопросом: «Как взаимодействовать»?

Для этого применим еще один креативный способ, он называется MixBox (мысленное смешивание несмешанного) (табл.2.))!

1 Шаг. В пустых клетках совместим пересечения разных форм ивентов с их ключевыми идеями.

2 Шаг. Обнаружим интересные перекрестки между горизонталями и вертикалями.

3 Шаг. Сфокусируемся на одной точке, где установим свой вариант подачи презентации.

Табл.2. Способ MixBox

3. Биткоин от дрожи в коленках! «Сhallenge yourself»!

…Оратор, если он хочет полюбиться публике, должен презирать ее.

Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд

✓ Дрожь

…Дрожащие колени, трясущиеся руки, сухость во рту, лицо будто облито красной краской… Знакомые признаки? Не пробежит и пара-тройка дней, и вы забудете из-за чего волновались, да еще пожурите себя: «Я выглядел, как идиот! Из-за волнения все забыл. Ведь можно было выступить намного cильнее!»

Перед употреблением «таблетки удовлетворенности» проглотим фразу популярного во всех отношениях бизнесмена, а заодно и спикера конференций Ричарда Брэнсона: «Если вы волнуетесь по поводу публичного выступления, найдите видео с моими ранними спичами в интернете. Уверен, сравнение будет в вашу пользу.»[5] Не знаю, как вы, при первом прочтении я улыбнулся, а потом решил говорить эту фразу, когда волнуюсь, в аудиторию.

Отчего же мы волнуемся на выступлении? Один презентатор сказал мне почти по секрету: он нервничает, потому что представляет, как сидят перед ним серьезные люди, и ждут от него серьезные решения, которые им почему-то, до сих пор, еще не приходили в голову. Он был явно под прессом недооценки себя, хотя сомневаюсь, что он лишен желания выпутываться из такого деликатного или «деликатесного» положения?

✓ Глубокое дыхание. Так делают фехтовальщики — начинают считать свои вдохи и выдохи, чтобы настроиться.

✓ Три cобственных «криптовалюты» от дрожи

Нужно выпустить свою валюту. У меня их сразу три.

Во-первых, до выхода «Выпью порцию общения с кем-то из зала или с любым посторонним человеком».

Во-вторых, четко зарублю себе на носу «Именно мой взгляд на проблему станет сюрпризом, чтобы кто не сказал». Ведь никто не знает, что у меня в голове — а это интересно и мне (шутка) (поэтому нахожу свое ключевое слово для разработки). Так, создавая презентацию по проекту продвижения одного фитнес-клуба на рынок, я выбрал метафору «Фитнес-клуб — это пациент и он нуждается в лечении». Мне захотелось всех вдожновлять. Как сказал мне в интервью один из самых активно выступающих топ-дизайнеров мира Карим Рашид: «Я реализовал более 3500 проектов. Меня вдохновляет опыт людей. Мой движущий мотив — это желание вдохновлять людей»

В-третьих, учусь, учусь, учусь… уверенности. Приказываю себе «Это драйв! Сожми кулаки! Не выпускай из рук ручной эспандер, а изо рта жевательную резинку, наконец». Уверенный человек — это тот, кто точно знает: его дело правое. «Волк с Уолл-стрит» — прототип главного героя фильма — это Джордан Белфорт. После раскрытия его финансовых афер, судебных разоблачений, он по идее должен был уйти с арены активной деятельости, а он делает ровно наоборот — зарабатывает на рассказах о своем обмане миллионы долларов, проводя дорогущие семинары, типа московского тренинга продаж «Прямолинейная система убеждения». Я сидел в зале ДС «Лужники» в тот день и на себе ощутил безудержную энергию Джордана. Если бы он сказал, что страусы — дети бегемотов — никто бы не оспаривал это утверждение.

✓ Истории о том же

Созвучие своим мыслям я нашел в книге Нины Зверевой «Я говорю — меня слушают. Уроки практической риторики», где она пишет:

«Когда я прошу аудиторию назвать качества хорошего оратора, обязательно звучит: «Уверенность!»

