Описание современной образовательной системы нашей страны профессиональным педагогом, поданное в легком стиле разговора на кухне. Не смотря на столь простую подачу, автор касается большинства процессов и явлений, происходящих в нашем образовании, разбирая их суть и движущие силы. Такой подход к повествованию должен позволить вам лучше понять ту школу, в которой предстоит учиться вашему ребенку, или где, быть может, вам придется работать.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Приплыли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Система образования
Этот раздел будет самым профанским в данной работе, т.к. здесь не будет представлено ни нормативных актов, ни статистики, а будут только собственный опыт и мнение, о структуре современного образования в России. Здесь же, необходимо отметить, что весь мой опыт и транслируемый мною опыт коллег — это опыт работника средней школы города миллионника. Система образования в этой ее части, являет, как раз, на мой субъективный взгляд, нечто среднее, между школой столичной, где капиталистические отношения в школе, расцвели в полный рост, и школой провинциальной, школой маленького городка или сельской местности, где “пережитки” советской системы гораздо более наглядны.
Для лучшего понимания сложившейся ситуации следует сразу проговорить, что, несмотря на то, что в Америке сформирована единая образовательная система страны, она совершенно не единообразна. В разных штатах и даже в разных школах, могут существовать разные структуры образовательного процесса. Так, в одной школе начальная ступень будет занимать четыре класса, в другой пять, а в следующей шесть. Следовательно, будет отличаться продолжительность обучения в средней и старшей школах, а где-то средняя и старшая школы объединены. Продолжительность всего школьного курса в США составляет 12 лет. После возвращения в 2001 году 4-го класса, отечественная школа имеет четкую и общую для всей страны структура: 1-4 классы — начальная школа, 5-9 классы — основное общее образование, 10-11 классы — среднее общее образование.
В отличие от отечественной школы, каждая образовательная ступень, традиционно находится в отдельном здании. В нашей стране подобная практика не сложилась, однако тенденция создания образовательных комплексов, когда в единой структуре (юридическом лице) собраны несколько школ и детских садов, в перспективе, создает возможность перехода к подобному формату. Нахождение в отдельном здании позволяет, прежде всего, насытить учреждение специализированным оборудованием и помещениями для максимальной занятости учащихся. Также это позволяет максимально эффективно распределить ресурсы, например строя качественное спортивное поле не в каждом дворе, а одно на весь образовательный округ.
Следующим критерием для сравнение будет требование, к обязательности получения образования. В США оно варьируется от штата к штату, а также, зависит от сложившейся правоприменительной практики. Однако, следует отметить, что детей, бросивших учебу, по тем или иным причинам, в США немало, для них создают специальные программы, позволяющие получить сертификат, о некотором уровне школьных знаний или сдать итоговые экзамены, не обучаясь в школе. В России обязательно следует отучиться девять лет и получить основное общее образование. Ребенок, не получивший обязательного минимума образования в нашей стране, это исключение, против которого направлены усилия различных органов и служб, помимо системы образования.
Помимо бросивших учебу в США не мало и тех кого отчислили из школы за различные проступки. В России отчислить ребенка из школы, практически, нереально. Юридический принцип позволяющий отчислить учащегося достигшего пятнадцатилетнего возраста, прописан в законе “Об образовании”, но на практике он, практически, нереализуем. В Конституции РФ прописано, что основное общее образование (9 классов) обязательно. Механизмов превратить отсутствие этого образования у ребенка в уголовную ответственность родителей нет, так что учеба ученика до 9 класса, это сугубо государственная проблема. Отсюда очевидно, что отчисляя из одной школы система образования, вне зависимости от уровня, обязана определить его в другую. Учительское сообщество полнится историй о том, что кого-то и где-то отчислили, но лично мне свидетелем подобного, так что бы разобраться в тонкостях и особенностях ситуации, процедуры, не приходилось. Отчисление, как норма, существует в различных кадетских корпусах и так называемых мариинских гимназиях. Было бы интересно узнать, как с отчислениями обстоят дела в корпоративных классах организованных в сотрудничестве с нефте-газовой отраслью, МЧС, Налоговой службой и т.д. Эти классы сформированы по некоторым жестким критериям и несоответствие им должно, по логике и договору, вести к отчислению.
