Сила и слабости людей

Вячеслав Богданов

Для чего нужно знать описание разных типов? Для того, чтобы принять людей такими, какие они есть. Понять, что их восприятие мира, чувства и действия отличаются от наших. И для того, чтобы принять себя через знакомство со своей силой и своими слабостями.Это детальное описание типов людей предназначено для психологов, педагогов, врачей, юристов, руководителей и даже писателей, чтобы придумать и описать целостных персонажей, и для всех, кто идёт по пути своего развития.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сила и слабости людей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ОБ ОСНОВАХ ЭНИОСТИЛЯ

В этой главе мы очень кратко и намеренно упрощённо опишем основные важные моменты структуры типа и основные понятия эниостиля, для того чтобы были более понятны используемые в описании типов термины, их смысл и была достаточная ясность в том, почему мы именно так структурируем описание типов. Эта часть книги будет полезна как для тех, кто начал знакомство с эниостилем с этой книги, так и для тех, кто читает последовательно, начав с предыдущих книг или проходил обучающие семинары по эниостилю. Это хорошее обзорное повторение структуры типа эниостиля для тех, кто его изучает и практикует.

Тем, кому обозначения «В+ в третьем верхнем модуле» или «болевой Север» в формуле типа ничего не говорят или заучат так же, как для профана в астрологии «Луна в Рыбах» или «Юпитер в пятом доме», мы рекомендуем прочесть книги Вячеслава Богданова «Качество жизни. Типология на каждый день» и «Коды доступа к людям». И прочесть именно в этом порядке, поскольку в них последовательно раскрываются критерии определения типа и их проявление в жизни человека и структура формулы типа. Это даёт фундамент для более глубокого понимания и осмысления описания типов. Но эту книгу, которую вы держите в своих руках, можно читать и отдельно, примеряя на себя описания разных типов и тем самым уточняя свой тип. Ну что же, начнём наш краткий, но содержательный экскурс.

Эниостиль — это стиль энергоинформационного общения человека с самим собой, другими людьми, системами, деньгами и природой. Эниостиль описывает четыре аспекта, которые, как и четыре стороны света, составляют и окружающую нас реальность, и характеристики обмена энергией и информацией человека.

Каждый из нас воспринимает материальные объекты окружающего мира. Мы их видим, чувствуем, даже можем пощупать, потрогать. Мы понимаем, как эти объекты распространены в пространстве. Мы воспринимаем энергию — тепло и холод, симпатию и антипатию. Мы ориентируемся во времени суток и времени года. Но каждый тип имеет свои особенности восприятия и интерпретации мира, в котором мы живём, благодаря своим особенностям обмена энергией и информацией.

Чтобы начать описывать типы и их особенности, сначала мы рассмотрим понятие дихотомии. Дихотомия (от греч. δίχα — «два» и τομή — «сечение») — это деление одной целостности на две части. Дихотомия — это целое, шкала, которая имеет два полюса — два противоположных проявления этого целого. В мире большое число разнообразных дихотомий: белое и чёрное, добро и зло, жизнь и смерть, ян и инь, свет и тьма, верх и низ, правое и левое, тепло и холод, лёгкое и тяжёлое, любовь и безразличие, полное и пустое, день и ночь, мужчина и женщина. Некоторые из дихотомий более очевидны, а некоторые менее. Но каждая из них представляет что-то одно в двух противоположных проявлениях.

Так как мир для каждого из нас представлен уникально, по-своему, то мы пытаемся представить наше личное описание всего окружающего за истинное и единственно верное. Но зачастую натыкаемся на непонимание со стороны окружающих, которые говорят нам, что всё, о чём мы говорим, абсолютно не так и не то. То есть каждый из нас видит мир через особую призму или парадигму, которая является для человека единственно правильной метафорой описания всего происходящего. И в каждой парадигме, призме восприятия люди пользуются своими инструментами описания реальности. Таких инструментов в психике человека существует четыре: логика, этика, сенсорика и интуиция. Все эти четыре инструмента представлены в каждом человеке без исключения. Вопрос заключается лишь в том, а какое место они занимают и какие функции выполняют? Ответить на этот вопрос можно обратившись к уже описанному понятию дихотомии. Психика каждого человека содержит две дихотомические пары этих инструментов восприятия и описания мира: «логика — этика» и «интуиция — сенсорика». Предпочитаемые способы восприятия и обработки информации и определяют стиль или тип энергоинформационного обмена.

Первая дихотомия — логика и этика — определяет способ обработки информации человеком. И поэтому каждый может обрабатывать информацию либо логически, посредством анализа и синтеза, причинно-следственных связей, выявления закономерностей процессов, метамоделирования, либо этически — посредством эмоций, переживаний, настроений, чувств. Ни один из приведённых способов обработки информации не хуже и не лучше другого. Если в типе доминирует логический способ обработки информации, то таких типов называют логиками, а также это значит, что этика будет находиться в слабой позиции. То есть тип будет скорее доверять логически обработанной и логически верной информации, нежели этической. И наоборот, если в типе доминирует этика, то таких типов мы называем этиками, и это также показывает, что логика находится в слабых позициях. То есть такой тип будет больше доверять этически пережитым и прочувствованным переживаниям и эмоциям, чем логически правильной информации.

Вторая дихотомия — интуиция и сенсорика — определяет способ получения информации человеком. Отсюда каждый человек может получать информацию либо посредством сенсорной составляющей, через органы чувств — видеть, ощущать кожей, чувствовать запахи, вкус, слышать, — либо посредством интуитивной составляющей, в которой органы чувств не задействованы, то есть предвидеть, предчувствовать, предслышать, предощущать. Если в человеке доминирует сенсорная составляющая, его называют сенсориком — значит, он будет доверять информации, полученной только органами чувств в конкретное время, в конкретном месте, в конкретном состоянии. Соответственно, интуитивная составляющая будет находиться в слабой позиции. Если в типе доминирует интуитивная составляющая, его называют интуитом — значит, он доверяет информации, полученной не от органов чувств, она просто к нему как-то приходит из внешнего или внутреннего мира, минуя сенсорную составляющую. И конечно же, сенсорная составляющая находится в слабой позиции.

