Женщина к 50-ти осознает, что она себя растеряла: отражение в зеркале не радует, работа не вдохновляет, дети выросли, отношения с мужем… есть и ладно… привычно, удобно, предсказуемо…И тут жизнь подкидывает ей вызов: любимый муж уходит, с давно нелюбимой работы уходит она сама…Как жить дальше? И бывает ли это дальше, когда тебе уже за?..Главная героиня находит способ научиться заново слушать себя, мир вокруг, свои давно забытые мечты, таланты, тишину и… любовь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Добро пожаловать в 5.0» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Редактор Наталья Калинина
Иллюстратор Вита Кисельник
Дизайнер обложки Вита Кисельник
© Афанасия Юралевич, 2024
© Вита Кисельник, иллюстрации, 2024
© Вита Кисельник, дизайн обложки, 2024
ISBN 978-5-0064-9226-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
⠀
⠀
⠀
⠀
⠀
⠀
⠀
⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ Всем женщинам посвящается!
Услышать себя и начать заново — всегда вовремя.
1 глава.
Зеркала женщины
Зеркало женщины, видит мгновенья,
Знает о том, что неведомо многим.
Ведает зеркало муки, томления.
Женщине в зеркале нету свободы.
Женщина смотрится в зеркало —
Ищет любви, вдохновения.
Зеркало смотрит на женщину
И не находит… ее одобрения.
Вита Кисельник. Пруд с кубышками
(35х45 см, холст/масло 2022 г.)
1.1 Зеркало
Мила стояла и пристально вглядывалась в незнакомую женщину — что-то печальное и отрешенное сквозило во всем её облике, особенно в глазах…
Лицо ещё хранило следы былой красоты. Но сколько же грусти в этих «ещё» и «былой».
Уныло опущенные уголки губ.
Уже теряющий четкость овал.
Словно что-то тяжёлое неумолимо тянет её вниз.
На лбу глубокая морщина и совсем не потому, что она всё время думает — банальная морщина старости…
Боже, даже подумать страшно — старости…
Кожа какая-то холодная и грубая — совсем не хочется до неё дотрагиваться, но рука сама потянулась. И в этот момент в ванную постучал муж:
— Мила, ты скоро? Опоздаешь!
Мила вздрогнула, рука её повисла в воздухе, так и не дотронувшись до щеки — из зеркала на неё растерянно и тревожно смотрела совсем незнакомая ей женщина.
«Да, действительно, пора, опоздаю», — сказала себе Мила и обречённо открыла дверь из ванной в новый-старый-серый-обычный-грустный-тяжёлый день.
1.2 Chanel
Как доехала до офиса, поздоровалась с коллегами, включила компьютер, налила кофе — ничего этого она не заметила. И не потому, что была все ещё под впечатлением от своего незнакомого отражения в зеркале, словно только сегодня увиденного. Не замечать, не видеть, не слышать, не чувствовать — это было обычное в последнее время состояние Милы.
В дамской комнате Мила снова застыла возле зеркала — в освещении офисных холодных ламп её «незнакомка» выглядела ещё более несчастной и… старой.
«Так вот ты какая, старая я», — подумала Мила.
— У вас все хорошо? — спросила Милу её начальница, заглянувшая в дамскую комнату.
— Да, — немного растерянно протянула Мила.
— Может, это потому, что вы без макияжа, — не то утешая, не то упрекая, предположила шефиня.
— Да, нет, с макияжем, — ещё более растерянно добавила Мила.
— Может, косметика не очень хорошая?
— Шанель.
Изабелла, так звали начальницу, ещё более внимательно присмотрелась к Миле — молчание продлилось несколько секунд, и всё это время выпуклые, бездонные, ненатурального цвета из-за линз глаза босса исследовали каждую чёрточку её лица..
— Ладно, — видимо, найдя для себя какое-то объяснение, махнула рукой Изабелла.
Мила выдохнула, словно сорвавшись с крючка.
С начальницей у Милы, как и у всего коллектива и даже у клиентов их рекламного агентства, отношения были непростые.
Изабелла была гением, в полном и прямом смысле этого значения:
не всеми, как водится, признанным, мало кем — что тоже логично — понятым,
но от этого не менее значимым и выдающимся.
Со своей гениальной проницательностью ей удавалось находить и приближать к себе людей, которые безусловно признавали её гений и по крайней мере пытались пусть не понять, но принять её со всеми свойственными гениям странностями и быть к ней максимально доброжелательными и… преданными.
Результаты деятельности агентства были выдающимися и оригинальными, ротация сотрудников по понятным причинам очень высокая — команда, в которой служила Мила, держалась дольше всех.
Мила Изабеллу безапелляционно уважала, гением её восхищалась,
как все смертные, немного ее побаивалась
и, как очень немногие, искренне ей служила.
Оставшийся день Мила провела в унылом отчаянии, никуда больше не выходила, ни на кого — тем более в зеркало на себя — больше не смотрела.
Еле дожила до вечера и, глотая предательские слёзы, которые уже не в силах была удерживать в машине, поехала домой.
Разреветься она себе не позволяла — это было бы признанием собственного фиаско: если разревётся, значит признает, что вердикт начальницы верен — у нее всё НЕ хорошо, а с этим смириться Мила никак не могла.
С детства и юности, будучи круглой отличницей и хорошей девочкой, Мила привыкла, выучила насмерть — у нее всегда всё хорошо,
Мила всегда всё может,
Мила никогда ни на кого и ни на что не жалуется
и уж точно никогда ни у кого помощи не просит.
1.3 Зоя
Уже лёжа в кровати, удачно избежав вечерних разговоров с мужем — избегать даже ничего и не пришлось, честно говоря, они уже давно не разговаривают — Мила взяла телефон. Надо бы поставить будильник на завтра пораньше, чтобы более тщательно накраситься и больше не встречаться в зеркале с этой несчастной.
На экране телефона ярко светились значки пропущенных вызовов от Зои.
Зоя была любимой подругой Милы, одной из двух любимых её подруг. Оставить без внимания и без реакции её звонки было, конечно же, неверно даже в такой — тем более в такой — Милиной ситуации.
Перезванивать было уже поздно. Даже нет, не так — перезванивать, тем более любимой подруге, было ничуть не поздно — просто Мила предпочитала разговорам переписки. Ей казалось, что это как-то правильнее — и сама не сильно «включаешься» и другого человека не очень беспокоишь.