…Но как только аудитория понимает, что тот, кто стоит перед ней, сам не знает, сможет ли с ней справиться, все — шансов «выжить» у него почти не остается.

…Откуда берется неуверенность? И как с ней справиться?…Неуверенность всегда связана с волнением.

…Для начала надо понять, что это (волнение — прим. автора) нормально.

…Если вы не волнуетесь, вы плохой оратор, вас не будут слушать. Волнение — это бензин для автомобиля. Без бензина он не поедет.

…Другое дело — степень вашего волнения. Оно должно помогать, воодушевлять, чтобы аудитория видела, что человек волнуется, у него блестят глаза…

…Если самообладание вас подведет, один раз вы можете спокойно сказать об этом аудитории. Тем более стоит это сделать, если волнение было заметно, если, например, задрожала рука и ручка упала на пол: «Надо же, никогда так не волновался. Видимо, вот такая особенная аудитория». Так вы примените сразу два хороших приема. Первый — это то, что вы открылись, доверились публике, а второе — то, что вы ее похвалили«.[6]

И еще одна маленькая история. Непревзойденный рассказчик советского времени Ираклий Андроников в рассказе «Первый раз на эстраде» поведал о том, как неуверенность и волнение на его первом выступлении привели его к полному фиаско. Я понял, мое первое выступление было куда менее драматичным.

В книге “TED TALKS. Слова меняют мир: первое официальное руководство по публичным выступлениям” Крис Андерсон пишет: «В выступлении есть «сквозная линия» — это означает, что большая часть сказанного каким-то образом поддерживает эту идею. Это можно сделать при помощи историй. Это не обязательно ваша личная история. История ваших коллег, клиентов, друзей или родных. Возможно, вы были свидетелем какой-то ситуации».

4. Интервью Брайана Трейси

Публикацию я назвал его фразой «Все успешные люди когда-то начинали с нуля» // Event-маркетинг. 2014. N 4.

Андрей Толкачев: «Как убеждать людей?”

Брайан Трейси: «На своих семинарах я часто рассказываю историю про несколько поколений одной семьи. У одного человека был в собственности пустой участок земли, который перешел ему по наследству от его отца, а отцу от его отца. Таким образом, эта семья владела данным участком более 70 лет. И вот однажды этот человек задумал исследовать, а что же есть под землей на данном участке. Он заказал геологическое исследование и выяснилось, что под землей есть нефть. Он нашел партнеров, которые помогли ему организовать добычу нефти и в скором времени он уже был миллионером. Таким образом, нефть всегда была под землей, ни его отец ни его дед не воспользовались этим. Так и каждый из нас имеет это «нефтяное озеро» талантов, способностей и задатков, но далеко не каждый может их найти и правильно воспользоваться ими. В этом и состоит искусство жизни»[7].

5. Тренировка в жанре «ПОЗИТИВ»

✓ Зачем бороться со страхом?

Бизнес-тренеры рекомендуют проводить репетиции и тренинги по борьбе со страхом (было бы странно, если бы они советовали что-то другое).

Я отказался от советов и говорю себе примерно так: я — суетливый шмель без крыльев — сам себя нагреваю, сам опыляю, и сам жужжу.

В начале попробуйте поступить так! Сами потренируйте себя в жанре «Негатив-Позитив» (таблица 5).

Делаем несколько шагов.

1. Посмотрим на свою оценку того, как ощущаем себя после выступлений на работе — скорее это называется одним словом «Ужас»! Потому что нам надо Преодолеть страх, суету, напряжение, привычки иллюзорного комфорта.

2. Запишем мысли о нашем выступлении в таблицу: В первой колонке выплеснем «негатив». А во второй — само собой «позитив».

3. Осталось спросить себя: «Из-за чего весь сыр-бор?» и ответить: «Овчинка выделки не стоит, черт возьми!». Мысль во втором столбце круче и перспективнее, нет смысла из Моськи делать слона, а из себя врага своего же успеха.

