Данный учебный курс состоит из двух разделов, где представлена учебная программа и занятия практических курсов: тексты с творческими заданиями на основе технологии «Развитие критического мышления». Занятия нацелены на повышение уровня читательской грамотности в 5-6 классах. Материал представлен по разделам программы. Предназначено учителям и учащимся общеобразовательных школ.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Учебный курс для 5-6 классов «Осмысленное чтение текстов на основе технологии РКМ»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Наставничество педагогами в условиях подготовки к участию в профессиональных конкурсах
Что будет, если не участвовать в конкурсе? Конечно, Земля от этого не перестанет вращаться. Но многие проблемы педагогов так и останутся без решения, вспыхнувшее желание попробовать себя в новой роли будет отложено, но не забыто! В будущем сознание настойчиво напоминает человеку о его несбывшемся желании и необходимости что-то делать.
Задача развития кадрового потенциала образовательных организаций, стимулирования профессионального роста педагогических работников, в том числе через проведение конкурсов профессионального мастерства, является одной из ключевых в национальной системе профессионального роста педагогических работников Российской Федерации. Значимость конкурсов профессионального мастерства как формы развития профессионализма и творчества педагогов, повышения профессиональной компетентности подтверждается тем, что сам феномен конкурса выступает предметом педагогических исследований. И. В. Воробьева, А. А. Головкина, Н. А. Звонарева, Ю. Б. Никифоров, А. Ю. Петров, Т. Н. Семенова рассматривают конкурсы как инструмент выявления уровня профессиональной квалификации и «интенсивный курс обучения». Участие педагогического работника образовательной организации в конкурсах профессионального мастерства способствует развитию и самой организации, поскольку участник конкурса становится носителем инновационных идей и проводником лучшего опыта коллег для своего коллектива. В работе И. В. Серафимович и Л. Н. Харавининой, посвященной исследованию организационно-педагогических условий проведения конкурсов профессионального мастерства, конкурсное движение рассматривается «как активная форма непрерывного профессионального образования педагогов». По мнению авторов, конкурсное движение, с одной стороны, является своеобразным индикатором профессионализма педагогических работников, а с другой — механизмом мотивации их профессионального развития и саморазвития. А. Г. Обоскалов, А. В. Машуков, А. В. Коптелов, рассматривая конкурсы профессионального мастерства как особую практику повышения квалификации педагогов, отмечают важность научно-методического сопровождения участников и организаторов таких конкурсов, целесообразность «разработки и использования в практической работе персонифицированных программ повышения квалификации в рамках подготовки будущих участников конкурса… Необходимо сформировать систему, в которой участникам конкурса при подготовке будет обеспечена поддержка специалистов разной направленности, таких как психолог, методолог, дидактик, имиджмейкер, культуролог».
На сегодняшний день в системе образования происходят стремительные изменения: одним из показателей профессиональной компетентности педагогов становится их способность к самообразованию различными методами (чтение методической литературы, участие в семинарах-практикумах, конференциях, конкурсах профессионального мастерства, что достигается посредством организации инновационной деятельности образовательной организации, а так же в следствии методического сопровождения тьютора, педагога-наставника, методиста). Педагог (с точки зрения науки) — это специалист, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления выполняемой трудовой деятельности, вносящий свой личный творческий вклад в профессиональную деятельность. Он стремится заявить о себе педагогической общественности, публично создать свой профессиональный имидж, который позволит ему претендовать на продвижение по «карьерной лестнице» и быть профессионально успешным. В достижении такого успеха неоценимую роль играют участие в конкурсах педагогического мастерства.
Конкурсы — это своего рода остановка, взгляд на свою профессиональную деятельность со стороны. Целью любого конкурса, является популяризация приоритетов образования, формирование общественного представления о творчески работающих педагогах, повышение авторитета педагогической профессии. Для достижения цели решается ряд задач: выявление лучших педагогических работников, оценивание профессионализма педагогов другими участниками, осуществление поддержки и поощрение лучших творческих педагогов, стимулирование развития системы образования, создание условий для обмена педагогическим опытом и распространения в профессиональной среде авторских идей профессиональной деятельности педагогов. У каждого педагога появляется возможность показать, что он является креативным педагогом, так как использует инновационные образовательные технологии, обобщает и распространяет собственный педагогический опыт на муниципальном, региональном и Всероссийском уровнях.