Каждый человек может всё. Мы проявляем и логику, и чувственно-эмоциональное мышление, и сенсорику, и интуицию. Единственное, нельзя проявить два качества, находящихся на разных полюсах одной шкалы, одновременно. Нельзя порадоваться чему-либо и в то же время проанализировать, чему мы радуемся. Это можно сделать только последовательно. Одномоментно мы либо логики, либо эмоционалы.

Попеременно бывая и там и там на шкалах этих двух дихотомий, мы где-то бываем всё же чаще. А чаще мы бываем там, где нам проще. Каждый человек под нужную для него задачу может проявить любое качество. Но где в этой системе координат он будет, если не нужно что-то делать специально, когда он является сам собой, в своё свободное время? И каждый из нас «выбирает» тот способ мышления и тот способ получения и обработки информации, который требует от него минимальных усилий, тот вариант, который сохраняет больше энергии. Это и определяет наш тип и его силу. И одновременно с этим определяет нашу слабость, которая будет противоположна силе по шкале каждой дихотомии.

Дихотомии «логика и этика» и «сенсорика и интуиция»

Если наложить способы обработки информации и способы приёма информации человеком на обычный компас, то мы увидим, что логике соответствует Север, этике или чувственно эмоциональному мышлению — Юг, сенсорике — Запад, а интуиции — Восток. Получается такой психологический компас. И стороны света в нём соответствуют определённым особенностям психики человека. И каждый человек, имея сильные стороны своей психики, воспринимает мир через их призму, смотря на него словно через особые очки, видя себя и процессы в окружающем мире через то, что можно назвать его метафорой восприятия мира или мировоззрением.

Наблюдая за особенностями восприятия окружающего и внутреннего мира людей в разных типах, можно выделить четыре глобальных метафоры того, как люди интерпретируют для себя мир. Интерпретация — это всегда преломление объективных фактов через призму собственного мировосприятия или мировоззрения. Поэтому ни одно мировосприятие не объективно на сто процентов. Оно экспертно, в полной мере описывает четверть мира, упуская, обобщая и упрощая три четверти. Можно выделить четыре глобальные метафоры — четыре взгляда на мир: Науку, Искусство, Веру и Мистику.

Северу соответствует Наука — это интерпретация мира через логику, эксперимент, закономерности. Она описывает в достаточной мере только проявленную материю. Описывает линейным путём логики, причин, следствий, решений и выводов. Люди этой метафоры имеют природную способность определять, что перед ними, и давать этому название. А затем классифицировать и систематизировать, определять, что к чему принадлежит и какие сходства и отличия имеет.

Югу соответствует Искусство — интерпретация мира через чувства и эмоции. Описывает энергию чувств и отношений. Этику общения и ценностей, дружбы и вражды, любви и безразличия. Эти люди сильны в оценивании. Они различают, кто приятен, а кто неприятен, что нравится и что не нравится.

Западу соответствует Вера. Это интерпретация мира через органы чувств. Описывает физическое пространство вокруг человека и иерархическое пространство рангов значимости. Пространственное расположение относительно друг друга людей, предметов, явлений и событий. Их компетенция в умении выделить фигуру из фона, отделить значимое от второстепенного. Они умеют определять, что главное и кто главный. «Западный» человек либо верит в то, что так, либо не верит. Вера не требует доказательств.

Востоку соответствует Магия или Мистика — интерпретация мира через интуицию. Описывает изменение мира со временем, причины событий настоящего в прошлом и глобальные идеи будущего и непроявленный мир идей. Эти люди сильны в понимании изменений процессов и явлений со временем. Они понимают, как такое случилось, откуда это, какой потенциал имеет и что будет в перспективе со временем.

Получая информацию и опыт из всех метафор, люди выделяют только одну (!) метафору, как самую правильную для себя, поскольку «настроены» на какую-то одну гораздо лучше, чем на другие. Это можно сравнить с радио, которое воспроизводит в динамиках информацию только одной радиостанции, игнорируя информацию других радиостанций, поскольку одновременно может быть настроено только на одну волну. Эта настройка и определяет тип энергоинформационного обмена человека с самим собой и внешним миром.

В разных глобальных метафорах люди по-разному определяют для себя, что правильно, кто правильный и почему правильно. Для Севера правильно, потому что закономерно, повторяемо. Для Юга правильно, потому что приятно. Для Востока правильно, потому что интересно. Для Запада правильно, потому что! И никаких объяснений.

КРИТЕРИИ ТИПА ЭНИОСТИЛЯ

Тип эниостиля — это сумма критериев типа. Всего выделяют семь критериев. И все эти критерии равны между собой. То есть нет ни одного более значимого или менее значимого критерия. Они равнозначны и равновесны. В основе каждого критерия лежат серьёзные исследования, подтверждённые практикой. И можно сказать, что эниостиль стоит на плечах гигантов. Но сам подбор критериев и выделение их признаков, связь между критериями — это само по себе огромное исследование, которое было проведено русским учёными — Тамарой Григорьевной и Анатолием Леонидовичем Панченко.

Приведём список критериев типа:

— тип телесной защиты (Вильгельм Райх, Александр Лоуэн);

— эго-состояние (Роберто Ассаджиоли, Эрик Берн);

— ведущая модальность (Уильям Джеймс, Ричард Бендлер, Джон Гриндер);

— ведущая чакра (Веды, восточные философии);

— тип мышления (Иван Петрович Павлов, Карл Густав Юнг);

— реакция на стресс (Вирджиния Сатир);

— стиль образа жизни (Сьюзен Делингер).

