В книге описаны основные характеристики инфантильной личности с метафизическим осмыслением и анализом глубинных механизмов их возникновения. Прочитав про иллюзорность, уязвимость, обесценивание, идеализацию, вы легко сможете научиться узнавать их в себе и других. Даны практические рекомендации по устранению этих дисфункциональных проявлений. Вооружившись полученными знаниями, читатель сможет самостоятельно проделать работу по преодолению эмоциональных трудностей и почувствует постепенное улучшение во всех сферах жизни. Администрация сайта Литрес не несет ответственности за представленную информацию. Иллюстрации выполнены Марией Аранзиной.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Уроборос или Мир наизнанку» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Эталонный образ. Полноценность. Неполноценность
В искаженном мире Уробороса счастье и несчастье маркируются не так, как в мире психологически зрелого, взрослого человека. Великолепие, превосходство над окружающими считываются как «счастье» и погружают в эйфорию, а ощущение собственной плохости, которое возникает при сравнении себя с кем-то, кто кажется лучшим, считываются как убогость, уязвимость или «несчастье» и погружают в уныние. Так, если у меня Mercedes-Benz, а у соседа Lamborghini, то я — убогий, а значит несчастный. А если наоборот, то он — убогий, а я — великолепный, значит, счастливый.
На этом простом примере можно было бы закончить рассмотрение состояний, между которыми бесконечно колеблется инфантильная личность. Совершенно понятно, что такой человек может испытывать только короткие всплески эйфории, когда рядом оказывается кто-то, кто, по субъективной оценке актора, в чем-то хуже, чем он сам. Но добиться устойчивого душевного комфорта не получается, потому что всегда есть кто-то, кто, по той же субъективной оценке, в чем-то лучше (красивее, богаче, умнее, успешнее, талантливее, сексуальнее и т. д.).
Женщина, которая не может построить отношения, тогда как другие могут, чувствует себя неполноценной, но, если в будущем построит — станет полноценной, а значит «счастливой». Другая женщина думает, что чувствовала себя полноценной в прошлом, когда у нее был один здоровый ребенок. Когда родился ребенок, который не соответствует требованиям, она почувствовала себя неполноценной и стала в мыслях стремиться в прошлое, к своей полноценности. Первая мечтает о будущем с возможной полноценностью, вторая — все время вспоминает прошлое с былой полноценностью. Там и находятся их мысли. В настоящем же обе наказывают себя за то, что не могут стать полноценными с той точки зрения, на которой сфокусированы — в этом суть аутоагрессии. Кроме того, раз они сейчас неполноценны, то и они сами, и все вокруг обесценено, поскольку ценно только то, что полноценно — в этом суть обесценивания. Когда появится желаемое, прекратится аутоагрессия, отступит тоска. Это возможно только в будущем у первой, и это было (по крайне мере, так сейчас ей кажется) в прошлом у второй. В настоящем же только аутоагрессия и обесценивание. Так ощущается уроборическая неполноценность.
Инфантильная личность не может достичь устойчивой внутренней полноценности, потому что не может соединиться со своим Эталонным образом. Однако существующий в психике Эталонный образ поддерживается иллюзией о том, что он рано или поздно станет реальностью, и тогда наступит истинная, устойчивая полноценность. Таким образом, пока Эталон не достигнут, то есть всегда, базовое состояние уроборической личности — это внутренняя неполноценность. На этом фоне постоянной внутренней неполноценности существуют колебания между уроборическим превосходством и уроборической уязвимостью. Какое состояние доминирует в каждый момент времени, зависит от того, с кем себя сравнивает актор: с тем, кто, по его мнению, хуже, чем он сам — тогда возникает чувство превосходства, или с тем, кто лучше — тогда возникает уязвимость.
Например, если женщина в своих фантазиях видит себя красивой, богатой, с высоким социальным статусом, пользующейся популярностью у мужчин, для нее иллюзорной мечтой будет «владение» статусным и богатым мужчиной, чтобы он был, как «золотая рыбка», тем, кто исполнит все ее желания. Тогда она обретет внутреннюю полноценность и станет «счастливой», потому что соединится с той собой, которая в мечтах — со своим Эталонным образом. Такую женщину будет погружать в эйфорию получение денег, похвала, внимание и симпатия, а лучше — влюбленность статусного человека, то есть все то, что помогает ей попасть в состояние превосходства и будет маркироваться в ее психике как «счастье». Что именно будет рассматриваться как «счастье» каждым конкретным человеком, зависит от того, что включает в себя идеальный сценарий его жизни, то есть его Эталонный образ.
