1. Книги
  2. Общая психология
  3. Данил Андреевич Пистолетов

Злая Россия. Радикальная российская молодёжь

Данил Андреевич Пистолетов
Обложка книги

Работа посвящена теме молодёжного радикализма и ксенофобии в России. Затронуты ключевые субкультуры, связанные с проблемой экстремизма: бритоголовые, футбольные хулиганы и антифа. Монография является попыткой заполнить пробел в изучении молодёжного радикализма в России и может быть использована студентами, сотрудниками правоохранительных органов и исследователями в области социологии, психологии или культурологии.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Злая Россия. Радикальная российская молодёжь» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Антифа

Общая история антифа-движения

Антифа-движение в Российской Федерации появилось во второй половине 1990-х годов как ответ движению скинхедов, имевших тогда большее количество участников. В целом, движение скинхедов всегда было более многочисленным, нежели движение антифа. Современные антифа сильно отличаются от так называемых «антифашистов» прошлого. Под антифашистами понимались чаще всего коммунисты достаточно зрелого возраста. И хоть по толковому словарю Ожегова антифашист — «враг фашизма, борец против фашизма», современные антифа представляют из себя совершенно иных людей. Теперь же это чаще всего подростки, которым близки анархические взгляды. Достаточно распространённым бывает явление, когда идеология антифа была для человека полноценной идеей, такие антифа называли себя аполитичными.

Стоит отметить, что в книге под правыми будет пониматься обобщённое название различных политических течений «правого» толка: монархисты, националисты, национал-социалисты, фашисты и так далее. Под левыми будут пониматься: коммунисты, анархисты, социал-демократы и другие. На самом деле, некорректно считать их всех единым движением хотя бы по той причине, что у некоторых из них имеются некоторые разногласия, которые иногда перерастали в конфликт, но для более понятного объяснения будет лучше использовать обобщения. Есть также деление на умеренных и радикальных представителей, акцентирование на котором будет лишь в случае необходимости. То есть, например, если речь будет идти именно про умеренных представителей того или иного движения, то они и будут названы умеренными, в других случаях разделение будет опущено.

Пример образа представителя антифа

Небольшое отступление для людей, далёких от политики. Политических идей существует достаточно много, но чаще всего их делят на три крупные группы: левые, правые, центристы. Центристами являются люди, которые считают, что нужно быть посередине, не уходя в какую-либо политическую идею. Чаще всего это либералы. Центристов характеризует отказ от принятия какой-либо идеологии, стабильность и плюрализм мнений. Под левыми понимаются представители следующих идей: большевизм, коммунизм, социал-демократия, анархо-синдикализм, анархо-коммунизм, и иных. Этих людей характеризуют разговоры о равенстве и свободе, хотя достаточно часто всё получается совсем наоборот. Под правыми понимаются представители следующих идей: традиционализм, консерватизм, национал-демократия, монархизм, анархо-капитализм, и иных. Этих людей характеризуют разговоры о безопасности и порядке, традициях, религии. Более подробно вы можете проследить это деление на политических координатах, которых достаточно много. Автором рекомендуется просмотр системы политических координат, основанных на схеме Political Compass Organization.

Как говорилось ранее, скинхеды всегда были более многочисленны. Хотя и некоторые скинхеды, и другие представители правого движения иногда отмечали, что наоборот: более многочисленны антифа. Это субъективные оценки, которые, скорее всего, либо слишком ограничены, либо под представителями движения антифа понимались не только сами представители, но и другие люди, враждебно относящиеся к скинхедам. Большую разницу показывает и интерес к движениям в интернете. Так, запрос «антифа» в Яндексе на июнь 2020 года был сделан 36889 раз, в то время как запрос «скинхеды» был сделан в тот же месяц 59552. Но уже в июле того же года интерес к антифа упал до 9179 запросов. В то время как у скинхедов показатель составлял 53875 запросов. Далее в мае, июле, сентябре и ноябре 2021-го года количество запросов «антифа» не превышало 11000. Запрос «скинхеды» же в марте, мае, июле, сентябре и ноябре 2021-го года колебался в промежутке от 97938 до 128237 запросов.

Высокий интерес к антифа-движению был вызван президентскими выборами в США 2020-го года. Тогда постоянно упоминались антифа-движения из разных стран, особенно из США. Можно сказать, что многие узнали об антифа только после этих новостей, хотя антифа-движение в Российской Федерации вовсе не игнорируется. Например, ещё в апреле 2007-го года был сделан репортаж «Бойцы под знаком антифа». Тем более, сделан он был достаточно популярным телевизионным шоу «Криминальная Россия».

Что касается вероятности нахождения потенциальных сторонников, то у обоих движений шанс примерно одинаков. По опросам ВЦИОМ, в 1997-м году к мигрантам отнеслись положительно 25%, отрицательно — 33%; в 1998-м 28% отнеслись положительно, 34% — отрицательно; в 2000-м году 26% отнеслись положительно, 28 — отрицательно; в 2001-м году 28% отнеслись положительно, 30% — отрицательно; в 2002-м году 30% отнеслись положительно, 27% — отрицательно. В 2002-м году 45% высказались о том, что властям нужно остановить приток мигрантов, 44% одобряли помощь мигрантам. Что касается того, что большинство отрицательно относились к мигрантам, нежели положительно, так тут роль играет тот факт, что при этом поддержка идеи «Россия для русских» была в другом положении. В 1998-м году её поддержали 15% против 32%, в 2000-м 15% против 27%, в 2001-м 16% против 20%, в 2002-м 17% против 28% [5].

Можно сказать, что антифашисты были главными врагами скинхедов среди субкультур, что логично, ведь движение появилось в Российской Федерации как реакция на скинхедов. У них очень часто происходили конфликты, нередко перерастающие в драки, а иногда и в убийства. В 1990-е и в 2000-е годы в Российской Федерации убийства не считались чем-то особенным, тем более среди радикальных субкультур. Потому подобное происходило достаточно часто.

