1. Книги
  2. Ораторское искусство / риторика
  3. Вероника Хранеко

Меньше слов: Как управлять диалогом и раскрыть любого собеседника

Вероника Хранеко (2023)
Обложка книги

85 % финансового успеха зависят от навыков эффективного общения и ведения переговоров. Эта книга, написанная опытным интервьюером, раскрывает универсальные секреты успешных бесед и дает стратегии, позволяющие разговорить любого человека на вашем пути, будь это подрядчик, спонсор, работник коммунальных служб или первое лицо крупной компании. Двух умных и интересных собеседников еще не достаточно для увлекательного разговора. Автор рассматривает беседу с разных аспектов, начиная со структуры вопросов и составляющих харизмы и заканчивая искусством слышать и созданием атмосферы для диалога. Вы узнаете, как добиться искренней реакции от тех, кто привык отвечать на одни и те же вопросы, избавитесь от зажимов и страха публичных выступлений, освоите навыки управления диалогом в любых обстоятельствах. Книга адресована всем, кто ежедневно общается с разными людьми — от журналистов и авторов подкастов до бизнесменов, раздающих интервью, и простых обывателей. Человек, взявший на себя роль лидера в разговоре, должен свести воедино заранее поставленную цель, появившийся контекст, настроение и состояние участников, свою реакцию — и сделать это с легкостью, присущей непринужденной беседе. Зачем читать • Научиться поддерживать разговор на любую тему; • Управлять вниманием собеседника и располагать к себе; • Повысить навыки коммуникации или подготовиться к публичному выступлению. Как показывает практика, лучше всего запоминается разговор на спонтанные, общечеловеческие темы и ответы на возникшие в ходе такого разговора вопросы. Особенности • Вы узнаете, чем хорошая беседа отличается от неудачной. • Книга содержит практические рекомендации, как сделать из обычного человека успешного спикера с помощью правильных вопросов. • Автор объясняет, что такое вербальный имидж и какие еще составляющие важны для цельного образа. Для кого • Для всех, кто общается с людьми каждый день; • Для руководителей компаний, преподавателей, модераторов, журналистов и блогеров; • Для тех, кто готовится к публичной лекции или важному интервью.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Меньше слов: Как управлять диалогом и раскрыть любого собеседника» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 02. Секреты обаяния. И серые мыши харизму имеют

Для начала спрошу: а в чем, собственно, заключается разница между обаянием и харизмой? Мы так часто употребляем эти два слова, чтобы охарактеризовать человека, имеющего влияние, умеющего вести за собой, являющегося, как сейчас принято говорить, лидером мнений, что практически не замечаем едва уловимых различий. Раз есть обаяние, значит, имеется и харизма, и наоборот, не так ли?

Как лингвист, зайду издалека.

Обаяние — наше исконное древнерусское слово, происходящее от глагола «баяти» — «говорить». Добавляем приставку «о» и получаем: «околдовывать словами, обольщать красноречием», буквально — «заговаривать».

Баюны, как называли колдунов (помните же кота-баюна, усыплявшего детей песнями?), басни, краснобайство — это все однокоренные слова и ближайшие родственники любого «обаяния».

То есть получается, что главным ингредиентом магического воздействия древние русичи считали приятную, хорошо поставленную речь.

А что с греческой харизмой?

Она происходит от χάρισμα (буквально — «божественный дар», «помазание») и обозначает личную одаренность и притягательность. Харизмой в древнегреческой мифологии называли способность обращать на себя внимание. Харитами именовались древнегреческие богини красоты, грации и изящества — вспомните, например, «Весну» Боттичелли и прекрасную троицу на переднем плане.

Христиане забрали себе этот термин для обозначения сверхъестественного проявления Святого Духа в верующем человеке. Считалось, что даров Святого Духа всего девять: «Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому — слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно»[3].

Позже, в конце XIX в., немецкие ученые Эрнст Трёльч[4] и Макс Вебер[5] сделали харизму объектом научных исследований и определили ее так: «Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или по меньшей мере специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям».

Более того, Вебер, сформулировав трехсоставную классификацию власти, отдельно выделил харизматическую власть, помимо традиционной и рационально-законной. Эта концепция впоследствии получила широкое распространение среди социологов. На мастер-классах я стала отчасти в шутку говорить, что мы все знаем одного оратора и диктатора-харизматика, создавшего Третий рейх.

Главное, что отличает настоящего харизматика, — это абсолютная вера в собственные слова, пусть даже и без религиозной валентности. Эта вера и эта убежденность имеют конкретную цель — назидание, то есть безусловное благо для себя и других. Такой подход наделяет харизматика властью над сердцами людей, превращает в формального или неформального лидера.

Что особенно важно, харизма не зависит ни от внешних данных, ни от морально-этического вектора личности. Как святые до кончиков ногтей, так и отъявленные преступники могут быть невероятно притягательными, и слушатели будут с одинаковым обожанием смотреть как в канонически прекрасные, так и в ничем не примечательные до момента «выхода на сцену» лица.

В русском языке нет абсолютных синонимов, у каждого слова — свои нюансы. Если говорить о смысловом заряде, то в «обаянии» много окутывающего и равномерного движения. Недаром существует такое понятие, как «тихое/скромное обаяние». В харизме же всегда сквозит энергия, конкретный вектор, направленный вовне, точка приложения вольных или невольных усилий. Таким образом, обаяние как будто бы больше подходит для неформальных, немноголюдных собраний или личного общения — когда собеседник в буквальном смысле сидит напротив. Харизма же требует определенного масштаба: это сцена, публичное выступление, толпа — условный «Олимпийский». Обаяние выглядит как навык общения, а харизма — как врожденное и по этой причине недостижимое для остальных качество.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Меньше слов: Как управлять диалогом и раскрыть любого собеседника» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

1-е послание к Коринфянам, 12:8–11.

4

Эрнст Трёльч (1865–1923) — немецкий теолог, философ, политик.

5

Макс Вебер (1864–1920) — немецкий социолог, философ, историк, политический экономист.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я