Как «несчастье» в примере с этой женщиной будет маркироваться отвержение ее человеком, которого она выбрала в качестве"воплотителя мечты", потеря денег, внимание или симпатия человека, который не соответствует критериям статусности, очевидный проигрыш в статусе и успехе другим, старение — все это погружает в уязвимость и отдаляет от Эталона. Поэтому часто встречается такая привязка ко внешности: очевидно, что у молодой и красивой женщины больше шансов получить желаемого мужчину, а у стареющей и теряющей красоту шансы стремятся к нулю.
И первое (счастье), и второе (несчастье) — иллюзия. У каждого своя иллюзия, свое представление об идеальности: от этого зависит, что определяется как «полноценность» и ощущается, как превосходство и «счастье». На другом конце этой оси будет «неполноценность», все, что туда погружает, будет считываться, как «несчастье».
Таким образом, понимая эти состояния и то, что нас заставляет чувствовать эйфорию или уныние, а значит, превосходство или уязвимость, мы можем осознать, где иллюзия, и выйти из нее в реальность. Но ведь и эйфория, и уныние могут вызываться также чем-то, что существует в объективной действительности, поэтому часто бывает сложно понять: то, что погружает в эти состояния — это реальность или иллюзия? Более чувствительный критерий — это укол зависти рядом с кем-то или чем-то. Тот, кому мы завидуем, обладает тем, о чем мы мечтаем, тем, что является составной частью нашего Эталонного образа, попав в который, мы, как нам кажется, станем «счастливыми».
Если после общения с какими-то людьми человек долго не может прийти в себя, ему стоит задуматься о причинах такого состояния, возможно, это зависть, а значит «у них есть то, что я бы хотел/а». Однако, надо понимать, что тот компонент, который вызывает укол зависти, идет в комплексе с прошлыми (хронические болезни, потери и скрытое другое) и, что самое неприятное — непредсказуемыми будущими проблемами. Но инфантильная персона хотела бы взять у других только свою мечту, отделив ее от их реальности. В это же время актор, при общении с «лучшими», в чем-то другими, все то, что есть у него самого, склонен обесценивать, хотя объективно может иметь значительно больше.
Так, отслеживая то, что приводит к эйфории или унынию, и отслеживая уколы зависти рядом с кем-то, мы можем понять, что является нашей уроборической иллюзорной мечтой, нашей уроборической внутренней полноценностью, нашим Эталонным образом, и что является нашей уроборической внутренней неполноценностью. Например, инфантильный владелец нового Mercedes-Benz вполне может чувствовать себя уязвимым, если рядом живет владелец Lamborghini, и это значит, что в его Эталонный образ вписано не только «Материальное благополучие», но, чтобы стать счастливым, он также должен «Быть лучше». Когда мы научимся понимать, что и уроборическое «счастье», и уроборическое «несчастье» — составные части инфантильной структуры личности, мы сможем понять, как выйти из этого круга.
Надо перемаркировать в своем сознании эти иллюзорные паттерны превосходства и уязвимости: они должны именоваться не «счастье/несчастье», а «иллюзия собственного превосходства/иллюзия собственной уязвимости».
Эталонный образ
Как же формируется уроборическая мечта, этот загадочный Эталонный образ себя и мира, по достижении которого наступит уроборическая полноценность, и с которым инфантильный человек постоянно сравнивает то, что есть на самом деле?
Я думаю, что он формируется в течение всей жизни под воздействием внешних обстоятельств, но основа закладывается в раннем детстве. Этот Эталонный образ представляет собой нечто фантазийное, как будто собранное из деталей, подобных деталям конструктора Лего, которые взяты из разных наборов. Поэтому то, что получилось в итоге, практически всегда лишено смысла и мало функционально в объективной реальности. Основной принцип формирования этого образа заключается в том, что там присутствуют те детали, которых не хватало в жизни данного конкретного индивида в то или иное время; наиболее жесткие конструкции формируются в том случае, если этот недостаток пришелся на ранний детский возраст, особенно, на раннее младенчество, когда человек в принципе наиболее уязвим.
Так, например, если младенец был рожден холодной и отвергающей матерью и не чувствовал себя любимым, в его Эталонный образ «счастья» будет интегрирована деталь под названием «Безусловная и Всеобъемлющая Материнская Любовь». Именно такую любовь человек будет искать уже будучи взрослым, совершенно точно безуспешно, поскольку такая любовь возможна только между чуткой матерью и ее новорожденным ребенком и никогда более в норме не встречается. Этот человек будет искать себе не партнера, а замену той отсутствовавшей в детстве чуткой матери, которая интуитивно удовлетворяет все потребности своего малыша.