Таблица 5. «Негатив» — материал для «позитива»

✓ Подготовка ситуаций успеха

Как готовить ситуации? Это ж не яишницу пожарить, скажете вы. Элементарно, Ватсон! — придется мне ответить.

Начнем заполнять таблицу (Табл.1) со второго столбца, где зададим к факторам создания “ситуации успеха» вопросы, помогающие нам найти свой контент (столбец 2 таблица 1). Затем заполним первый столбец — дадим названия факторам.

Таблица 1. Разработка факторов создания ситуации

Теперь с помощью рисунка укажем факторы создания ситуации как направления и внесем к тому, что указано на рисунке те действия, которые мы предпримем.

Рис 3. Способ подготовки «Ситуации успеха».

Теперь наша настройка приобрела тематический план выступления. Это придает вам уверенность!

Ну и наконец, самый простой способ, из раскопок личного опыта. Если вы перед ответственным выступлением нервничаете и не можете собраться с мыслями, дважды пожуйте жевательную резинку: сейчас и за пять минут до выхода к публике. Вы совершенно точно повысите дозу спокойствия, ведь подсознательно момент приема пищи ассоциируется с безопасностью.

6. Погружение в аудиторию

Угадывай свой инсайт. И ты угадаешь инсайт твоего зрителя. Но в начале вместе со всеми ныряй, дыши, и совпадай температурно. Так незнакомые больные в коридоре клиники тянутся друг к другу. Найди людей, которые любят те же вещи, что и ты, и общайся с ними. Ты услышишь новую оценку того, что тебе близко. Ермолова подсказала Гиляровскому идею заняться писательством. «Столько видеть и не писать!» Пример шестидесятников сверхубедителен. Мне кажется, что когда я читал Сент-Экзюпери, мы вместе летели ночью над Африкой, но я так боялся его отвлечь.

✓ Кто и откуда?

— Ты за большевиков али за коммунистов?

Крылатая фраза из советского кинофильма

Провал на презентации. «Как-то я присутствовал на встрече (в South of Market), посвященной запуску нового приложения для фейсбука, которое почему-то не вызывало у пользователей ожидаемого интереса и энтузиазма. Когда команде был задан вопрос «А что нового мы узнали о наших пользователях в процессе подготовки приложения?», никто не смог дать ответ — потому что ничего нового никто не узнал. Идея была обречена. Туда ей и дорога». Это написал Майкл Шрейдж в статье HBR 10 января 2018 года «Три признака, означающих, что вам стоит похоронить свою новую идею»[8].

А вот и второй случай провала, уже на конференции. Первый выступающий, пожилой мужчина, профессор ВУЗа, подготовил весьма познавательную презентацию с множеством идей, решений, и комментариев, но рассказывал монотонно, как студентам, на очередной лекции. Аудитория уже в первой четверти ровного по интонации монолога потеряла всякий интерес к происходящему. Следующим вышел генеральный директор рекламного агентства. Он сразу заявил, что ничего не готовил, но расскажет из опыта об одном интересном случае — аудитория среагировала и затаилась в ожидании. Рассказ был встречен живо и вызвал массу энергичных вопросов. Почему так по-разному реагировала публика на этих двух выступающих? Конечно, не только из-за интонации — обратите внимание: чей статус больше соответствовал участникам, сидевшим в зале? А поскольку это были представители рекламных агентств — «неподготовленный» выступающий вызвал поддержку и бурю эмоций. Он был cтатуснее, ближе, понятнее, интереснее и желаннее. А педагогу очевидно, нужно было свой статус скорректировать перед данной аудиторией, и представить себя, например, как участника какого-либо проекта.

Так что состав участников на ресепшине организаторов лучше заполучить и в любом случае стать «своим среди чужих»[9].

✓ Как перебороть нежелательную реакцию аудитории?