В американских школах, в зависимости от нормативов штата, округа и самой школы может существовать наказание для учащихся. Среди подобных наказаний встречается уже упомянутое отчисление, отстранение от учебы на определенный период, телесные наказания(!), работа на благо школы и общества. Стоит ли говорить, что ничего подобного в отечественных школах не существует. В каком-то вопиющем случае отечественного ученика м.б. отчислят, но скорее переведут в другую школу. Не пустить ученика в школу или бить его специальной палкой-лопаткой по ягодицам, не приснится нашему педагогу даже в кошмаре. Заставить ребенка трудиться на благо школы без разрешения родителя нельзя! Это к слову, если кто-то вдруг не знал, что летняя школьная практика осуществляется только с разрешения родителей. По сути, никаких наказаний, для учащихся, у нас попросту нет!
Отсутствие реальных наказаний в отечественной школьной системе, на мой взгляд, наглядно демонстрирует существенное отличие этих самых систем. Отношения между учащимся, его родителями и школой, это простейший гражданский договор. Обязательной частью такого договора являются обязанности сторон. В нашей стране обязанности государства, школы у давно сформированы и зафиксированы. Обязанности учащихся и родителей, также, в некоторой степени, получили свое оформление, но все еще не имеют правоприменительной практики, т.е. спросить с родителя, за его чадо, фактически, не реально. Однако, у договора могут быть и дополнительные условия, подразумевающие ответственность сторон. Американцы в этом “бизнесе” значительно дольше, поэтому у них существую более развитые и структурированные договорные отношения, в т.ч. включающие колорит XIX века. В 19 штатах все еще разрешены телесные наказания, это не значит, что родители не потащат вас по этому поводу в суд, это значит, что такое в принципе возможно.
Далее, следует отметить, что единого стандарта к образовательной программе в США не существует, требования к учебному плану школы формирует администрация штата. Каждая школа формирует свой набор программ, за исключением небольшого количества обязательных. В начальной школе обязательных предметов два, в средней — пять, в старшей — шесть. Каждый предмет может состоять из нескольких блоков, различного уровня, которые изучаются только определенное количество времени. Складывается интересная ситуация, когда ученик считается изучившим предмет, по факту, не изучив какой-либо из крупных его разделов. Утрируя, если попытаться перенести на наше образование, то я считаюсь освоившим курс физики, не изучая оптику или термодинамику, а освоив только механику и электричество. Это значительное отличие от отечественной школы, где преемственность, целостность и непрерывность образования являются основополагающими принципами.
Еще большее количество дополнительных занятий и курсов по выбору предлагается ученику. Не ходить ни на какие, учащийся не имеет возможности, поэтому он вынужден выбрать набор предметов, наиболее ему подходящих. Направление “необязательных” занятий может быть совершенно любым. Для того чтобы по подобной программе началось обучение, учителю необходимо обосновать свою программу и добиться того, чтобы на нее записалось достаточное количество человек. Спектр направлений и уровень занятий огромен, от скейтборда до флейты, от программирования до кулинарии, от знакомства с видом деятельности до профессионального его изучения. Есть возможность изучать основные предметы углубленно и почти научно. Когда Айрат Димиев говорит о том, что двенадцатый год обучения соответствует первому курсу нашего ВУЗа, это верно, лишь отчасти. Верно, для его элитной, пусть и государственной, школы, верно для учащихся, выбравших углубленное изучение. Остальные же учащиеся, за все годы школы, должны изучить определенную базу и некоторое количество предметов на выбор. Подобная система образования, создает практически бесконечную вариативность путей развития ребенка, главное приложить усилия в нужном направлении. Вот здесь, мне и видится значительная проблема, желания или возможности прикладывать усилия в определённом направление, у большинства учащихся нет, в силу самых разных причин. Выбрать самостоятельно весь набор необходимых образовательных блоков, для формирования полноценного образования, как по мне, это тоже самое, что заниматься самолечением. Все может закончиться вполне удачно. В свою очередь, такой свободный подход совершенно не отменяет административных требований, ведь муниципалитет на что-то же потратил деньги налогоплательщиков. Проще всего отчитаться тем, что было проведено столько-то занятий, по стольким-то предметам. То, что в результате ученик не получает полноценных знаний еще требуется доказать. Если представить образно, то американское образование это куча кирпичей, из которых каждый может построить себе дом, хватит ли тебе на это знаний и умений никого не волнует, возможность дана каждому!
