1. Книги
  2. Учебная литература
  3. Антон Промт

Нетуристический гайд по Бали: Просто о сложном

Антон Промт (2024)
Обложка книги

Эта книга для тех, кто хочет быстро и доступно познакомиться с историей, культурой и традициями острова Бали. Гайд предназначен для путешественников, которые стремятся понимать окружающий их мир, но не располагают временем для глубокого изучения. В книге представлены ключевые аспекты балийской жизни: от древних храмов и религиозных ритуалов до уникальных архитектурных элементов и местных обычаев. Сложные темы изложены вкратце и простым языком, позволяя читателю легко ориентироваться в разнообразии балийской культуры и получать удовольствие от познания. здесь я постарался простым и доступным языком ответить на сложные вопросы, которые не всегда находят место в стандартных путеводителях. Почему индуизм смог сохраниться именно на Бали? Чем балийский индуизм отличается от индийского, и какие тайны скрыты в молитвах местных жителей? И какой дорожный знак существует только на этом острове? Если вы хотите открыть для себя Бали не только как турист, но и понять его душу — этот гайд для вас!

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Нетуристический гайд по Бали: Просто о сложном» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Чем отличается балийский индуизм от индийского?

Уникальность балийского индуизма заключается в его способности интегрировать различные элементы — анимизм, буддизм и классический индийский индуизм. Именно эта способность к синтезу привела к созданию Агама Хинду Дхарма, официального названия религии балийцев.

Основные причины, которые привели к созданию синкретической религии:

Местные анимистические традиции. Анимизм был распространен на Бали задолго до прихода индуизма. Поклонение духам предков и природы стало неотъемлемой частью балийской религиозной жизни. Вместо того чтобы заменить анимистические практики, индуизм адаптировался к ним, создав уникальную форму религии, которая сохранила эти древние традиции.

Буддизм и влияние Маджапахита. Буддизм также оказал влияние на Бали, особенно в период правления яванской империи Маджапахит. В результате многие элементы буддизма были включены в балийский индуизм, включая ритуалы медитации и концепцию духовной гармонии.

Гибкость и адаптация. Индуизм сам по себе является гибкой религией, которая способна адаптироваться к местным традициям и верованиям. В отличие от других религий, индуизм не требует отказа от предыдущих верований, что позволило ему органично вписаться в балийскую культурную и религиозную среду.

Попав в новую культурную и природную среду, индуизм на Бали претерпел существенные изменения, смешавшись с местными верованиями и традициями. Этот процесс адаптации и синтеза религиозных практик привел к созданию уникальной формы индуизма, которая сохранилась на острове до наших дней.

Балийский индуизм отличается от индийского не только ритуалами и обрядами, но и своими основными философскими и религиозными принципами. Важными элементами, которые делают балийский индуизм особенным, являются его синкретическая природа, глубокая связь с анимистическими традициями и акцент на гармонию между людьми, духами и природой. Отличий балийского индуизма от индийского не мало, но отмечу основные:

Синтез анимизма и индуизма

До прихода индуизма на Бали местное население исповедовало анимизм, веруя в духов природы, предков и сверхъестественные силы, которые обитают в деревьях, горах, реках и других природных объектах. Эти древние верования глубоко укоренились в балийской культуре, и даже с приходом индуизма они не исчезли, а стали частью религиозной жизни.

Агама Хинду Дхарма включает анимистические элементы, такие как поклонение предкам и духам природы, что является отличительной чертой балийского индуизма. Например, многие балийцы совершают ежедневные подношения духам предков и местным божествам, чтобы поддерживать баланс между миром людей и миром духов. Такие ритуалы можно наблюдать повсеместно на острове, когда подношения в виде цветов, фруктов и риса оставляют на алтарях домов, храмов и даже на улицах.

Балийский пантеон богов

Хотя балийский индуизм делит с индийским общие корни, такие как почитание главных божеств Тримурти (Брахма, Вишну и Шива), здесь есть отличия в том, как боги воспринимаются и почитаются.