За ответом нам не придется далеко ходить, если ударим вопросом на вопрос: «Какой мне нужен результат от выступления?». Например, по окончании презентации, вы хотите продать свою книгу. В начале обозначьте конкретную цифру конверсии (например, по опыту 3–5 % от пришедших в зал). Затем отыщите единомышленников — увлеките, заинтригуйте их книгой (хотя тема выступления может быть иной). Это поможет отвлечься от того, как вы будете выглядеть и какова будет реакция ваших слушателей. Обратите внимание, «поиск единомышленников» может стать Вашим ориентиром и защитником от «упаднических настроений» при любом уровне подготовленности аудитории. Единомышленники среди аудитории найдутся и сориентируют вас на вектор подачи материала и уровень сложности языка общения.

Если аудитория в недоумении — разоружите секретом: «Энергией я с вами поделился — и… (далее — маленькое лукавство) это главное.

Два тезиса из интервью Самвела Аветисяна моему журналу «Event-маркетинг»:

1) Когда потребности удовлетворены, необходимо создавать новые.

2) Кардинально изменилась маркетинговая парадигма: не удовлетворять, а возбуждать!»

✓ Как конвертировать cебя в нужный статус?

Выше мы уже обращали внимание, как важно найти доверие аудитории к некоторым статусам, когда в обществе дефицит благожелательности и толерантности. Нажимайте на авторитет, который аудитория проглотит. Но не вскользь, а отчетливо с паузой и прямым взглядом в глаза слушателя. Ваш статус должен быть авторитетен для тех, кто в данный момент перед вами. Например, предприниматели и чиновники скептично слушают ученых, менеджеры малого бизнеса — преподавателей, руководители компаний — менеджеров среднего звена и т. д.

Однажды я выступал перед аудиторией с мастер-классом «Методы креатива в бизнесе». Мои оригинальные стартовые слайды о первых неудачах проектных начинаний пришлись на начало встречи, куда статусные персоны компании еще не успели попасть. Зачин вызвал интерес и как будто удался, но… Но презентатор в моем затейливом лице не учел одного, что решение примут первые лица компании, и они будут исходить из той информации, которую получат с момента своего прихода, что и произошло. Пропустив одну треть выступления они подошли к самой сложной для восприятия части — формулированию концепции и стратегии. Я получил от них скепсиса, как говорят, «вагон и маленькую тележку». Весь пафос их недоверия сводился к тому, что я придумал что-то несерьезное и потому никак неприменимое на практике, да и сам я (по их словам) не практик. Все содержание опыта, изложенное на старте, улетело в трубу. Примечательный момент! Примеры в конце презентации вызвали недоумение, т. е. стали работать против меня. Несомненно, сыграла роль проблема несовпадения статусов. Она могла быть решена на ранней стадии знакомства за счет создания другой атмосферы: дружественной встречи, обмена опытом, но никак не атмосферы «экзамена», как получилось по факту. Атмосфера сгладила бы такое недоверие к статусу.

В вышеприведенном случае для своих заказчиков я оказался в роли выскочки, выдумщика, теоретика-изобретателя и т. п., да еще из другой сферы бизнеса, им бы хотелось, чтобы на моем месте оказался такой же как они предприниматель, практически, их конкурент. Но стал бы конкурент раскрывать им свои инновации? Они не подумали.

Есть небольшой кейс о понимании запроса своего клиента из «шкатулки опыта» моих коллег-менеджеров по продажам.

Место действия — один из московских автосалонов холдинга. Менеджер проводит импровизированную экскурсию по автосалону, демонстрируя представленные модели автомобилей перед супружеской парой средних лет. Вот они застыли от «обаяния» дорогой представительской машины. И дама обратилась к нему со стандартной в подобной ситуации просьбой: «Расскажите нам, пожалуйста, про эту модель».…Минут через десять он обращает внимание на тот факт, что дама уже проявляет явное нетерпение и пытается что-то сказать. Он учтиво спрашивает: «Может быть, вы хотите что-то уточнить?» И пропускает нокаутирующий удар. Дама, торопливо: «Все это очень интересно, но нам надо подумать» На этом экскурсия прервалась…

Была ли ошибка менеджера? Если да, то скорее всего в том, что он не выяснил, для кого проводить презентацию и в какой роли для клиента он может оказаться. Например, покупка авто для мужа-подкаблучника, ретивого карьериста. Мнение жены решающее — она спит и видит его в желанной должности к которой он стремится, машина станет атрибутом имиджа, а менеджер — консультантом-доверенным лицом при покупке, подтвердившем безукоризненный статус автомобиля. В нашем случае менеджер перегрузил память клиентов сложной технической информацией, которая, к слову сказать, ими и не запрашивалась. Вызвал лишь беспокойство. За что и поплатился.