Для чего необходимо участвовать в профессиональных конкурсах? Конкурсы для учителей — это не просто соревнование, а возможность для: совместного обсуждения образовательных проблем — участие в конкурсах позволяет педагогам обсуждать актуальные проблемы с коллегами из различных образовательных учреждений и формировать совместный план для их решения; знакомства с опытом работы коллег — на таких мероприятиях учителя делятся своими наработками и находят новые идеи для реализации в своей практике; совершенствования и разработки авторских образовательных программ — конкурсы часто становятся площадкой для представления собственных методических разработок, что способствует их совершенствованию благодаря обратной связи от экспертов и коллег; экспертной оценки методической работы — участие в конкурсе дает педагогам профессиональную оценку их работы, что может помочь при аттестации и карьерном росте; педагог, участвуя в конкурсах, приобретает опыт поиска и систематизации наиболее эффективных способов работы и внедрения в практику инновационных технологий; участие в конкурсах способствует актуализации и презентации педагогами собственных педагогических находок и достижений; в рамках участия в конкурсах предоставляется возможность публичного предъявления опыта, демонстрации определенных итогов работы, а также конструктивного самокритичного самоанализа. Так как основной целью участия в профессиональных конкурсах выступает стимулирование педагогических кадров к принятию творческо — деятельностной позиции, актуализация и презентация педагогических находок и достижений, а также развитие педагогической рефлексии, у педагогов происходит:
• расширение профессиональные горизонтов: учитель выходит за пределы своего учебного заведения, знакомится с новыми тенденциями в образовании
• осмысление современных образовательных процессов: учителям предоставляется возможность рефлексии текущих изменений в школьной системе
• прогнозирование своего профессионального развития: участники могут планировать свою карьеру, исходя из полученного опыта и обратной связи
• проектирование педагогической деятельности: конкурсы стимулируют разработку и реализацию новых образовательных инициатив.
Конкурсы профессионального мастерства для молодых специалистов в треке наставничества «педагог-педагог» — это своего рода шокотерапия, которая позволяет как никогда быстро войти в профессию. Опытные коллеги оказывают особую поддержку молодым коллегам, которые решаются принять участие в конкурсах педагогического мастерства. Но для чего молодому педагогу вообще участвовать в конкурсах профессионального мастерства? Во-первых, чтобы отучить себя бояться публичной оценки своей деятельности, дать возможность заявить о себе. Во-вторых, во время подготовки конкурсных документов или очного участия молодым педагогом происходит осмысление всей своей профессиональной деятельности. Педагог учится видеть себя со стороны глазами экспертов. Анализирует свои сильные стороны, так и понимает, над чем ещё надо работать. Подготовка к конкурсу учит рефлексии и анализу, а молодой педагог, подвергающий свою деятельность скрупулёзному анализу, понимает, в каком направлении ему следует двигаться дальше, чему еще подучиться. Это — хорошее испытание профессиональной выносливость и профилактика «звездной болезни». И победа, и неудача создают мотивационную среду для дальнейшего профессионального развития и роста. Конкурс является для молодого педагога не только формой соревнования в профессиональном мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата, но и условием обнаружения собственных затруднений, дефицита профессионализма, что, в свою очередь, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании. Изначально вынужденная работа в конечном итоге приносит удовлетворение и осознание того, что намечены пути для дальнейшего роста педагогического мастерства. Педагогические конкурсы в треке наставничества «педагог-педагог» позиционируются, как форма повышения профессиональной квалификации. Сравнивая себя «до» и «после», молодые педагоги отмечают собственный профессиональный рост независимо от того, удалось ли победить. А также у молодого специалиста есть возможность увидеть неординарный опыт опытных коллег.
Одной из задач педагогов — наставников является привлечение коллег к участию в конкурсах профессионального (педагогического) мастерства. Как правило, наставники — это опытные педагоги, имеющие чаще позитивный опыт участия в конкурсах. Вдохновляющим мероприятием, которое подвигнет молодых и не совсем коллег попробовать себя в конкурсе, может послужить мастер — класс от педагога — наставника.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Учебный курс для 5-6 классов «Осмысленное чтение текстов на основе технологии РКМ»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других