Одним из наиболее известных убийств стало убийство Тимура Качаравы. Он был убит 13 ноября 2005 года в Санкт-Петербурге. Тимур вместе со своим приятелем Максимом Згибаем стоял около книжного магазина, как вдруг на них напала группа скинхедов. Максим успел забежать внутрь и спастись, второй же получил шесть ударов ножом в шею. Через некоторое время недалеко от магазина прошёл пикет. Собрались несколько десятков человек, приносили цветы и зажигали свечи. Растянули баннер с надписью: «Тимур убит нацистами». Родился Тимур 21 августа 1985 года на Украине, недалеко от Чернобыля, в семье кадрового офицера и учительницы немецкого языка. Из-за службы отца не раз переезжал. Был студентом философского факультета Санкт-Петербурского государственного университета. Был одним из создателей музыкальной группы «Sandinista!», единственный альбом которой был выпущен уже после его смерти. Был вегетарианцем, организовывал мероприятия «Еда вместо бомб». На этих акциях они кормили бездомных вегетарианской едой [6]. Скинхед-группа «Bad to the Bonehead» позже с насмешкой упомянет эти акции в своей песне «Антифа»: «еда вместо бомб, каша вместо мозгов». Приговор по этому делу в отношении Александра Зенина был оглашён Смольнинским судом Санкт-Петербурга лишь в 2018-м году. Зенин признал вину, ему назначили полтора года колонии общего режима [7].

Другим убитым был Иван Хуторской по прозвищу «Костолом». Был застрелен из пистолета в подъезде своего дома 16 ноября 2009 года. Родился он 17 февраля 1983 года, прожил 26 лет. Закончил юридический факультет МГАПИ, после этого работал по специальности. Убил его Алексей Коршунов, по прозвищу «Солидол». Был одним из первых RASH-скинхедов в Российской Федерации. Ранее его несколько раз избивали, после одного из избиений он расстался с девушкой, стал носить кастет. В дальнейшем убившие его прокомментировали это следующим образом: «Акции возмездия будут продолжены. Уличные антифа-хулиганы, мигранты-беспредельщики, журналисты-русофобы, каратели в погонах и мантиях — всех врагов русского движения и русской нации постигнет кара, которую они заслужили». Ранее был убит и друг Ивана Хуторского — Фёдор Филатов по прозвищу «Федяй». Убит он был 10 октября 2008-го года в возрасте 27 лет от рук той же группировки — БОРН («Боевая Организация Русских Националистов»). Был SHARP-скинхедом [8].

Наверное, наиболее ранним громким убийством антифашистов является убийство Николая Гиренко из Санкт-Петербурга. Он был убит 19 июня 2004-го года в возрасте 63-х лет. Как считает следствие, убит он был группировкой «Боровикова-Воеводина», которую позже средства массовой информации назовут «БТО» («Боевая Террористическая Организация»). В период 1967—1970 годов был военным переводчиком на острове Занзибар в Танзании. Был этнографом, интересовался африканцами и активно принимал участие в судебных делах против бритоголовых.

Если говорить о других «субкультурных» антифашистах, то другими достаточно известными убийствами являются убийства: Ильи Джапаридзе, Александра Рюхина, Ильи Бородаенко, Алексея Крылова, Станислава Маркелова, Анастасии Бабуровой и других.

Если же говорить о более далёких от уличного антифашизма людях, то известным является убийство федерального судьи Эдуарда Чувашова. Убит он был Алексеем «Солидолом» Коршуновым 12 апреля 2010-го года в возрасте 47 лет. В видео, созданном близкими соратниками Алексея, говорится о том, что Эдуард Чувашов был убит за одну из фраз, сказанную им во время суда по делу группировки «Белые волки»: «у русских тоже менталитет такой, что надо порой вешать и убивать этих русских, которые за границу приезжают». Одной из версий убийства была также версия о том, что он был убит коммунистами из-за того, что тот должен был рассмотреть дело Владимира Белашева, которого обвиняли в подрыве памятника Николаю второму в 1997-м году и минировании памятника Петру первому.

Другим известным антифашистом был Тигран Бабаджанян. Была информация от антифашистов о том, что его хотели взорвать скинхеды, оставив бомбу-ловушку с оскорбительной надписью. Но позже было выяснено, что в этом деле не всё так просто. Его показания менялись и расходились с действительностью. По его обвинениям полиция нашла случайных двух молодых людей, которых хотели сделать виноватыми. Сначала Тигран сообщал, что насчёт бомбы позвонила соседка. Почему он сам этого не сделал — не ясно. Позже уже говорилось о том, что бомбу заметила его мать, которая возвращалась вместе с ним домой. Также он и его мать знали о содержимом самодельного взрывного устройства, хотя у них не было такой возможности. Позже уже была версия о том, что в полицию никто не звонил, а сам Тигран побежал до ближайшего отделения [9].

В 2020-м году был убит достаточно известный антифашист Алексей Сутуга, имеющий прозвище «Сократ». Но убит он был не скинхедами, а приезжими из Чечни и Ингушетии. Умер он уже в больнице. Как стало ясно позже, трое обвиняемых в его смерти скрылись после того, как их статьи переквалифицировали на более мягкую [22]. Противники Сутуги говорили об этом так: «Был убит от рук тех, кого так активно защищал».

Помимо конфликтов на улицах, «бои» велись и в интернете. В период нулевых был популярен сайт для создания дневников LiveJournal, которым пользовались очень многие, в том числе и антифашисты со скинхедами. Со временем популяризации социальных сетей, споры переходили и туда. Но помимо простых споров, были и более серьёзные события. Например, взломы сайтов. Так, антифа взломали сайт NS Portal в 2006-м году ко Дню победы. Организаторы сообщали о том, что они занимаются этим уже три года, за это время атаковали около 30 сайтов скинхедов. А в декабре 2005-го года сторонники организации Славянский Союз взломали некоторые сайты оппонентов: сайт Петербургского отделения партии «Союз правых сил», сайт политической партии «Евразийский союз» [10].

Хотя у них есть и то, что их объединяет. Их поместили в один ряд с некоторыми другими субкультурами, которые признали опасными в рамках слушаний в Государственной думе РФ в 2008-м году. Тогда обсуждалась концепция воспитания детей и защиты их нравственности. Помимо скинхедов и антифашистов, опасными посчитали следующие субкультуры: футбольных фанатов, эмо, готов, а также движение национал-большевиков [3, стр. 14], партия которых была признана вне закона ещё с 2005-го года [4].