А авторы именно такого сочетания и трактовки этих критериев с отнесением проявлений критерия к тому или иному стилю — Тамара Григорьевна и Анатолий Леонидович Панченко.

В описании каждого типа в этой книге мы кратко касаемся особенностей проявления этих критериев у каждого типа эниостиля. Каждый тип определяется по критериям. В сумме этих критериев человек описывается полностью, во всей полноте своих проявлений и своей жизни и как существо биологическое, и как существо энергетическое, и как существо социальное и духовное. Для краткости и наглядности восприятия мы соединили все характеристики аспектов в одной таблице.

Совокупность критериев типов

Тип телесной защиты показывает тело, его пропорции и диспропорции, мышечные каркасы и жировые отложения. Критерий «эго-состояние» показывает позицию человека по отношению к себе и к другим людям, особенности поведения и речи. Критерий «реакция на стресс» показывает особенности реакций человека в нестандартных для него ситуациях, в тех ситуациях, к которым человек оказался не готов. Критерий «ведущая чакра» показывает, что человек — это не только материальное тело, но и имеет тонкую структуру, которая не рассматривается глубоко западными традициями, но является реальной для большой части человечества — восточной — и серьёзно рассматривается восточной медициной и философией. Как критерий типа ведущая чакра определяет движения тела ценности человека и миссию, устремления человека. Ведущая модальность показывает предпочитаемый способ получения и передачи информации, тот канал, которому человек доверяет. Тип мышления как критерий показывает то, как человек мыслит, а следовательно, как он излагает свои мысли, как говорит и про что говорит. А «стиль-образ жизни», определяемый психогеометрией, показывает то, как человек организует свой быт, семью, труд и отдых, и то, как он видит общество и свои отношения в нём.

Совокупность критериев и определяет, к какому типу относится личность человека. Все критерии связаны между собой и усиливают или ослабляют друг друга. В каждом критерии есть Северные, Южные, Западные и Восточные проявления, которые в рамках критерия имеют свои собственные названия.

ВОСЕМЬ АСПЕКТОВ ЭНИОСТИЛЯ

В эниостиле выделяют восемь аспектов, которые обозначают те или иные качества, те или иные стороны человеческой психики, мыслей, действий, реакций, которые, находясь в том или ином модуле формулы типа, и определяют особенности, силу и слабости типов. Аспекты называются сторонами света: Север, Юг, Запад и Восток.

Выделяют продуктивные и акцептивные аспекты. Продуктивный аспект (или плюсовой аспект) — это явление этого аспекта вовне. Человек являет этот аспект, продуцирует его, поясняет словами и подтверждает поведением. Продуктивные аспекты видны в человеке сразу. Акцептивный аспект (или минусовой аспект) человек не являет и не поясняет, но наблюдает его в окружающем и во внутреннем мире. И, чтобы определить минусовой аспект, нужно некоторое время понаблюдать за человеком. Он виден не сразу, поскольку он не являемый, скрытый.

Дадим краткую характеристику каждого из восьми аспектов.

С+ — аспект «продуктивный Север», или «плюсовой Север» — это стандартизированная логика бизнес-процессов, общепринятая логика, описанная в словарях, справочниках, инструкциях и протоколах, это нормы и ссылки на регламенты и общепризнанные авторитеты, это действие по примеру, по аналогии. Одним словом этот аспект можно назвать «Деньги».

Ключевые слова, которыми характеризуется С+: деньги, бизнес-процессы, тиражирование, точность, профессионализм, порядок, структура, типовые проекты, общепринятая логика, справочники, словари, законы, приказы, правила, нормативы, стандарты, нормы, протокол (в плане поведения), действие по образцу, авторитеты, ритуал, цикличность, полезность, технологии, эффективность, целесообразность, технологичность.

С — аспект «акцептивный Север», или «минусовой Север» — это индивидуальная логика, основанная на сравнении и соотношениях, это нестандартная логика, отличная от общих норм и правил, это социальная логика и логистика процессов, логистика жизни, осмысление рациональности, истины, оптимизация и рационализация. Одним словом этот аспект можно назвать «Справедливость».

Ключевые слова, характеризующие С: справедливость, истина, пропорция, соотношение, индивидуальная логика, логистика, осмысленность, принципиальная модель, прототип, системность, государственность (в плане системы), индивидуальный проект, теория, научность, оптимизация, рационализаторство.

Ю+ — аспект «продуктивный Юг», или «плюсовой Юг» — это сильная эмоция, как положительная, так и отрицательная, это любовь, флирт, сексапильность, настроение человека и коллектива, это забота и любовь. Одним словом этот аспект можно назвать «Эмоция».

Ключевые слова Ю+: эмоции, яркие чувства, эмоциональность, прямота, забота, семья, дети, душевность, любовь, страсть, крепкие объятия, коллективность, игра, сцена, театральность, флирт, сексапильность.

Ю — аспект «акцептивный Юг», или «минусовой Юг» — это отношения между людьми, намёки и полутона дипломатии, дистанция между людьми, интриги, дружба и вражда, родовые и семейные ценности, этические нормы. Одним словом этот аспект можно назвать «Отношения».

Ключевые слова, описывающие Ю: отношения, дипломатия, полувзгляды, прикосновения, нравственность, этика, человеческие ценности, мораль, уважение, намёки, сплетни, интриги, манипуляция, совесть, дистанция, преданность, автономия, коммуникация, дружба, тактичность.

З+ — аспект «продуктивный Запад», или «плюсовой Запад» — это аспект пространства иерархий, статуса, напора и волевого действия, это преодоление и результат, это нахождение в тонусе, это визуальная красота и знаки отличия, расширение сфер влияния и расширение подконтрольного пространства, это визуальный аспект. Одним словом этот аспект можно назвать «Власть».