Или, например, если в детстве по какой-то причине младенец чувствовал себя беззащитным, то в Эталонный образ будет интегрирована деталь, которая будет именоваться «Защита», такой человек во взрослом состоянии будет все время искать внешнюю защиту.
Если в детстве родители не могли обеспечить своему ребенку стабильную обстановку, в Эталонный образ будет интегрирована деталь под названием «Стабильность», и такой человек как «счастье» будет воспринимать отсутствие перемен.
Однако, поскольку все эти детали — любовь, защита, стабильность, материальное благополучие, красота и прочее — сформировали иллюзорный Эталонный образ в прошлом, чаще всего в детстве, то они несут в себе детское, инфантильное видение этих понятий, не претерпевших трансформацию. Ведь очевидно, что младенец и взрослый человек очень по-разному понимают, что такое любовь, стабильность и т. д. Личность, прошедшая все этапы психологического взросления, успешно изменяет восприятие этих понятий. Так взрослый человек никогда уже не будет так же беззащитен, как новорожденный младенец и в подавляющем большинстве ситуаций способен сам себя защитить, накормить и т. д. А инфантильный человек в свой Эталонный образ привнес понятие детской беззащитности и будет искать такую защиту, которую ищет ребенок: всеобъемлющую и в значительной мере подавляющую, поскольку защита в детстве — всегда ограничение свободы.
Так же стабильность для ребенка и стабильность для взрослого человека — это разные вещи: детская стабильность, то есть отсутствие изменений, для взрослого человека нелепа и вредна, поскольку взрослый человек должен развиваться.
Отсутствие в детстве устойчивого финансового положения у родителей, так же во взрослом состоянии заставит искать деньги, не ориентируясь на реальность, а исходя из своего детского представления о том, что это такое и как их тратить.
Все это значит, что иллюзорный Эталонный образ сильно оторван от реальности, в которой живет человек, он соответствует реальности того возраста и тех условий, когда был сформирован. Кроме того, в его составе есть детали, которые плохо стыкуются между собой или откровенно друг другу противоречат, например «Карьерный успех» и «Стабильность». Это мечта-Франкенштейн, скроенная из не удовлетворенных когда-то в прошлом потребностей, из сюжетов фильмов и книг, просмотренных и прочитанных в юности, из мечт разных временных периодов. Эти разрозненные фрагменты сшиваются иллюзией осуществимости и подвешиваются перед носом уроборической личности, как морковка перед носом у ослика.
Поэтому во взрослом состоянии этот Эталонный образ или в принципе не достижим (как например, безусловная любовь). Если достижим, то дисфункционален и нелеп, и по достижении его становится понятно, что воплощенная мечта не приносит удовлетворения. Например, если женщина росла в семье, где был агрессивный мужчина, то она чувствовала беззащитность и теперь хочет получить такую защиту, которая требуется ребенку. Такую защиту она будет искать и в итоге получит подавляющего и контролирующего мужа, а потом на приеме у психолога или в общении с подругами будет плакать и говорить о том, что он «лишает ее свободы» и буквально «не дает дышать», и что «терпеть это невозможно». Тем не менее, уроборическая психика будет стремиться именно к этому Эталонному образу, игнорируя реальность.
Однажды я услышала разговор двух интеллигентных на вид женщин, одна из которых говорила другой: «Надо пойти сделать маникюр, а то я уже неделю хожу, как бичиха[3]». В этой фразе, как говорится «прекрасно все»: от состояния неполноценности при отсутствии маникюра, до употребления сленгового слова в качестве демонстрации собственной уязвимости (экспорта уязвимости) и аутоагрессии за несоответствие. Становится очевидным, что эта женщина в своем Эталонном образе имеет деталь под названием «Красота», которая была туда инкорпорирована в детстве и включала обязательный компонент внешней ухоженности, несоответствие которому повергает в уязвимость с аутоагрессией в виде обзывания себя неприятными словами. Такая женщина может позволить себе быть грубой, некомпетентной, истеричной и т. д., но не может позволить себе не иметь маникюра.