7. Рекогносцировка cреды выступления на 360 градусов

Изучение этого фактора даст ответ на вопрос: «Как сделать атмосферу комфортной?» Изучайте обстановку, она может быть деловая, праздничная, напряженная, индифферентная, расслабляющая и еще какая угодно. Профессионал работает в любой — если он превращает ее в среду комфорта.

Мало кто верит, что среду не только возможно, а нужно подготовить. Да! Нам нужна «органичная среда» (среда комфорта), чтобы мы «плавали, как рыба в воде», клиент не ощущал никаких неудобств, находясь под воздействием атмосферы. Именно в такой ситуации мы безболезненно впишемся в т. н. «профайл» ценностей, интересов или запросов аудитории.

Игорь Намаконов (управляющий партнер креативного digital-агентства MOST Creative Club) говорит на эту тему: “Когда мы говорим о людях, нам не важно, сидят они в социальной сети или приходят на мероприятия. Мы имеем в виду одну и ту же искушенную аудиторию, которая привыкла к определенной степени взаимодействия с той средой, в которой существуют. В Facebook, к примеру, у такого человека полная свобода — передвижения, лайка, взаимодействия, пересылки материалов. Логично предположить, что на ивенте он тоже не должен утыкаться в технологии предыдущего века. Как сделать так, чтобы ивент соответствовал современному человеку, а не оказался приветом из прошлого?» [10]

На атмосферу решающе повлияет тип помещения. Постараемся букировать зал для встречи: ослепительный ампир или утрированную на спецоборудовании business room.

Кардинально линию Маннгейма рекомендуется проводить между «Мертвой» и «Живой» комнатами.

Таблица 7. Сравнительный анализ помещений для презентаций.

Теперь становится понятно, какие нас ждут эмоции в концепциях «склеп» и «сад» — тут, как говорится, «к бабке не ходи». Поэтому, потребуем от организаторов «сейшенов» «Оживить!» комнату презентаций насколько это возможно. Она должна «впахивать» вместе с нами, иначе она станет нашим врагом при создании конкурентных преимуществ.

Где тебя смотрят, слушают с тем ты и ассоциируешься. Скопа свой просторный дом строит на высоких деревьях и имеет светлую окраску, чтобы сливаться с небом.

Упражнение"Самопрезентация event-person"

Проблема: мы не знаем себя и не фиксируем события происходящие с нами — мы пролетаем, «Как фанера над Парижем».

Проверим?

Цель: тренировка экспромта, реакции, включение адаптивных механизмов встраивания личности в эмоциональный процесс, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

1) Тренер по очереди называет каждому из участников 1 чувство, которое тот должен незамедлительно вспомнить и рассказать о значимых для него событиях из своей жизни связанных с этим чувством (время — 30 сек):

✓ Удивление

✓ Интерес

✓ Радость

✓ Разочарование

✓ Грусть

✓ Обида

✓ Восхищение

✓ Гордость

2) Участник должен незамедлительно вспомнить и рассказать о случае или событии из своей жизни связанных с этим чувством, задавая себе вопросы (время — 30 сек)

3) Ответивший участник получает новое чувство и передает его в том же ключе.

8. «Кулинарный рецепт» сочного контента вашего выступления

Контент — это Король!

Билл Гейтс

Мы часто выступаем перед публикой. Нам не нужен SWOT-анализ — мы знаем свои слабые и сильные стороны. Но мастеру всегда интересны новые кулинарные рецепты, чтобы включать доселе незатронутые ресурсы вдохновения, которые своими потоками принесут ему удовлетворение и облегчение от проделанной работы.

Итак, «Кулинарный рецепт» сочного контента!

В этот раз нам достались три ингредиента: «тесто», «крем» и «изюм».