Привет… прости… пропустила твой звонок…
Надеюсь… у тебя все хорошо, — быстро настрочила Мила по уже сложившейся привычке заменяя знаки препинания на эмодзи. Это было единственное в её жизни послабление и разрешение себе не следовать правилам.
Ответ загорелся тут же и, понятное дело, высветился другой стороне, как прочитанное — значит шанса на отступление не осталось, надо действительно прочитать и, конечно же, ответить…
Привет! да звонила и не один раз! а ты видимо как всегда держишь телефон на беззвучном режиме??
У меня для тебя новость
Сообщу только если перезвонишь
Зою не проведешь — она точно знает все Милины уловки и её вечное предпочтение общаться без звука и личного контакта. Знает и предпринимает заблаговременные меры. Надо признать — действенные заблаговременные меры!
— Зай, — по старой, ещё детской привычке стала подлизываться Мила. Называть Зою зайкой — такое могла придумать только Мила и только когда им было по 16, — я уже одним глазом сплю… давай завтра…
Может встретимся?
Это было, конечно, опрометчиво — встречаться Мила совсем не хотела. Вернее, встречаться-то она хотела — она не хотела показывать Зое свою унылую старую версию. Мила ещё верила, что Шанель и сила мысли: «Соберись, тряпка!», сделают своё дело и уже через пару дней неустанных тренировок по сбору тряпки приведут её, тряпку-Милу, в обычное, как она про себя уверенно считала, цветущее состояние.
Но вносить исправления в сообщение было уже поздно — оно было уже отправлено и прочитано, а значит и ответ уже вот-вот прилетит. Аккурат! Прилетел!
Да! завтра! в обеденный перерыв в 12 в нашем кафе
Миле ничего не оставалось, как ответить подруге:
До завтра
1.4 Знакомство
Утренний, более ранний подъем для тщательной раскраски лица не удался.
Вернее, проснуться удалось — не удался сам раскрас
После тщательных, с трудом вспоминаемых с ещё большим трудом исполненных чудес макияжа из зеркала на Милу глядело нечто.
В ярко очерченных и «засмокинных» глазах грусть с безысходностью казались еще глубже и пронзительнее.
Мила подумала: «Рамка картину обнажает — хорошую делает ещё лучше, плохую же портит окончательно…»
Решительно смыв косметику и вернув себя, простую и безликую, Мила отправилась на работу, уверовав, что сможет своей неотразимой улыбкой отвлечь жалостливые взгляды коллег и главное — проницательный Зои.
Мила почему-то забыла, что уже очень давно не только не улыбалась, но даже не чувствовала себя способной на это.
По дороге на работу она стала перебирать в памяти обстоятельства своей жизни и пытаться найти в них предпосылки своего теперешнего состояния.
Детство у нее было обычным — родители не слишком баловали и не слишком наказывали, хотя оба были строгими.
Училась она легко и хорошо, школу закончила с медалью.
Друзей у нее всегда было достаточно, правда, в детстве и ранней юности Мила больше дружила с мальчишками — они ей казались более понятными, простыми и главное — добрыми.
Доброту Мила вообще очень ценила и всегда замечала её и в других и в самой себе. Она безошибочно определяла — конечно, не умом, а исключительно сердцем — какой поступок или слово будут добрыми и уместными в её парадигме ценностей, а какие наоборот.
Нельзя сказать, чтобы она абсолютно всегда выбирала первое, порой ум или убеждения окружающих заставляли Милу поступить по справедливости, которая противоречила доброте…
но таких случаев в её жизни было немного.
В последних классах школы она подружилась с Зоей и Лилей.
Три девочки были настолько разными и друг на друга не похожими, что все вокруг, да и они сами очень дивились, что же их свело вместе.
Отличница добрячка Мила, озорная чаровница Зоя и молчунья отшельница Лиля.
Вопреки здравому смыслу и прогнозам одноклассников и учителей девочки не только сдружились, но и бережно несли свою дружбу по взрослой, весьма способствующей к разобщению жизни.
Зоя и Мила даже вместе поработали в агентстве, но Зоя достаточно быстро поняла, что гениальная руководительница вполне может обойтись без её жертвоприношений, которые были обязательны в служении гению. Гении они же такие — им невозможно служить наполовину, только на все 100, забыв про себя, про свою жизнь, семью и свои собственные, на фоне гениальных, каких-то низменные интересы.
Зоя ушла, Мила осталась.
Лиля из них троих была, пожалуй, самая стабильная и самоуверенная —
не судьба и правила, как у Милы,
не воля случая и настроение, как у Зои —
она сама, Лиля, и только она решала, что чувствовать, что говорить, как поступать — два высших образования, собственный успешный бизнес, благополучная неполная и без всяких «но» — это был исключительно её и свободный выбор — семья.
Замуж Мила вышла рано по взаимной счастливой любви. Родила троих детей — двух мальчиков и девочку.
Парни 25 и 22 лет уже жили отдельно от них с мужем.
А 16-летняя дочь — вместе с ними, родителями.
Отношения Милы с сыновьями были всегда и остаются сейчас очень близкими и душевными — оба настоящие мамины сыночки. И внешне, и по характеру весьма на неё похожи.
Дочка же по всем законам логики и мироздания — исключительно и взаимно папина. Отец в ней души не чает, а Мила относится к ней с такой хрустальной осторожностью, которая порой граничит с отдалением.
Милу эта ситуация вполне устраивает — она верит в родовую преемственность и эффект сотой обезьяны, при котором жизненные принципы и усвоенное поведение распространяются на всю популяцию сами собой.
Отношения с мужем какое-то время назад — надо, но Миле всё ещё сложно это признать — весьма и весьма остыли: они друг друга почти не видят и абсолютно не слышат.
Работа у Милы не то чтобы любимая, но терпимая, совсем не похожая на мечту из детства, хотя по глубокому убеждению Милы, в нашем сумасшедшем мире никто не может похвастаться работой мечты, тем более мечты детской.
Тот факт, что Зоя последние пять лет после ухода из агентства без особого успеха, по мнению Милы, пытается «найти себя», не вдохновляет Милу на размышления, что работу стоит, как и мужа, выбирать осознанно и по любви.
