Книга адресована тем, кто оказывается в неприятных социальных ситуациях и не знает, что делать. В нее включены психологические приемы (психаки), которые, помогут: абсорбировать критику, отшить газлайтинг, правильно среагировать на хамство, перестать обижаться и унижаться, отбелить черную риторику, овладеть эмпатическим ударом, научится вызывать к себе симпатию, а также создавать положительные отношения с другими людьми и т.п.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Я и Они» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава третья. Как ответить на оскорбление.
Что делать, когда оскорбляют? Никто не хочет быть жертвой, но и отвечать грубостью на хамство думаю, не стоит. Есть несколько отличных способов реакции. Они позволят в трудную минуту сохранить самообладание и контроль над ситуацией. Речь не пойдет о дуэли, вендетте и о кровной мести. Для этих реакций чтение книжек, разумеется, не потребуется. В главе о тонкостях мести я разбираю это подробнее.
Не принимать
Для начала я отказываюсь принять оскорбление на свой счет. Процесс двусторонний. Один оскорбляет, другой оскорбляется. Но если отказаться играть в эту игру, то обидчик не достигнет цели. Это чем-то напоминает оферту (предложение) и акцепт (согласие) в бизнесе. Хам предлагает унизиться, но я решительно это отвергаю. Сделка не состоялась.
Притча
«В средневековой Японии жил один самурай. Более молодой визави решил спровоцировать его на бой. Он пришел к нему и начал оскорблять, кидать камни, плеваться и т.п. Но самурай молчал и продолжал заниматься своими делами. Через некоторое время разочарованный наглец ушел.
Свидетель этого, спросил самурая:
— Почему вы не вызвали его на бой?
Тот ответил:
— Если вам дарят подарок, но вы не примете его, чей он?
— Того, кто принес, — ответил свидетель
— Так и здесь. Тебе принесли оскорбление. Ты его не принял. Оно так и осталось с тем, кто его принес.»
Соблюдать границы и дистанцию
При хамстве в мой адрес я представляю визуально невидимую психологическую границу между собой и невежей, держу с ним дистанцию. Помню о том, что грубость — его багаж в поезде жизни, а не мой.
Игнорировать
Не стоит давать хаму ожидаемой обратной связи. Как вариант, продолжать делать свои дела, либо переключится с него на другой объект, начать разговор с кем-то еще,"сменить пластинку". Так и поступил самурай в притче.
Дать оценку
Другими словами, «включить родителя». Этот способ эффективен, если оскорбляет младший по возрасту. Я обычно говорю ему: «Я разочарован твоими словами», или «Я ожидал лучшего». При оценке использую «Я — сообщения». Также можно дать оценку ситуации. Например, «а вот это было грубо» и т.п.
Обесценить
Обесценивание хорошо работает с неуверенными в себе людьми. Можно спросить: «Почему Вы решили, что Ваши слова кого-либо интересуют?». Действительно, пусть сначала докажет свою значимость. Реакция из серии: «кто ты такой».
Локализовать
Локализация — сочетание обесценивания с применением границ. Ответ может быть таким:"Ваше суждение ошибочно. Кроме Вас, никто так не думает."
Задать вопросы
Если конфликт, и передо мной манипулятор, то могу «включить полицейского», устроить ему допрос. Вопрос — атака, ответ — защита. Лучшая защита — нападение. Ключевое правило не отвечать, а спрашивать. Выяснить, например, почему он пытается оскорбить меня? В чем его мотив? Способен ли он общаться, не оскорбляя других людей? Почему он так плохо воспитан
Зеркало
Еще один неплохой цивилизованный вариант реакции, стать для хама"зеркалом". Показать ему его отражение: «Вы выглядите грубо и глупо, когда пытаетесь оскорбить.»
Требовать прекращения
Бывает, что срабатывает простое требование. Пример:"Прекратите хамить!".
Обсудить последствия
Хам редко думает о негативных последствиях оскорбления. Полезно «расширить» его кругозор. Описать возможный сценарий развития конфликта, и какие негативные последствия возникнут в случае его эскалации.
Воздержаться от ссоры (превенция)
Оскорбление — результат развития ссоры. Люди спорят, страсти накаляются, градус возмущения растет. Я учусь вовремя фиксировать рост напряженности в разговоре, и не доводить диалог до грубости. Если у хама не будет причины и повода для оскорбления, то я осложню ему его деструктивную задачу. Важно вести себя с ним разумно и аккуратно, держать дистанцию.
***
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Я и Они» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других