Интернет сильно помог развитию субкультур. Он позволил виртуально объединить представителей субкультур среди разных городов, иногда из разных стран. Кроме того, интернет способствовал популяризации субкультур. Интернет помог субкультурам появиться и в небольших городах Российской Федерации. Примером может являться опрос в рамках исследования «Субкультурные практики молодёжи г. Саранска», проведённое в 2013-м году. 61% респондентов продемонстрировали обширные знания о молодёжных субкультурах, оставшиеся 39% в целом знали о них [29]. Учитывая, что Саранск является сравнительно небольшим городом с населением чуть более 300 тысяч человек, это очень неплохие результаты. Популярность тех или иных субкультур может зависеть и от региона. В начале 2010-х годов среди студентов Москвы, Санкт-Петербурга и Тюмени, была выявлена склонность к представителям субкультур, тесно связанных с музыкой; при этом, также практически полностью отсутствовал интерес к субкультурам, связанным со спортом. В то время как, например, среди жителей Волгограда наиболее были распространены реконструкторы-ролевики, готы, байкеры, металлисты и панки [28]. На момент 2014-го года в молодёжные субкультуры было вовлечено от 10% до 40% всей молодёжи Российской Федерации.

Конфликты между скинхедами и антифашистами были и в Белоруссии. Например, 4 ноября 2007-го года в Минске проходил марш против отмены социальных льгот. Тогда столкнулись анархисты и представители объединения «Белая воля». Они выкрикивали следующие лозунги: «Кровь!», «Смерть Либералам». Анархисты выкрикивали ответные лозунги. Массовая драка проходила на проезжей части. Сотрудников МВД в тот момент рядом не было, что и позволило инциденту произойти.

В 2010-м году была выпущена брошюра «Антифа: куда и зачем», которая принадлежит самим антифашистам. В ней отмечается то, что антифашистское движение зашло в тупик, а облик аполитичности «всё больше становится похожим на идеологию новых правых». Автор отмечает, что сборник выпущен для того, чтобы заполнить брешь слабой теоретической ориентации антифашизма. Самой главной мыслью первой статьи сборника, «Антифашизм: пустота теории и полнота действия», является утверждение о том, что антифашизму идеология не нужна, что она принесёт ему только вред, а само движение должно быть децентрализованным [11].

В публикации «9 мая — победа или память», которая также присутствует в сборнике, есть отрывок, в которым автор отождествляет СССР и Третий Рейх. Автор высказал своё отношение к советской армии и осудил её [11]. С недавнего времени отождествление СССР и Третьего Рейха, подобное тому, которое сделал автор, является запрещённым в Российской Федерации.

Некоторые журналисты с большим стажем отмечали сходство представителей антифа со скинхедами: в одежде, в выборе футбольных команд, в походы на концерты одних и тех же групп. Как пишет средство массовой информации «Коммерсантъ» в своём журнале «Огонёк», «наблюдатель никогда не догадается, кто из них — кто. Омоновские маски или марлевые повязки на лицах, пустые бутылки и горящие фальшфейеры в руках, одежда одних и тех же марок. Узнать, кто одержал в драке верх, можно лишь по кличу победившей стороны, добивающей ногами побежденных». В политике же есть теория подковы, под которой подразумевается, что ультралевые и ультраправые очень похожи друг на друга [12].

На самом деле, это ошибочное представление о двух субкультурах, которое сложилось из-за некомпетентности в вопросах субкультур. Музыкальные группы у них совершенно разные, у обеих субкультур имеются свои собственные группы. Что касается внешнего вида, то тут всё ещё проще, ведь бренды у обеих субкультур так же отличаются. Практически отличаются, бывают исключения в виде сравнительно нейтральных брендов. Тем более, что атрибутика на одежде так же разная. Что касается теории подковы, так эту теорию придумал центрист, который, естественно, был против «крайних» политических убеждений. Если левые и правые радикалы чем-то и похожи, так это методами, но никак не идеями в целом. Теория подковы является заблуждением, которое выискивает незначительные сходства.

Если вернутся к теме информационной вражды, то есть такие случаи, которые нельзя назвать именно противостоянием в интернете. Антифашисты и скинхеды собирали друг на друга информацию в виде адреса проживания, фотографий, другой важной информации. Делалось это для дальнейших грубых действий против своих оппонентов. У антифашистов, например, было несколько сайтов «Nazi Watch», где они публиковали информацию о скинхедах и футбольных фанатах. Фотографии собирались на различных встречах, акциях, концертах. Информация добывалась разными способами, в том числе с помощью взлома сайтов и аккаунтов в социальных сетях, на форумах.

Любое сотрудничество, а порой и нейтралитет, который проявляют других антифашисты по отношению к своим оппонентам, считался предательством и прислуживанием им. Некоторые из них пишут о том, что такое может происходить из-за желания получить «дешёвую популярность». Патриотизм же в понимании, как минимум, антифа-коммунистов, является «одной из форм национализма и используется для эксплуатации». Говоря об этом, они ссылаются на манифест коммунистической партии [13].

Антифашисты верят в угнетение женщин, расовых меньшинств, многие верят ещё и в существование гомофобии. Логотип антифа-движения появился ещё в первой половине 20-го века организацией «Рот Фронт». Сейчас он слегка модифицирован, как и сама идеология современных антифашистов. Антифа заявляют о нежелании сотрудничать с государственными органами, политическими партиями или силовыми структурами. Большинство антифашистов — студенты и ученик старших классов. Это объясняется наличием свободного времени, обязательств и характерной для молодёжи физической формы. Как считает один из антифашистов, большинство родителей представителей антифа-движения являются «обманутой советской интеллигенцией, сохранившей человеческое лицо во время перестройки и при этом оказавшейся почти на самом дне, потому большинство людей приходит в движение из-за обострённого чувства справедливости и жажды активного действия» [15].

Некоторые антифашисты считают, что антифашизму идеология необходима, так как, по их мнению, абстрактный аполитический антифашизм не приведёт ни к чему хорошему. Некоторые антифашисты, как и некоторые скинхеды, были вынуждены перебраться на Украину, так как находились в розыске в Российской Федерации [16].

