В учебном пособии в наглядной и форме с позиций социокультурного подхода рассмотрены проблемы культуры групп и личности. Ориентировано на студентов,обучающихся по направлениям «Управление персоналом», «Менеджмент», «Сервис», «Туризм», руководителей и менеджероворганизаций, а также на тех, кто интересуется проблемами культуры.Некоторые главы были ранее опубликованы в книгах «О культуре общества, организации, группы, личности. Учебное пособие (в табл., схемах, комментариях). Часть 1 «Культура как объект общества» и «О культуре общества, организации, группы, личности. Учебное пособие (в табл., схемах, комментариях). Часть 2. «Культура организаций (компаний)».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «О культуре общества, организации, группы, личности. Учебное пособие (в табл.,схем., комментариях). Часть 3. «Культура социальных групп». Часть 4. «Культура личности»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 3. Культура социальных групп
1. Социальные группы
Комментарий:
Социальные группы — это относительно устойчивые совокупности людей, имеющие общие интересы, ценности, мнения, нормы и правила поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества
Социальные группы можно условно разделить на официальные и неофициальные:
— официальные: трудовой коллектив,, члены объединений и товариществ;
— неофициальные:-группа друзей, члены неформальных объединений и др.;
— социальные группы с признаки официальной и неофициальной группы, например, семья.
1.1 Классификация социальных групп
Комментарий:
Социальная группа — это объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, на котором основано их участие в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Признаки социальной группы: взаимодействие внутри группы, соблюдение определённых правил и ожидание соответствующего поведения, осознание принадлежности к данной группе.
1.2 Виды социальных групп
Примечание:
Номинальные (условные) группы создаются исследователями, но на практике их участники не знакомы и не контактируют лично. Эти группы используются для обобщения, описания статистических данных, определения социально-демографического состава общества
Комментарий:
Человеку, который состоит в группе, важно понимать, что значит для него в психологическом плане группа, ее культура, какие ее характеристики значимы для личности, для ее существования и развития.
Поведение всех участников группы определяется правилами: официальными (записанными), неписаными (обычаями, традициями).
1.3 Типология социальных групп
Комментарий:
Тип социальной группы — объединение людей, имеющих общий значимый признак, на котором основано их участие в некоторой деятельности, связанной системой отношений.
1.4 Характеристика социальных групп
Комментарий:
К основным характеристикам социальной группы относят ее состав, структура, групповые (групповая динамика) процессы, ценности, система норм и правил и др.
Структура группы в зависимости от целей и условий может быть обозначена с позиций реализации отношений «власть — подчинение», предпочтений, межличностных отношений, разделения труда, коммуникаций, материальных и документальных потоков в группе в процессе совместного труда и т. п.
Характеристика групп с разным уровнем зрелости:
— диффузные (становящиеся группы) — это группы, уже с заданными внешними требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью;
— ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредствуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей);
— кооперация — группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненные достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности;
— корпорация — это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп, целенаправленно созданна и поддерживается корпоративная культура;
— коллектив — высокоразвитая, устойчивая во времени группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности, отличающаяся высоким уровнем взаимопонимания друг друга, сформированной организационной культурой а также сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы. — команда. — это небольшая группа профессионалов, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей при совместной работе, демонстрирующая высокий уровень культуры отношений
1.5 Функции группы
Характеристика функций групп:
Функции группы обеспечивать удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности:
1.Функция социализации. Только в группе индивид может обеспечить свое выживание и овладеть необходимыми социальными умениями и навыками.
2.Инструментальная функция состоит в осуществлении той или иной совместной деятельности людей. Кроме того, участие в таких группах обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности самореализации.
3.Экспрессивная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии (часто эту функцию выполняют первичные и неформальные группы).
4.Поддерживающа функция проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях, ищут психологической поддержки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства.
Комментарий:
В любой длительно функционирующей группе существуют условия для формирования культуры, но характер ее образования и социальной ориентации будет разный:
Культура в группе зарождается в результате личных и совместных переживаний в ходе деятельности группы.
Приобретенный опыт совместной деятельности служит основой для формирования организационной культуры.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «О культуре общества, организации, группы, личности. Учебное пособие (в табл.,схем., комментариях). Часть 3. «Культура социальных групп». Часть 4. «Культура личности»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других