В отечественной системе образования подобные курсы по выбору также называются элективные курсы. В США обязательные к выбору элементы существуют традиционно, в нашей же школе лишь с 2002 года. Разница, между этими курсами, там и здесь, на мой взгляд, пока, только в том, что наши педагоги относятся к ним “несерьезно”. Т.е. никому, пока, в голову не приходит как-то сравнивать или соотносить предмет и курс по выбору. Курсы по выбору, в восприятии большинства, не отличают от дополнительного образования. Дополнительным образованием ты занимаешься только по желанию, на электив же ходить обязан! Есть школы, где, на обязательность посещения электива школьником, смотрят сквозь пальцы, превращая его, де факто, в дополнительное образование по выбору. Казалось бы, какое это имеет значение, ведь возможность выбора — это всегда хорошо? Оказывается, самое прямое, как только катание на скейтборде (пример из книги “Классная Америка”) встанет в один ряд с математикой, отношение к математике станет столь же несерьезным. Сейчас, когда встает вопрос, что важнее школьный предмет (математика, русский, история и т.п.) или курс по выбору, вопроса не возникает ни у ученика, ни у родителя, ни у учителя. Но это пока!
Российская образовательная программа подразумевает обязательное включение в нее так называемого регионального компонента. Т.е. каждому Субъекту Федерации предлагается выработать некий формат обучения, где в рамках изучения базовых предметов или элективных курсов будут преподаваться язык, история, культура или географические и природные особенности того или иного региона. Изучать обязательно, а что и как изучать решают на местах, где-то это будет несколько часов в неделю выделенные на изучение национального языка. а где-то урок по биологии или географии представляющий особенности территории. Есть субъекты которые предложили каждому району края или области разработать свой компонент.
Продолжая вести параллель с книгой об американской школе, пора нам поговорить об индивидуальных учебных планах. Не смотря, на вполне конкретные шаги, по направлению к созданию индивидуального учебного плана каждого конкретного ученика, нашему образованию до американского все еще далеко. Системы образования не идентичны и такие предметы, как трамбон или катание на скейте, могут быть только дополнительным образованием (т.е. совершенно не обязательные). Для чего у нас существует немало отдельных учреждений, типа музыкальных, художественных и т.п. школ, молодежных центров, домов культуры и пионеров. Это могут назвать индивидуальной образовательной траекторией, обязать классного руководителя ее отслеживать. Однако, дополнительное образование не идет в аттестат и никак на него не влияет. Хотя музыкальные и прочие специализированные школы, дополнительного образования, могут выдавать определенные документы, об успешном окончании курса. В нашей системе не может случится, что у двух выпускников одного года в аттестате будет разный перечень изученных предметов.
Движение идет, и возможность выбора дополнительных или необязательных занятий, в нашей стране, приближает нас к искомому"американскому” формату. В некоторых регионах была протестирована, а теперь вводится повсеместно, система целевых средств на дополнительное образование. Т.е., на каждого ребенка выделяется определенная сумма, которую родители имеют возможность, по своему выбору, потратить на курсы, секции, клубы и т.д., где их ребенок сможет получать услугу на эту самую сумму. Что интересно, предлагать свои образовательные услуги, могут не только “казенные”, скажем так, учреждения, но и частные, прошедшие определенную аккредитацию. Естественно, родителям никак денег не выдают, но такой персонифицированный подход, как в медицине, должен, крайне позитивно, сказаться на возможности получения дополнительного образования. Конкуренция предложений услуг допобразования, должна позитивно сказаться на их актуальности, удобстве форматов, доступности, в общем, на качестве дополнительного образования.