Антифа, как и их оппоненты, нередко становились участниками скандалов. В марте 2008-го года антифашисты напали на православных людей, которые проводили акцию в поддержку Сербии. Пикет был санкционирован и проходил мирно. По окончанию пикета на его участников с криками «антифа!» напала группа из 15 человек, из-за чего были избиты несколько человек. Сопредседатель «Народного Собора» Олег Кассин назвал это террористическим актом и политической провокацией, совершённой экстремистами с целью устрашения [17]. Почти двумя годами ранее, в сентябре 2006-го года «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ)2 проводило пикет в поддержку жителей Кондопоги. Антифашисты в составе около 50-ти человек напали на пикетчиков, которых было около 30 человек. Один из участников пикета получил ножевое ранение, некоторые другие были избиты, включая случайных прохожих [18]. Помимо удара ножом, нападающие закидывали пикет бутылками. В ноябре 2009-го года толпа антифашистов напала на офис движения «Россия Молодая». В тот момент в штабе движения находилось около 15 человек, в основном девушки. Атаковали же здание не менее 70 человек с булыжниками и арматурой. Пострадал как сам офис, так и находившиеся рядом автомобили. Девушки задержали одного из нападавших [19]. В 2010-м году антифашисты напали на Союз писателей в Москве. Они закидывали здание Союза камнями и бросать в окна дымовые шашки и листовки [20].

Если говорить об их коллегах из других стран, так тут ситуация достаточно схожа. В ноябре 2021-го года в США группа антифашистов напала на женщин, которые решили пойти в баню. Случилось это из-за того, что извращенец решил быть вместе с ними в отделении бани. Антифа обвинили их в боязни трансвеститов и напали [23]. А уже в декабре того же года антифа угрожали отцу двоих детей, так же из США, который выступал против порнографии в школах. Она содержит не только порнографию, но и пропаганду гомосексуализма и схожих отклонений [24]. Антифа из Германии хотели устроить самосуд над Гербертом Валером, которого считали сторонником Третьего Рейха, несмотря на то, что прокуратура Касселя закрыло расследование против него ещё в 2020-м году [25].

Антифашисты — субкультура неоднородная. Здесь могут встречаться как радикальные автономные представители этой субкультуры, так и действующие на официальном уровне организации. Например, признанный иностранным агентом центр «СОВА». Если говорить про более радикальные, так это: «Народная Самооборона», «Автономное действие», «Революционное действие». Были и именно коммунистические движение, например, «Авангард Красной Молодёжи». Бывают ещё и организации, созданные правительством. Иногда к ним относятся национальные меньшинства, которые нападают на тех, кого посчитают фашистами [30].

Хотя антифашисты и заявляют своей целью борьбу с ксенофобией, иногда эта ксенофобия является выборочной, а именно только в отношении славян, в то время, как ксенофобия национальных меньшинств представителями антифа воспринимается положительно. Так, например, некоторые представители антифа сочувствовали группировке «Чёрные ястребы», которая несколько месяцев терроризировала студентов МГУ. Многие представители антифа оправдывали террористов: призвали дать «Ичкерии» независимость, «отпустить» её из состава РФ, оправдывали их действия, иной раз преуменьшали или игнорировали их террористические действия. Некоторые исследователи, вроде Сергея Беликова, говорят о поддержке данной субкультурой легализации наркотиков, а также о получении денег от этнических наркомафий. Также это движение считают маргинальным, желающим бунт ради бунта.

Характерной особенностью для антифашистов является привлекательность для наиболее старших групп, в связи с их жизнью при коммунистическом режиме [31], а также из-за высокого процента бедности среди населения. Так же антифа имеет больше потенциальных сторонников благодаря возможности привлекать в свои ряды представителей национальных меньшинств.

Что касается музыки, так антифашисты исполняют музыку в разных жанрах, в основном в жанрах: реп, oi!, панк-рок. Популярными иностранными исполнителями среди антифашистов являются: Los Fastidios, Non Servum, The Oppressed, Cockney Rejects, Angelic Upstarts. Наиболее популярными в Российской Федерации являются следующие исполнители: Distemper, Moscow Death Brigade, Бригадир, Ничего Хорошего, Политзек, Crowd Control, Razor Bois, The Dead President, Четверио, Tanzilit, La Vida Cuesta Libertades, Скамейка Запасных. Известные и многие другие группы: Проверочная Линейка, Военное Положение, Тед Качинский, 210, What We Feel, Klowns, No Heads, Working Boys, Колесо Дхармы, Красный горизонт, Судный день, Brom Brigade, Bystreet, Dirty Sounds, Excess, Fatum, Last Point, Restless, Wheel4x, Аскома, Двигатель Революции, Двадцатые.

Некоторые авторы относят к антифа-группам следующих исполнителей: Contra la Contra, Criminal State, Discharge, Monday Suicide, Бригадир, Свора, 210, What We Feel, Badwill, Проверочная Линейка, Людоед, Will to Win, Zoraki, Moscow Death Brigade, Городской Медведь [568].

Примечательной является антифашистская музыкальная группа «Злой Ой», созданная в Люберцах в 2005-м году, а распустившаяся уже в 2007-м. Помимо того, что это первая российская группа антифа-гомосексуалистов, они ещё и очень любят подражать националистам. Поют гомосексуальные песни о ненависти к женщинам и людям традиционной ориентации, а некоторым другим антифашистам, которым гомосексуализм не по душе, говорят, что это всё юмор. В частности, у группы есть песня, в названии которой содержится призыв убивать женщин, одноимённые призывы есть и в самом тексте песни, она входит в Список экстремистских материалов под номером 5149 [152]. Ещё в 2000-х годах, в период существования группы, у них должен был состояться концерт в Екатеринбурге. Они на него не приехали, поскольку испугались правых футбольных фанатов. После этого всячески критиковали организаторов, в ответ те обвинили их в трусости и несерьёзности. Такое событие дискредитировало антифашистов.

Но группа «Злой Oi» в своём роде не единственная. Есть и другая подобная группа, которая ведёт себя так, чтобы вызвать ажиотаж. Речь идёт о музыкальной антифа-группе «Warriors of Zion», что переводится как «Бойцы Сиона», хотя чаще используется перевод «Каратели Сиона». Была создана в 2006-м году, состояла из пользователей старого антифашистского форума. На момент 2022-го года группа ещё активна. Некоторые их песни также входят в Список экстремистских материалов [152].

В целом, к панк-группам, которые были далеки от политики, антифашисты относились негативно. Как и к панкам, которые не поддерживают антифашизм. Это прослеживается, например, в песне группы Четверио «Ты д-б». Хотя, несмотря на это, некоторые группы всё же пользуются популярностью у некоторых из представителей движения антифа. Например, данные группы: Пурген, Йорш, Terpincode.

