В этой книге предложена революционная концепция — преобразование университетов в фабрики знаний и применение проверенных инструментов для управления такой фабрикой.Данная монография включает в себя отрывки из книга автора по стратегии высшего образования, в некоторой степени можно ее рассматривать как дополнение этой стратегии. Книга входит в серию государственное управление и является шестой книгой этой серии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Фабрика знаний вместо университета. Школа миллиардеров: кардинальные инновации высшего образования» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. Стратегия фабрики знаний
Любозн. гендир. — А что потом? Студент заканчивает вуз и уходит с этой фабрики. Мои виртуальные работники продолжают усердно трудиться.
Автор — Я уже отметил — контракт на 5 лет.
Но раз это фабрика, все должно быть по взрослому. И первым делом нужно разработать стратегию фабрики.
Пирамида стратегий
А уже следом — стратегии бизнес-направлений — институтов и факультетов, но и еще стратегии функциональных областей.
Мы используем классический подход к разработке стратегии для любой фабрики или бизнес-направления — производящих товары, услуги или знания —
Ошибки государственного стратегического управления
Применительно к сфере образования
Отмечу, пока ничего нового не предлагается кроме переименования — университета в фабрики знаний. Поскольку и на уровне страны разрабатываются программы развития образования, и на уровне университетов и факультетов также разрабатываются стратегии развития.
Разница в нюансах.
Нюансы
Для страны пирамида стратегий начинается с разработки стратегии государственного образования, из которой вытекают стратегии фабрик знания. Представим, что на уровне государства при разработке стратегии образования допущены ошибки. Было бы правильнее пирамиду стратегий перевернуть, чтобы в основании была государственная программа системы высшего образования.
И если в ней будут допущены ошибки, а фабрики знаний будут эти ошибки множить, то вся пирамида рухнет.
Стратегию высшего образования для РФ я не нашел, но вот что обнаружил в паспорте по экспорту российского образования:
например, по части возможностей:
вместо подготовки большого списка возможностей (у нас при консультировании даже небольшой фирмы это порядка 40—60 пунктов, из которых мы выбираем 10—15 наиболее важных) — в анализируемом паспорте представлено всего 2 пункта (в разделе 5. Ключевые риски и возможности):
Цитата:
1. Привлекательность российского образования для иностранных граждан
Наличие в российских образовательных организациях высшего образования долгосрочных стратегий по привлечению иностранных студентов
Причем второй пункт — это методическая ошибка — не рыночная возможность, а сильная сторона отрасли.
А вот научная публикация на тему российского образования —
В ней представлен SWOT-анализ, где в разделе Возможности вместо рыночных возможностей перечислены стратегические решения, например —
1. Повышение качества высшего образования /
2. Повышение социального статуса педагогических работников, принятие дополнительных мер поддержки
и.т.д.
И это еще полбеды. Просто напрасно потраченное время — стратегические решения можно вывести сразу, минуя кропотливую работу по формированию сил, слабостей, опасностей и рыночных возможностей.
Страшнее другое — если, например, при разработке стратегии высшего образования или отдельной фабрики знания будет использован сценарный подход. А это крайне вероятно, так как при анализе достаточно большого числа отраслей и регионов я видел почти 100% применение этого неработающего в реальных условиях непредсказуемых изменений внешней среды подхода.
Тренировка в предпринимательстве
Судя по содержанию целей программы развития МГУ до 2030 года, многие вузы также будут обязательно включать в свой перечень развитие инновационных подходов и предпринимательства в целом.
И вот здесь процесс разработки стратегии той или иной фабрики знаний или всей системы высшего образования страны в целом будет отличным тренажером для развития предпринимательских способностей.
Но для этого нужно, как минимум, правильно подготовить и провести SWOT — анализ (см., например, серию моих книг «Стратегические секреты консультанта).
Любозн. гендир. — А стоит привлекать к разработке стратегии студентов?
Автор — Студентов не стоит. А вот работников фабрики знаний — кого принято называть студентами — обязательно. Более того, до того как привлекать их к разработке стратегии родного университета, входящих в него институтов и факультетов, я бы рекомендовал потренироваться на самом себе — занявшись разработкой своей личной карьеры.
А с этой целью я рекомендую ввести важный обязательный курс для работников фабрики — стратегия карьеры или продюсирование своей жизни. Такой курс не трудно подготовить, опираясь на уже изданные по этим темам серии книг. Либо освоить такой курс по этим книгам самостоятельно.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Фабрика знаний вместо университета. Школа миллиардеров: кардинальные инновации высшего образования» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других