«ТЕСТО»

Чем лучше замес — тем надежнее основа вашего детища, с которой вас ни за что не снесут!

— У! — скажут вам, — Какое мягкое, пышное тесто!

Итак,

1) В поисках темы с потенциалом сфокусируйте внимание на трендах, которые сегодня на слуху. Их легко обнаружить в лидерах среди хештегов Твиттера, в Программе последней крупной конференции на сайте организатора, или, в конце концов на wordstat.yandex.ru. Вы увидите мириады актуальных конкурентоспособных тем — но не смущайтесь, воруйте тему, и чтобы окончательно отмахнуться от конкурентов (просто как от комаров) — добавьте в нее своих специй.

2) Выделите самую пробивную, а может, в чем-то дерзкую, мейнстрим-идею вашей речи, чтобы идея, как тень отца Гамлета, нависала над залом.

3) Как лучше скомбинировать контент? Разделите идею на несколько совместимых компонентов, чтобы пазл легко складывался в уме каждого. Скажем, «я рассказал о корнях, но еще есть ствол, ветви и листья. Причем листья, дорогие друзья, вы обнаружите сами и мы поделимся в конце своими догадками». С удовольствием напомню: в своей книжке «Свой среди чужих: переговоры изнутри» я рассказываю, как комбинировать контент с контекстом встречи.

4) Определите в каждой части ключевые слова, т. н. драйверы смысла, которые стимулируют аудиторию разобраться в теме. Сatch phrase — это завершающие ключевые фразы. Возможно, они станут хештегами для продолжения нашего парада рецептов для контента в соцсетях.

5) Тщательно продумайте, как запечете финал. Это торт, ватрушка, пирожное, круассан? Подсказка(!) Метафору финала вы определите по словам, оправдывающим ваше появление (открытия, результаты, методы, выводы, оценки, призывы).

«КРЕМ»

Эстетика нужна, причем не только для визуалов!

1) Подкрасьте броскими примерами «из жизни», мифологии, истории, которые «оживят» ваше выступление. Типа, «Как выжил Прометей?»

2) Разверните инфографику (схемы, диаграммы, фотографии, гистограммы, иллюстрации, графики, таблицы), чтобы глаза радовались этим комбинациям знаков, но и архетип «мыслитель» был удовлетворен траекториями сделанного и намечаемого.

3) Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с «цепляющим» вопросом из миниконкурса или эксперимента — это поможет присутствующим взбориться и сконцентрировать свое внимание на теме, что значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.

«ИЗЮМ»

Наконец, сыпните изюма, чтобы появилась изюминка (простите за каламбур)! Но только равномерно, по всем аспектам темы. А в скобках вы можете увидеть к чему вы клоните таким подходом.

1) Коллеги обсуждают «Как повысить эффективность?», а вы — «Как повысить эффективность за… дней»(стратегия).

2) Коллеги: «Как заработать на статусе», а вы — «5 способов как заработать на статусе»(система).

3) У них — «Оценка рисков», у вас — «Экспресс-оценка рисков»(оптимальность).

4) У них — «Как взять интервью?» у вас — «Секреты горячего интервью»(интрига).

5) У них — «Небьющаяся посуда», у вас — «Небьющаяся посуда для кемпингов»(ниша).

Итак, контент — это не только один король, но скорее, король со свитой! Вы можете не согласиться, ведь я не согласился с Биллом Гейтсом. Поэтому приглашаю коллекционировать «рецепты» нашего успеха в интерактивных коммуникациях.

9."3 кита"создания истории

История получается такая. Плавают вместе три кита, да не просто вместе, а друг за другом. Друзья, я знаю, как их зовут. Знакомьтесь! «Зачин», «Доказательство» и «Слоган».

«Зачин» — это хороший задел, заход, начало. Роль психологии здесь зашкаливает. Привлечение внимания, приветствие, пауза, интрига, резкий подъем в гору эмоций, разрыв шаблона, крутое метасообщение, паравербалика… Сколько всего в помощь!

«Доказательство» — это линия аргументации.