Некоторые же музыкальные группы, напротив, можно назвать антифашистскими, хотя те либо об этом почти не говорят, либо не упоминают вовсе, хоть и являются ими. Примером может являться группа «Порнофильмы», основанная в 2008-м году в городе Дубна. В их музыке прослеживается полноценный анархо-коммунизм. В своём творчестве группа выражает негативное отношение к нынешнему российскому правительству, у них даже есть песня «Не доверяйте правительству!». К патриотизму группа относится с презрением, называя его «манипуляцией элиты наивным населением». Один из участников группы, Владимир Котляров, говорит о субкультурах следующее: «Недопонимание со стороны субкультурщиков — только одностороннее, оно связано с тем, что субкультура накладывает рамки на мышление человека», «Это усугубляется еще и тем, что сегодня в субкультурах много лишних людей. Среди антифашистов много латентных человеконенавистников и эгоистов. Среди панков много отвратительно себя ведущих людей, вставать в один ряд с которыми не хочется» [21]. Группа сильнее распространена среди лево-либералов и аполитичных людей, нежели среди антифашистов.

Несмотря на заявленные благие цели, антифа часто являются экстремистами. Какие-то призывают к революции, какие-то распространяют ненависть по отношению к тем, кого считают враждебными. От их действий страдали не только их оппоненты, но и посторонние люди. Например, в 2012-м году антифашисты убили студента Александра Дудина, нанеся ему несколько ударов ножом, в том числе в область сердца, после чего бросили умирать. Напали они на него и его друга потому, что те не оценили глупую шутку одного из антифашистов, который угрожал им пистолетом. Как выяснилось позже, один из антифашистов и вовсе торговал наркотиками. А в 2008-м году антифашист Сергей Капшунов напал с осколком бутылки на двух людей, которых посчитал нацистами. А в Москве антифа пробили голову студентке Полине Сидоровой за то, что она смотрела за конфликтом гопников со скинхедами [26]. Позже читатели сайта «Антифа» напишут, что она якобы прокричала «Sieg Heil», и что в неё «случайным образом попала пустая бутылка. Митинги должны разгоняться в любой цивилизованной стране» [27]. В июле 2022-го года произошла стрельба во время парада ко Дню независимости США, погибли 5 человек, 16 человек ранены [86]. Стрелок был членом антифа-движения, в Instagram, который относится к ныне признанной экстремистской организации Meta Platforms, публиковал символику антифа [414].

Для дискредитации скинхедов и русских националистов в целом антифа-движением были запущены различные «вбросы», представляющие собой недействительные мифы. Одним из наиболее популярных является старая якобы переписка между скинхедами из России и скинхедами из Германии. Начинается текст примерно следующим образом, иногда меняется: «Здравствуйте, дорогие немецкие скинхеды. Пишут вам русские скинхеды…». В ответ бритоголовые из России, согласно тексту, получают грубый ответ: «Здравствуйте, дорогие русские скинхеды… только вот про великую белую расу вы не завирайтесь. Потому что какая же вы белая раса?» [232]. Текст иногда переделывается, используясь как юмор либо как «троллинг» оппонентов в интернет-споре. Отрывок примера: «Здравствуйте, дорогие русские православные. Пишут вам среднеазиатские правоверные…» [231]. В найденных публикациях, претендующих на первоисточник, указывается приписка «по материалам Галины Мурсалиевой». Также текст опубликован на сайте с анекдотами, что ещё больше ставит под сомнение реальность данной переписки. Что ещё удивительнее, авторство на нём приписывают редактору из СМИ-иностранного агента «Новая газета» [230]. Третьим же источником оказалось СМИ «Газета», где автором является некто Валерий Панюшкин, корреспондент «Коммерсанта». Там он рассказывает историю о итальянце, а после приводит этот текст. Первоисточник он не указывает, а самих скинхедов зовёт то «скинхедами», то «скинхэдами» [233]. Вполне вероятно, что эта публикация не претендует на звание первоисточника, а является копированием текста той мифической Галины Мурсалиевой.

Есть и более серьёзные ложные мифы, как, например, миф, задевающий всю русскую нацию. В частности, миф гласит: «Никаких русских давно нет, все уже перемешались». Это действительно русофобский миф, который не может иметь под собой никаких оправданий. Подобные люди могут назвать Пушкина негром только потому, что у него была небольшая часть негроидного наследия. Можно ли считать человека, почти полностью русского этнически и абсолютно русского по мышлению негром? Нет. Русский антрополог Анатолий Богданов в своей работе 1878-го года «Антропологическая физиогномика» писал о том, что исторически у русских не одобрялись смешанные браки [234]. В 2008-м году в журнале «The American Journal of Human Genetics» была опубликована статья об исследовании русского генофонда, показавшая, что русский народ родственен другим славянам, жители северной части страны могут быть близкими с финно-уграми. Азиатского набора генов найдено в русских не было. Помимо этого, выяснилось, что даже татары больше похожи на европейцев, чем монголов. Их генофонд близок к русскому [235]. Что касается монгольского ига, оно не оккупировало русских земель. Здесь даже не было администрации монголов, почти не было монгольских гарнизонов [236]. То есть, никаких условий для смешения не было.

По мнению начальника Центра противодействия экстремизму по Республике Татарстан Галямова М. Н., антифа лишь прикрываются антифашистской идеологией, стараясь повлиять на чувства россиян, но сами не уступают по агрессивности своим врагам. Он считает, что некоторые их лозунги порой даже более радикальные [569]. Часть субкультуры антифа составляли неформалы и обычная молодёжь, которая по каким-либо причинам была согласна эпизодически участвовать в акциях антифа. Антифа в России были распространены лишь в крупных городах, в небольших городах и сельской местности их деятельность практически не велась. Главными центрами деятельности антифа были Москва и Санкт-Петербург. Помимо борьбы со скинхедами и националистами в целом, они поддерживали легализацию наркотических средств, легализацию половых девиаций, борьбу против институтов государства и общества, поддерживали насилие и вандализм [570]. Леворадикальные движения возникали ещё в СССР в период 1950—1980 годов, однако антифа представляют собой серьёзные изменения на фоне других леворадикальных групп. В частности, за основу берутся западные формы леворадикализма [571]. По данным некоторых исследований, субкультура антифа всё ещё активна на момент 2020-х годов, в частности, в городе Благовещенск [572].

