Монография посвящена разработке теории управления сложно-сетевым медиапространством для решения проблем дегуманизации российского социума. Автор предлагает методы воздействия на функциональную структуру медиапространства, состоящую из четырех крупных структурных элементов: Медианосителей, Аудитории, Символического пространства и Контента (МАСК). Показано, что на этапе рефлексивного модерна в данном подходе получает обоснование деятельностная составляющая, что позволяет более валидно интерпретировать рефлексию медиапространства как институциональных структур, так и отдельных акторов, и выделить базовый элемент системно-деятельностного анализа медиапространства – системный конфигуратор. В работе раскрывается историческая ограниченность позитивистского управления медиапространством и ставится задача укрепления такой культурной универсалии, как гуманизм, которая сталкивается с новыми вызовами и требует разработки индикаторов управленческих процессов социогуманистического рода. Издание рассчитано на социологов, журналистов, психологов, специалистов, занимающихся проблемами СМИ, маркетологов, PR-менеджеров, сотрудников пресс-служб, студентов и преподавателей высших учебных заведений. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дегуманизация медиапространства: проблемы и решения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Рецензенты
С. А. Кравченко профессор, доктор философских наук Ф. И. Шарков профессор, доктор социологических наук
© Когито-Центр, 2021
© В. Н. Бузин, 2021
Предисловие
Предлагаемая вниманию читателю монография посвящена разработке теории управления сложно-сетевым медиапространством на основе системно-деятельностного подхода к гуманизации российского социума. Необходимость разработки этой темы вызвана целым рядом причин: формированием в российском медиапространстве гуманистического стержня, адекватного усложняющимся социоприродным реалиям, адаптацией человека к возникающим сложным рискам, уязвимостям, турбулентностям, недостаточной разработанностью теоретических концепций и методов социально-ответственного гуманистического управления российским медиапространством. Сюда же недо добавить выявленные автором противоречия между: 1) постоянным усложнением российского медиапространства (необходимо учиться управлять «фрагментирующимся социумом» (Горшков, 2016) в условиях разрывов, деформаций реалий в «обществе травмы» (Тощенко, 2004, 2007), «нормальной аномии» (Кравченко, 2013, 2018)) и сохраняющимися традиционными «универсальными» методами управления медиапространством, которые ориентированы на большие структурированные общности; 2) существующими теоретическими представлениями о структуре российского медиапространства и социальной практикой формирования социальноуправленческих воздействий, не учитывающих его сложно-сетевую природу, а также региональную и национальную специфику страны; 3) традиционными схемами анализа функциональных связей между объектами и субъектами медиапространства и возросшим в современном медиапространстве разнообразием элементов и связей, входящих в основные механизмы управления.
Отмечена тенденция к сближению естественно-научного, социального и гуманитарного знания на основе методов системно-деятельностной модели управления. Социологическая наука накопила значительный объем знаний о социальном управлении и процессах реформирования социальной среды, однако до сих пор она не дала ответы на вопросы а) о структуре российского медиапространства как объекта социального управления; б) о специфике российского медиапространства в современных условиях турбулентности; в) о новых трендах в управлении происходящими в медиапространстве процессами в условиях регионального и национального многообразия России; г) об оптимальных социоцифровых технологиях; д) о предложении новых методов, обеспечивающих социально-гуманитарное управление медиапространством, под которыми понимается целенаправленное конструирование социального мира. Важно также обосновать несостоятельность западных подходов, ориентированных на формальный рационализм и «меркантилизм». В новых формах они получили выражение в ориентациях на формирование «постчеловека» и «постгуманизма» (Braidotti, 2013), которые фактически ведут к дегуманизации человеческих отношений, уравниванию разума людей с искусственным интеллектом роботов. Они, по существу, игнорируют возможность создания современного типа управления как цивилизованного, рационального и гуманистического способа взаимодействия людей. «Управление, — отмечает А. В. Тихонов, — которое не выполняет в обществе гуманистическую функцию, превращается в манипулирование людьми, в технологию достижения любой, в том числе аморальной и асоциальной, цели (в терроризм, например). Такое „управление” становится опасным источником социальных деформаций» (Тихонов, 2007, с. 128).
Идея предлагаемого исследования сформировалась на стыке представленных на рисунке 1 гипотез.
С одной стороны, это положение о том, что медиапространство — часть социального пространства, и для управления социальными процессами в медиапространстве необходимо понимание его структуры и функции; наиболее приемлемой для этого методологией является системно-деятельностный подход.
С другой стороны, проблема дегуманизации общества связана с проблемой дегуманизации медиапространства.
На основе этих двух выводов, а также предположения, что должна существовать простая и наглядная концепция медиапространства, появилась данная работа.
Рис. 1. Формирование идеи исследования
Надеюсь, что эта монография будет полезна для социологов, специалистов по СМИ, сотрудников рекламных и PR-служб, в том числе работающих в медицинских и общественных организациях, — при подготовке и проведении информационных кампаний. А разработанная теория социального управления медиапространством внесет вклад в решение методологических проблем социологии управления.
Автор выражает глубокую благодарность за помощь в работе над книгой и интересные идеи по развитию темы исследования вице-президенту Российского общества социологов и вице-президенту Профессиональной социологической ассоциации, академику Международной академии наук высшей школы, члену Международной академии коммуникологии, заведующему кафедрой социологии Московского государственного института международных отношений (МГИМО-Университета) МИД РФ профессору С. А. Кравченко, а также заслуженному деятелю науки РФ, заместителю декана факультета журналистики, заведующему кафедрой общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления РАНХиГС, Президенту Международной академии коммуникологии профессору Ф. И. Шаркову за внимательное отношение и полезные замечания.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дегуманизация медиапространства: проблемы и решения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других