«Слоган» — призыв и мотиватор в одном лице.

С ними я вхожу в разные гавани аудиторий, где на моем выступлении они как всегда порезвятся друг за другом, как они любят, иногда чуть изменяя последовательность.

Вот как это выглядит!

1. Строим элементы выступления «Зачин», «Доказательство» и «Слоган» в определенном порядке.

2. Определяем их эффекты: зацепка, убеждение и мотив.

3. Схема «3 кита» готова! Выбираем, каким контентом их накормим в этот раз.

Теперь познакомимся с ними поближе.

1 кит. Зачин

(6 вариантов)

✓ — "Зачин-интрига". Вызов эффекта ожидания. Примеры:"Сегодня выступить должен был совсем другой человек и вы его хорошо знаете","Женщины, во время моего выступления закройте уши!"

✓ — Зачин-парадокс, Требует разгадки. С помощью оксюморона два противоречивых суждения работают на аудиторию вместе. Например: «Коллеги! Свою тему я бы назвал «Жгучий снег»». В телесериал"Метод Крекера"выступающий сначала разбрасывает книги потом объясняет.

✓ — "Зачин-вопрос". Аудитории предлагается раскинуть мозгами. Например:"Хотите знать, как улучшить продуктивность мозга в 2 раза за 2 дня?"Или"Почему пчелы не болеют?"

✓ — "Зачин — решение проблемы". В начале объявление о решении, затем описывается проблема. Например:"Я написал 20 книг. И только потому что боролся с проблемой недооценки моих методик".

✓ — "Зачин-идиома". Это устойчивое выражение: пословица, строчка из песни или кинофильма, крылатая фраза. Пример: «"Быть или не быть" — так я размышлял сегодня утром».

✓ — "Зачин-перефразировка". В таком зачине используется переделанная идиома. Аудитория ценит иронию. Например:"Посуда бьется к счастью, наша посуда, к счастью, не бьется".

Ну как первый кит? «Китище» — можно сказать. Зацепились?

2 кит. Доказательство

Приводим аргументы — и выводим суждения. Так доказывается тезис, приведенный оратором в начале выступления. Выбирать аргументы — лучше сразу из фактов. Не зря ходят слухи, что “они (факты) — упрямая вещь. Некоторые обращаются к авторитетам, законам, правилам и т. п. Это лишь в случае, если вам известно мнение аудитории на сей счет.

3 кит. Слоган

Применение слогана отнесено к сфере рекламы. Несправедливо, конечно. Посмотрите, слоган — с английского языка (sluagh-ghairm), «боевой клич», а слоган — с немецкого языка (losung — «военный пароль»). Как же упустить такого героя? Да перед нами просто пуля, летящая к цели. Не случайно один известный мастер пропаганды по имени Йозеф Геббельс в 1943 году во Дворце спорта в Берлине (когда дела у немецкой армии пошли по наклонной после поражения в Сталинградской битве) завершая свои 109 минут «страшилок» для публики, бросил лозунг:"Воспрянь, народ, и пусть грянет буря!"и просто потопил свой клич в нескончаемых бурных аплодисментах.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Практика лучших бизнес-тренеров России

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Соло для cпикера без оркестра. Как выиграть на любом выступлении предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Грег МакКеон 4 правила эффективной презентации http://hbr-russia.ru/lichnaya-effektivnost/navyki/p13785/

5

Филатова И. Теория красноречия. Журнал Office magazine. № 10. 2014.

6

Зверева Н.В. Я говорю — меня слушают. Уроки практической риторики. — М. Альпина Паблишер, 2013 г.

7

!!!!

8

Шрейдж М. «Три признака, означающих, что вам стоит похоронить свою новую идею»: http://hbr-russia.ru/innovatsii/upravlenie-innovatsiyami/p13100/#ixzz54bk1YFiN

9

Толкачев А. Свой среди чужих: переговоры изнутри. Спб. Питер. 2017.

10

Намаконов И. Event + Digital: как делать мероприятия для поколения Facebook // Event — маркетинг. № 3. 2014.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я