Ойратские наставления для женщин

Басан Александрович Захаров

Книга написана на основе богатейшего фольклорного, исторического, культурного наследия ойратов (калмыков) – уникального народа Великой Степи.Примечательна она тем, что в ней совершенно нет «воды», исключительно лаконичные, емкие наставления для жен, матерей и бабушек. Каждое из них заставляет не только действовать, но, прежде всего, думать. Это воистину жемчужины народного духа, которые будут полезны людям любой национальности, вероисповедания, социального статуса. Эта книга просто для женщин.

Оглавление

  • Гармония мужского и женского начал
  • Женам

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ойратские наставления для женщин предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Редактор Гиляна Николаевна Захарова

© Басан Александрович Захаров, 2022

ISBN 978-5-0059-0711-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Гармония мужского и женского начал

Немного истории

В XVII — XVIII веках ойраты были одним из самых успешных народов в мире. Ойратский союз «Дөрвн Өөрд» контролировал территорию «от Дона до Енисея по широте и от Урала до границ Индии по долготе». [А. Феоктистов, 1992 г.]

Одной из основных причин успешности ойратов была гармония мужского и женского начал. Четкое разделение обязанностей в мирное и военное время, система воспитания, традиция принятия решений в семейном кругу — всё это создавало гармонию, закладывало основы устойчивости и позитивного развития как каждой отдельной семьи, так и в целом всего общества.

Ойраты спокойно уходили в военные походы, иногда на долгие годы, зная, что их ждут самые верные и надежные жены, способные не только заботиться о детях и хозяйстве, но и умеющие противостоять любому врагу. Был случай в нашей истории: многочисленные враги, желая под корень уничтожить волжских ойратов, пришли, когда практически всё войско находилось в походе. Они прошли всю степь, не встретив людей. И так ушли ни с чем, потому что женщины с помощью небольших пограничных отрядов смогли в кратчайшие сроки свернуть жилища, укрыть скот и перекочевывать с места на место, пока опасность не миновала. Такое возможно только при высочайшем уровне нравственного сознания, дисциплине, умении мыслить масштабно и принимать незамедлительные решения. В случае неожиданного появления врага каждая ойратская семья была готова сражаться. Вместе с мужчиной надевала доспехи женщина. Ойратская ханша Ану-хатун, супруга Галдан-Бошокту-хана, погибла, сражаясь в бою, предпочитая смерть плену. Конечно, в таком народе, у таких матерей рождались воины, герои, способные совершать невозможное и побеждать даже тогда, когда соотношение сил было 1 к 25.

Нравственность ойратской женщины, её преданность семье ценились не только ойратскими мужчинами, но и окрестными народами. Казахи считали, что мужчина, взяв в жены калмычку, тем самым укрепляет свой род и привлекает благополучие на многие поколения. А если эта женщина родит и воспитает ему сыновей, они будут такими же непобедимыми как ойратские воины. В XVIII веке Бухара-жырау, великий казахский рапсод, акын, учил: «Надо (в качестве дров) использовать колючку; пусть женой у тебя будет калмычка… Если ты возьмешь в жены калмычку, не прервется твой род в этом восьмигранном мире… Полулежа в своей почетной юрте, думай об этом и размышляй…» «Мораль женщины калмычки — высокая мораль, и она, как воспитательница, дает детям безусловно твердые устои нравственности, идеи правды, добра, верности долгу, беззаветной покорности и стоической выносливости», — писал Г. Н. Прозрителев. С этим мнением перекликаются и высказывания исследователя XIX века Я. П. Дубровы: «К качествам же калмычек как хозяек необходимо добавить, что они вообще отличаются редким у других наших инородцев целомудрием…». П. Небольсин отмечал: «Калмыки тем разнятся от племен, исповедующих ислам, что у них женщина имеет человеческое, а не рабское значение. У многих мухаммедан, хотя и не у всех и не в одинаковой степени, она исключена из общения с мужским полом не только в забавах, но и даже в молениях. У калмыков права женщины уравновешены и в том, и в другом случае с правами мужчины».

