В новой книге автора представлены эссе в жанре философско-религиозной публицистики, где он размышляет о превратностях земного бытия сотворенного существа и тернистом пути познания Истины. В современном обществе потребления человек стремится к основанному на материальном благополучии максимальному комфорту, который позволял бы наслаждаться жизнью, ни в чем себе не отказывая. Но дело в том, что желание человека во что бы то ни стало обустроить крошечный миг бренного существования не вписывается в Божий Промысл Творца, который оперирует категориями космического масштаба и взирает на сотворенный мир с позиции вечности. С чем чаще всего связывают свои надежды люди, обращаясь к Богу? С тем, что Бог избавит их от проблем и поможет занять теплое место под солнцем. Но Его мало интересует земная жизнь человека, представляющая собой в сравнении с вечностью лишь мимолетное мгновение. Для своего творения Он предуготовил блаженные обители в мире Вечного Света, путь в которые лежит только через страдания и скорби. Эти испытания, заложенные в Промысле, призваны очистить душу от всякой скверны, что является обязательным условием для наследования Небесного Царства. Чем больше трудностей и лишений преодолевает здесь человек, с благодарностью несущий свой жизненный крест, тем больше благ он приобретает там, в нетленном мире. Основное внимание в книге уделяется размышлениям о тайне Божественного Сценария, который непостижимым образом сочетает в себе Божие предведение и свободную волю творения. Книга рассчитана на людей, которые осознают свое несовершенство и пытаются искать ответы на вечные вопросы бытия не во внешних знаниях мирских мудрецов и витиеватых рассуждениях самодовольного ума, а прежде всего в святоотеческих писаниях и трудах выдающихся философов и мыслителей, следуя по пути духовного возрастания. В формате А4 PDF сохранён издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Задушить Дездемону» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
До начала веков, или Точка отсчета
Ничего не случается с человеком без соизволения и попущения Божия.
Чтобы лучше уяснить тему, которая будет рассматриваться в этом и некоторых других эссе, я хочу очень кратко познакомить вас с отдельными положениями христианских истин. В самом общем виде.
Это необходимо для того, чтобы в основание всех наших рассуждений заложить прочный фундамент, на котором с помощью святых отцов можно будет искать ответы на интересующие нас вопросы. Как уже выше отмечалось, основным содержанием размышлений в книге является вопрос о Сценарии сотворения мира, которому в духовной литературе уделяется очень большое внимание.
В православном богословии утверждается, что перед сотворением человека был «Предвечный Совет».
На этом таинственном совещании Божественных Лиц (Пресвятой Троицы) было принято решение о творении человека, его дальнейшей судьбе и о том, каким будет ответ Бога на уклонение твари от Его воли.
Бог предвидел, что сотворенное свободным существо согрешит, поэтому будет нуждаться в Искуплении (освобождении от греха).
Суть Божьего Совета состоит в том, что Второе Лицо Пресвятой Троицы добровольно согласилось принести Себя в искупительную жертву ради спасения человека и всего мира.
Пытаться понять, почему Всемогущий Разум, имеющий безграничную власть и силу, избрал именно такой путь для реализации Своего Замысла, — пустая затея. Это великая тайна. И не для нашего ума.
Бог знал, что человек падет, и принял решение о спасении его еще до сотворения мира.
Вот от этого мы и будем плясать.
А теперь давайте спустимся с высоты христианского вероучения на грешную землю и поговорим о том, что нас, обычных людей, волнует, какие возникают вопросы, когда мы слышим о том, что мир был создан Богом и управляется Божественным Промыслом.
Какие вопросы, которые одновременно являются своего рода и обвинением Создателя, звучат чаще всего?
Почему Бог позволяет людям творить зло в таких огромных масштабах? Почему Он не останавливает злодеев и не посылает на них кары небесные? Почему всякого рода прохиндеи живут на широкую ногу, а добрые люди страдают? Зачем Бог сотворил человека, зная, что он падет и в сотворенный мир ворвется зло, страдания и скорби?