Ключевые слова З+: власть, сила, воля, жёсткость, концентрация, иерархия, расширение пространства, экспансия, влияние, достижение, преодоление, вес в обществе, выделение главного, тонус, действие, напористость, красота, статус, авторитет, эксклюзивность, репутация.

З — аспект «акцептивный Запад», или «минусовой Запад» — это физиология человека, его телесность, потребность в комфорте, сексуальность, инстинкты, восприятие через запах и вкус, пищеварение и размножение. Это аспект физического здоровья, экологичности, и восприятия физического пространства вокруг тела. Одним словом это «Комфорт».

Ключевые слова З: комфорт, удобство, расслабленность, инстинкты, телесность, ощущения, сексуальность, вкус, запах, уклад, размеренность, респектабельность, запасливость, физиологичность, эргономичность, природность, физическое и психическое здоровье, здоровый образ жизни, экологичность, хозяйственность, чёткость.

В+ — аспект «продуктивный Восток», или «плюсовой Восток» — это интуиция, устремлённая по временной шкале вперёд, в будущее. Это глобальность и идейность мышления, это абстракция и полёт фантазии, это позитивность и оптимизм, взгляд на мир через «розовые очки», лёгкость в общении и протест против всего устоявшегося, ригидного и банально-повседневного. Одним словом это «Идея».

Ключевые слова, определяющие В+: идея, магия, глобальность, перспектива, свобода, оптимизм, лёгкость, позитив, протест, революционность, стратегия, возможности, импульсивность, потенциал, будущее, инновация, интерес, подвижность, энтузиазм.

В — аспект «акцептивный Восток», или «минусовой Восток» — это интуиция времени, ощущение своевременности, взгляд через опыт прошлого в настоящее, взгляд на мир через «серые очки, на которых написаны ошибки и неудачи прошлых лет», это рассмотрение прошлого, чтобы подготовиться к будущему и не совершить фатальных ошибок, которые невозможно исправить, это духовность и кармичность, взор в сокрытые кармические законы Вселенной, это тайны, знаки и смыслы. Одним словом это «Идеология»

Ключевые слова, характеризующие В: идеология, мистика, кармичность, духовность, ощущение времени, своевременность, причины, тренды, прогнозы, предчувствие, предвидение, критичность, реформаторство, осторожность, предусмотрительность, предупредительность, глубинность, осмысление, постепенность.

МАТРИЦА ТИПА

Каждый тип имеет свою особую «формулу типа». И вне зависимости от конкретного типа структура всех типов имеет единый чёткий порядок. Общая модель типа называется матрицей типа. В каждом типе мы будем рассматривать восемь модулей матрицы типа. По горизонтали модули образуют две строки — верхнюю и нижнюю. Четыре модуля мы будем относить к сознанию типа — это верхние модули. А четыре нижних модуля мы будем относить к подсознанию типа. По вертикали в матрице типа выделяют четыре столбца, или четыре колонки по два модуля. Первый столбец имеет название «Мировоззренческий», и он определяет мировоззрение типа. То, как должен быть устроен мир и как мир не должен быть устроен. Второй столбец называется «Творческий». Это творчество типа, его интересы и демотивация. Третий столбец называется «Ролевой». Это социальные роли типа, способы его взаимодействия с обществом и его желания. Четвёртый столбец имеет название «Болевой». Это слабости типа, то, что не получается, и самооценка типа.

В этих модулях, словно лампочки в патронах, расположены восемь аспектов эниостиля. В зависимости от того, в каком из модулей расположен аспект, и определяется его функция в типе, что в целом и определяет силу и слабости личности каждого типа.

Восемь модулей матрицы типа

Матрица типа представлена восемью модулями, расположенными в два ряда. Как мы уже и сказали, верхний ряд — это модули сознания. Первый из верхних модулей не осознаваем человеком, а остальные три — осознаваемы. Нижние модули — это модули подсознания типа. Все они не осознаваемы. Сила проявления модулей сознания и подсознания уменьшается от самого сильного — первого к самому слабому — четвёртому модулю. У каждого модуля есть свои названия, обозначения и свои особые функции, определяющие те или иные стороны личности. Кратко опишем эти модули.

1В — первый верхний модуль матрицы типа. Название модуля — «Хорошо». Аспект, попадающий в этот модуль, воспринимается как хорошее и правильное. Здесь миссия типа, его истинная мотивация к деятельности и цели. Этот модуль определяет содержание речи человека — то, про что он говорит. Это неосознаваемый модуль, но при этом самый сильный модуль сознания.

2В — второй верхний модуль матрицы типа. Название модуля — «Надо». Аспект, попадающий в этот модуль, воспринимается как заряжающее к действию, как необходимое для жизни и деятельности. Это осознаваемый, управляемый и творчески регулируемый модуль. Этот модуль определяет способы, которыми мы достигаем наших целей, и определяет стиль речи. Он сильный, но слабее первого верхнего модуля.

3В — третий верхний модуль матрицы типа. Название модуля — «Хочу таким казаться», или «Не хочу быть таким, но вынужден», или «Стараюсь быть таким». Аспект, попадающий в этот модуль, воспринимается как роль, которую человек не хочет играть, но вынужден быть таким, старается быть таким, чтобы быть в социальных отношениях с другими людьми. Этим модулем мы удерживаемся в социуме, по аспекту этого модуля нас готовы принимать окружающие. В этом аспекте осознаваемые желания человека. По этому модулю мы получаем самые приятные для нас комплименты. Этот модуль слабее второго и является уже довольно слабым модулем.