В 2016-м году между антифа и сторонником национал-социализма произошла драка, которая вызвала немало шума. Тогда стало известно о появлении в Санкт-Петербурге объединения антифа под названием Red Guard Clan. Основными участниками были Эльмир «Мако» Макоев, «Карп», «Вуди». Им всем было от 16 до 18 лет. Они ловили школьников, которые ходили «не в той» одежде. Преимущественными местами их появления были торговые центры. Ими было создано сообщество в социальных сетях, в котором они публиковали видео со своей деятельностью. В ответ на появление этого объединения появилось другое — Nevograd Death Brigade, которое состояло уже из представителей правых взглядов [573].

Можно ли считать антифашистов искусственным движением, которое было создано правительством Российской Федерации для борьбы со скинхедами, как это себе представляют некоторые скинхеды? Это можно считать правдой только частично, прямо заявлять об этом неверно. Антифа являются весьма неконтролируемым движением, его вполне можно назвать сетью автономных объединений либо участников. Говорить о полноценной централизации либо о наличии лидеров, к которым прислушиваются все члены движения нельзя. Возможно, некоторые из них сотрудничали и с членами правительства, и с полицией, но это могло быть лишь отклонением от нормы. Государство имело движения вроде «Наших», которые были полностью подконтрольными и более многочисленными. Антифашисты же контролю не очень хотели поддаваться, нередко считая членов правительства своими оппонентами. Потому, в глазах общества антифа могли представлять собой ультралевых радикалов, которые ненамного лучше тех же скинхедов.

И антифа, и скинхеды, как и подобает всем политическим объединениям, вступающим в конфликт с другим или другими объединениями, стремились создать необходимый для них образ врага. Очень часто такой образ является гиперболизированным, нужным для создания негативного отношения к врагу. Этот образ служит оправданием своих идей для представителей таких движений. Действует это примерно так: «раз движение А является плохим, а мы, движение Б, против него выступаем, то мы являемся хорошими и нас следует поддерживать пока ещё нейтральным людям». Не следует требовать от какого-либо движения соблюдения объективности при обсуждении их оппонентов, поскольку создание образа врага имеет другие функции, создатели такого образа вряд ли пойдут на объективность, если речь идёт об успехе поддерживаемой ими идее. Конечно, некоторые движения либо создают себе образ объективности, либо действительно могут быть объективными, но такие случаи минимальны. В первом случае образ объективности убеждает массы в честности движения, второй случай же предназначен для интеллектуалов, чтобы вызвать у них симпатию к движению.

Можно сделать следующий общий вывод: антифа-движение является неоднозначным из-за своей децентрализованности, среди антифашистов есть люди маргинальные и радикальные, готовые прибегнуть к «крайним мерам», но при этом заявляющие о некой тяге к «равенству и братству». Подобное братство обычно возникает лишь в рамках данного движения, вне рамок никакого единства нет. Примером тому может быть убийство чеченцами антифашиста Алексея Сутуги. Другим примером — избиение кавказцами антифашиста Алексея Девотченко в 2012-м году за то, что у того была серьга в ухе. Оно и понятно, ведь кавказцы в основном негативно относятся к неформалам, антифа не являются исключением для них. А в 2015-м же году произошла массовая драка кавказцев и антифашистов. В общем и целом, антифа-движение является крайне сомнительным с точки зрения соблюдения своих же заявленных целей и идеалов, с точки зрения морали в том числе. Усугубляется это и тем, что антифа это обычно анархисты либо анархо-коммунисты, которые выступают за насильственную ликвидацию государства просто потому, что это государство. Но, всё же, нельзя отрицать, что не все антифашисты являются радикалами либо негативными людьми. Часть из них, которая проводит мирные акции на важные социальные темы и пропагандирует спорт и здоровый образ жизни, а не поддерживает легализацию наркотиков, можно считать наиболее положительной частью движения. Если бы оно состояло лишь из таких людей, то антифашисты имели бы куда более позитивную репутацию.

Скинхеды-антифа

Левые скинхеды крайне схожи с обычными представителями антифа-субкультуры. Что касается их убеждений, любимой музыки, планов, читаемой литературы и некоторых иных характеристик, так тут они могут быть практически идентичны. Больше всего они отличаются внешним видом. Главным же отличием от правых скинхедов являются красные шнурки, иногда красные ботинки. Так же существуют и бренды одежды, которые носят только антифа-скинхеды.

Некоторые бренды, такие как «Lonsdale», «Ben Sherman», «Lacoste», «Levi’s», «Burberry» и «Fred Perry», считаются относительно нейтральными, потому их носят как левые, так и правые скинхеды. Stone Island был преимущественно распространён среди правых футбольных фанатов, но иногда его носят и левые. В последние годы чаще стали носить те, кто ничего о данном бренде и о субкультурах и не знает вовсе. Наиболее популярным именно левым брендом является бренд «Class War», название которого переводится как «Классовая борьба».

Атрибутика субкультуры антифа

Сама субкультура скинхедов появилась во второй половине 1960-х годов в Великобритании. Изначально они не назывались скинхедами, само название было дано уже позже. Они появились как противостояние субкультуре хиппи, потому их причёски были «под ноль», в противоположность их оппонентам, а их музыка была более грубая и серьёзная. Изначально субкультура имела в себе представителей разных политических течений, то есть, были и левые скинхеды, и правые. Позже они уже разделились на правых и левых, правых было больше.

Антифа-скинхеды делятся на две основные группы: RASH (коммунисты и анархисты), SHARP (аполитичные). Существуют и другие. Например, «трады» — скинхеды, которые стремятся соответствовать изначальным идеям скинхедов, как они считают сами. RASH имеет свой символ: круг с тремя красными или белыми стрелами внутри, которые обозначают остроконечные знаки Марса. Отличительным знаком может являться символика анархизма, коммунизма, либо анархо-коммунизма. Возрастной состав: в среднем 16—25 лет. Было создано 1 января 1993-го года. SHARP-скинхеды имеют свой значок — логотип на основе Trojan Records, на котором изображён троянский шлем. Возрастной состав: в среднем 16—30 лет. Движение SHARP было создано в Нью-Йорке в 1987-м году. Если же правые скинхеды из музыкальных жанров любили RAC (Rock Against Communism — Рок Против Коммунизма), Oi!, панк-рок, то антифа-скинхеды любили регги, ска и другие жанры, которые «дальше» от скинхедов.