Одной из причин нашего непонимания всего того, что связано с сотворением мира, являются наши слабые знания.
Мы практически не изучаем духовную и религиозно-философскую литературу, где основательно изложено все, что нас интересует.
Но для начала нужно осознать одну простую вещь:
Всемогущий Разум, к которому у нас накопилась куча претензий, видит всю историю рода человеческого и каждого из нас от начала до конца, поэтому Он никогда не ошибается.
В одной из восточных философий говорится о том, что Бог вообразил вселенную в своем Уме. Поэтому, собственно говоря, вся эта бесконечная вселенная является частью Его ума. Это, конечно, образное сравнение, но оно позволяет прочувствовать мощь и безграничную силу сотворившего нас Разума, в сравнении с которым человек — всего лишь мельчайшая песчинка, которая пыжится понять непостижимое.
С этим можно соглашаться или не соглашаться, но это так и есть. Для этого нужно читать жития святых. Там можно найти ответы на многие вопросы и развеять свои сомнения. Святые своей жизнью убедительно доказали истинность учения Христа и всего Священного Писания.
Из посланий апостола Павла мы знаем, что он Богом «восхищен был до третьего неба».
Святые отцы говорят, что «третье небо» — это рай, невидимый или, как говорят философы, трансцендентный мир, куда мы все отправимся после окончания земной командировки.
Слов описать этот мир у апостола не нашлось, а может, ему было запрещено об этом говорить. Да и потом, все равно никто бы его не понял. Но важно другое.
Бог открыл Павлу, что Он все знал о нем еще до его рождения. Знал, каким будет его земной путь, и показал ему, куда он попадет и какой удостоится славы за мученическую смерть, которую он претерпит за проповеди учения Христа среди язычников и иудеев. Об этом Павел сообщает в своих посланиях, которые до сих пор заставляют нас задумываться о величии и непостижимости Божественного Сценария.
Прочитайте Послание апостола Павла к Римлянам и Второе Послание к Коринфянам, где он пишет о Божьем предведении и вознесении «до третьего Неба», и вам многое станет понятно, или запутаетесь окончательно, если не имеете благодатной веры.
Ясно лишь одно: апостол ничего не выдумывал из своей головы, а передал только то, что ему было открыто Богом во время его пребывания в мире Вечного Света.
Открыто настолько убедительно, что Павел не просто перестал бояться смерти, а с нетерпением ее ожидал. Об этом апостол пишет в Послании к Филиппийцам:
«Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение».
Почему?
Потому что ему показали истинную жизнь, которая возможна только в Иисусе Христе. И эта жизнь столь сладостна, столь блаженна, что он называет смерть приобретением, потому что она соединяет его с Христом.
Никто не знает, о чем думал Павел перед казнью, но для меня не было бы удивительным, если он в этот момент мысленно благодарил и молился за своего палача, который отсечением ему головы избавлял его от несвойственной ему жизни в бренном теле, препровождая в блаженные обители Духа.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что эта казнь была одним из самых счастливых моментов его земной жизни, не считая, конечно, встречи с Иисусом Христом на пути в Дамаск.
И сразу же вспоминаются слова Христа о том, что бояться нужно только тех, кто убивает душу, а не тело.
Тех, кто развращает наши души, мы носим на руках, делая своими кумирами. При этом мы испытываем животный страх перед неизбежным уходом, потому что служим плотским страстям, бренному телу, считая его своим господином. Но этот господин, как всем известно, в любой момент может испариться, оставив нас ни с чем.
Ну и конечно, вопрос вопросов, неизбежно возникающий, когда речь заходит о Божественном Сценарии, почему Бог, зная все наперед, дает жизнь тем, кто не уверует в Него, не заслужит спасения и поэтому прямиком после перехода отправится в место вечных мучений?
Если Бог есть Любовь, то зачем Он дает жизнь тем, кто однозначно попадет в ад?