4В — верхний модуль матрицы типа. Название модуля — «Наименьшее сопротивление». Проявления аспекта, попадающего в этот модуль, воспринимаются как тяжёлые, неприятные, травмирующие. Этот модуль осознаваемый, и он осознаётся как слабость, как то, что плохо получается. И этим модулем человек может пользоваться редко, мало. В нём мало энергии для того, чтобы на нём общаться или тем более работать. Человек не имеет способа противодействовать влиянию этого аспекта на себя извне и страдает от его избыточного воздействия. По этому модулю человеку нужно только минимально необходимое. Это самый слабый из модулей сознания.

1Н — первый нижний модуль матрицы типа. Название модуля — «Плохо». Аспект, попадающий в этот модуль, воспринимается как плохое, неправильное. Для человека так не должен быть устроен мир и такими не должны быть окружающие люди. А если что-то устроено так, то человеком это воспринимается как однозначно плохое. Это самый сильный модуль подсознания, равный по силе первому верхнему модулю, но он не осознаётся, как и все подсознательные модули. Мы не можем сказать, что для нас плохо, поскольку этого не осознаём.

2Н — второй нижний модуль матрицы типа. Название модуля — «Не надо». Аспект, попадающий в этот модуль, воспринимается как демотивирующий фактор. Проявления по нему неприятны, но не травматичны. Просто очень нежелательны. Этот модуль по силе слабее первого нижнего, но сильный. Проявления в себе этого модуля мы крайне не любим, поэтому не любим такие же проявления в других людях.

3Н — третий нижний модуль матрицы типа. Название модуля — «Хочу этого на самом деле», или «Сделайте это для меня». Аспект, попадающий в этот модуль, воспринимается как желаемое, то, что мы желаем на самом деле. Но поскольку он неосознаваемый, то мы не можем сформулировать, что же на самом деле желаем, пока это не получим. Получение этого аспекта извне для человека даёт ощущение счастья, расслабленности, подъёма энергии, при этом человек входит в очень приятное изменённое трансовое состояние сознания. Чем больше представитель типа получает извне аспекта по этому модулю, тем больше он проявляет свой аспект по 1В модулю и тем больше стремится к своим истинным целям и повышает качество своей жизни.

4Н — четвёртый нижний модуль матрицы типа. Название модуля — «Самооценка», или «Страхи и проблемы». Аспект, попадающий в этот модуль, не осознаётся человеком, но воспринимается как важный. Человек не имеет возможности описать, что происходит у него внутри и в ситуациях вокруг по этому аспекту, не видит всей его полноты. А если не видит, то допридумывает непонятное. Допридумывание сопровождается страшными исходами, поэтому в этом аспекте страхи. Но в этом же аспекте самооценка человека. Если он что-то может сделать по этому аспекту удачно и это отмечают окружающие, то самооценка человека растёт. Это самый слабый модуль из всех модулей подсознания, поэтому людей с завышенной самооценкой не бывает.

Если у человека адекватная самооценка и она поддерживается и повышается другими людьми, то он начинает свободно пользоваться своим творческим 2В модулем, активно преобразуя мир вокруг себя, создавая лучшее, что он может сделать благодаря силе своего типа, и зарабатывает самые большие деньги.

Восемь аспектов распределяются в восемь модулей матрицы типа у каждого человека. И у каждого человека есть абсолютно все восемь аспектов. Ещё раз повторим, что в каждом из нас есть всё! А разница между типами определена тем, в каких модулях какие аспекты находятся.

Существует шестнадцать разных вариантов расположения аспектов в модулях. Правил распределения аспектов в матрице типа только два. По горизонтали в матрице не могут находиться рядом два противоположных аспекта. Они разносятся по модулям через один. Рядом с Севером не может быть Юга, а рядом с Востоком — Запада. Рядом могут быть только два соседних аспекта по кругу компаса. С Севером и Югом в соседних модулях может быть Запад или Восток. И последовательность аспектов в модулях сознания и подсознания одинаковая. В первых двух сильных модулях могут находиться сильные стороны дихотомий, а в слабых — третьем и четвёртом модулях — их противоположности, слабые продолжения дихотомий.

Второе правило заключается в том, что рядом с продуктивным аспектом может быть только акцептивный аспект. Два плюса, как и два минуса, друг от друга отталкиваются, а притягиваются и стабильно сосуществуют вместе только плюсовой и минусовой аспекты. Поэтому продуктивные и акцептивные аспекты как в модулях сознания, так и в модулях подсознания обязательно чередуются. Чередование аспектов в матрице типа прослеживается как по вертикали, так и по горизонтали.

Таким образом, соблюдая эти два правила, можно вывести формулы шестнадцати типов с разным распределением восьми аспектов в матрице типа. Их мы и будем рассматривать в этой книге.

ЯНСКИЕ И ИНЬСКИЕ АСПЕКТЫ

Древний китайский бог Фуси даровал людям знания об Инь и Ян, чтобы они могли отличать мужские и женские начала в предметах и явлениях. Категория Инь — это преобладание «женских» начал или черт, а категория Ян — «мужских». Каждый тип является обладателем данных категорий в определённой комбинации.

Янские и иньские аспекты

В описании будут упоминаться типы янско-янские, иньско-иньские и иньско-янские (янско-иньские). Янско-янские типы — это те типы, в 1В и 2В модулях которых присутствуют Север и Запад, то есть с явным преобладанием «мужских» черт вне зависимости от пола человека. Более того, в янско-янских типах отсутствует внутренний конфликт. Иньско-иньские типы — это те типы, в 1В и 2В модулях которых присутствуют Юг и Восток, то есть с явным преобладанием «женских» черт вне зависимости от пола человека. У представителей данных типов также отсутствует внутренний конфликт. Иньско-янские или янско-иньские типы — это те типы, в 1В и 2В модулях которых присутствуют Юг и Запад либо Восток и Север. Данные типы характеризуются внутренним конфликтом, которые решаются в пользу 1В либо 2В аспекта.

