В новой книге автора представлены эссе в жанре философско-религиозной публицистики, где он размышляет о превратностях земного бытия сотворенного существа и тернистом пути познания Истины. В современном обществе потребления человек стремится к основанному на материальном благополучии максимальному комфорту, который позволял бы наслаждаться жизнью, ни в чем себе не отказывая. Но дело в том, что желание человека во что бы то ни стало обустроить крошечный миг бренного существования не вписывается в Божий Промысл Творца, который оперирует категориями космического масштаба и взирает на сотворенный мир с позиции вечности. С чем чаще всего связывают свои надежды люди, обращаясь к Богу? С тем, что Бог избавит их от проблем и поможет занять теплое место под солнцем. Но Его мало интересует земная жизнь человека, представляющая собой в сравнении с вечностью лишь мимолетное мгновение. Для своего творения Он предуготовил блаженные обители в мире Вечного Света, путь в которые лежит только через страдания и скорби. Эти испытания, заложенные в Промысле, призваны очистить душу от всякой скверны, что является обязательным условием для наследования Небесного Царства. Чем больше трудностей и лишений преодолевает здесь человек, с благодарностью несущий свой жизненный крест, тем больше благ он приобретает там, в нетленном мире. Основное внимание в книге уделяется размышлениям о тайне Божественного Сценария, который непостижимым образом сочетает в себе Божие предведение и свободную волю творения. Книга рассчитана на людей, которые осознают свое несовершенство и пытаются искать ответы на вечные вопросы бытия не во внешних знаниях мирских мудрецов и витиеватых рассуждениях самодовольного ума, а прежде всего в святоотеческих писаниях и трудах выдающихся философов и мыслителей, следуя по пути духовного возрастания. В формате А4 PDF сохранён издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Задушить Дездемону» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
В качестве предисловия
Я бы сошел с ума от несправедливости этого мира, если бы не знал, что последнее слово останется за Господом Богом.
Сегодня большинство людей имеет хорошее образование и широкий кругозор по множеству вопросов: и нужных, и ненужных. Нередко источником информации выступает Интернет, где можно, особо не напрягаясь, найти все, что тебя интересует, и даже больше: нажал кнопку и обогащайся знаниями на любой вкус. Но одновременно с информированностью утрачивается способность к самостоятельному мышлению, самоанализу, умению заглянуть внутрь себя и критически оценить свои познавательные возможности и качество внутреннего мира. В результате современные люди начинают все упрощать, подстраивая под представления своего развращенного бездуховностью ума то, что требует глубокого осмысления.
Считая себя в достаточной степени интеллектуально развитыми, они полагают, что способны понять любые вещи, в том числе и духовного характера.
Такие есть и среди атеистов, и среди тех христиан, которые, будучи крещеными, храм не посещают, а заходят иногда туда для того, чтобы набрать святой водички, заказать панихиду или молебен о здравии родных и себя любимых. Ничтоже сумняшеся они вступают в беседы и споры на любые религиозные темы, внося поправки в существующие догматы и вскрывая заблуждения и суеверия «невежественных» верующих. У них накопилось немало вопросов к Всевышнему, сотворившему «не совсем справедливый» мир, что чаще всего является примитивным оправданием нежелания следовать по пути веры и посещать храм.
Удивительная вещь! Мир стремительно развивается, технологии позволяют делать то, о чем мы раньше и не мечтали, а человек дичает, духовно дичает. Иначе говоря, человек уходит от Бога. В лучшем случае, не отрицая существование Творца, он стал Его поправлять, подстраивая под свои убогие представления.
Верить в нафантазированного бога намного проще, потому что можно не напрягаться и жить в свое удовольствие. Правда, это уже не вера, а псевдовера. И сегодня таких псевдоверующих со своими представлениями о мире и справедливости пруд пруди.
А поскольку представления у всех разные, то и божок у каждого свой, «карманный», который во всем и всегда защищает своего благодетеля, предоставившего ему местечко в сердце. Почти как у дикарей, отождествляющих Творца с могущественным вождем племени, который помогает решать хозяйственные проблемы и защищает от врагов.
Конечно, я немного утрирую, но по-другому описывать процесс, когда тварь пыжится приспособить Творца к своей ограниченности и убогости, не получается.
Среди моих читателей есть и верующие, и псевдоверующие, и атеисты, и просто христиане, к которым я отношу тех, кто крестился в раннем возрасте, но по разным причинам находится вдали от храма.
Таких среди моих читателей большинство, и в основном для них и пишу, чтобы расширить их представление о религии, о которой они якобы почти все знают.
Во всяком случае, именно в разговорах с ними мне нередко приходится слышать, что в христианстве им все понятно, кроме отдельных аспектов, которые якобы и препятствуют посещению ими храма.
Чаще всего такими препятствиями являются существование зла в мире, «непонятный» Бог в Трех Лицах, наличие других религий, которые, возможно, не менее «истинные», чем православие.
При общении с «просто христианами» на религиозно-нравственные темы у меня всегда невольно возникает чувство стыда за свою бестолковость и зависть. Еще бы! Люди особо себя не утруждают изучением Священного Писания, храм обходят стороной, а «усвоили» все христианские догматы, кроме отдельных «незначительных» мелочей.
Поневоле будешь завидовать!
Более десяти лет регулярно хожу в храм, практически ежедневно читаю Евангелие и другие книги Нового Завета, творения и жития святых, а похвастаться успехами в познании духовных истин не могу. Говорю это без всякой ложной скромности. Да, я постоянно работаю с духовной литературой и религиозно-философскими трудами, но это мало что дает для проникновения в сокровенные тайны Духа, сокрытые в Библии и в трудах святых отцов.
