1. книги
  2. Учебная литература
  3. Валерия Леонидовна Лебедева

Монтессори-мир Рыжика и Сопелки. Сопелыч ухаживает за средой. Рыжик – за собой

Валерия Леонидовна Лебедева
Обложка книги

Практическое пособие по организации зоны упражнений реальной жизни в домашнем пространстве содержит полный комплекс Монтессори-уроков с перечнем материалов и наглядными иллюстрациями. Психологические аспекты воспитания братьев и сестер (зонирование пространства, профилактика и разрешение конфликтов, поиск уникального подхода к каждому ребенку и секреты сохранения ресурса взрослого) позволяют с самого детства заложить крепкий и позитивный фундамент сиблинговых связей.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Монтессори-мир Рыжика и Сопелки. Сопелыч ухаживает за средой. Рыжик – за собой» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Подготовительные упражнения

Первые погружения в Монтессори-философию сопровождаются двумя немаловажными вопросами: является ли методика универсальной и действительно ли процесс создания среды дорогостоящий?

Рассмотрим утверждения по порядку. Разумеется, полностью универсального педагогического метода в природе не существует. Однако наличие свободного развития и проявлений самостоятельности ребенком позволяет найти широкое применение данной методики. Мария Монтессори полагала, что принуждение к развитию ребенка нецелесообразно, ведь дети от рождения любознательны и склонны к устойчивому, неизбежному, естественному познанию мира. При этом построенная среда учитывает уникальные особенности каждого малыша. Меняется роль родителя в воспитании. И тут возникло прекрасное выражение, что «… Монтессори-педагогика подходит всем детям, но не всем родителям». Довольно сложно отказаться от классических методов воспитания, заложенных в нас предыдущими поколениями, переместив фокус с учителя на наставника. Вместо приказов и повелений родитель транслируют помощь в самостоятельном познании мира малышом. Процесс сложный и ресурсозатратный. Прежде чем мы начнем, обратим внимание на некоторые моменты Монтессори-философии, которые необходимо принять и применить.

Мы изменяем среду для ребенка, а не ребенка для среды.

Главное отличие данной методологии — это приоритетность процесса и результата. Взрослый преобразует окружающую его среду с конечной целью. Мы подметаем полы, моем посуду, полируем поверхности для наведения порядка и чистоты, повышая эстетическую ценность нашего жилища. При этом мы стараемся минимизировать затраченные ресурсы, максимально облегчить и ускорить процесс уборки. Достигнутая нами цель лежит на поверхности, мы можем видеть результат своей работы.

Для ребенка результат вторичен. Он не должен выполнять действия по желанию взрослого или мотивироваться словесной или материальной похвалой. Наградой выступает сам процесс, когда ребенок многократно повторяет одни и те же действия, ведомый внутренними потребностями развития, находя работу в тех местах, где взрослый пройдет мимо. Самостоятельность базируется на свободе. Важно помнить про отсутствие ограничений у ребенка в двух главных моментах: в выборе упражнения и во времени его выполнения. Мы не принуждаем к выполнению конкретного упражнения и не прерываем выполнение, если внутренние потребности ребенка еще не удовлетворены.

Ребенок свободно выбирает среди предложенных сетов наиболее подходящий, опираясь на собственные внутренние установки развития, и совершает такое количество повторений, которое необходимо ему в данную единицу времени. То есть при наличии мусора на столе ребенок может заметить микроскопическую пылинку на полу и в течение длительного времени заметать ее в совок. Задача родителей грамотно организовать домашнее пространство и наполнить материалом, соответствующим возрастным нормам и потребностям сензитивных периодов.

Второй вопрос касается высокой стоимости материалов. Действительно существуют специализированные магазины, предлагающие широкий ассортимент товаров, соответствующих мировым стандартам и использующихся в Монтессори-классах. Для домашний среды, особенно для зоны упражнений практической жизни, прекрасно подойдут материалы, выполненные из подручных средств. Их развивающая способность (при выполнении всех условий к созданию) не ниже коммерческих вариантов, а порой выше, потому что при создании наборов родитель делает акцент на уникальные особенности конкретного ребенка.

Если остались сомнения, то перейдем к практической части. Для первого упражнения нам понадобится невероятно развивающий и многогранно использующийся предмет —

ТРЯПОЧКА

Предпочтительнее использовать салфетки квадратной формы, размером не более 30х30 сантиметров.

«Серьезно?» — усомнитесь Вы. Абсолютно. Порой великое начинается с малого. Небольшой кусок материи выполняет более десяти прямых и косвенных целей развития, начиная от координации движений и заканчивая подготовкой к геометрии. Полный перечень целей и задач представлен на картинке ниже:

А мы подробнее остановимся на концентрации внимания. Когда ребенок выполняет простые упражнения в бытовой сфере, он получает навык сосредоточения внимания на конкретном действии. Ему нужно «собрать себя» и направить все силы на конкретный процесс. Следствием развития этого навыка будет способность выполнять домашнее задание в школьном возрасте, концентрировать внимание на конкретном примере и упражнении без отрыва на пересчет ворон и летания в облаках.