О ГОРИЗОНТАЛЬНОСТИ И ВЕРТИКАЛЬНОСТИ

В рамках описания типов мы будем использовать такие понятия, как «горизонталы» и «вертикалы», которые будут существенно дополнять понятийную картину о типах эниостиля. В основе чёткого разделения между вертикалами и горизонталами лежит отношение ко времени. Для вертикалов время протекает линейно и чётко измеримо — к ним относятся типы с Севером и Югом в первых модулях в структуре типа. Для горизонталов время случайно, изменчиво и уловимо лишь ситуативно — к ним относятся Восток и Запад в первых модулях в структуре типа.

Из отношения ко времени разворачиваются многие другие качества вертикалов и горизонталов. Отношение к договорённостям: вертикалы при любых условиях соблюдают договорённости; горизонталы меняют договорённости, потому что, когда они договаривались, было одно время, а сейчас оно совсем другое. Верикалы не любят частых перемен места жительства и стремительного изменения устоявшихся норм и правил, а горизонталы, наоборот, готовы к изменениям и даже нуждаются в них, так как в изменениях они тонко ощущают время возможностей. Вертикалы могут отстаивать одно своё убеждение годами и объяснять им многие процессы их жизни, горизонталы же имеют в своей обойме много убеждений для каждого конкретного случая, а убеждения, которые были несколько лет назад, уже изменились, потому что изменилось само время. Вертикалы в своей деятельности предпочитают размеренность и отсутствие непредсказуемых факторов, а горизонталы устают от размерности и многие дела оставляют на потом, на последний день. Но при этом качество продукта деятельности как у вертикалов, так и у горизонталов остаётся на одном уровне. Вертикалы — более эффективны, когда процессы распределены последовательно. Их можно назвать «однозадачниками». Горизонталы — более эффективны, когда процессы распределены параллельно. Они — «многозадачники». Вертикалы сохраняют и поддерживают симметричность в своих действиях, походке, одежде и имидже, горизонталы — любители асимметрии практически во всём.

Сравнение вертикальных и горизонтальных типов

Как видно из сравнения, горизонталы и вертикалы — это два мира, которые по-своему эффективны, уникальны и практичны. В каждом типе, как видно из формулы типа, есть и вертикальность, и горизонтальность. Если формула типа начинается с плюсового аспекта, то это явные вертикалы или горизонталы, потому что аспект чётко проявлен. Если формула типа начинается с минусового аспекта, то второй аспект будет всегда ярким плюсовым. В этом случае вертикальность и горизонтальность никуда не деваются, они подкрашиваются ярким вторым плюсовым аспектом. От этого вертикальность и горизонтальность смягчаются, становится менее выраженными. Таких минусовых вертикалов и горизонталов называют диагоналами.

ШКАЛЫ ЦЕННОСТЕЙ И ПРИОРИТЕТОВ

Важной чертой для понимания как мотивов типа, так и межличностных отношений типов являются шкалы. По сути, это ценностные парадигмы и ориентиры, к которым люди устремлены и которые разделяют в контексте взаимодействий или коммуникаций с другими людьми. Однако каждый человек может «запустить» или активировать только две шкалы аспектами, расположенными в 1 и 2 верхних сильных модулях матрицы своего типа, и это будет определять характер его ценностей и социальных приоритетов. Ещё одно важное замечание касается того, что каждый из нас может запустить шкалу ценностей только с людьми определённых типов, исходя из сильных аспектов их типов. Для активации шкалы сильные аспекты двух типов должны «замыкать» и составлять, образовывать ту или иную шкалу. Каждая шкала замыкается между конкретными плюсовым и минусовым аспектами. И взаимодействие между людьми для формирования шкалы должно быть длительным. Это не про общение, а про довольно длительные отношения.

Если говорить о том, какие шкалы существуют в рамках эниостиля, то его основатели выделяют следующие:

Шкала витальная, или счастья и свободы, образуется взаимодействием В+ и З. Особенность этой шкалы в том, что носители данных аспектов стремятся получить удовольствие от жизни, создать комфортные условия как для тела, так и для души. З — это комфортная жизнь тела, а В+ — это свобода жизни духа, мысли, идеи. Общая шкала позволяет получать удовольствие от каждого момента жизни.

З — это жизнь тела в его удобстве, комфорте, вкусной и здоровой пище, экологичности и сексуальности. В+ — это жизнь духа, жизнь идеи, глобальной позитивной перспективы. В+ «витает в облаках», видя стратегическую реализацию своей глобальной идеи в будущем, но пребывая в «послезавтра», не понимает, как заботиться о своём теле, и не понимает нужных тактических шагов, которые нужно сделать «здесь и сейчас». З, обладая тактическим чутьём и заботясь о комфорте своего тела, имеет слабое видение будущего, поэтому испытывает те или иные страхи перед будущим. В+ снимает страх будущего для З, показывая глобальные позитивные перспективы будущего для себя и для З, а З, заботясь о своём теле, его здоровье и создавая физический комфорт и уют, помогает В+ жить так же комфортно, как и он в сегодняшнем дне. Находясь рядом, вместе они получают удовольствие, ощущают полноту жизни от каждого её мгновения: сна, еды, бани, секса, разговоров, мечтаний и идей.

Шкала творчества образуется сочетанием Ю+ и С. Эта шкала включает в себя стремления реализации творчества не только в материальном мире, но и творчества эмоционального, проявленного в театре, музыке, фильмах, а главное — в человеческих эмоциях, атмосфере семьи или коллектива. С — это творчество технологическое, творчество механизмов и структур, а Ю+ — это творчество эмоциональное.

Шкала творчества замыкается между С и Ю+ в сильных 1В или 2В модулях между типами. С — это творчество логического интеллекта, творчество систем, механизмов, технологий, оптимизации, изобретения и рационализации. С описывает системы не шаблонно, а такими, какими он их видит. Он ищет и находит баланс, соотношение, справедливость и выстраивает рациональную логистику своей жизни и логистику процессов.