Российская и американская системы образования имеют различия, но цель, так или иначе, у них одна: ребенок с утра до вечера должен быть под присмотром, чтобы родитель мог спокойно работать. Просто, в США школа сразу формировалась под этот социальный заказ, поэтому все это, может быть, реализовано под одной крышей. Отечественная система, пока, еще менее удобна, родителю приходится везти ребенка в другое учреждение, м.б. даже в другой район города, что отвлекает родителя, от оптимального трудового функционирования.
Здесь же, в разделе про систему и как она работает, надо рассказать и о системе управления школ. Возглавляет все и вся Министерство просвещения РФ (образования и науки, когда это начинало писаться), с ним взаимодействовать работнику школы, как правило, не приходится совсем. Общаются с ним только областные/краевые/республиканские министерства и то из-за огромных размеров России-матушки, зачастую, происходит это дистанционно, а проверки камерально. С этим самым, местным министерством, школе порой приходится взаимодействовать, в рамках каких-то проектов, про молодых учителей, профсоюзы и т.п. Чем-то важным они, наверняка, там занимаются, но в нашем субъекте федерации, при наличии города миллионника, складывалось ощущение, что краевое министерство дублирует городское управление образования. Городское управление образование — это уже реальный субъект взаимодействия для школы, очень многие документы согласовываются, подписываются, именно, на уровне города и, хотя, городское управление не везде является непосредственным начальником, взаимодействовать школе с ними приходится постоянно. В сельской местности наименование управления образования поменяется с городского на районное. Т.к. это уже муниципальный уровень власти, а на местах можно многое, то юридическое наименование в некоторых регионах может отличаться, но лично мне, зачастую, встречались именно управления образования.
Территориальное управление образования, по одному из районов, вот реальные властители школ, но не везде остались. Финансируясь из районных бюджетов и имея, по сути, двойное подчинение: администрации городского района и управлению образования города, территориальный отдел, действует исключительно в интересах администрации района. Такое положение вещей, приводит к тому, что решения города очень часто не проходят этот управленческий “ниппель” и, с завидной регулярностью, возникают идеи передать весь их функционал в город. Безусловно, территориальный отдел выполняет какой-то свой функционал, как то: приемка школ, организация мероприятий, реализация проектов и т.п., но, по всей видимости, у них еще остается достаточно свободный ресурс, чтобы чутко реагировать на любое обращение граждан. Реагирование это, зачастую, выражается в направлении гневных писем с требованием немедленно отчитаться или, даже, снятия директора, которого давно надо снять. Справедливости ради надо отметить, что на момент выхода книги в моем городе система образования была реформирована и территориальные отделы были ликвидированы, а специалисты переведены на ступеньку выше в городское управление. Однако, требование управления образования отчитаться фотографиями, что на здании школ нет номеров телефонов, помнится до сих пор.
И вот мы на уровне школы, директор в ней, конечно, самый главный, но зарплату получает в территориальном отделе, чутко следящим за его доходностью. Интересно будет здесь отметить, что пункты, за которые директор получает стимулирующие выплаты, а осуществляются они по тому же принципу, что и учителям, с таким же оценочным листом, но пишут его обычно реже, раз в четверть, квартал или полугодие, слабо пересекаются с пунктами в учительском коллективном договоре. Коллеги, у вас еще остались вопросы почему «директор не дает вам нормально работать», а постоянно спускает какую-то, на ваш взгляд, откровенную ерунду, типа конкурсов, проектов, мероприятий?