Да и служение с любовью гениальному боссу вполне заменяло Миле любовь к самой работе.
— Да, хорошо всё-таки что мы сегодня встречаемся с Зоей и не буду я от неё ничего скрывать, да и толку-то — от неё никогда ничего не скроешь — Зоя умеет слышать и видеть меня насквозь, — думала Мила, паркуясь на офисной стоянке.
Приятное предвкушение встречи с любимой подругой слегка подкрасило румянцем Милины щеки и смягчило взгляд — в офисе сегодня никто не предъявлял завышенные требования к её внешности и возможностям её брендовой косметики.
Время до обеденного перерыва промелькнуло незаметно.
1.5 Подруги
Когда Мила, запыхаясь, вбегала в кафе, Зоя уже была там — яркая, стильная, окутанная какой-то аурой благополучия и всемирной, при чем абсолютно взаимной любви, она восседала в кресле обычного при-офисного кафе, превращая его своим присутствием в при-дворцовое.
Подруги шумно обнялись, расцеловались, друг дружкой полюбовались и уселись рядышком.
— Ну, рассказывай! — не сговариваясь, воскликнули обе. После этого последовал оглушительный девчачий (пожалуй, единственное, что меньше всего меняется с возрастом) смех!
— Ты первая, — сквозь смех икнула Зоя.
— Ну, что я? — отсмеявшись и смахивая со щеки слезу, вернулась на землю Мила. — Я вдруг поняла, что меня нет!
На этой фразе голос как-то предательски задрожал и слезы только что бывшие от смеха в мгновение ока превратились в слезы безысходного, ничем непреодолимого, всепоглощающего горя…
— На днях я всмотрелась в себя в зеркало и себя не узнала. Даже не просто не узнала, я вообще себя там не увидела — на меня из зеркального дна глядела какая-то чужая серая холодная мертвая старуха!
Милу несло. Она сама не ожидала, что в ней столько всего накопилось и просилось наружу. Присутствие подруги вмиг снесло все рамки приличия, гордости, самообмана и самовнушения, что всё ничего, что скоро пройдёт, что это глупости, пмс или простая эмоциональная распущенность и сейчас всё это соберется, сложится и она снова станет доброй спокойной счастливой Милой.
Зоя подругу не перебивала, нежно гладила её по руке и тихо приговаривала: «Поплачь, поплачь, моя хорошая».
Зоя с высоты своего уровня саморазвития, поиска себя и своего предназначения уже давно ждала, когда же её Мила заметит, что «пилит» она совсем не туда, что жизнь не вечна и дана нам не только для того, чтобы мы были отличницами, хорошими женами, примерными матерями и незаменимыми сотрудниками.
Вот и дождалась. Конечно, она не ожидала, что откровение так шандарахнет по её любимой Милочке, но в этом деле вероятно лучше пере-, чем недо-…
Мила еще немного повсхлипывала над своей нежданно случившейся старостью и стала уже по обыкновению искать логические доказательства и обоснование, что это — нормально, у всех так и нужно просто немного потерпеть и потом привыкнешь…
Как только Зоя услышала ненавистное для себя и такое любимое, спасительное для Милы «попривыкнется», она взорвалась:
— Что значит попривыкнется?! Ты понимаешь, что жизнь — это не череда привычек, смирений и отступлений? Ты понимаешь, что каждая из нас пришла на эту Землю творить и быть счастливой?! Ты вообще когда-нибудь разуешь глаза и уши, чтобы услышать и увидеть свое истинное предназначение и глубинный смысл твоего пребывания в этом теле и в этом временном пространстве?
Мила уже совсем оправилась от слез и уже готова была горячо доказывать, что она как раз-таки и живет по предназначению и со смыслом, просто люди стареют…
Обстановка между ними накалялась, еще немного и вспыхнет ссора — в такие моменты они обе, не сговариваясь, переходили на «вы». Они любили друг друга ничуть не меньше, чем кровные сестры, но эта же любовь в минуты противостояний могла сыграть с ними дурную шутку — остужающее «вы» устанавливало между ними безопасную дистанцию и не раз оберегало обеих от слишком болезненных и непоправимых слов.
Отдышавшись, Зоя примирительным и даже немного заискивающим голосом произнесла:
— Ты совсем не следишь за знаками. Ты сама придумываешь себе миссию и смысл и движешься годами, десятилетиями исключительно в выбранном тобою направлении, даже не замечая, что при этом не продвигаешься ни на шаг.
Когда человек следит за знаками Вселенной и идет верным, своим истинным, ему и предназначенным путем, то все случается легко и хорошо, все окружающие и сам человек счастливы и довольны, здоровье, силы, деньги — всего вдоволь! И старухи в твоем зеркале, моя дорогая, точно не тот знак, который про верное направление, — уже на выдохе выпалила Зоя, покосившись на Милу: не слишком ли заденут подругу её слова?
Мила на удивление даже спорить не бросилась, а довольно спокойно и внимательно слушала Зою.
Подбодренная молчаливым согласием подруги Зоя продолжала:
— Да и как ты можешь следить за знаками Вселенной и получать от неё помощь, если один из основных источников подсказок у тебя и вовсе выключен?
— Это какой же источник у меня выключен? — удивилась Мила.
— Звуковой.
— С чего ты так решила?
— А разве не так? Звук на телефоне у тебя всегда выключен, все звуковые прослушиваешь на скорости х2, ролики в соцсетях просматриваешь тоже без звука — если бы я тебе не напоминала, что у некоторых из них смысл именно в звучании, ты и вовсе про это забыла бы… Конечно, в наше время многим свойственно клиповое мышление — картинку смахнули, смысл вроде бы поймали и побежали, но слух-то нам дан тоже не просто так и для чего-то?
— Ну положим, в роликах и без звука все понятно, — начала отстаивать свое право не слушать Мила, — зачем мне забивать голову дополнительной, не особо нужной и к тому же дублирующей информацией? У меня нет сил во всё вникать, и так с ума порой сходишь от потока информации и собственных мыслей…
— А когда я тебе присылаю голосовые ты их тоже не слушаешь?
— Слушаю, — помедлив, ответила она.
— А на какой скорости?
— На удвоенной…
— Да… А музыку вообще, саму по себе-то ты слушаешь?