У святых есть чудное согласие по всем положениям христианского вероучения, кроме… вопроса о спасении. Кто-то считает, что спасутся все, независимо от веры, а кто-то — что только раскаявшиеся грешники из числа христиан.
Очевидно, что Бог не открыл до конца тайну спасения.
Да, в Писании говорится и о геенне огненной, и о вечных мучениях, но святые толкуют эти положения по-разному. Значит, Бог пожелал, чтобы в этом вопросе была неопределенность. Значит, нам полезно не знать все о своей окончательной участи. Это первое, что бы я хотел отметить.
Бог не просто творит человека, Он создает его свободным. Человек от рождения имеет свободною волю и вправе сам делать свой выбор. Создатель все нам рассказал, оставил подробную Инструкцию, выполнение которой гарантирует нам место в раю. Объяснил, что будет, если мы проигнорируем его наставления.
Какие могут быть вопросы?
Зачем Он дал жизнь тому, кто выберет не свет, а тьму? Лучше всего, конечно, спросить об этом самого Бога. Но если тварь сделала такой выбор, то что может сделать Любовь? Нарушить ее волю и силком загнать в рай? Но какая же это любовь?
Не надо забывать, что до появления человека был сотворен ангельский мир, часть которого отпала от Бога и сейчас в роли падших духов активно участвует в нашем спасении.
Каким образом?
Внушая злые мысли, желания и склоняя к греху, они толкают нас к работе над собой через веру, через молитву, через покаяние и смирение.
Удивительно, но ведь падшие ангелы знают, что есть Бог, который не закрывает окончательно перед ними двери.
Бог — это Всесовершенная Любовь, поэтому если падшие духи покаются и смирятся, то Бог вернет их обратно в лоно своего Царства. Но они, в силу своей непомерной гордыни, не хотят этого делать. И Бог уважает их право на этот выбор. Но опять же, бесы не остались без дела, а активно участвуют в реализации Божьего Замысла о человеке, проявляя при этом… свою злую волю.
Получается, что Бог обратил их злую волю во благо людей, а значит, хотят падшие духи этого или не хотят, все они участвуют в реализации Божьего Промысла.
Представляете, насколько грандиозен и непостижим Сценарий Бога? Очевидно, что и те, кто не пошел за Богом, тоже, как и бесы, каким-то образом участвуют в Его Замысле и играют свою, отведенную им роль.
Святитель Лука (Крымский) говорит о том, что большинство людей в конце концов покаются и смирятся, а упорствовать во зле будут лишь немногие, которые вслед за падшими ангелами не захотят жить с Богом.
Означает ли это, что эти упертые грешники вместе с падшими духами будут вечно пребывать в аду за свое нежелание покаяться и смирить свою гордость, или их ждет иная участь?
Этого не знает никто, кроме Создателя, который «забыл» посоветоваться с нами, когда творил вселенную и человека. Но у Него есть уважительная причина. Человечество тогда еще не существовало, поэтому советоваться Ему, к сожалению, было не с кем. Конечно, вы уловили мою иронию.
В земной нашей жизни мы многого никогда не постигнем своим умом.
Несостоятельность попыток человека проникнуть в тайны Всемогущего Разума очень глубоко показал святитель Иоанн Тобольский (Максимович) (1675–1715), к которому мы сейчас и обратимся.
«Итак, перестанем и мы расширять крылья любопытствующего нашего суждения о предметах, нам неведомых. Волны безграничного океана Высочайшего Ума, непрестанно вращающиеся и возвращающиеся, восходящие и нисходящие, превосходят быстроумие всякой мудрости, не только человеческой, но и ангельской.