Упражнение «Складывание салфеток»

Инструментарий: поднос и несколько салфеток, размещенных на нем в развернутом состоянии.

Упражнение включает пять вариаций складывания: для четырех вариантов на салфетку необходимо нанести дополнительные пунктирные линии (можно прошить крупным стежком, нарисовать или наклеить тонкую полоску), пятый вариант предполагает размещение в центре салфетки маркера в виде пуговицы.

Трехлетнему ребенку довольно сложно запомнить и воспроизвести сразу пять алгоритмов складывания, поэтому знакомим с ними постепенно, меняем и увеличиваем вариации по мере усвоения навыка.

Вспоминаем навыки презентации упражнений, представленные в книге «Рыжик и Сопелка на кухне», и приступаем: «Сопелыч, идем, я покажу тебе как складывать салфетку!»

Вариант 1: Горизонтальная линия

Размещаем салфетку на столе перед собой, поворачивая до тех пор, пока линия не примет горизонтального положения.

Акцентируем внимание ребенка на линии: для этого указательным пальцем ведущей руки слева направо проводим по пунктирному штриху. Мы помним, что выполнения многих упражнений способствует подготовке руки малыша к письму, поэтому соблюдаем сравнительные направления в пространстве: раз пишем и читаем мы слева направо, то выкладываем материалы и работаем с ним в этой же последовательности сторон плоскости.

Демонстративно берем салфетку за ближние к вам углы и начинаем поднимать вверх, немного загибая к верхнему краю. Подъем осуществляем до отрывания от стола пунктирной линии.

Накладываем нижнюю половинку салфетки на верхнюю по линии сгиба и соединяем углы.

Размещаем руки на линии сгиба в центре образовавшегося прямоугольника и при помощи небольшого надавливания разглаживаем салфетку от центра к краям.

Сложенную салфетку перемещаем в верхний левый край стола.

«Теперь твоя очередь!»

Вариант 2: Диагональная линия

Размещаем салфетку на столе перед собой таким образом, чтобы штрих разметки начинался в нижнем левом углу и приходил в верхний правый. Поворачивайте медленно салфетку, пока рисунок штриха не будет соответствовать правильному расположению.

Указательным пальцем ведущей руки демонстрируем расположении штриха.

Ладонь левой руки помещаем на верхнюю часть салфетки. Опускаем руку на салфетку и фиксируем ее.

Правой рукой берем за нижний правый угол, поднимаем вверх в сторону левого верхнего угла и складываем салфетку по линии сгиба, накрывая левую руку.

Правой рукой фиксируем соединенные концы и медленно выниманием левую руку.

Получившуюся фигуру поворачиваем к себе широким основанием. Обеими руками от центра к краям разглаживаем салфетку по пунктирной линии.

«Смотри, у нас получился треугольник. На что он похож?» (на кусочек пиццы, крышу домика, флажок, дорожный знак, детскую пирамидку и многое другое)

Вариант 3: Горизонтальная и вертикальная линии

Повторяем алгоритм сложения, представленный в Варианте 1 (одна горизонтальная линия).

Поворачиваем салфетку по часовой стрелке до тех пор, пока линия не примет горизонтального положения.

И повторяем указанный алгоритм повторно. Располагаем сложенную салфетку в левом углу стола и обсуждаем отличия получившейся фигуры от первоначальной. В качестве подсказки размещаем рядом развернутую салфетку.

Вариант 4: Две диагональные линии

Как вы уже правильно догадались, дважды повторяем алгоритм сложения диагональной линии.

Вариант 5: Обозначенный центр

Данный вариант мы используем, если количество жидкости, которое нужно убрать, превышает несколько капель. Как и в предыдущих упражнениях, в презентации используется минимальное количество объяснений. Ребенок от трех до шести лет уже может сфокусироваться на коротком жестовом объяснении и запомнить последовательность без дополнительного пояснения со стороны взрослого. Поэтому мы приглашаем ребенка фразой:

«Пойдем, я покажу тебе, как складывать салфетку… домиком/конвертиком…»

Берем с полки поднос с материалом, достаем салфетку, отставляем поднос и начинаем наглядно демонстрировать алгоритм.

— В центр развернутой салфетки (желательно визуально его обозначить маркером или пришитой пуговицей) взрослый опускает указательный палец левой руки. Внимательно следим за тем, чтобы палец оставался на месте в течение всей презентации.

— Правой рукой зажимаем правый верхний угол и накладываем его на пуговицу.

— Двигаясь по часовой стрелке, зажимаем следующий угол и повторяем движение с наложением угла на пуговицу. Палец левой руки остается на месте.

— После наложения всех углов медленно убираем указательный палец и перемещаем салфетку на верхний левый край стола.

Как уже говорилось выше, начинаем тренироваться с одного-двух вариантов, медленно расширяя поле работы. Упражнение будет считаться выполненным, а навык освоенным, если ребенок последовательно без ошибок выполнит все пять вариантов. Рекомендованное расположение салфеток на подносе (снизу-вверх):

— вариант с обозначенным центром;

— с двойным диагональным штрихом;

— с одним диагональным штрихом;

— с горизонтальным и вертикальным штрихами;

— с горизонтальным штрихом.