— Да, — оживилась Мила, — я очень люблю музыку! Единственное, что может поднять меня с любого эмоционального дна, это музыка! У меня на все случаи жизни есть музыка — для меланхолии, для драйва, для вдохновения… Без музыки у меня не было бы жизни… Без музыки не было бы меня.
— А почему ты тогда игнорируешь, лишаешь себя той музыки, которая тебя окружает ежеминутно и несёт тебе откровения, разъяснения да просто поддержку и силу?!
— Ну, послушай, какую такую поддержку несёт мне орущий за окном грач? Или того невыносимее — воющий строительный кран или что там у них на стройке воет?
— А почему ты сразу вспоминаешь звуки, которые тебя раздражают, почему не вспомнить приятные?
— Ну ты же утверждаешь что все звуки — ресурс, вот я у тебя и спрашиваю, какой такой ресурс может быть в этом шуме, от которого голова трещит и скулы сводит…
— А ты когда-нибудь задумывалась, почему у тебя именно от этих звуков трещит голова и сводит скулы, как ты говоришь?
— Нет, не задумывалась, зачем? От этих звуков у всех голова трещит, я уверена.
— А ты попробуй допустить, что нет, не у всех, и попытайся задуматься — может что-то полезное для себя узнаешь-услышишь.
— Ну я вроде и прислушиваюсь… Только ничего не слышу. Может, я всё свое уже прослушала и больше ничего не осталось?..
— Пока ты жива, тебе есть, что слушать и слышать! Говоришь, любишь музыку, а сама бежишь от всех звуков… Кстати, то, из-за чего я тебе вчера звонила, тоже связано со звуком. Я тут была на одном занятном мероприятии и там давали необычную практику — я тебе пришлю, только там нужно именно слушать, слышать, и… представлять, вживаться в ощущения. Пришлю — попробуешь?
— Ну, давай, спасибо, попробую.
— Я уже должна бежать, — вдруг, опомнившись, воскликнула Зоя, — а ты, пожалуйста, перестань загонять себя в депрессию и в убеждение, что у тебя в зеркале твоя старость — у тебя в зеркале твоя несчастная, невыслушанная, непонятая, непринятая и недолюбленная ты! И у тебя еще есть время все исправить — начни себя слушать. И не то, что ты привыкла разрешать себе слышать, а то, что действительно говорит тебе твоя душа! Все целую, обнимаю, рада была тебя увидеть, я побежала!
Зоя убежала, занавес закрылся, карета снова превратилась в тыкву, а сказка в реальность — Мила одна сидела в обычном кресле обычной офисной кафешки. Магия и волшебство улетели вслед за Зоей.
— Может, она и права, — вдруг подумалось Миле, — ну не может же всё быть настолько бессмысленным и будничным, должна же быть в жизни какая-то звезда, а значит, должны быть и указатели, как до этой звезды добраться… И в звуках может и есть какой-то толк и смысл… Может, стоит попробовать?..
1.6 Детские мечты
Мила решила не сразу возвращаться на работу, а немного пройтись по свежему воздуху, подышать, поразмышлять над словами подруги, да и вообще над своей жизнью.
— Почему Зоя все время подтрунивает надо мной, что я отличница и хорошая жена, мать и сотрудник? Разве не в этом смысл жизни — быть хорошей на каждой своей должности?
Но что, если эти должности — это еще не всё? Я не помню, чтобы в детстве я мечтала быть незаменимым сотрудником, — Мила даже хихикнула себе под нос — так нелепо это звучало. — А правда, кем я вообще мечтала быть в детстве?
Ох! Воспитательницей детского сада! — от неожиданного ценного воспоминания даже мурашки по спине побежали…
— Да уж… начальник отдела по подбору персонала в рекламном агентстве — это же почти-почти…, — горько ухмыльнулась самой себе Мила. Нет, даже и думать об этом не стоит — всё давным-давно в прошлом, детским мечтам не место во взрослой жизни!
Но… почему же так щемит сердце от мысли, что из детства уже ничего недоступно?..
К глазам снова подступили слёзы, в носу защипало. «Неужели у меня снова будет истерика? Мало было позора перед Зоей — сейчас еще напугаю прохожих в парке…» — грустно подумала Мила и присела на скамейку. Полезла в сумку за салфетками и увидела на экране телефона горящее сообщение от Зои:
«Это тебе звуковая практика… обязательно… внимательно… прослушай и все сделай, как говорят! Потом обсудим… люблю тебя»
Слёзы снова хлынули из Милиных глаз — она горько и искренне плакала над своей такой, как сейчас казалось, бессмысленной судьбой, пугающей старостью, забытыми детскими мечтами, притаившейся где-то в глубине неприкаянной своей душой и трепетной счастливой дружбой, выручавшей её на протяжении всей жизни.
Ещё утирая слезы, Мила достала наушники и стала слушать присланную подругой звуковую практику.
1.7 Менталяция «Круги жизни»
Закройте глаза,
подышите,
сонастройтесь с ритмом своего сердца
и своего дыхания
Мысленно Погрузитесь в себя
Поблагодарите себя, что вы есть
Поблагодарите все
ваши чувства и эмоции,
все ваши воспоминания и переживания,
все ваши печали и радости,
ваши боли и победы,
все ваши знания и ошибки,
Все это ваше
и дано вам на благо,
для развития и для радости
Вслушайтесь внутрь себя
Просто слушайте
не критикуйте
не оценивайте,
не сомневайтесь,
не бойтесь —
просто слушайте,
что звучит внутри вас
Вспомните ваш сегодняшний день, как вы проснулись, встали, как прошло ваше утро, с чего начался ваш день, как он продолжался, что вы видели, слышали, чувствовали в каждом его моменте:
с кем вы встречались разговаривали,
кого вы слушали,
с кем соглашались,
с кем спорили
Вспомните, как вы уставали в течение дня,
как испытывали жажду и голод,
как вам было тепло или прохладно,
как ваша кожа ощущала прикосновение с одеждой,
как ваши ноги упирались в землю,
как ваше сознание соединялось с информационным пространством,
какие чувства и эмоции вас посещали,
какими мыслями и идеями был занят ваш разум
А теперь представьте себе, что прошел год…
Где вы?
Что вас окружает?
— оглядитесь по сторонам:
где вы живете,
кто с вами рядом,
чем вы занимаетесь,
что вас радует,
что вас заботит
Как вы себя чувствуете
Как вы себя ощущаете
О чем вы думаете
А теперь представьте себе, что прошло 50 лет…
Где вы?