Когда-то у RASH существовал главный сайт — «RedSkins». На данный момент он не работает. На момент 2008-го года он имел следующие разделы: «видео», «графика», «культура», «музыка», «ссылки», «статьи» и другие. Примерно до 2013-го года сайт не обновлялся, в 2013-м году был разработан новый дизайн сайта. Хотя сайт был активным недолго, последние публикации были 2014-го года. Примерно в 2020-м году он перестал работать, а после домен сайта выставлен на продажу хостингом.

Существует миф о том, что скинхеды изначально придерживались лишь левых политических убеждений. Этот миф активно распространяют левые скинхеды с целью дискредитировать правых скинхедов. На самом деле, и левые и правые скинхеды постоянно спорили на тему того, кто из них был первым. Ответ находится где-то посередине: первыми были обе группы. Изначально субкультура скинхедов не ассоциировалась с какими-то конкретными политическими взглядами, но позже всё изменилось. Постепенно скинхеды разделились на левых и правых, что и вызвало конфликты между ними. Начали появляться заголовки вроде «Скинхед нападает на скинхеда».

Одним из главных аргументов в пользу того, что скинхеды изначально были левыми, является книга «Дух 69-го», написанная Маршаллом Джорджем. Книга была написана лишь в 1986-м году, затрагивает вторую половину 1970-х и первую 1980-х годов. В статье Джона Гофри, датируемой 6 сентября 1992-го года, под названием ««We’re proud but not prejudiced’: George Marshall is a skinhead who is trying to keep the cult alive in the face of its neo-nazi reputation. John godfrey met him» Джордж Маршалл признаёт, что написал книгу для продвижения идеи о том, что скинхеды изначально были левыми. В той же статье Джон Годфри говорит о том, что на тот момент Джорджу 26 лет [32]. То есть, он родился только в 1966-м году, а книга про 1969-й год. Издал он её в 20 лет. Так что, можно сказать о том, что данный аргумент не является значимым. Газета «Пакистанский наблюдатель» ещё в 1970-м году писала о том, что трое пакистанцев были доставлены в больницу после столкновения с бритоголовыми. Пакистанцам было предъявлено обвинение в хранении оружия, скинхедам были предъявлены обвинения в использовании бутылки и пневматического пистолета. Сообщалось об ещё одном нападении на другого пакистанца ранее. Автор статьи считает полицию бессильной в борьбе со скинхедами. В Эйлсбери 40—50 скинхедов прошли маршем по улице, угрожая пакистанцам, разбивая витрины магазинов [442]. Итальянская газета «l’Unità» в 1970-м году писала о том, что скинхеды и насилие — одно и то же. В газете написано о том, что банды бритоголовых действуют уже около года, численность представителей субкультуры сильно растёт [443]. В том же выпуске сообщается о том, что скинхеды восхищаются консервативным политиком Энохом Пауоллом с его «расистской, ксенофобской… кампанией». Скинхедов считают «детьми страха», которые вспоминают былое имперское господство и другие идеи, которые автор называет «реакцией, призванной воскресить вчерашний шовинизм» [444]. В статье «The Skinheads» газеты «Time» 1970-го года указывается следующее: «Люди с длинными волосами или в одежде в стиле хиппи — их особые враги, они вполне рады разгромить синагогу, китайское кафе или индийский ресторан». Помимо этого, указывается: «На прошлой неделе более 2000 пакистанцев прошли маршем по Даунинг-стрит №10 в знак протеста против нападений скинхедов, которых за последние недели насчитывалось более 50» [453]. Как ни странно, в английской версии Wikipedia эта статья указана как источник информации о том, что «избиения пакистанцев — случайны», «скинхеды не были связаны с организованным расистским политически движением» [454].

На странице «FAQ» сайт RASH Russia пишет следующее: «Скинхеды по отдельности всегда имели какие-то полит. убеждения, но, когда наци решили подмять всю субкультуру под себя, как ответ на это начали появляться сначала просто антифа-скины, а потом и красные скинхеды» [33] (в тексте заменены пунктуационные ошибки). То есть, во-первых, автор признаёт, что скинхеды имели разные политические убеждения, во-вторых пишет интересную подробность о том, что антифа-скинхеды появились как реакция на правых скинхедов.

В одном антифашистском сборнике приводится дискуссия между кем-то из библиотеки имени Кейта Шарпли, участником группы «Class War» из Великобритании и человеком, связанным с блогом «Борьба на три фронта». Человек, связанный с блогом говорит о том, что «Антирасистское Действие» появилось после того, как «в скинхедской тусовке произошёл крупный раскол между антирасистами и НС-скинхедами» [34].

Даже в музыке всё было аналогично. Первыми были как правые, так и левые исполнители. Были ещё, конечно же, и нейтральные группы. Первой правой Oi группой были «Skrewdriver», с их альбомом «All Skrewed Up». Альбом был выпущен в 1977-м году. Самой первой была группа «Cock Sparrer» с небольшим альбомом всего из 2-х песен «Runnin’ Riot». Группа была нейтральной, альбом так же вышел в 1977-м. Из левых первыми были: «Cockney Rejects», «Angelic Upstarts». Другой нейтральной группой были «Sham 69» [35].

В русскоязычном журнале «Ровесник» 1990-го года даётся следующая характеристика: «Впервые они появились в Лондоне в 1967 году. Сейчас они вновь активизировались, в том числе в Италии. Они — это молодые расисты, поборники насилия и болельщики-фанаты» [445]. В журнале «Огонёк» 1987-го года бритоголовые так же описываются как правые радикалы [446]. В заметке газеты «Аргументы и Факты» 1993-го года бритоголовые аналогично описываются как представители праворадикальных взглядов [494]. Возникает закономерный вопрос: если скинхеды — левые, то почему все считают их правыми, почему слышно в первую очередь о правых скинхедах, даже в те времена, когда они только зарождались? Имеющаяся информация вполне позволяет сделать вывод о том, что бритоголовые были изначально в основном правыми, а не левыми. Заявлять о том, что бритоголовые совсем никак не связаны с правыми взглядами, при том, что именно они и связаны с ними и их историей больше всего — абсурдно. Возможно, в какой-нибудь Японии они действительно появились как аполитичное движение, но японские бритоголовые имеют свою специфику — они появились как явление моды, нежели политизированная молодёжная субкультура. Как в Британии, так и в России антифа-скинхеды были скорее реакцией на НС-скинхедов.

