Книга адресована тем, кто оказывается в неприятных социальных ситуациях и не знает, что делать. В нее включены психологические приемы (психаки), которые, помогут: абсорбировать критику, отшить газлайтинг, правильно среагировать на хамство, перестать обижаться и унижаться, отбелить черную риторику, овладеть эмпатическим ударом, научится вызывать к себе симпатию, а также создавать положительные отношения с другими людьми и т.п.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Я и Они» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава шестая. Как реагировать на критику.
Когда мы делаем что-то значимое, то часто становимся объектом критики со стороны других людей. Кто-то относится к критике спокойно, а кто-то болезненно, слишком чувствителен к ней. Для таких людей, далее материал о том, как выработать более рациональное и спокойное отношение к критике в свой адрес.
Делим
Прежде всего, давайте разделим критику на два вида: конструктивная и деструктивная. В тот момент, когда Вас критикуют, Вам следует сразу определить к какому типу относится критика. Если она конструктивна, применяется одна реакция, если деструктивна — другая.
Признаки конструктивной критики:
— направлена на действия, а не на личность;
— рационально обоснована;
— уместна;
— объективна;
— исполнима (то, что предлагается — в зоне влияния).
Признаки деструктивной критики:
— направлена на личность, а не на действия;
— иррациональна;
— неуместна;
— субъективна;
— неисполнима (то что предлагается — вне зоны влияния).
Виды реакций на критику:
При деструктивной критике ее следует:
— отклонить;
— игнорировать;
— зафиксировать, что она деструктивна и предложить высказываться конструктивно;
— предложить прекратить ее;
— перевести обсуждение на другую тему.
Лучший вариант реакции на конструктивную критику — благодарность. Она приносит пользу.
Страх критики
Он связан с тем, что она воспринимается как психологическая агрессия. На самом деле часто это совсем не так, опасность критики сильно преувеличена.
Для того, чтобы изменить установки по отношению к критике учитесь воспринимать ее не как агрессию, а как ценную обратную связь из внешнего мира на Ваши действия.
Она дает полезную информацию о том, что делаешь правильно, а что не так, а также о том, какой именно мир меня окружает. Этот подход с успехом применяется в психотерапии методом нейролингвистического программирования.
Мотивы
Чтобы рационально отнестись к критике, а не воспринимать ее эмоционально подумайте о том, в чем заключается мотивация критика? Какую цель он преследует? Почему критикует?
При деструктивной критике чаще всего мотивы критикующего следующие:
— самоутверждение;
— перфекционизм;
— манипуляция;
— привычка;
— конкуренция;
— неприязнь.
При конструктивной критике мотивы другие:
— желание помочь;
— симпатия;
— интерес;
— взаимная выгода;
— деловая культура.
Крайности
Не способность воспринимать критику, которая характерна для слишком самоуверенных в себе людей, не менее вредна, чем страх перед ней, характерный для неуверенных в себе людей.
Поэтому при работе с критикой важно обрести навык рациональной и сбалансированной реакции на нее. Этот навык вырабатывается исключительно практикой. Как говорится: «чем больше воды, тем выше корабль».
Защита времени
Когда общаешься с тем, кто применяет деструктивную критику, лучше как можно раньше прекратить с ним контакт. Время слишком дорого, чтобы его так бессмысленно расходовать. Я защищаю свое время от деструктивной критики и предоставляю его в распоряжение тех, кто критикует конструктивно.
Ключевые права
Выработать спокойное отношение к критике помогают два ключевых права любого человека:
— право на ошибку;
— право на уязвимость.
Многие воспитывается в традициях"силы и неуязвимости". Нужно быть безупречным, каждый день, каждый час, каждую минуту. Но вот кому именно нужно? Насколько хватит человеку сил, чтобы жить в режиме чрезвычайного совершенства.
В определенный момент понимаешь, что возможности ограничены. С этим ничего нельзя поделать, такова природа жизни. Неуязвимости меньше, чем уязвимости.
Когда мы принимаем этот очевидный факт, то внутреннее психологическое напряжение и давление существенно сокращаются.
Мы уже не требуем от себя безупречности, признаем и принимаем свою уязвимость, бережно и разумно относимся к себе и к жизни. За счет спокойного и мудрого отношения к делам, в конечном счете мы совершаем меньше ошибок и увеличиваем продуктивность и качество дел.
Польза
Критика может не только ранить, но и приносить пользу. Все зависит от того, как ее воспринимать: как угрозу, или как сигнал из внешнего мира, который можно использовать в качестве инструмента для того, чтобы помочь себе стать лучше и реализовать желаемое.
***
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Я и Они» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других