И как же могли бы мы постигнуть конечные причины глубочайших Божественных судеб? Кто может постигнуть Божье предопределение: зачем этот родился в язычестве, другой — в христианстве? Почему евангельская проповедь во многих странах огласилась довольно поздно — и многие тысячи людей погибли, лишаясь возможности спастись принятием Христова учения, тогда как в других странах оно огласилось быстро? Почему одно государство наполнено еретиками, другое свободно от всех пороков неправоверия и в нем сильно укоренилось благочестие? Почему наказание Божье за грехи одних минует до времени, а других постигает? Почему иногда невинные в преступлении предаются суду, обвиняются и погибают, а грехи некоторых людей отзываются на их детях и дальнейших потомках? Почему Крестовые походы, в которых участвовали многие государи, принцы и князья, прилагая все свое старание для освобождения Палестины и Гроба Господня из рук неверных, остались тщетными, не достигли желанной цели?
почему Бог предоставил возможность покаяния Адаму, а не Люциферу? Почему Иисус Христос умилосердился о падшем апостоле Петре и посмотрел на него, а не на Иуду?
Почему один умирает во младенчестве, другой доживает до глубокой старости? Почему один, мало погрешив в чем-либо, погибает без покаяния, другой же, долгое время пребывая погрязшим в тяжких беззакониях, наконец, исправляется и получает кончину, достойную христианина? Почему один утопает в богатстве и роскоши, другой не имеет ни куска хлеба, ни копейки денег?
Беспокойный и чрезмерно любопытный ум! Зачем тебе исследовать это? Касаясь огня Божественных судеб, ты растаешь; восходя на неприступную гору Божественного Провидения и Промысла, ты упадешь и будешь кружиться подобно тому, как ночные бабочки и комары кружатся ночью около свечи, пока не сгорят. Так и ум человеческий стремится дерзновенно проникнуть в тайны непостижимого пламени Божественного.
Нам, смертным людям, нельзя прямо смотреть на дела Пресветлого Солнца, имея очи летучей мыши. Сокровенные тайны Божьи для нас — непостижимы в настоящей жизни…
Достаточно для нас веровать, что причина всех причин есть воля Божья и кто ищет большей силы и власти, тот не знает существа Божьего…
…прежде Бога и Его святейшей воли ничего не существовало, не предшествовало Богу, а потому причина всех причин — один только Предвечный, Крепчайший и Бессмертный Бог, во Святой Троице прославляемый.
Чего же ты еще доискиваешься? Бог попустил, Бог восхотел, Бог сотворил все» (Илиотропион, или сообразование человеческой воли с волей Божественной, 3-е издание, 2014).
Читая эти строчки особо почитаемого сибирского святого, мы видим, что еще задолго да нашего появления на земле все вопросы, интересующие нас, были уже поставлены, осмыслены, и сделаны соответствующие выводы, которые содержатся во многих святоотеческих творениях. С одним из этих выводов мы сейчас познакомились.
Кстати, книга «Илиотропион» вышла в свет в 1714 году и с тех пор претерпела несчетное количество переизданий.
А есть еще книга Иова многострадального, автором которой является сам ветхозаветный праведник. Протоиерей Андрей Ткачёв говорит, что это самая страшная книга Ветхого Завета. И действительно, с этим трудно не согласиться.
То, что претерпел с попущения Божия праведник Иов, трудно себе представить. Будучи бесконечно преданным Богу, соблюдая все заповеди, Иов лишился всего: богатства, детей и друзей. Вдобавок ко всему Бог попустил праведнику страшную болезнь — проказу, которая не позволяла ему жить среди людей. Но он, несмотря на все попускаемые свыше скорби и страдания, оставался до конца верным Богу, за что и был в конечном счете вознагражден еще в земной жизни.
Но самое главное, через попущенные Богом жестокие испытания Иов пришел к более глубокому пониманию Его величия и мудрости, что абсолютно не вписывается в наши представления о добре и зле.
Эта книга была написана около 2000 лет до н. э. Уже тогда поднимались вопросы, которые волнуют нас и сегодня.
Выше мы уже разобрались, почему нет смысла лезть в сферы бытия, которые нам недоступны.
Это ничего не дает ни уму, ни сердцу, а приводит лишь к словоблудию ослепленного самомнением тщеславного ума. Искать ответы на вечные вопросы нужно в Священном Писании
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Задушить Дездемону» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других