Автор, опытный тренер с многолетним стажем, делится знаниями о тактике, психологии игроков и методах обучения детей. Книга включает в себя подвижные игры, этапность обучения баскетболистов и советы по работе с разными возрастными группами. Читатели узнают, как помочь детям влюбиться в баскетбол, создать позитивную командную атмосферу и развивать лидерские качества у игроков. Эта книга станет незаменимым помощником для тренеров, стремящихся к профессиональному росту и развитию своих команд.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Введение в баскетбол: тренер» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Призвание — тренер!
Чтобы понять общий настрой книги, мне хотелось бы начать с такой фразы: «за год жизни тренер оказывает влияние на большее количество людей, чем среднестатистический человек за всю жизнь», и именно так оно и есть! За год через спортивную секцию может проходить более 200 спортсменов, дополнительно хороший, востребованный тренер работает индивидуально с детьми и взрослыми из других секций, городов или даже стран. Он взаимодействует с другими тренерами, судьями, родителями (представьте, если у вас 200 спортсменов, то у вас ещё минимум 200-400 родителей, бабушек и дедушек, с которыми важно контактировать).
И речь здесь не только про овладение избранным видом спорта, но и про качества личности. Через взаимодействие со всеми этими людьми тренер проносит свою игровую и жизненную философию, которая надолго отпечатывается в умах людей и помогает сформировать их собственный моральный облик.
Работа с детьми в спорте начинается уже с 5-6 лет, а в некоторых случаях она начинается и раньше. Получается, что с самого детства мы помогаем спортсменам закладывать в себя такие черты и человеческие качества, которые им будут нужны в жизни: преодоление трудностей, помощь другим, позитивное мышление и т.д. А так как баскетбол является командным видом спорта, то он вырабатывает ещё одно важное качество у спортсменов — умение жить и работать в коллективе, социализироваться.
Детский тренер — это не только и не столько про то, как правильно повернуть ногу, закрыть кисть или куда двигаться в атаке, — это про формирование человека и личности через обучение спортивной дисциплине. А учитывая то, на какое большое количество людей распространяется это влияние, то можно сделать вывод о том, насколько важна профессия тренера.
Почему глава называется «призвание — тренер», а не «профессия — тренер»? Потому что помимо технических/тактических знаний и навыков, тренер должен хотеть и уметь передавать свой опыт спортсменам. Обладать терпением повторять и доносить одну и ту же информацию по 10, 50, даже 100 раз, а возможно и несколько лет. Как говорил Уинстон Черчилль: «успех — это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма». Тренер должен иметь достойный моральный облик и жизненные ценности, которые он транслирует вовне.
Важно всё, от манеры разговаривать до внешнего вида. Помните, что дети перенимают то, что говорит и делает тренер, и больше именно то, что он делает. Тут всё очень схоже с родительским воспитанием: если папа курит, но одновременно запрещает ребёнку курить и говорит, что это плохо, то не сомневайтесь, что ребёнок скорее всего тоже будет курить. Но если папа не курит и говорит, что это вредно, то и ребёнок вряд ли будет это делать, потому что он в основном ориентируется на поведение родителей.
Я много раз замечал, что если тренер воспитанный, приветливый, весёлый и добрый, то и его воспитанники со временем перенимают это образ, и у них формируется по-настоящему достойная и комфортная команда. Однако если тренер замкнутый, имеет вредные привычки, позволяет себе агрессию по отношению к остальным, то и команда у него будет соответствовать его поведению. Я иногда слышу от некоторых тренеров такую фразу: «какая неприятная у него команда», и речь именно про поведение спортсменов, а не игровую составляющую! Хотите ли вы себе такую команду? Или хотите сплоченный, дружный коллектив, где все спортсмены поддерживают друг друга, вместе справляются с поражениями и вместе радуются победам? Я уверен, что именно второе.
Дети склонны запоминать на очень долгий срок многие ситуации или слова, которые в моменте оказали на них влияние, но о которых вы бы забыли через неделю. Например, в начальной школе я занимался фехтованием на рапире у Александра Ивановича Подопригоры, это был замечательный тренер. Так вот, один раз на тренировку он принёс нам арбуз, настоящий арбуз! В детстве для нас это было роскошью. Я запомнил этот поступок на всю жизнь! Для меня это является положительным воспоминанием о действиях тренера, а есть и множество примеров, где из-за неосторожной реплики тренера дети уходили из спорта, или меняли секцию. Тренер влияет на формирование отношения ребёнка к занятиям спортом в целом, и к вашему виду спорта в частности.
Теперь понимаете как много зависит от того какой вы тренер. Тренер, который пошёл в профессию, потому что не знает чем заняться в жизни, или тренер, который чувствует в себе внутренний стержень, желание и возможность помогать другим людям расти вместе с ним не только как игрокам, но особенно как людям. Тренер — это наставник, учитель. Это не просто профессия, тренер — это призвание!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Введение в баскетбол: тренер» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других