Что вас окружает?
— оглядитесь по сторонам:
где вы живете,
кто с вами рядом,
чем вы занимаетесь,
что вас радует,
что вас заботит
Как вы себя чувствуете
Как вы себя ощущаете
О чем вы думаете
А теперь представьте себе, что прошло 90 лет…
Где вы?
Что вас окружает?
— оглядитесь по сторонам:
где вы живете,
кто с вами рядом,
чем вы занимаетесь,
что вас радует,
что вас заботит
Как вы себя чувствуете
Как вы себя ощущаете
О чем вы думаете
А теперь представьте себе, что наступил момент, когда вы улетели на облачко…
Кто пришел с вами проститься
Что о вас говорят эти люди
Что они чувствуют, думая о вас
За что они вас благодарят
Что осталось после вас
Чем вы гордитесь
Чему радуетесь, что сделали, что смогли
О чем сожалеете, чего не успели…
А теперь представьте себе, ощутите себя, словно вы оказались в каком-то сильном вихре темной теплой воды,
Вас крутит вертит, куда-то толкает сжимает со всех сторон
Вы чувствуете сильное давление и вот вы выныриваете наружу
В глаза бьет нестерпимо яркий свет
Вас окружают слишком громкие звуки
Вам холодно и страшно
Ваши легкие разрываются от боли лишь потому, что вы сделали свой первый вдох!
Вы кричите от боли и от всех этих невиданных ранее ощущений и чувств!
Вам кажется, что вы один на всем белом свете и вас изгнали из теплого, уютного, безопасного и родного Рая…
И вдруг вы слышите голос,
который вы уже слышали много раз — просто звучит он сейчас немного по-новому, как-то звонче и отчетливее
При звуке этого голоса вас накрывает чувство спокойствия и безопасности
И вдруг вы чувствуете, как оказались почти в таком же уютном и тёплом пространстве, какого только что лишились
Вам тепло и приятно от объятий, которые вас окружают
Над вами кто-то склоняется
Чье-то лицо
пристально смотрит на вас —
вы никогда раньше его не видели,
но вас переполняет какое-то невероятно приятное, светлое и доброе чувство счастья
Вы еще не знаете — просто чувствуете, что это лицо вашей мамы
И что счастье, которое вас накрывает — это любовь
Вы точно знаете, ощущаете каждой клеточкой вашего тела и души —
вас любят!
Вас берегут!
Вам дарят целый мир!
Вас ждали!
Вы родились!
А теперь представьте себе, что прошло пару месяцев после вашего рождения
ощутите, как вы лежите в кровати
беспомощный и счастливый
Весь мир крутится вокруг вас
По вашему зову вам приносят еду
Вас накрывают тёплым одеялом
Вас выносят на прогулку и там уже другой мир крутится тоже вокруг вас
Теперь представьте себе, что прошло пару лет после вашего рождения — ощутите себя в этом новом качестве
в этом новом для вас теле
Мир по-прежнему крутится вокруг вас, но и вы уже кое-что можете сами
Каждый ваш шаг, каждый ваш новый опыт, каким бы косым-кривым он ни был, приветствуют с восторгом с радостью и благодарностью
Вы ходите, еле держась на ногах и часто падая, но все вокруг вас любят и все равно хвалят
Вы не всегда попадаете в рот ложкой, но это все равно вызывает восторг и умиление от вас
Вы уже почти забыли, как было хорошо и спокойно в животе у мамы
Вы уже почти достигли таких же комфорта и безопасности и при этом у вас появилась возможность самому передвигаться в пространстве, трогать разные предметы, ощущать разные состояния — всё необычайно интересно и любопытно!
Теперь представьте себе, что вы подросток
Ощутите на себе, что комфорт и безопасность куда-то делись любящие родители вдруг превратились в главных злобных врагов всё внутри и снаружи вас непонятно, неясно, небезопасно уже ничего не хочется или хочется, но так, что невозможно вытерпеть и дня!
А всем от вас нужно чего-то невероятного, невыносимого, невыполнимого
А вам самому не хочется ничего… мир из интересного превратился в страшный, сложный, враждебный и опасный выхода нигде нет и никто вас не понимает и не любит…
Теперь представьте себе, что все трудности пубертатного периода закончились — ощутите себя взрослым, самодостаточным и свободным человеком
Вы закончили школу перед вами открывается целый мир возможностей и интересов
Вы уже знаете, чем будете заниматься ближайшие 10 лет
Вы уже выбрали себе профессию
Вас всё манит — впереди столько открытий и свершений!
Теперь загляните в момент, когда вы встретили своего человека — любовь вашей жизни
Вспомните, как вы впервые её или его увидели
как познакомились
как поняли
как почувствовали — это именно Он или Она
Как мир вокруг и внутри вас стал в сотни раз богаче, светлее, ярче и добрее
Как любовь стала ещё более осязаемой, многогранной, безусловной и абсолютной!
А теперь вернитесь в свой сегодняшний день
Вспомните, как он начинался
Как вы себя чувствовали
Чему радовались
Из-за чего огорчались
Чего хотели и чего боялись
Ощутите всем своим телом и сознание, что впереди у вас ещё целая жизнь, вы всё можете успеть всего достичь, всем всё сказать и сделать!
Ваша жизнь полна возможностей и любви!
Делайте вдох-выдох
Открывайте глаза
Идите вершить свою счастливую, красивую и невероятную жизнь!
Прослушать данную практику можно по ссылке:
https://t.me/skillsoflistening
1.8 Что-то открылось…
Практика закончилась, а Мила продолжала сидеть на скамейке с закрытыми глазами. Она всё ещё парила в бесконечности своей жизни, задерживалась на определенных моментах и перелетала к следующим —
в каждом из них было что-то очень для неё важное и ценное, какие-то казались судьбоносными, а некоторые даже перекрёстками.
Если бы сейчас действительно их вернуть — как бы я поступила?
Как бы распорядилась тем, что подарила мне судьба? — не столько размышляла, сколько фантазировала сама с собой и о себе Мила.
И ведь среди того, что было в её жизни, немалое она, Мила, устроила сама и во многом верно использовала предоставившиеся ей возможности.