В христианской жизни, в учении Христа очень много есть такого, что умом понять невозможно и что открывается только Святым Духом, если человек для этого созрел. А до созревания мне, как и большинству из нас, не просто далеко, а бесконечно далеко.
Почему Христос в своих проповедях очень часто говорит притчами?
Чтобы сообщить то, что нельзя описать земным языком, который не позволяет адекватно передать иную Реальность, абсолютно не похожую на ту, в которой мы находимся. И многие вещи, о которых говорят святые, нам тоже в полной мере не доступны, потому что для их усвоения нужен такой же, как и у них, мистический опыт. А у нас его нет. Поэтому и святые очень часто лишь образно передают то, что им было открыто благодатью Святого Духа в процессе созерцания тайн Божественного Света.
Но даже и святым Бог сообщает не все, а лишь то, что, вероятно, считает нужным для их духовной пользы, не более того.
Идея этой книги и содержание эссе рождались постепенно, в процессе общения с моими знакомыми и коллегами, которые своими вопросами, высказываниями о жизни, об отношении к религии и вере, сами того не осознавая, подбрасывали мне материал и пищу для размышлений.
В своей новой работе мне хочется с помощью святых отцов осветить вопросы, наиболее часто возникающие у человека, когда он задумывается о смысле жизни, о сотворенном мире, который, если его сотворила Любовь, является, по мнению многих, несправедливым. А это якобы ставит под сомнение существование Бога, попускающего слишком много зла на планете.
В двадцати двух эссе книги рассматриваются разные вопросы, но основное внимание мною уделено размышлениям о Промысле Божием или Божественном Сценарии.
Эта тема всегда привлекала мое внимание своей непостижимостью, мистической привлекательностью и беспредельностью.
Понятно, что просто рассуждать на эту тему нет смысла. Кому интересны мои досужие домыслы? Никому. Поэтому все свои мысли о Промысле, впрочем, как и обо всех других вечных вопросах бытия, я сверял с учением святых отцов и трудами выдающихся представителей философии, прежде всего религиозной.
Возможно, из общего ряда представленных работ выбивается эссе о парадоксах времени, в котором читатели смогут познакомиться с одним из самых загадочных явлений сотворенного мира. Но это только на первый взгляд. Все в этом мире взаимосвязано, и время, как сказал греческий философ Платон, является движущимся образом вечности, о которой я пытаюсь размышлять в своей книге.
Конечно, писать философские эссе на религиозные темы всегда сложно, потому что здесь помимо глубокой проработки материала требуется, как было уже отмечено, еще и наличие духовного (мистического) опыта, с которым у меня большая напряженка. А постоянные поражения в противостоянии со своей ветхостью годятся в данном случае разве что в качестве иллюстрации моей духовной несостоятельности.
Но я постараюсь восполнить имеющийся у меня пробел регулярным обращением к святым отцам, которые мне помогут осветить заявленные темы, а заодно и научить адекватному толкованию духовных истин, насколько это возможно.
Буду пытаться делать то, что мне нравится, а именно — размышлять о вечных вопросах, полные ответы на которые знает только наш Создатель.
И еще.
Прекрасно осознаю, что темы, к которым я обращаюсь, для меня непосильны — столь они глубоки и многогранны. Но я и не ставлю перед собой цель раскрыть их своим убогим умишком. Избави меня, Боже! С моей стороны было бы великой глупостью даже думать об этом. Хочу остановиться лишь на отдельных аспектах, которые привлекли мое внимание при чтении трудов святых отцов, и поразмышлять о них, не навязывая никому своего мнения.
Повторюсь, что речь идет о вещах духовных, для постижения которых интеллекта и учености явно недостаточно, если не сказать больше. Требуется, как уже было сказано, следование по религиозно-нравственному пути и хотя бы незначительный опыт духовной жизни, чтобы на себе примеривать то, о чем мы будем сейчас рассуждать, иначе будет много непоняток. Они все равно будут, потому что опыт духовной жизни у большинства из нас весьма незначителен, если он вообще есть, поэтому многое ускользнет от нашего внимания.
Возможно, кто-то улыбнется на мои замечания о сложности в понимании трансцендентных вопросов, посчитав, что я специально сгущаю краски, чтобы заинтриговать читателя и привлечь его к прочтению книги. Но это не так. Я лишь акцентирую внимание на том, без чего невозможно постижение реальности, находящейся за пределами познавательных возможностей сотворенного земного существа.
Уровень познания духовных вещей напрямую зависит от чистоты сердца и ума, которые очищаются только при следовании по пути веры. Благодать Божья очищает истинно верующего человека от греховной грязи, наделяя его тем самым способностью проникать в сокровенные тайны бытия, поэтому религиозно-нравственная жизнь просто необходима.
Конечно, и человеку, далекому от веры, никто не сможет запретить знакомиться с тем, что ему нравится. Но атеист никогда не поймет и не увидит своим ограниченным рассудком того, что открывается Святым Духом только человеку Веры по мере его духовного созревания.
Вот после такого краткого вступления я хочу приступить к изложению своих размышлений в коротких эссе-зарисовках, которые, как мне кажется, могут не только вас заинтересовать, но и подтолкнуть к изучению вопросов, возможно, выпадавших ранее из поля вашего зрения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Задушить Дездемону» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других