Найти квалифицированного директора не самое простое занятие, ибо педагогов с управленческим опытом ничтожно мало, управленец со стороны не всегда может разобраться в специфике, корпоративной этике, тенденциях и традициях. С другой стороны, директор — это расходный материал, моментально слетающий с должности. Правда, приходилось видеть нескольких директоров, которых подвинуть было невозможно, т.к. они входили в депутатский корпус, были родственниками и т.п.
Регулярно в школу заходят проверки, как очные, так и камеральные. В год, самых разных, проверок может быть до тридцати — сорока, среди них может оказаться несколько проверок со стороны роспотребнадзора по заявлению родителей на “невкусную еду” (это не утрирование, так в заявлении было написано). Тут хочется добавить или “Занавес”, или, перефразируя популярный в глобальной сети мем, из фильма про зомби, “невкусную еду Карл!”. Одни проверки заканчиваются штрафами, т.к. проверяющий не может его не выписать, тогда он, вероятно, не сможет доказать, что работал или не получит премии. Иллюстрацией такого положения вещей может стать решение президента, о том, что если в бюджете бюджетной организации нет денег на уплату штрафа, то можно и не платить, после которого штрафы со стороны пожарных резко сократились. Проверки без финансовой заинтересованности заканчиваются предписаниями по устранению, это, безусловно, хорошо, т.к. приводит работу учреждения в порядок и соответствие. Однако средства на устранение недочетов, зачастую, появляются каким-то магическим способом, магическим до придирчивой проверки прокуратуры. Однако, большинство проверок, на мой взгляд, заканчивается отписками, ничего не меняющими в деятельности школы.
Как итог можно смело утверждать о том, что в нашей стране формируется система образования, всецело копирующая или пытающаяся копировать заокеанский образец. Как наследники советской школы, мы видим очевидные пробелы и минусы в американской образовательной системе. Полагаю, видят их и многие профессиональные педагоги в США. Однако, данная система всецело соответствует тому обществу, его структуре, ценностям, идеям и идеалам, в которой она существует. Равенство возможностей, где твои успехи зависят только от твоих усилий, вот “Американская мечта” и девиз, в соответствии с которым работает американская образовательная система. Что бы что-то изменить в этой системе, надо это менять в самом обществе. Наше общество, несмотря на глобализацию и декларируемые принципы, далеко еще не американское, но капиталистическая основа (базис) одинакова, поэтому, вполне логично, предположить, что, со временем, наша образовательная система, изживёт советские “пережитки” и станет соответствовать существующему буржуазному обществу.
В качестве постскриптума опишу еще одну черту, характеризующую всю систему отечественного образования, которая, по сути, и создала возможность написания этой книги. Отечественная система образования крайне закрытая и непроницаемая среда, здесь не выносят сор из избы. Именно поэтому Ваше представление, да и представление коллег, проработавших либо недолго, либо только в одной школе, будет сильно отличаться от того, что реально существует «в среднем по больнице». Вам никогда не расскажут, как учительница убегала от восьмиклассника (которому реально было лет 17-18) в окно, спасаясь от изнасилования. Не расскажут о том, что ребенок мастурбировал или обкакался прямо на уроке и многое, многое другое. Не расскажут, что молодая учительница написала на лбу ребенка фломастером «дебил» или заклеила скотчем рот. С одной стороны это хорошо, сплоченная корпоративная этика, многие из этих эксцессов, действительно, не стоит выносить на общее обсуждение, т.к. может ухудшить положение учащегося или родителя, породить травлю, а в крайних случаях и просто сломать жизнь. С другой стороны нельзя умалчивать события связанные с некомпетентностью или недостойным поведением педагога. Случаи, когда работник школы не выполняет свои должностные обязанности или наоборот, когда учителя или директора «по-тихому сливают», дабы не вызвать общественного резонанса и не продемонстрировать некомпетентность администрации. Можно долго обсуждать хорошо это или плохо, однако это явление есть и причина, полагаю, его одна, в любом случае крайним останется учитель!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Приплыли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других