Так, например, Мила выбрала своего мужа сама — это она его разглядела в компании знакомых парней: он там был единственным, кого она не знала и кто был лучше и оригинальнее всех одет!
Она, стеснительная, всегда робкая на общение, абсолютно интровертная Мила, спросила у друзей про незнакомца!
И когда он спустя какое-то время её нашел, она не спряталась в свою раковину, не стала лепетать, что это не она спрашивала и совсем не о нём — она легко и стремительно нырнула в эти отношения какой-то своей даже ещё не женской, а девичей мудростью. Уже тогда Мила точно знала — это ОН, ТОТ САМЫЙ.
Вот кто-то же ей тогда это подсказал, как-то же её Душа до неё достучалась!
Где она потеряла свою способность слушать, слышать и доверять?!
Вот бы вернуть всё это! Вот бы она снова ощутила чёткую уверенность, что ей надо именно туда!
Мила вдруг почувствовала, будто в ней действительно что-то сдвинулось, приоткрылось, что ли… Она на мгновение поверила, что не боится больше старухи из зеркала, ощутила какую-то силу, способную эту старуху оживить и омолодить!
— Да, буду слушать себя и знаки и… верну магию в наши отношения с мужем! — твёрдо решила Мила и стремительной походкой помчалась в офис.
1.9 Музыкант
Мила почти бежала по подземному переходу — её подстёгивала какая-то новая энергия и мысль, что она прогуляла уже полдня. С ней такого никогда в жизни не случалось!
И хотя начальником у Милы была она сама, природный перфекционизм не давал ей спуску ни в чем.
Она уже почти добежала до выхода, как что-то внутри заставило её остановиться. Откуда-то из-за угла раздавалась знакомая, давным-давно забытая мелодия…
Мила развернулась и пошла на звуки музыки.
Да, прямо за углом на маленькой уличной сцене, устроенной в подземном переходе, играл на гитаре и пел музыкант:
«Говоришь, что любишь дождь,
но гуляешь под зонтом.
Говоришь, что любишь солнце,
но ищешь тень, когда оно светит.
Говоришь, что любишь ветер,
но когда он дует, закрываешь окно.
Вот почему я боюсь,
когда ты говоришь,
что любишь меня».
Мила совершенно не понимала, что с ней происходит — по телу бежали мурашки, по щекам снова слёзы. У неё было чувство, что старый добрый Боб Марли специально реинкарнировался в этого уличного музыканта, чтобы напеть ей когда-то так любимые слова…
«Вот почему я боюсь,
когда ты говоришь,
что любишь меня».
Мила вспомнила слова Зои: «говоришь, что любишь музыку, а сама бежишь от всех звуков…»
Может, права подруга и именно через слух я получу знак, куда и как мне идти дальше?
Мила подошла к музыканту со словами благодарности бросила ему монету и уже выходя из подземелья на свет, подняла голову к небу, прищурилась и прошептала: «Спасибо!»
1.10 Мастерская
Придя домой, Мила первым делом побежала звонить по поводу урока рисования, который ей когда-то давно подарили коллеги, а она так бессовестно про него забыла.
Сейчас, когда она твердо решила вытащить себя из зеркальной старости и безысходности, важно наверстать абсолютно всё, что когда-то пропустила!
В телефонной трубке раздался очень приятный женский голос. Мила представилась и, рассыпаясь в извинениях, объяснила, что уже давно получила подарочный сертификат на сессию рисования, но звонит только сейчас.
Женщина успокоила её, сказав, что и сама была в последнее время очень занята — работала над интересным проектом про осознанное слушание и рисовала для них блокнот. Она ещё что-то рассказывала о том, как необычно создавать блокнот для курса про слушание — чувствуешь себя волшебницей, рисующей звуки…
Но Мила зацепилась за первую фразу — «осознанное слушание» — и буквально в ней залипла, как пчела в меде.
— Как вы сказали, курс по осознанному слушанию?
— Да, называется Мастерская Слушания.
— Ой, вы знаете, — запричитала Мила, — мне туда тоже очень надо! Как их можно найти?
— Я вам пришлю ссылку — у них есть онлайн-версия. Сможете ознакомиться и обязательно скачайте блокнот — он получился каким-то мистическим, прямо по-настоящему звучащим! — художница сама рассмеялась от своей метафоры. — А на урок рисования вы когда хотите?
— А когда можно, тогда и хочу, — машинально ответила Мила, все ещё находясь в состоянии медового оцепенения.
— Хорошо, я вам пришлю расписание со свободными датами — выбирайте. Буду вас ждать.
— Спасибо большое, да, обязательно! И ссылку на Мастерскую Звуков тоже пришлите мне, пожалуйста!
— Да, да, прямо сейчас всё отправлю. До свидания! До встречи на уроке живописи.
— Спасибо, до свидания, — на автомате произнесла Мила, а сама уже смаковала слово «живопись». Надо же, действительно, сколько всего удивительного можно услышать, если слушать!
Получив ссылку на Мастерскую Слушания1, Мила сразу же ее открыла и… зависла.
На первой странице под какую-то волшебную музыку выплывали, качаясь на волнах мелодии, вопросы-предположения — и каждый про Милу:
— Вы устали…
— Вам почему-то перестало быть интересно-вкусно-весело — вроде всё хорошо, да ничего хорошего…
— У вас иссякло вдохновение и вы не знаете, где его снова искать…
— Вам кажется — вы совсем одна и не знаете, с кем, куда и как…
— У вас нет сил и времени заняться своим состоянием,
да вы уже и не верите, что это может что-то изменить…
— Да-да-да-да! — мысленно кричала Мила.
А что, если мы скажем,
что помощь совсем рядом с вами
и была доступна всегда?
— Скорее давайте ее сюда! — уже вслух произнесла Мила.
— У человека шесть органов чувств, — продолжала вещать программа, — по частоте получения информации на втором месте после зрения — слух. Мы предлагаем вам научиться осознанно использовать этот ресурс для отдыха, развития, энергии, здоровья, удачи и хороших взаимоотношений с собой и миром.
За шесть занятий вы научитесь:
— отдыхать, лучше себя узнать и помочь себе через обычные повседневные звуки
— развивать свою интуицию, научившись слышать себя
— улучшать ваши отношения с близкими, разобравшись, что они вам говорят и о чем молчат
— получать помощь и поддержку от своих предков
— выбирать себе героев
— наслаждаться и пользоваться тишиной
Шесть звуковых уроков с понятной теорией и занятной практикой — все в одном звучании!