Ю+ — это творчество эмоций человека, эмоционального интеллекта, творчество создания атмосферы коллектива, творчество флирта в коммуникации. Ю+ делает атмосферу С более насыщенной эмоциями во всём их спектре, от сильно негативных до сильно позитивных, поскольку Ю+ — это сильная эмоция, как сильная положительная, так и сильная отрицательная. Ю+ — это энерджайзер, это батарейка, которая согревает своими эмоциями и активирует моторчик логистики и рационализации С. С, в свою очередь, описывает нестандартные правила жизни, труда и отдыха, описывает новые технологии, помогая Ю+ систематизировать свою жизнь, найти в ней свой собственный порядок, последовательность, рациональное зерно, осмысленность, описать правила, по которым с удовольствием может жить Ю+. И в этой стройной индивидуальной системе есть место для обилия эмоций типов с Ю+. Ю+ нуждается в зрителях для своих эмоциональных переживаний, как актёр в театре нуждается в зрителях, и один из самых благодарных зрителей — это С с его возможностью к наблюдению. И, находясь рядом, вместе они творят.

Шкала власти образуется сочетанием З+ и В. В рамках данной шкалы проявляется стремление к власти как над пространством физическим прямыми действиями, так и над пространством идеологическим посредством внедрения концепций и доктрин. В — это власть идеологии, власть духовная, верховная непроявленная власть, а З+ — это власть проявленная, номинальная, власть силы, иерархии, должности и статуса.

В — это мыслитель, который интуитивно улавливает перемены, изменения, общие тренды и дух времени, понимая, куда двигаются тенденции общественной мысли в семье, на предприятии или в государстве. Он воспринимает их интуитивно, неосознанно, читая в знаках и «между строк». Его интересует глубина и то, куда могут привести эти мысли людей. Он воспринимает все повороты того пути, когда мысль может свернуть «не туда», и понимает, что вслед за мыслью люди тоже свернут «не туда». И тогда возможны не просто ошибки, а фатальные ошибки — те, которые уже невозможно будет исправить и которые многим обойдутся очень дорого. Для этого В одновременно удерживает в сознании прошлое, настоящее и будущее, чувствуя, как развиваются процессы и гармоничны ли эти процессы, в соответствии ли они со вселенскими законами, которые управляют этим проявленным и непроявленным миром. В — это власть идеологии, духовных и тонких процессов, глубина и вопрос: а кто имеет право на власть? З+ — это решительный деятель, это волевое действие, которое должно быть сделано быстро, красиво, и организация визуальной красоты и всех атрибутов власти. З+ действует открыто, импульсивно, ярко, мгновенно, почти без размышлений. И З+, живущий в настоящем мгновении, живущий «здесь и сейчас», сильно нуждается в том, чтобы ему нарисовали долгосрочную стратегию действий, которые непременно бы усиливали его власть, увеличили ресурсы, которыми З+ может управлять и направлять их по своему желанию в любое место, в любое время. Он может «нарубить дров» или сделать много усилий, но не в ту сторону, не приводящих к усилению власти. В то же время В так же сильно нуждается в З+, поскольку без «западного» волевого действия все его стратегии и планы так и остаются в думах и мыслях. В не может отстаивать свои интересы, поскольку ему не хватает воли к действию, возможности задать импульс, повести людей за собой. Но ровно это — повести за собой людей — легко для З+ типов. В является сильнейшим мотиватором З+ к действию. Вместе З+ и В организуют и стратегию и тактику, приводящую к усилению их совместной власти.

Шкала богатства образуется сочетанием С+ и Ю. Стремление носителей данных аспектов сводится не только к зарабатыванию денег, но и к выстраиванию отношений с большим количеством людей. Ю — это богатство связей, знакомств, человеческих отношений, а С+ — это богатство материальное, богатство имущества и денег.

Богатство обеспечивает вертикальность и стабильность в данной паре. В парадигме С+ жизнь связана с зарабатыванием денег и освоением источников дохода. Однако, достигнув определённых сумм в заработке, когда всё есть для жизни и на всё хватает, С+ может остановиться, перестать наращивать суммы дохода, достигнув некого потолка. Но только Ю может помочь преодолеть финансовый потолок, постоянно подначивая его тем, что необходимо детям квартиру купить, обязательно съездить на отдых, а после отдыха к родственникам, купить загородный дом, в конце концов, где проводить отдых на выходных.

Более того, Ю обладает богатством отношений и дружеских связей, большим количеством нужных контактов, обеспечивая С+ возможности для новых поисков дохода. Это активирует С+ к ещё большим заработкам и поиску новых источников доходов. Более того, С+ имеют большую склонность к построению карьеры и трудоголизму, а Ю обеспечивает его заботой и дружбой, создавая мощный тыл. Юможет подсказывать для С+ варианты бизнеса, в которые можно направить усилия для большего дохода. Все эти возможности Ювидит через людей, которые его окружают: что делают, какие новые сферы осваивают, в какие направления вкладывают средства. При выстраивании энергетики и взаимодействия данная шкала обеспечивает стабильный, постоянно работающий денежный поток. Большая радость для типов, формирующих эту шкалу, будет тогда, когда денежный поток будет приносить всё больший доход день в день, час в час с перспективой на увеличение.

Посмотрев на формулу любого из описанных ниже типов, в 1В и 2В аспектах вы найдёте ценности типа и шкалы, которые он сможет сформировать.