Я говорила выше, что ядро Эталонного образа закладывается на основе неудовлетворенных детских потребностей, но его пополнение, модернизация и адаптация происходит в течение всей жизни. Адаптация — слово, которое мы привыкли понимать в позитивном ключе: это подстраивание под нужды текущего момента. Но в уроборическом мире все извращено, поэтому здесь адаптация Эталонного образа подразумевает поддержание его неосуществимости и дисфункциональности путем добавления тех элементов, которые не могут быть реализованы человеком в текущих условиях его жизни. Так, моя подруга после того, как у нее родилась дочь с аутизмом, переформатировала свой Эталонный образ, встроив туда деталь с названием «Здоровый ребенок», очевидно не осуществимую на данный момент. Соответственно, наросла внутренняя неполноценность и внешняя уязвимость, а также все, что не соответствует новому отформатированному Эталонному образу, а по сути вся реальная жизнь — оказалось обесценено.
Если сравнить жизненный путь человека с ухабистой дорогой, на которой есть относительно ровные места, но есть и места, изрытые глубокими ямами, то эта дорога в мире Уробороса залита водой, которая скрывает неровности от человека, идущего по ней. Эта вода — иллюзии. Там, где на этой дороге провалы, то есть недостаток чего-либо, там воды-иллюзий много. И человек, идя по этой метафорической дороге жизни, залитой иллюзиями, совершенно не видит ее неровностей и может споткнуться о кочку или провалиться в яму. Человек, который прошел уроборическую стадию и вырос во взрослую личность, лишен иллюзий, он живет в реальном мире и четко видит ту дорогу, по которой идет: видит кочку, которую надо переступить и яму, которую надо обойти. Такой человек может минимизировать неприятности от неровности «дороги» и может планировать свою жизнь, потому что он знает, куда он идет и как путь из точки А в точку Б сделать максимально комфортным и безопасным.
Полноценность
Я уже писала о том, что истинная аутентичность, то есть полноценность, характерна только для психологически взрослой личности и недоступна инфантильной. Зрелый человек точно знает, какой он, и может опереться на это знание в своей повседневной жизни, у него нет необходимости сравнивать себя с кем-либо или это сравнение не выводит его из состояния внутреннего равновесия. Уроборическая личность может понять, какая она, только сравнив себя с другим человеком и выяснив, что она лучше или хуже, или сравнив себя с собственным Эталонным образом и выяснив, что точно хуже.
Я думаю, что во всей структуре инфантильной личности наиболее проста и линейна именно «уроборическая полноценность». Как сказал О. Уайльд: «У меня непритязательный вкус, мне вполне достаточно самого лучшего». То есть для достижения уроборической полноценности надо всего лишь соединиться со своим Эталонным образом и реализовать в жизнь все детали, из которых он состоит. Всего лишь… но как это сделать — не вполне понятно, в этом вся загвоздка. А неполноценность, как океан. Попробуем в этом разобраться.
Неполноценность
В то время, когда я занималась изучением структуры своей личности, мне несколько раз снилось, что я босая иду по грязному полу (в общем холле этажа, на котором находится моя квартира, в общественном туалете) или по грязи улицы (по дороге от работы к дому); самостоятельно (вдруг замечаю, что я без обуви) или по принуждению (работник общественного туалета вынудил меня снять обувь, мотивируя тем, что у них чисто, а я натопчу, несмотря на то, что весь пол там был в мокрой грязи). Во сне мне ничего не мешало вымыть ноги и надеть обувь, но я по какой-то причине не делала этого. Подумав, я пришла к выводу, что мне снилась «неполноценность» (уроборическое «несчастье», уязвимость) — это униженное и беспомощное состояние, в которое я периодически погружаюсь, сравнивая свою жизнь со своим Эталонным образом, или в момент сравнения себя с другими.
Думаю, что неполноценность и униженное состояние вкупе с иллюзией того, что когда-нибудь что-то произойдет — какая-то встреча или удачное стечение обстоятельств, когда эта неполноценность и уязвимость закончится, сменившись полноценностью и превосходством — это то главное, что запускает вращение уроборического колеса. То есть неполноценность — важный момент в данной системе. Если в нее не погружаться, то и иллюзия как будто не нужна. Выйти из этого состояния и легко, и сложно.
Легко потому, что никто, кроме нас самих, не принуждает нас находиться в уязвимости, а если принуждение и есть, то ему можно противостоять, просто отказавшись унижаться. Сложно потому, что в этом состоянии прошла вся предыдущая жизнь, и нет опыта жизни вне внутренней неполноценности.