— Хочу, хочу, хочу! — пролепетала Мила, покупая билет в Мастерскую Слушания.
Сразу после оплаты ей пришло приветственное сообщение, которое заканчивалось словами:
«Будьте добры к себе. Относитесь к своим ушам с любовью и заботой!»
От этих слов на душе у Милы посветлело и появилась надежда, что у нее всё получится!
1.11 Ужин
Мила готовила ужин и впервые за долгое время что-то напевала себе под нос.
Муж, по обыкновению поздно придя с работы, удивился ароматам и звукам, доносящимся из кухни.
Дочь отказалась от совместной вечерней трапезы и Мила с мужем ужинали вдвоем.
Над столом раздавались только аккуратные звуки передвигаемой посуды и еле слышные касания тарелок приборами.
Мила несколько раз порывалась что-то спросить у мужа, но ответы получала такие сухие и односложные, что стало очевидным — продолжать лучше в тишине.
Но у Милы в этот вечер была хоть и маленькая, но победа — она впервые за очень долгое время чувствовала себя «включённой»: ей хотелось вслушиваться и всматриваться, хотелось исследовать и познавать. А ещё ей хотелось отпраздновать свой первый этап возрождения.
— А помнишь, как мы познакомились? — неожиданно даже для себя самой вдруг спросила Мила.
Муж пристально на неё посмотрел, но его взгляд, как ей показалось, прошел сквозь неё и уперся в стену.
Повисла тяжелая пауза.
Легкость, только что искрящаяся в Милиных зрачках, упорхнула и на лице её привычно закрылся занавес.
— Ещё вина? — нарочито многозначительно спросил муж.
— А ты думаешь, что предаваться воспоминаниям о романтических встречах можно только после вина? — слишком резко парировала Мила.
Муж словно был доволен её реакции — она была ему привычна, предсказуема и обычно он слышал от Милы либо претензии, либо демонстративное молчание и тут вдруг ни с того, ни с сего вопрос, помнит ли он, как они познакомились. Да он уже не помнит, когда Мила просто была в хорошем настроении, что уж говорить про романтику…
Все эти мысли Мила прочла у него на лице — ему даже не нужно было произносить их вслух. Он и не произнес. Лишь с грустью заметил:
— Давно это было…
— Да, давно, но ты помнишь? — Мила всё ещё надеялась, что им удастся преодолеть взаимную отчуждённость и поговорить по душам.
— Я очень устал, работы сегодня было много, спасибо за ужин, — сплошной фразой произнёс муж и поднялся из-за стола, — доброй ночи.
Занавес.
Маленькая победа Милы над серой старой собой рассыпалась на маленькие осколки.
— А что ты хотела? — сама у себя мысленно спросила Мила. — Мы столько времени не разговариваем, не слушаем и не интересуем друг друга, не удивлюсь, если у него кто-то есть…
От этой мысли ей стало вдруг особенно горько и одиноко. Мила понимала, что если и есть у её мужа другая женщина, то первый, кто в этом виноват — она сама.
Нет, конечно, она была образцовой женой — чистота в доме, всегда свежеприготовленные завтраки-обеды-ужины, белоснежные выглаженные рубашки, гости по праздникам, визиты к пожилым родителям по выходным…
Но вот только чувства, простые теплые отношения, нежные заинтересованные взгляды, трепетные прикосновения, откровенные беседы обо всем и ни о чем — все те мелочи, из которых и складывается счастливая жизнь двух любящих друг друга людей — куда-то давно и далеко подевались…
1.12 Машины
Мила лежала с открытыми глазами, специально не смотря на часы — от осознания, как поздно она не спит, её шансы заснуть уменьшатся в десять раз, а усталость завтра наоборот во столько же увеличится. Лучше просто не знать, который час, и надеяться на скорый сон.
Ссора с мужем, да и не ссора-то в общем, обыденный разговор, окончательно опрокинула Милу из короткого воодушевления в привычную серость…
— А еще эти ужасные автомобили!
Как они мне надоели! Туда-сюда, туда-сюда, «шихают» своими шинами по асфальту, как наждачной бумагой по расцарапанной коже… Жуткий, ненавистный звук! И что в нём может быть для меня интересного, да ещё и полезного? Что там Зоя говорила: «Подумай, почему он тебе не нравится?»
Почему, почему? Не знаю я почему — потому что он мешает мне заснуть, потому что напоминает мне о так и не сбывшейся мечте иметь автомобиль… О каком я там мечтала? Горчичный спортивный Бентли? И почему я о нем мечтала — что вообще о нас говорят наши мечты?
И почему я сейчас об этом думаю?
Ааа, звуки — в звуках, которые нас окружают, есть ресурс, предназначенный работать нам во благо, а не только для раздражения… Но как же этот ресурс вытащить из ненавистных «ших-ших»?!
И тут Мила вспомнила про свое новое приобретение — Мастерскую Слушания. Заснуть ей в ближайшее время всё равно не удастся — лучше потратить это время с пользой.
Мила достала телефон, наушники и включила свой первый урок (Ссылка на курс по осознанному слушанию: https://t.me/skillsoflistening) по знакомству с осознанным слушанием про звуки вокруг нас.
1.13 Звучание
Утро началось звуком захлопнувшейся двери — супруг ушел раньше обычного. Эх, жаль не успела с ним поделиться, но вспомнив их вечерний разговор, она поняла, что «поделиться» — это сейчас не про них с мужем…
Весь день Мила чувствовала себя ловцом звуков — она их искала, отслеживала, вычленяла, приближала, рассматривала и расслушивала, пробовала на вкус, цвет, запах и свет.
Она не переставала удивляться тому, как, оказывается, много звуков, какие они разные и самое главное — как она раньше этого всего не замечала.
— Колокольчик на дверях в кафе — так мило. Наверняка тот, кто это придумал, любит старые английские фильмы, склонен к меланхолии и романтизму, — фантазировала Мила.
— Необычный клаксон на автомобиле — признак взрослого ребенка с синдромом дефицита внимания, — хихикала себе под нос Мила.