СОЦИОН И ЕГО ЧЕТЫРЕ КВАДРЫ

Социон (от латинского societas — «общество» и греческого on — «сущее») — это принципиальная модель общества, в которой представлена совокупность шестнадцати основных типов эниостиля, или типов энергоинформационной коммуникации. В формулировке Аушры Аугустинавичюте, которая впервые описала социон, социон — это единица интегрального человеческого интеллекта. В модели социона представлены все типы и все виды взаимодействий между типами, все стили энергоинформационной коммуникации. В соционе проявлены все закономерности человеческого общества, в том числе и законы социального прогресса и регресса, смены активности квадр. Социон структурируется в четыре квадры по четыре типа в каждой.

Четыре квадры и их шкалы

Квадра (от латинского quartus — «четверть») — это модель из четырёх типов эниостиля, образующих и поддерживающих друг с другом одновременно по две шкалы целей, или социально-психологических приоритетов, и путей их достижения. В совокупности квадра реализует единую миссию и создаёт единую энергоинформационную среду.

В каждую квадру входят четыре типа два из которых — явления, два — наблюдения, два вертикала и два горизонтала. В каждой квадре один из типов яркий горизонтал — плюсовой горизонтал, один из типов яркий вертикал — плюсовой вертикал и два диагонала — минусовой вертикал и минусовой горизонтал. Типы в квадре образуют две дуальных пары. Одна дуальная пара каждой квадры — это плюсовой горизонтал и минусовой горизонтал или диагонал. А вторая дуальная пара — это плюсовой вертикал и минусовой вертикал (диагонал). Дуальные пары типов замыкают или формируют аспектами своих сильных 1В и 2В модулей две шкалы одновременно.

Дух квадры задаётся одним-двумя типами, но поддерживается всеми остальными типами квадры благодаря взаимодополнению, наличию общих шкал, принципиально общих ценностей жизни. Эти шкалы ценностей разделяются всеми типами, входящими в квадру, несмотря на то что каждый тип уникален и своеобразен.

Квадры обозначаются римскими цифрами и называются по порядку: первая квадра, вторая, третья и четвёртая. Кратко рассмотрим все четыре квадры.

Первая квадра характеризуется наличием витальной шкалы и шкалы творчества. В рамках этой квадры постулируется принцип: творить, чтобы жить, получая удовольствие от жизни, и жить, чтобы творить. Благодаря этим шкалам в квадре формируется дух революций, свободы и творчества. Квадра привносит энергию колоссальных тектонических изменений.

Вторая квадра включает в себя шкалы творчества и власти. В рамках данной квадры постулируется принцип: творчество для усиления власти и власть ради проявления творчества. Ценностные шкалы задают квадре волевую жёсткость. Квадра несёт в себе энергию государственности, «внедрения» и решения больших вопросов.

Третья квадра несёт в себе шкалы власти и богатства. Все типы данной квадры разделяют принцип: власть для увеличения богатства и богатство для усиления власти. Шкалы ценностей обеспечивают квадре такие особенности, как рыночная свобода, предпринимательство и гласность. Квадра несёт в себе энергию реформ, эстетики богатства и трансформаций.

Четвёртая квадра представлена сочетанием витальной шкалы и шкалы богатства. Типы четвёртой квадры постулируют принцип: богатство ради удовольствия от жизни и жизнь в удовольствие ради увеличения богатства. Ценностные шкалы обеспечивают квадре такие особенности, как аристократичность и закрытость. Квадра воспроизводит энергию корпоративности, концентрации накоплений и стабильности.

Четыре квадры разделяются на две группы — октавы. Октава (от латинского octo — «восемь») — это восемь типов, входящих в две «родственные» квадры. Родственными их можно назвать в силу того, что они обладают общими характеристиками. Выделяют октаву демократов и октаву аристократов.

Первая и третья квадры составляют октаву демократов, для которых люди могут переходить из социальной старты в страту, из одного социального слоя в другой довольно легко. Это горизонтальные квадры, их время горизонтально, ситуативно. Они создают большое количество изменений в обществе: первая — через резкие революционные смены, а третья — через процесс сменяющих друг друга, но не прекращающихся реформ. При октаве демократов популярными и более востребованными становятся аналитические науки и эстрадное искусство.

Вторая и четвёртая квадры составляют октаву аристократов, для которых социальные страты должны сохраняться. Это вертикальные квадры, и их время хронологично. Они стремятся создать порядок, стабильность, упорядочить, систематизировать и централизовать. При октаве аристократов популярными и более востребованными становятся технические науки и все виды классического искусства.

Далее в книге мы приведём подробные описания шестнадцати основных типов эниостиля. И будем рассматривать их по квадрам, предварительно описав дух каждой из квадр. Принципиальное описание каждого типа легко сделать, рассмотрев формулу каждого типа. И имеющейся у вас на данный момент информации уже вполне для этого достаточно. Но у каждого типа есть особенности проявления того или иного аспекта. И эти особенности зависят от расположения аспекта в матрице типа и аспектов, находящихся рядом с ним. Кроме того, мы рассмотрим определённые уникальные характеристики типов, которые можно увидеть при детальном наблюдении за типными людьми — представителями типа, у которых тип выражен ярко.

В фантастических фильмах и комиксах есть супергерои, и у каждого из них есть своя суперспособность. Кто-то может летать, кто-то уменьшаться или увеличиваться, кто-то очень сильный, а кто-то обладает телепатией. Так и разные психологические типы людей обладают своими особыми возможностями, порой недоступными представителям других типов. И эта разница строится на разнице в тех семи критериях, которые описаны в более ранних книгах. Мы рассмотрим эти уникальные возможности и свойства типов, стратегию выстраивания своей жизни, сферы, в которых они максимально реализуются, их силу, но и поговорим про их слабости. Ведь слабость благодаря дихотомиям — это просто продолжение силы. Поэтому рассмотрение типов эниостиля можно представить как путешествие с названием «Шестнадцать супергероев среди нас» в котором мы будем с разных сторон рассматривать силу и слабости каждого из типов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сила и слабости людей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я