Актриса Лионелла Баландовская всегда мечтала сыграть на театральной сцене в постановке Чехова. И вот шанс представился – пьеса «Дядя Ваня», у Лионеллы одна из главных ролей. Однако не все так просто в провинциальном театре, куда пригласили Баландовскую. Небольшую труппу раздирают внутренние конфликты и противоречия, и, конечно, никто из местных не обрадовался приезду столичной звезды. А потом случилось непредвиденное: во время спектакля по гоголевскому «Вию» гроб с панночкой, летающий над сценой, сорвался с тросов и упал, актриса Карина Кропоткина погибла. И это уже не первый трагический случай в театре: за много лет до этого умерла другая служительница Мельпомены, молодая красавица Раиса Снегина. Именно ее призрак, как считают старожилы театра, с тех пор преследует актрис. Муж настойчиво уговаривает Лионеллу все бросить и вернуться домой, но она не намерена отступать и готова принять участие в расследовании и нового, и старого преступления…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Убийство в декорациях Чехова предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 7
Бездеятельная, праздная эгоистка
Проснуться утром одной в чужом загородном доме — последнее из того, чего хотелось бы Лионелле.
Отопление работало плохо, всю ночь она куталась в пуховое одеяло. И как бы ни не хотелось вылезать из постели, ей пришлось идти в душ.
Как только Лионелла вошла в ванную, зазвонил телефон, и она вернулась в спальню.
— Доброе утро, — это был ее муж.
— Холодное утро добрым не бывает, — ответила Лионелла.
— В гостинице не топят?
— Я не в гостинице.
— А где ты? — обескураженно спросил Лев Ефимович.
— Переехала в особняк.
— Почему?
— Здесь удобнее.
— И холоднее… — Помолчав, Лев Ефимович обронил: — Тебе нужен автомобиль и охранник.
— Нет.
— Я настаиваю. Тебе нельзя жить одной в чужом доме.
— Прошу тебя, не настаивай.
— Что случилось?
— А почему должно что-то случиться? — фальшивым голосом спросила она.
— Я слишком хорошо тебя знаю. Все дело в том инциденте?
Притихнув, Лионелла осведомилась:
— Ты уже знаешь?..
— Я знаю все. Осведомленность — моя сильнейшая сторона. Артистка вашего театра упала с высоты и разбилась насмерть. В изобретательности вашему режиссеру не откажешь. Смотри, как бы и тебя не сунули в гроб.
— Это иносказание?
— Прости, сказал глупость. Тревожусь за тебя, в этом все дело. Следствие выяснило, в чем было дело? — спросил Лев Ефимович.
— От гроба оторвались тросы.
— Все разом? — Он помолчал. — Так не бывает. Сдается мне, что это было убийство.
— Сдается мне, что ты знаешь больше, чем я.
— Осведомленность — мой жизненный принцип.
— Ну, говори… — произнесла Лионелла.
— Есть сведения, что часть крепежа была скручена.
— Это точно?
— Абсолютно.
— И что теперь делать?
— Следствие найдет того, кто это сделал, но ты будь осмотрительнее. И вот еще что… — Лев Ефимович помолчал. — Я бы предпочел, чтобы ты вернулась в гостиницу. Сегодня пришлю к тебе горничную, она перевезет все вещи из особняка в гостиницу.
— Я остаюсь здесь.
— Это не обсуждается. Ты знаешь, я готов на любые уступки, если вопрос не касается твоей безопасности.
— Ты что-то знаешь и не хочешь мне говорить?
— Если бы знал — сказал, — возразил Лев Ефимович.
— Ну хорошо. — Лионелла влезла под одеяло, чтобы согреться. — Но только горничную не присылай, она мне не нужна.
— Справишься сама?
— Все мои вещи остались в гостинице. Здесь только косметика.
— Позвоню тебе вечером.
— Целую. — Закончив разговор, Лионелла укуталась в одеяло и закрыла глаза.