— Какой-то невероятный грохот от совсем небольшой машинки-агрегата, укладывающей асфальт — такая маленькая и такая шумная, — поморщилась Мила. — Уверена, её мозго-раздирающее звучание мне ни о чём не говорит и решительно ни для чего мне не сдалось. Хотя… это же я — я точно также упорно прорываюсь сквозь препятствия, когда мне что-то нужно или у меня задание! Ничего и никого не замечая вокруг — мешаю ли я кому-то, кто-то даже, возможно, от меня страдает. Мне некогда об этом думать — мне нужно вгрызаться в задачу и совсем неважно, сколько шума и неудобств другим я при этом наворочу… Вот это да! Никогда бы про себя такого не узнала.
Миле было порой немного неловко за такие открытия про себя, но… так приятно что-то про себя узнавать и слышать — внутри и снаружи — по-новому!
В её мире вдруг зазвучало всё — улица, небо, цветы, дома, фонари, люди…
Мила тонула в этом безбрежье звуков.
Она вспомнила, как в юности гостила у друзей: они сидели августовской ночью во дворе под открытом небом и ловили падающие звезды — вернее, все ловили, а Мила вообще не видела ни одной…
В какой-то момент муж подруги заподозрил что-то неладное со зрением Милы и начал спрашивать у неё, что она вообще видит? Выяснилось, что немногое… Ей дали чьи-то очки и тут случилось чудо — Мила увидела мир! Увидела звёзды, оказывается, они действительно сияют!
Увидела деревья — оказывается, это не просто пятна, а листики, веточки! Увидела летящих птиц!
Мила уговорила дать ей очки с собой и по дороге на работу — о, чудо — Мила увидела лица прохожих! Она целый день тогда проходила в этих очках, открывая для себя всё новые и новые подробности её такой, казалось бы, обычной жизни!
Но самое удивительное случилось потом: Мила по какой-то непонятной ей причине не заказала себе собственные очки — несколько дней походила в чужих, полюбовалась миром, потом их отдала и… ничего.
Почему? Как так могло быть, что приоткрыв для себя вселенную, Мила захлопнула туда дверь и самой себе сказала: и так хорошо, вижу то, что мне нужно…
На самом деле в этом была вся Мила: загореться, увлечься, чем-то восхититься, долететь до небес и… вернуться в свой домик, как ни в чем не бывало, сняв и оставив крылья у порога — они ведь, как известно, ползать то мешают.
Нет, со звуками я так не поступлю — я больше ни с кем и ни с чем так не поступлю!
— Одним из основных инструментов психики, — вдруг вспомнила Мила слова из какой-то умной лекции, — является сохранение объективной связи с реальностью — только в таком случае можно заметить все возможности, которые предлагаются миром для решения именно тебе.
Где внимание — там энергия. Вот оно! Через звуки, благодаря моему открывшемуся вниманию к ним, я нахожусь в осознанной связи с реальностью — мое внимание направлено на «здесь и сейчас», и мое «здесь и сейчас» наполняется энергией! Как же это здорово!
Какая тут усталость?
Какая старость?
Я здесь! Я есть! Я живу!
Ты просишь о счастье,
А счастье в моменте —
Вдруг с неба упало нежданно в конверте.
Вдруг стало тепло и совсем не тревожно,
Вдруг стало казаться, что всё стало можно.
Ты просишь о счастье, а надо — о слухе,
Чтобы счастье услышать по тихому стуку
Сердец и бокалов, и бисера россыпь…
Чтоб счастье вздыхало от счастья,
а не от вопросов.
Не счастью ответы искать для отчёта —
Сама ты не можешь понять от чего то,
Что счастье искать совершенно не нужно —
А нужно его принимать… изнутри и снаружи.
Где счастье? Где вера, любовь? Где свобода?
Где полная чаша и нету раздора?
Где тихо и томно? Где вовсе не больно?
Где хочется жить и смеяться довольно?
Вита Кисельник. Одуванчики
(42х49 см, холст/масло 2023 г.)
По дороге домой Мила в машине прослушала свое первое занятие *Мастерской Слушания ещё и ещё, и ещё раз… В голове кружилась какофония звуков, которые хотели, чтобы она их наконец-то услышала!
Память подкидывала ей звуки детства и юности, когда она ещё слушала и слышала, когда была чуткой и внимательной.
Вот она несётся на всех парах на велосипеде — с тонким дзыньканьем подрагивает звонок, шелестят шины, ветер шуршит в ушах и волосах!
Вот школьный бал — звон бокалов, грохот салютов, школьный оркестр в актовом зале и песни на кассетниках во дворе.
Вот их с мужем громкий шёпот.
Вот первый плач её первого ребёнка.
Вот первое стихотворение дочери в школе.
Вот её выступление перед правлением — бешеный стук сердца в пронзительной дрожащей тишине.
А вот неприятное: нервная дробь мужа пальцами по столу — она всегда напрягалась, когда слышала этот звук — для неё это означало, что муж на пределе и вот-вот взорвётся.
И вдруг она вспомнила, как в юности он делился с ней своим способом расслабления:
— Представляешь, Милка, это оказывается так просто! У всего живого и движущегося есть свой ритм и если что-то пошло не так и ритм сбился, то его можно восстановить осознанно — надо просто найти, что послужит камертоном. Иногда это могут быть твои собственные пальцы!
После этого он восторженно отстукивал пальцами по столу Yestaday и просил послушать его сердце, чтобы удостовериться — оно бьется почти также.
— Боже, какая же я дурааааа… — с тоской подумала Мила. — Как же я могла всё это забыть и перестать слышать?!
Мила была так взбудоражена своим открытием, что вопреки обыкновению не занялась филигранной парковкой машины — поставила ее просто ровно и быстрым шагом почти помчалась в дом к мужу. Она ещё не знала, что ему скажет, но уже верила — теперь у них всё будет по-другому!
В доме была какая-то тягучая тишина и темнота.
Мила обошла все комнаты. Постучавшись, заглянула к дочери — Юлька, лишь позволив матери чмокнуть себя макушку, по привычке протянула: «Ну, мааам…»
На кухонном столе белел конверт.
Мила взяла его в руки открыла, достала письмо и невольно присела на стул.
Быстро пробежав текст глазами, Мила приложила листок к дрожащим губам и еле слышно прошептала: «Неужели я опоздала?..»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Добро пожаловать в 5.0» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других