Другим мифом является миф о том, что антифа-скинхедов в Британии и Российской Федерации больше, чем правых скинхедов. В распространении этого мифа виноваты, как антифа-скинхеды, так и некоторые коллеги автора данной монографии из числа социологов и экспертов по субкультурам. Это вовсе не так. Если говорить про Британию, то скинхеды там быстро стали ассоциироваться с правыми идеями. Даже известная книга «Дух 69-го. Библия скинхеда» была написана с целью изменить ситуацию, что уже подтверждает факт поражения антифа-скинхедов в плане численности. Если говорить о Российской Федерации, то скинхеды здесь, конечно же, ассоциируются с правыми идеями, о левых скинхедах почти никто и не слышал. Как у авторов из научной среды, так и у самих представителей леворадикальных и левых бритоголовых из Российской Федерации, описания левых бритоголовых весьма скудны и часто практически не отличаются. Про правых скинхедов же гораздо больше информации. В 2005-м году прогнозируемая численность скинхедов в Российской Федерации была от 50 до 70 тысяч, что опережает численность во всех других странах [36]. В 2017-м году психолог Римма Федяева говорила о том, что в РФ уже около 100 тысяч скинхедов [37]. Нельзя с этим согласиться, ведь с 2010-х годов численность скинхедов стабильно шла на спад, а сейчас на улицах их вообще практически не видно, чтоб их было около 100 тысяч. Скорее всего, Римма причисляет к скинхедам всех людей правых политических взглядов, потому некорректно причисляет к скинхедам их всех, но даже так это число скорее всего ложное.

Подобные заявления, не соответствующие действительности, тем более, звучащие абсурдно, разочаровывают своей некомпетентностью. Общая численность скинхедов на момент 2022-го года по всей РФ находится примерно на 5000-х человек, при самых позитивных изменениях в прогнозе подсчёта их будет не более 10000. Что касается антифа-скинхедов, то их, вероятно, несколько сотен по всей Российской Федерации, в идеале в пределах 1000 человек. Говоря про правых в целом, то их будет около 200 тысяч среди всех течений. Учитывая, что речь идёт про наиболее активных представителей, которые себя ассоциируют с каким-либо течением. Если говорить про людей близких к правым взглядов, но не ассоциирующих себя с ними, то тут слишком сложно дать оценку, но их явно будет более 1 миллиона человек. Предполагая численность интеллектуальных представителей правых идей, то есть тех, кто задаёт идеологию, то их, скорее всего, не более 1000 человек на данный момент. Добавив к ним условие того, что они ведут политическую активность в виде написания статей, создания видео и иную деятельность, то их будет, вероятно, около 500—700.

Вы, скорее всего, удивитесь таким оценкам. Быть может, даже отнесётесь к ним скептически. Потому стоит дать пояснение к этим цифрам. К скинхедам отнесены все люди, которые так или иначе стараются быть ими, выглядят как представители субкультуры. К правым были отнесены именно те, кто лишь относит к себя той или иной правой политической группе, а не абсолютно преданных людей. К людям близких взглядов можно отнести и достаточно далёких от правых идей, но не совсем, из-за чего и выходит такая оценка. Увидев число интеллектуальных представителей правых идей, вам может показаться, что это крайне мало, но нет, видите ли, критерии, по которым оценивается число интеллигенции правых идей, достаточно суровы, потому отбрасывают многих людей. Если же говорить про левые идеи, то там представителей не будет больше.

По некоторой информации, организация скинхедов-коммунистов и скинхедов-анархистов (RASH) была основана 1 января 1993-го года в Нью-Йорке. Однако, объединение левых радикалов «Revolution Times» почему-то сообщает о создании RASH и их издания в 1995-м году. Представитель этого объединения также сообщает о том, что в Германии скинхедов видят прежде всего, как национал-социалистов [447]. Появление движения SHARP датировано 1987-м годом. Примечательно, что огромное множество сайтов скинхедов-антифашистов (и не только) тиражирует один и тот же текст об истории бритоголовых [448—451]. При этом, указаний источников информации или каких-либо подтверждений не предоставлено, что вызывает сомнения в этой летописи левых бритоголовых.

Известно, что SHARP придумали прозвище «бонхеды» для правых бритоголовых, что переводится как «болваны», для того, чтобы высмеивать их [452]. На самом деле движение SHARP было основано в 1986-м году в Нью-Йорке скинхедом по имени Маркус, когда Skrewdriver records начали импортироваться в США [455], но речь идёт именно об американском отделении, поскольку Маркус создал SHARP несколькими годами ранее. В 1987-м году была создана именно первая группа SHARP-скинхедов [456, с. 69—70].

Наиболее известным антифа-скинхедом в России можно считать Ивана «Костолома» Хуторского, который был убит правыми скинхедами в 2009-м году. Про него был создан документальный фильм «Иван. В память о нашем друге», в создании которого приняли участие музыкальные группы Наив, Тараканы!, Distemper, Stage Bottles, What We Feel и другие. Изначально он был панком, но после агрессии со стороны гопников и правых бритоголовых решил стать антифа-скинхедом [566]. По некоторой информации, о нём также готовилась книга, однако сейчас её до сих пор нет [567]. Сам он считал себя частью RASH-скинхедов. В детстве он любил играть в футбол, бадминтон и настольный теннис. Своё детство он считает хорошим. Стал панком под влиянием круга общения. У его брата была своя музыкальная группа, однако позже он отошёл от политики. Занимался самбо и армрестлингом. Родители положительно относились к его деятельности. Он считал антифа-субкультуру ключевой в борьбе со скинхедами, поскольку, по его мнению, милиционеры положительно относились к националистам, а само российское общество он считал равнодушным. Он был против убийств. В 2008-м году он был в Германии и по увиденному сделал вывод, что и там всё не так гладко с деятельностью антифа [579].

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Злая Россия. Радикальная российская молодёжь» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Примечание от издателя: «Движение против нелегальной иммиграции» запрещено на территории РФ

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я