Санг Хьянг Видхи Васа — это верховное божество балийского индуизма, воплощает концепцию именно единого верховного божества, что отличает балийскую интерпретацию индуизма от индийской. В индийской традиции распространено поклонение отдельным аспектам Тримурти (Брахме, Вишну и Шиве) через различные культы, такие как шиваизм или вишнуизм. На Бали же эти божества объединены и сосуществуют с местными духами в единой религиозной системе.

На Бали особое внимание уделяется богам природы, таким как Дева Дану (богиня озер и воды) и Дева Шри (Сри) (дух рисовых террас). Почитание этих божеств связано с важностью воды и сельского хозяйства в жизни балийцев.

Религиозная жизнь на Бали тесно связана с ритмами природы и аграрными циклами, что делает балийский индуизм более практическим и земным, чем его индийская версия.

Культура храмов и ритуалов

В Индии индуизм имеет сложную систему храмовой архитектуры, которая варьируется в зависимости от региона и религиозной школы. На Бали же храмы, известные как Пуры, отличаются особым стилем и устройством. Храмы здесь — это открытые пространства, часто без крыши, которые интегрированы в природные ландшафты. Например, Пура Танах Лот расположен на скале у океана, что символизирует связь между морем, землей и небом.

Религиозные ритуалы на Бали часто проходят под открытым небом и включают в себя музыкальные и танцевальные элементы, такие как гамелан (традиционный оркестр) и ритуальные танцы, например, Баронг — танец, символизирующий борьбу добра и зла. Эти культурные элементы глубоко связаны с местными верованиями и являются неотъемлемой частью балийской религиозной жизни.

Роль касты и священников

Система каст играет важную роль в индийском индуизме, где каждый человек рождается в определенную касту, которая определяет его место в обществе и религиозные обязанности. На Бали кастовая система также существует, но она менее строгая, чем в Индии. Система классов Варна, которая включает брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (работников), перенята из индийской культуры, но на Бали нет такого социального давления в отношении каст, как в Индии.

Брахманы на Бали играют важную роль в религиозной жизни, выполняя функции жрецов и проводя ключевые церемонии, такие как свадьбы и погребальные ритуалы. Тем не менее, религиозная жизнь на Бали более демократична: в ней участвует все общество, и духовные практики доступны для каждого.

Концепция реинкарнации и кармы

Обе версии индуизма, индийская и балийская, верят в карму (закон причин и следствий) и реинкарнацию (цикл перерождений), но на Бали эти концепции менее философски сложны и более практически направлены. Например, идея кармы на Бали часто связывается с ежедневными ритуалами, которые помогают поддерживать гармонию с миром духов и предков, а также с природой. Балийцы стремятся к поддержанию «Три Хита Карана», что переводится как «три причины процветания», — гармонии между богами, людьми и природой (об этом в следующей главе).

Таким образом, балийский индуизм, известный как Агама Хинду Дхарма, — это уникальный синтез анимистических верований, буддийских практик и индуистской философии. Эта религия отражает гибкость и адаптивность, которые позволили ей сохранить древние традиции и интегрировать новые идеи. Сложность и многослойность балийского индуизма делают его важным культурным феноменом, который не только сохраняет индийское религиозное наследие, но и развивает его в соответствии с местными потребностями и верованиям.

Что такое гармония по-балийски?

Концепция Три Хита Карана — центральное философское понятие в балийской культуре и религии, которое определяет гармоничные отношения между человеком, природой и божественным миром. Эти три аспекта — боги, люди и природа — тесно взаимосвязаны, и их баланс является основой процветания как на уровне отдельных людей, так и общества в целом. В современном мире, где экологические, социальные и духовные проблемы часто разобщены, эта концепция становится особенно актуальной, предлагая целостное понимание гармонии во всех аспектах жизни.

Термин Три Хита Карана происходит из древнего санскрита, и его можно перевести как «три причины процветания» или «три источника счастья». Эти три элемента включают:

Пархьянан (отношения с богами) — поддержание гармонии и духовной связи с божественным.