Природное назначение

Для понимания разделения обязанностей в быту, обществе, государстве между мужчинами и женщинами нужно обратиться к естеству. Так получилось, что сама природа провела раздел между мужчинами и женщинами по физиологическим функциям, основой которого является способность рожать. Этим обусловлено появление мужского и женского начала. Отсюда логично вытекает и разделение обязанностей. Исторически женщина занималась воспитанием детей, заботами о доме, круг забот мужчин, как правило, находился вне дома. Счастье женщины — в семье, а мужчины — в степи — так образно говорят ойраты. В ойратском языке даже само слово женщина обозначается как күүкд күн, т.е. дети + человек. Таким образом, на уровне подсознания закреплялось главное природное предназначение женщины. Стратегия выживания была направлена на создание многодетной семьи, т.к. многочисленное потомство — гарантия успеха и выживания рода. Поэтому женщина рожала, пока ее репродуктивные способности позволяли ей это делать. Мужчина обеспечивал пропитание, исполнял социальные функции по обеспечению безопасности, поддерживал статус семьи в обществе. Такая гармония существовала у всех народов вплоть до последнего времени, т.е. до резкого взлета научно-технического прогресса, кардинально изменившего уклад жизни человечества.

Этикет

Известный исследователь И. Бентковский в XIX веке писал о калмыках: «Мужчина должен оседлать коня и подвести к женщине, для которой такое дело считается неприличным. Если мужчина, хотя бы он был и знатного происхождения, заметит, что женщина, едущая навстречу верхом, хочет сойти с коня, то из вежливости и уважения к женщине, будь она и низкого рода, должен сам спешиться и помочь ей соскочить с седла. Мужчина, обыкновенно старший в семье, обязан при перекочевке на новое место вырыть в секретном месте «татал», т.е. копань, для омовения женщин его семьи. Мужчина отдает честь женщине, слагая большой палец правой руки с указательным левой, и прикладывает их к своему челу, становясь в то же время на правое колено. Мужчина не должен бить своей жены, и вообще женщины, ни рукою, ни плетью, палкою или ногайкою, ни пред бурханами, то есть в кибитке. За побои, причиненные беременной женщине кем бы то ни было, вследствие чего последовал бы выкидыш, статья 100-я «Цааджин-бичика» налагает штраф по девять скотин за каждый месяц выкидыша.

В свою очередь, женщина не должна без приглашения сесть при старших, ни начать с ними разговора; она не может сидеть при них в фамильярной позе.

Перешагнуть через ноги мужчины, ногайку, плеть или задеть подолом платья посуду с пищею и напитками считается верхом неприличия для женщины. Ей неприлично при верховой езде иметь в руках плеть, у ней может быть только ногайка. Замужняя женщина изъявляет благодарность мужчине, проводя рукою сверху донизу по левой косе; девушка может благодарить только потуплением глаз — безмолвно. Таким же образом выражают почтительность при разговоре с старшими. При них они могут сесть только после вторичного приглашения. Во время посещений и вообще при сборищах женщины садятся по левую сторону хозяйки, между тем как правая предоставлена мужчинам».

Статус женщины в ойратском обществе был очень высок, о чем косвенно свидетельствует тот же И. Бентковский: «…калмык вообще строго придерживается этикета, зато в ненормальном состоянии ему все нипочем; только противу женщины он не забудется, как бы хмель не омрачил его ума».

Однако следует пояснить, что если женщина вела себя не по-женски: начинала «пилить», ругаться, т.е. вела себя агрессивно, то муж имел право поставить ее на место с помощью мали (калмыцкой плетки). Агрессивность — проявление мужского начала, поэтому женщина, грубо нарушающая гармонию мужского и женского начал, становится как бы мужчиной, соответственно следует наказание, как ни странно, такая мера — необходимость для сохранения семейной гармонии. Утхан бүлүдсн залу — мах иддг, келән бүлүдсн гергн, маля үздг — мужчина, который точит нож, будет кушать мясо, женщина, которая точит язык, познает плеть.

