Обоснована новая модель функциональной грамотности в качестве основания развития компетентностей. Показано, что функциональная грамотность — атрибут любой деятельности человека в любом возрасте и статусе. Определены виды функциональной грамотности, методические подходы к их развитию в школе, вузе, в системе переподготовки и в институте соискательства. Приведены способы и результаты диагностики функциональной грамотности школьников, студентов, незанятого населения, соискателей учёной степени.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Функциональная грамотность в образовании. Под редакцией А. В. Хуторского» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© А. В. Хуторской, 2024
© Г. А. Андрианова, 2024
© Ю. В. Скрипкина, 2024
ISBN 978-5-0064-5653-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Институт образования человека
Центр дистанционного образования «Эйдос»
Научная школа А. В. Хуторского
Серия «Инновации в обучении»
Функциональная грамотность в образовании
Научно-методическое пособие
2-е изд., испр. и доп.
Под ред. А. В. Хуторского
Рекомендовано к изданию Учёным советом Института образования человека (Москва), протокол №240825-6 от 25.08.2024 г.
Введение
Тема функциональной грамотности в последние годы неожиданно стала трендом. Почему?
Во-первых, потому, что уже невозможно замалчивать несоответствие существующей системы образования требованиям жизни. Никакой «подготовки к ЕГЭ» реальная жизнь не требует. Да и вузам эти экзамены не нужны, что фактически признано ведущими университетами, которых законодательно освободили от учёта результатов единого экзамена. Данный тип экзамена необоснованно гиперболизирован, он не проверяет реально востребованных компетенций и почти не ориентирован на диагностику базовых функциональных грамотностей.
Во-вторых, управленцам образования на фоне падающего его уровня необходимо поддержать хотя бы минимальную планку этого самого образования. Такая планка видится им в функциональной грамотности, которая, конечно, не компетентности, но лучше, чем ничего.
В третьих, работодатели и чиновники начинают понимать, что им нужны те, кто будет качественно работать, имея для этого хотя бы минимальную грамотность, а не просто бумажное свидетельство, аттестат или диплом.
Ликвидация неграмотности — симптом, характерный для сложных периодов нашей истории. Видимо, сейчас опять наступил такой период.
Выход есть, если отнестись к сложившейся ситуации рефлексивно и с научной точки зрения. Например, если определить основные функции человека в современной жизни, задать критерии уровня их освоения, разработать методику обучения этим функциям и систему их диагностики, такие действия помогут начать приводить систему образования в соответствие требованиям жизни.
В то же время сегодня не хватает именно научности в обосновании теории и методики развития функциональной грамотности. В массовом информационном поле доминируют необоснованные типологии функциональной грамотности, главным образом, внедрённые в российское образование со стороны системы PISA, руководимой из Австралии. Отечественной национальной системы диагностики и развития функциональной грамотности на данный момент не существует.
Данная книга, подготовленная представителями Научной школы человекосообразного образования, посвящена разработке модели и методики развития функциональной грамотности, её видам и областям применения.
Авторами книги являются учёные, вузовские педагоги, школьные учителя, представляющие Научную школу человекосообразного образования:
— Хуторской А. В., д.п.н. — глава I, параграфы 3.4, 3.6, 3.9
— Андрианова Г. А., к.п.н. — параграфы 2.5, 2.6, 2.11, 3.9.
— Скрипкина Ю. В., к.п.н. — параграфы 2.3, 2.9, 3.5, 3.9.
— Воровщиков С. Г., д.п.н. — параграфы 2.1, 2.4, 3.9.
— Борзова О. А. — параграф 2.10.2.
— Вершинина О. И. — параграф 3.7.
— Вдовина И. А., к. геогр. н. — параграфы 2.7, 2.8, 3.9.
— Казданян С. Ш., к. психол. н. — параграф 3.9.
— Король А. Д., д.п.н. — параграф 3.1.
— Моро А. А., магистр — параграф 3.9.
— Морозова Н. И. — параграф 3.1.
— Пиминова О. М. — параграф 2.10.1.
— Сафронова О. Ю. — параграф 2.10.3.
— Свитова Т. В., к.п.н. — параграфы 2.2, 3.9.
— Фарманян Н. И. — параграф 2.10.2.
— Федорова М. А., к. филол. н. — параграфы 3.2, 3.3, 3.8, 3.9.
Данная книга — только введение в проблематику. Рассмотренные вопросы изучаются и обсуждаются на мероприятиях нашей Научной школы: на очных курсах в Москве и Санкт-Петербурге, на курсах по программам профессиональной переподготовки Центра дистанционного образования «Эйдос», на выездных семинарах и конференциях в регионах РФ, в журналах «Эйдос», Вестник Института образования человека. Ссылки на мероприятия приведены в соответствующих параграфах.
По тематике функциональной грамотности ведутся и планируются диссертационные исследования. Приглашаю университетских педагогов, администраторов образования учителей школ, методистов к участию в дальнейшем развитии и реализации разработанных новаций. Наша научная школа помогает аспирантам, докторантам, а также тем, кто хочет стать соискателем учёной степени в их исследованиях.
Отклики на книгу, а также вопросы, предложения, присылайте, пожалуйста, в Институт образования человека, Центр дистанционного образования «Эйдос».
Андрей Викторович Хуторской,
доктор педагогических наук, профессор,
директор Института образования человека,
член-корреспондент Российской академии образования
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Функциональная грамотность в образовании. Под редакцией А. В. Хуторского» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других