Навык складывания успешно применим в других отраслях повседневной жизни. Ребенок от салфеток может постепенно переходить к складыванию полотенец, потом одежды и бумаги. Результатом работы с бумагой может стать создание оригами.

Прежде чем приступить к основным блокам упражнений, важно вспомнить про правило успешной коммуникации. Все сеты с детьми мы выполняем, опираясь на красоту и эстетику. Даже уборка мусора должна носить изящный характер. Мы смотрим на мусор как на истребляемого врага, мы с ним боремся, уничтожаем. Он вызывает злость, отчаяние и отвращение. У ребенка — радость! Он с ним взаимодействует, развивается, дружит. Растет в своих глазах до уровня взрослого. «Я как мама, у меня получается, я молодец!»

Поэтому начало презентации, приглашение к участию не должно содержать негативной составляющей. Фразы «фу, смотри тут мусор» и «как вокруг грязно» трансформируем через призму любви:

И помним про важность свободного доступа к материалам на всем цикле выполнения упражнений. Если проделанная работа заканчивается перемещением мусора в мусорное ведро, то это должна быть открытая емкость: между ней и рабочей зоной не должно быть препятствий. И никах сказок про Кощея бессмертного, когда мусор дома хранится в мешке, завязанным двойным узлом, этот мешок лежит в мусорной корзине с плотно закрытой крышкой, сама корзина стоит в тумбе под раковиной, а дверца тумбы запирается на щеколду. И вот ваш юный исследователь, сконцентрированный на удержании совочка и щетки, старается скоординировать разноплановые действия обеих рук, нетвёрдой походкой упирается в эту дверцу тумбы и… миссия провалена. В первую очередь взрослого как создателя среды. Незаконченность упражнения, несформированность представления о цикличности действия, неотработка навыка, минимальное развитие инициативности и самостоятельности. Проверяем все созданные сеты с ситуацией успеха. Все обязательно получится!

Закрепляем основные принципы построения организованной среды, изученные ранее:

все использованные материалы — настоящие, без пластиковых имитаций, желательно выполненные из природных материалов;

размер материалов и предметов мебели соответствуют росту и возможностям ребенка;

наборы располагаются на открытых полках или стеллажах и находятся в свободном (беспрепятственном) доступе ребенком;

наполнение наборов соответствует текущим потребностям и нормам развития ребенка;

сеты вариативны;

каждый набор (сет) направлен на развитие одного навыка;

все сеты полностью укомплектованы;

рабочий стол ребенка до и после выполнения упражнения остается пустым;

упражнения направлены на получение реального навыка.

Как поступить, если домашнее пространство ограничено? Используем творческий подход. Для начала создаем единое рабочее пространство, выделяем стол и стул, за которыми ребенок может работать с наборами из разных зон. Для упражнений зоны УПЖ определяем один набор вспомогательных инструментов: конкретный фартук, клеенку и губку для упражнений с водой, кувшин для чистой и ведро для грязной воды. Наборы по уходу за растениями можно сделать стационарными, сконцентрированными рядом с домашней зеленой зоной или одним отдельным цветком. Предлагаем сеты ребенку последовательно. Если малыш показывает повышенный интерес к воде, то начинаем со стирки или мытья посуды, если речевое развитие в активной фазе, то делаем акцент на полировке и т. д. Стараемся чаще практиковать навык наблюдения и по результатам чередовать наборы.

Небольшой лайфхак для облегчения последующей работы. Учитывая, что упражнения выполняются на разных поверхностях (стол, пол, зеркало, стекло), материалы из сетов не должны пересекаться, мы не моем тряпочкой для стола пол, и не только потому, что это материал другого сета: помимо зонирования существуют соображения гигиены. Ребенку бывает трудно определить принадлежность предметов хозяйственного инвентаря конкретному набору упражнений, поэтому требуется дополнительная визуализация принадлежности материалов к тому или другому сету. Тут мы вспоминаем кодировку, с которой познакомились при создании безопасности личных вещей сиблингов. В зоне УПЖ лучше использовать цветовую кодировку.

У Сопелыча материалы сетов уборки со стола (тряпочки, щетки, совочки и т.д.) представлены в синем цвете, а для пола в зеленом. Можно использовать тряпочки в горошек и клеточку. Главное, чтобы разделение было просто и логически понятно ребенку. И если материалы после стирки и сушки должны вернуться на свои места, малыш может сам, без помощи взрослого их правильно систематизировать.

Фартук. Мы много говорили о его влиянии на концентрацию и успех выполнения упражнений в первой книге, поэтому не будем повторяться. Отметим, что фартук для приготовления пищи должен отличаться от фартука упражнений заботы о среде.

Отправляемся в путь!

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Монтессори-мир Рыжика и Сопелки. Сопелыч ухаживает за средой. Рыжик – за собой» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я