Новое время

Развитие цивилизации обеспечивает новые возможности. И, в первую очередь, для женщины. Сегодня во многих странах почти устранены проблемы с безопасностью, государства взяли на себя эти функции. Равные возможности в карьере и высокий уровень жизни позволяют женщинам зачастую обходиться вовсе без мужчин. Многочисленное потомство, на первый взгляд, уже не является необходимостью для успешного выживания рода. И сегодня во многих семьях по одному—два ребенка. Современные технологии создают условия для развития интеллектуального, лидерского потенциала женщины, что в прошлые века было делом почти невозможным. Сегодня многие бытовые вопросы, связанные со стиркой, уборкой, мытьем посуды, шитьем, приготовлением пищи, занимавшие в прошлом весь световой день, в настоящее время полностью либо частично автоматизированы. Поэтому научно-технический прогресс с одной стороны безусловное благо, а с другой — вызов для современной женщины. Вызов потому, что необходимо соблюсти баланс между своим природным назначением и теми возможностями, которые предлагает наше время. Этот баланс необходим для достижения гармонии и счастья.

Мужское и женское начала в современном мире

Женское начало основано на естественной способности к воспроизводству рода. К тому же природа позаботилась о выживании потомства, наделив женщину не только способностью рожать и выкармливать ребенка, но и сильно развитым материнским инстинктом, неслучайно его иногда называют «слепым». Поэтому женское начало очень сильно, так как зависит от внутренних, биологических факторов. Соответственно, мужское начало от природы слабее женского, так как во многом зависит от внешних условий: войн, суровости условий выживания, принятых в обществе правил, традиций и т. д. В условиях мирной и комфортной жизни, при отсутствии условий для поддержания мужественности, мужское начало как бы разжижается, становится аморфным, ведь быть защитником, добытчиком нет необходимости. Поэтому на заре человечества, когда природно-климатические условия позволяли жить, не думая о пропитании и о выживании потомства, существовал матриархат.

Однако, думать, что мужское начало больше не востребовано — заблуждение. Когда-то у римлян на пике могущества и благополучия мужское начало уступило женскому. Мужчины не хотели быть воинами, им не хотелось выходить из созданной зоны комфорта, терпеть лишения даже для отражения врага. Рим пал перед нашествием варваров. Как и тысячи лет назад в мире бушуют войны, конфликты. Ресурсы Земли, население распределены крайне неравномерно, поэтому до наступления мира во всем мире еще очень далеко. Многие государства, сообщества, религиозные секты хотят так или иначе доминировать, даже в рамках одной страны регионы стремятся к экономическому поглощению и лидерству. Кроме того, существуют культурные и религиозные различия, и духовная экспансия с учетом глобализации и информационных технологий растет. Все это способствует появлению новых конфликтов. Таким образом, пока на земле есть государства, культурный или религиозный фанатизм, экономическое неравенство, матриархата не будет.

Гармония мужского и женского начал, нравственная чистота отношений — залог воспитания сильного, могучего поколения, способного покорить мир. Мир всегда прогибается и изменяется под тех, у кого есть духовный стержень, устойчивые нравственные ценности и жажда победы.

У каждого человека своя судьба, свой срок жизни. Однако, нет ничего предопределенного, будущее многовариантно. Соблюдая наставления, основанные на историческом опыте тысячелетий, традициях, накопленными и бережно сохраненными многими поколениями, можно прожить максимально долгую и счастливую жизнь, отпущенную судьбой.

Оглавление

  • Гармония мужского и женского начал
  • Женам

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ойратские наставления для женщин предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я