Опыт жизни есть только в парадигме: сравнение себя с Эталонным образом → несоответствие → «неполноценность» → аутоагрессия за неполноценность → ожидание «события», которое приведет к соединению с Эталонным образом для получения «полноценности». Получается, что я ношу в себе Эталонный образ себя и своей жизни, не соответствую этому образу, отвергаю себя и нахожусь в состоянии неполноценности. И, находясь там, верю в иллюзию того, что это состояние закончится, когда произойдет то самое желанное «событие». И одновременно с вращением этого колеса все остальное, все не входящее в этот круг, обесценивается. «Событие» все не происходит, ощущение внутренней неполноценности не заканчивается, идеал остается недостижим. Надо разорвать этот порочный круг. Перестать верить в «событие», отказаться от Эталонного образа себя, контролировать проявления уязвимости, выходить из этого состояния усилием воли. И ждать, когда состояние вне этой колеи станет привычным.
Хочу подчеркнуть, что уроборическая неполноценность — это не реальная убогость нищего: это внутреннее ощущение, которое мало связано с внешними обстоятельствами жизни.
С метафизической точки зрения — чем больше места в психике занимает Уроборос, тем более нереалистичный и дисфункциональный Эталонный образ им сформирован, тем больше внутренняя неполноценность.
Попадание в состояние неполноценности происходит тогда, когда по какой-то причине я выясняю, что я не соответствую своему иллюзорному представлению о себе той, какой бы я могла быть, если бы соединилась со своим Эталонным образом, и оказываюсь отвержена собой. Попадание в неполноценность происходит в результате внешнего подтверждения несоответствия Эталону (когда кто-то или что-то извне указывает на это несоответствие — сон про снятие обуви в туалете по требованию персонала) или внутреннего подтверждения несоответствия (когда я сама вижу это несоответствие — сон про то, что я просто внезапно оказываюсь на улице без обуви).
Итак, любое несоответствие Эталонному образу погружает в неполноценность. Мы помним, что этот образ состоит из множества разношерстных деталей, не задеть которые крайне сложно, а задевание любой из них сравнением не в свою пользу будет обрушивать в неполноценность с ее уязвимостью и аутоагрессией, причем чем больше места в Эталонном образе занимает «задетая» деталь, тем более выражен будет эффект от несоответствия, то есть аффект, который рассмотрим в следующей главе.
В уроборической неполноценности усиливается вера в иллюзорное «событие». Именно эта вера не позволяет выйти из уязвимости, поскольку человек уверен, что только «событие» позволит это сделать, а оно не произойдет никогда. Сравнение с иллюзорным Эталоном погружает в неполноценность, иллюзия скорого избавления замыкает в ней.
Я думаю, что тот самый карающий «обвинитель» из наших мысленных диалогов, которые мы ведем в своей голове в ходе цикла аутоагрессии — это некий «посланник» Эталонного образа, который приходит научить нерадивого «обвиняемого», как именно надо действовать, чтобы с этим Эталонным образом в конечном итоге соединиться, то есть фактически это посланник Уробороса, которой этот образ породил и поддерживает. И все это целиком иллюзия, поскольку, если придумать аллюзию на цитату из Библии (там про богатого, но посыл сходный), то можно сказать, что «проще «верблюду пройти в игольное ушко, чем человеку соединиться со своим Эталонным образом». На это и расчет.
Я часто пребывала в состоянии уязвимости, которое является проявлением внутренней уроборической неполноценности, но всегда считала, что погружают меня в него внешние обстоятельства. Начав изучать свою психику, я также попадала в это состояние, но уже более осознанно пребывала в нем, наблюдая за причинами и проявлениями, как ученый-медик конца позапрошлого века, который ввел себе токсин и записывает свои симптомы.
Ограниченность сознания
Я выделила три основных сферы в психике человека, в которых в полной мере проявляется уроборическая неполноценность, или иначе говоря бедность, ограниченность сознания — это сфера мышления, сфера эмоций и сфера души, отвечающая за возможность делиться материальными и иными, в том числе интеллектуальными ценностями.
Ограниченность мышления
Ограниченность, узость мышления объясняется тем, что в сознание человека с уроборической структурой личности проникает только малая часть информации: только то, что подтверждает иллюзию и то, что сказано идеализированным источником. Информация от обесцененного в извращенном мире Уробороса (а значит в реальности очень важного и ценного) человека или источника вызывает раздражение и категорически отвергается, поэтому попытки в чем-либо убедить такого человека бессмысленны. Эта особенность уроборической личности не позволяет видеть себя и окружающую действительность в многогранности и полноте реальных проявлений.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Уроборос или Мир наизнанку» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других