Путь скульптора Владимира Егорова

Вадим Гривский

Эта книга о жизни и творчестве скульптора В. Е. Егорова, его выставочных произведениях и монументах, исканиях и встречах, проблемах, достижениях.

Оглавление

Глава 4. Выставки

Настоящую всесоюзную известность скульптору В. Е. Егорову принёс его мраморный портрет «Уральский камнерез Г. Д. Зверев» (1954), где старейший уральский мастер изображён за работой. Взор мастера устремлён на камешок, тепло сжимаемый в руках, благородная внешность человека, беззаветно влюблённого в своё дело, ясный взгляд слегко с прищуром, голова чуть откинута назад… Вряд ли лучше вообще в скульптуре можно выразить такой сюжет. Мраморный бюст в полторы натуры (96 х 60 х 45 см) очаровал, пожалуй, всех, кто его тогда увидел4. Григорий Данилович Зверев — сын прототипа бажовского Данилы Мастера — Данилы Кондратьевича Зверева.

Был Данила Зверев горщиком, камневедом, душу камня постиг и тем самым вдохновил Бажова создать чудесный Каменный цветок, нерукотворный. Подбирал камни для знаменитой Карты Франции, созданной русскими мастерами в период франко-русского сближения накануне Первой Мировой. Но камнерезом Данила Кондратьич не был, зато сын его Гришаня камнерезом стал. Да каким! Он и Татауров работали именно как камнерезы по созданию из уральского поделочного камня и самоцветов большой Карты индустриализации СССР, гранили звезды для кремлёвских башен. Можно сказать, с этой темой на Урал Егоров и поехал. В камнерезах он видел пращуров скульпторов и оплот уральского эстетического вдохновения.

Егоров пригласил старого камнереза в свою мастерскую. Позировать у Зверева не получалось. Уж и старенькая его жена пыталась Гришеньку настроить, всё не то. Тогда Егоров придумал выпилить и выточить из доски ружьё, какие в детстве пацанам делать помогал для игры в войнушку. И протянул «ружьё» старику: «Прицельтесь-ка, Григорь Данилыч!». Тот ещё не сразу согласился, покапризничал немного, дескать, ружьё ненастоящее. Потом приноровился, вошёл в роль и дело пошло. В мрамор Егоров портрет сам перевёл, никому таинство это не перепоручая.

«Бюст старого уральского гранильщика, — писал искусствовед Б. В. Павловский, — изваян из куска белого мрамора. Сам мрамор, его тонкая обработка воспринимается здесь не просто как материал скульптуры, а как органическая составная часть самого образа камнереза. С виртуозной тонкостью высеченная в мраморе голова привлекает своей светлой духовной красотой, которая обычно освещает лицо человека в счастливые минуты творческого подъема. Удачно найдена связь взгляда и жеста, замыкающая развитое в композиции движение. Голова камнереза чуть откинута назад, словно он хочет зорче увидеть скрытую красоту камня, глаза смотрят пристально, цепко впиваясь в маленький камешек. Лицо несёт в себе массу разнообразных оттенков, чувств и настроений — оно выражает чувство собственного достоинства, присущего замечательному мастеру, и поглощенность трудом, и любовь к камню, с которым камнерез словно ведет беседу»5.

На Выставку произведений художников Российской Федерации на Кузнецком мосту портрет камнереза был принят выставкомом «без голосования» — высшая честь и похвала для художника, молодого — тем более6. Невдалеке от полотна А. Бузовкина «Андрей Рублев» бюст работы В. Егорова, изображающий камнереза Г. Зверева.

Уральский камнерез Г. Д. Зверев. Портрет, мрамор

И старейший живописец Московской области, и совсем молодой свердловский скульптор задались целью воссоздать образ талантливых мастеров, воплотивших в себе замечательные творческие черты великого русского народа7.

В 1955-м на Всесоюзной художественной выставке8 у портрета Зверева долго стоял великий Е. В. Вучетич и много других мэтров искусства. Как-то подошла троица немолодых уже людей в дорогих широких, по тогдашней моде, костюмах: «Молодой человек, Вы нас покорили своим уральским камнерезом. Ничего подобного давно не видели. Хочется сделать Вам приятное, но под рукой нет ничего, кроме этого!)» — и протягивают шоколадную конфету, улыбаясь. «Какие-то чудные» — удивился В. Егоров. «Бери, Володя, это Кукрыниксы» — из собравшейся вокруг толпы сказал Егорову знакомый. Горячо поздравляли Володю Н. В. Томский, Л. Е. Кербель, В. Е. Цигаль, П. И. Бондаренко. С Кербелем хорошо дружили много лет.

Портрет камнереза Зверева экспонировался на V-й Международной выставке в Варшаве 1955 г.9, обошёл другие выставки, был награждён, вошел в разные книги, альбомы10 и распечатан на чёрно-белых открытках Худфонда СССР.

Варшава в 1950-е

Русский музей пожелал приобрести скульптуру в свою бессмертную коллекцию. Но молодой автор, поблагодарив за такое лестное предложение, отказался от него. Портрет уральского мастера должен находиться, так сказать, на родине героя — в Свердловской картинной галерее11. Он и сейчас там — ныне это Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Это были переломные моменты в судьбе художника, одни из его звёздных часов. Наверно, самые яркие.

Примечания

4

Шаповалов Я. Портрет камнереза // «На смену!». 1955, 7 окт.; Герендт Ю. Новые замыслы, эскизы, работы // Там же. 1956.18 мая

5

Художники Свердловска. Л.: Художник РСФСР, 1960. С. 86

6

каталог. С.39

7

Корабельников Г. Сегодня открытие выставки // Веч. Москва. 1954, №275, 20 ноября

8

каталог. С. 106

9

каталог. С.8

10

Изобразительное искусство РСФСР. Т. 2. М.: Сов. художник, 1957. С.47; Серебренников Н. Н. Урал в изобразительном искусстве. Пермь, 1959. С. 70, 115, 155, 204; Павловский Б. В. В мире прекрасного. Свердловск, 1960. С.52; История Урала. Т. 2. Пермь, 1965. С. 568

11

Свердловская картинная галерея. Л., 1968. С. 10

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я