На протяжении всего разговора она ожидала, что Лев спросит про Кирилла, он проявил деликатность. Ее чувство к мужу было собирательным и складывалось из благодарности, привязанности и нежелания что-то менять. Лев Ефимович все знал, но ему и этого было достаточно.
Согревшись, Лионелла все же нашла в себе мужество влезть под холодный душ. Потом быстро оделась, закинула в сумку косметику и вызвала такси.
В театр она приехала раньше обычного, из чего сделала вывод, что холод дисциплинирует.
Побродив немного по кулуарам, Лионелла пошла в репетиционный класс. Поднялась по лестнице, приблизилась к закрытой двери и услышала из-за нее голос Магита:
— Ты не понимаешь, на кого замахнулась!
Магиту ответил голос его жены Веры Петровны:
— Мы двадцать пять лет женаты, но ты ни разу не дал мне приличной роли.
— Неправда!
— Что? — зло поинтересовалась Вера Петровна. — Скажи! Приведи хоть один пример!
— А как же «Коварство и любовь»[5]?
— Побойся бога! Я играла там камеристку Софи!
— Зато в первом составе, — умиротворяюще обронил Магит. — Чего ты хочешь от меня, Вера?
— Чтобы ты перевел меня в первый состав и поставил играть премьеру.
— Да ты совсем ополоумела! Что я скажу Петрушанской?!
— Мне все равно.
— Она и так меня постоянно кусает.
— Если укушу тебя я, будет куда больнее, — пообещала Вера Петровна.
— Угрожаешь? — спросил Виктор Харитонович, и голос его изменился.
— Ты знаешь, о чем я говорю…
— Одумайся, Вера. Стоит это сделать, и обратной дороги уже не будет.
— Если бы не ты, я стала бы примадонной! Но я всю жизнь посвятила тебе, дала возможность работать и развиваться. И как же бездарно ты распорядился своей судьбой!
— Я — художественный руководитель театра! Я — главный режиссер! — крикнул Магит.
— Короче, или переводишь меня в первый состав и даешь сыграть премьеру, или…
— Ты ставишь меня в безвыходное положение! — Голос Магита стал приближаться к двери.
Лионелла отскочила в сторону и встала за угол. Она услышала, как отворилась и захлопнулась дверь, однако шагов не услышала.
Немного выждав, Лионелла постучалась и вошла в репетиционную комнату.
— Доброе утро, Лионелла Павловна, — приветствовал ее Магит. — Вы сегодня — первая, если не считать Веры Петровны.
Следом в комнату вошла завтруппой Терхина.
Заметив Лионеллу, она удивилась:
— Что-то вы нынче рано…
— Привыкли к моим опозданиям?
— К этому невозможно привыкнуть. Вы подрываете дисциплину. В ответственный репетиционный период это недопустимо.
— Я не театральный человек, и мне бы хотелось знать…
— Что именно?
— Каков порядок действий в случае болезни артиста?
— Уже собрались болеть? — Терехина уставилась на Лионеллу. — Не рано?
— Болезнь не спрашивает нас, когда ей прийти. Не правда ли? — Лионелла призвала на помощь всю свою обходительность. — Спрашиваю наперед, чтобы потом не попасть в сложное положение.
— Когда заболеете, сразу звоните мне. Мой телефон записан на стенде у кабинета директора.
— А если не смогу прийти на спектакль? — спросила Лионелла.
— Тогда сообщите за день. Мне будет нужно успеть вызвать замену.
— Значит, актеров на замену вызываете вы?
— Конечно.
— И Кропоткину?
— Не поняла…
— Вы вызвали Кропоткину заменять Костюкову?
— Я не обязана перед вами отчитываться, — возмутилась Терехина. — Достаточно того, что со мной говорил следователь.
Услышав перепалку, к ним подошел Магит:
— Вообще-то, Елена Васильевна, я тоже хотел узнать: почему вы пригласили Кропоткину, а не Петрову из второго состава? Она была занята?