Павонган (отношения между людьми) — гармония и уважение между людьми.

Палемахан (отношения с природой) — уважение и забота о природе и окружающей среде.

Для балийцев, успешная и гармоничная жизнь возможна только тогда, когда эти три аспекта находятся в балансе. Нарушение одного из них может привести к дисгармонии и проблемам на всех уровнях — от личного до общественного.

Пархьянан: Гармония с богами

Первый аспект концепции Три Хита Карана касается духовной связи с богами. В балийской культуре индуизм занимает центральное место, и боги воспринимаются как неотъемлемая часть повседневной жизни. Поддержание гармонии с богами — это основа духовного благополучия и процветания.

Эта гармония выражается через различные религиозные ритуалы и обряды. Ежедневные подношения богам (чананг сари), которые можно увидеть повсюду на острове — в домах, на улицах, в храмах — являются важной частью духовной жизни балийцев. Такие подношения символизируют благодарность богам за их защиту и благополучие. Важные религиозные праздники, такие как Галунган и Ньепи, также играют роль в поддержании этой духовной гармонии. Они напоминают людям о необходимости поддерживать связь с высшими силами и соблюдать баланс между материальной и духовной жизнью.

Павонган: Гармония между людьми

Второй аспект — гармония между людьми — подчеркивает важность уважения и взаимопонимания в обществе. Для балийцев это означает не только хорошие отношения внутри семьи и с соседями, но и более широкое социальное взаимодействие, включая работу, бизнес и общественные дела. Важным элементом этой гармонии является концепция взаимопомощи и коллективного труда, которая называется Готонг Ройонг.

Готонг ройонг — это традиция взаимной поддержки, когда люди работают вместе на общее благо, например, участвуя в строительстве храмов, уборке общих территорий или помощи на св адьбах и похоронах. Это отражает идею, что процветание одного человека зависит от благополучия всего сообщества.

На Бали социальные отношения также построены на уважении к кастовой системе и старшим. Хотя система каст здесь менее строгая, чем в Индии, она все еще играет роль в социальных взаимодействиях. Важным принципом является уважение к старшим, а также признание вклада каждого человека в общество, независимо от его социального статуса.

Палемахан: Гармония с природой

Третий и один из самых значимых аспектов концепции Три Хита Карана — это гармония с природой. Для балийцев природа — это не просто ресурс для использования, а священная сила, которая тесно связана с божественным. Земля, вода, деревья, горы — все это почитается как дом духов и богов. Природа рассматривается как нечто священное, что требует уважительного и осторожного обращения.

Это уважение к природе выражается в традиционных земледельческих практиках, таких как система ирригации Субак, которая используется для выращивания риса. Субак — это уникальная система управления водными ресурсами, основанная на коллективном труде и духовных принципах. Вода в системе субак воспринимается как дар богини озер и воды, Девы Дану, и ее правильное распределение символизирует не только материальный, но и духовный баланс.

На Бали также много природных храмов, таких как Пура Лухур Улувату, расположенные в местах, где природа проявляет свою силу — на утесах, у водопадов или вблизи вулканов. Это показывает, насколько важно для балийцев поддерживать гармонию с окружающей средой.

Современная значимость Три Хита Карана

В современном мире концепция Три Хита Карана остается актуальной. Бали, с его интенсивным туристическим развитием, сталкивается с проблемами разрушения природы и социальных изменений. Однако многие местные инициативы и проекты направлены на восстановление баланса, основанного на этой философии. Например, развиваются программы экотуризма, которые призваны сохранять природу острова, а также социальные проекты, направленные на укрепление общин и сохранение культурного наследия.

Три Хита Карана также играет роль в балийских школах, где детей с раннего возраста учат важности гармонии во всех аспектах жизни. Этому учению уделяется большое внимание, так как оно помогает воспитывать уважение к духовной жизни, природе и социальным обязанностям.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я