— Я никого не вызывала, — удивилась завтруппой.
— Тогда почему?
Терехина опасливо покосилась на Лионеллу, но все же ответила:
— Кропоткина позвонила мне сама и сказала, что вы ее вызвали.
— Я?! — Виктор Харитонович воскликнул чересчур эмоционально, чем привлек внимание жены.
— В чем дело? — поинтересовалась она.
— Представь себе, Вера, Кропоткина сказала Елене Васильевне, что это я вызвал ее на подмену Костюковой!
— А разве нет?
— Да я узнал об этом от нее же самой! Вспомни, это было на читке!
— Тогда кто же ее вызвал? — спросила Лионелла.
Однако на этот вопрос никто не ответил. В комнату вошли сразу несколько человек, и продолжать разговор было бессмысленно.
Вскоре все расселись за столом, и Магит объявил о начале второй читки.
— При выборе пьесы «Дядя Ваня» я составил свое первое впечатление, однако наша работа будет коллективной. Сегодня мы определим главную тему пьесы, раскроем основную идею и ее сверхзадачу.
— А я бы предпочла, чтобы задачу передо мной поставили вы, — сказала Петрушанская. — Ваше дело режиссировать спектакль и определять сверхзадачи. Наше дело — играть.
— Рассуждаете так, словно вы — актриса из массовки сельского клуба! — вскинулся Магит. — Спектакль — дело коллективное. Извольте же и вы потрудиться.
— Изволим… изволим… — отходчиво проворчала примадонна.
С этой неприятной ноты и началась вторая читка, которая предполагала глубокое проникновение в заложенные смыслы и характеры пьесы.
Первые страницы пробежали вкратце, как говорят танцоры — «в полноги». Однако на диалоге Войницкого и Елены Андреевны задержались.
Все началось с фразы, которую прочитала Лионелла:
— А вы, Иван Петрович, опять вели себя невозможно. И сегодня за завтраком вы опять спорили с Александром. Как это мелко!
Строков прочитал свою фразу:
— Но если я его ненавижу!
— Ненавидеть Александра не за что, — прочитала Лионелла. — Он такой же, как все. Не хуже вас.
— Если бы вы могли видеть свое лицо, свои движения… Какая вам лень жить! Ах, какая лень!
— Ах, и лень, и скучно! Все бранят моего мужа, все смотрят на меня с сожалением: несчастная, у нее старый муж!
После этих слов Магит торжествующе прокричал:
— Во-о-от! Вот она, истина! Елена Андреевна — прекрасная скучающая женщина. Но это еще не характер! Ее красота — искусственная, праздная, ненастоящая, относится только к внешности, а не к духовности. Елена Андреевна опустошает сердца мужчин, которые встречаются на ее пути. Она, как и ее муж, бездеятельная, праздная эгоистка!
На этих словах Магита в комнату вошла директор театра Валентина Ивановна. Она села у двери, и внимание всех участников читки переключилось на нее.
Директриса уверила, что просто посидит и послушает, но с этого момента читка проходила нервно и скомкано. Апогеем этой сумятицы явился пожилой артист Кондрюков, назначенный на роль профессора Серебрякова. Сначала он пропускал свои реплики, а потом и вовсе заснул.
Окончательно расстроила читку актриса, пришедшая спустя полчаса. Она была худенькой, безжизненно-бледной, с убранными в пучок волосами.
— Кто это? — шепотом спросила Лионелла.
— Костюкова, — так же шепотом ответила Петрушанская. — В том роковом спектакле Кропоткина замещала ее.
Лионелла вгляделась в Костюкову и вдруг поняла, что та похожа на балерину — такая же худая и легкая.
— А Костюкова была в караоке на юбилее Веры Петровны?
— Кажется, была… — припоминая, примадонна потерла пальцем висок. — Да-да! Точно была!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Убийство в декорациях Чехова предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других