Денис Ермилов – специалист с более чем 15-летним стажем работы в области информационных технологий и банковского дела, управляет практикой консалтинга в сфере создания платежных систем для крупных финтех-бизнесов в компании – разработчике программного обеспечения. Прочитав эту книгу, вы получите исчерпывающие знания о том, как сделать банк цифровым, какие существуют цифровые экосистемы банков и как они реализуются, как найти лучшие кадры, создать условия для развития и выйти на новый уровень.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Digital bank: настольная книга по цифровизации финансовой отрасли. Как создать банк будущего и преуспеть в цифровую эпоху предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Новый мир. Слияние технологий и эпоха профессионалов-технократов
Знаменитый американский мыслитель и ученый XX века Дэниел Белл, известный, в том числе, благодаря термину, который придумал сам, «постиндустриальное общество», предвидел развитие информационных технологий в грядущем веке и появление на основе телекоммуникаций новой социальной структуры, которая преобразит общественные отношения, коммерческие операции, способы создания и распространения знаний, природу и структуру рабочей силы.
Под постиндустриальным обществом Белл подразумевал макроэкономические и социальные сдвиги в глобальной экономической структуре, влияющие на масштаб промышленной революции. Его теория в контексте развития экономической цивилизации выделяет три основные эпохи: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество.
Доиндустриальное общество представляет собой процесс состязания c природой. Данный социальный порядок был основан на неквалифицированном ручном труде в основном в сырьевых отраслях, где деятельность человека практически полностью зависела от природных явлений. Доиндустриальные общества представляют собой традиционные аграрные структуры, в основу которых положены цикличность и авторитет, что влияло на продуктивность. В доиндустриальных обществах власть тождественна контролю над ограниченными ресурсами, в первую очередь землей. Самыми влиятельными людьми являлись землевладельцы и военные. Ферма или плантация становились экономическими объектами. Способом осуществления власти был прямой силовой контроль. Власть достигалась наследованием или военным захватом.
Ему на смену пришло индустриальное общество, в котором на смену добыче ресурсов пришло производство, где ведущую роль уже занимают механизмы, для которых необходим капитал, а также координация различных сфер деятельности, чтобы преобразовать природные ресурсы. Для индустриальных обществ главной экономической единицей является уже не человек, а компания, где основная сила сосредоточена в руках ее руководителя. Власть достигается уже наследованием, патронажем и образованием, а способом осуществления власти становится косвенное влияние компаний на политику, что достигается балансом собственности, политического авторитета и технических навыков.
В основе постиндустриального общества ведущую роль играет уже информация, а не мускульная сила или механическая энергия. «Если индустриальное общество определяется через количество товаров, обозначающее уровень жизни, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым услугами и удобствами, доступными для каждого: медициной, образованием, отдыхом и культурой». Главный элемент такого общества — работник умственного труда, профессионал, обладающий навыками, необходимыми в постиндустриальном обществе, что создает научный потенциал страны и образует интеллектуальную элиту.
Ведущую роль приобретают образовательные учреждения, ученые и исследователи, поскольку главным ресурсом постиндустриального общества становится информация, которая превращается в денежный эквивалент. Чем обширнее, точнее и актуальнее сведения, тем больше власть. Исследователи и ученые, в том числе специалисты в сфере информационных технологий, становятся ключевыми игроками. Классовая структура определяется техническими навыками и уровнем образования, что открывает доступ к власти.
Так, Белл проследил эволюцию американской экономики, начиная от доиндустриального аграрного общества 1900 года через индустриальное общество середины века и заканчивая постиндустриальным обществом 1970 года. Он подкрепил свою теорию анализом структуры рабочей силы в США, который показал устойчивое сокращение числа фермеров и подсобных рабочих. Если в 1900 году их доля в общей численности работников составляла 50%, то к 1970 году этот показатель снизился до 9,3%.
Белл отметил рост числа белых воротничков, то есть работников сферы услуг, с 17,6% в 1900 году до 46,7% в 1970 году. Анализ также показал увеличение числа работников информационной сферы c 7% в 1860 году до 51,3% в 1980 году. В знаниях и информации стали заключаться основные ценности постиндустриальной эпохи. Белл писал: «Под информацией я подразумеваю обработку данных в широком смысле слова. Хранение, сбор и обработка данных становятся источником всех видов обмена, осуществляемых в экономике и обществе. К информации относятся:
1) документация: платежные ведомости, данные о государственных пособиях (например, социальное обеспечение), банковские расчеты и тому подобное, а также планирование: бронирование авиабилетов, производственные графики, анализ запасов, информация об ассортименте товаров и т. д.;
2) базы данных: характеристик населения по данным переписей, рыночных исследований, результатов изучения общественного мнения, данных по выборам и т. д.»
Информационная эпоха, которую предвидел Белл, уже наступила. Мы уже видим во главе новую элиту профессионалов-технократов. Состоятельных капиталистов вскоре совершенно вытеснят с ведущих ролей ученые, инженеры и программисты, без которых невозможно в настоящем мире вершить экономику. Коммуникативные технологии, как продолжение восприятия и знаний, расширили человеческое сознание, слияние технологий открыло информационную эпоху.
Вспомните, как в XIX веке и первой половине XX столетия главными средствами обмена информацией были книги, газеты, журналы и библиотеки, но уже во второй половине XX века их вытеснили радио, телевидение и кабельные технологии — закодированные сигналы, передаваемые по радиоволнам или проводам. Слияние этих технологий, а также появление компьютера стало зарождением информационной эпохи, в которой мы уже живем и работаем, когда трудно представить себе любую часть жизни без информационных технологий, например, мобильной связи.
Следует выделить пять структурных перемен, запустивших информационную эпоху.
1. Слияние телефонных и компьютерных коммуникаций.
2. Замена бумажных документооборота электронным, что дало ход электронному банкингу, электронной почте, электронной передаче новостных сообщений в самые дальние уголки мира.
3. Повсеместное распространение телевидения за счет развития сетевых технологий, обеспечивающих мгновенный доступ к информации. Это привело к появлению множества специализированных каналов и услуг.
4. Появление компьютерных баз данных — главного централизованного агрегатора знаний и информации в мире. Эта технология позволила проводить удаленные групповые исследования и обеспечила мгновенный доступ к домам, библиотекам и офисам.
5. Серьезное расширение образовательной системы благодаря обучению с помощью компьютеров практически по любому предмету. Удаленное обучение стало доступным во всем мире.
Для нас являются обычными вещами те, которые еще 50 лет назад большинству казались фантастикой — интернет, электронная почта, кабельное и спутниковое телевидение, поисковые системы, технологии баз данных, индустрия корпоративного программного обеспечения, искусственный интеллект.
Белла можно назвать провидцем хода развития истории. Он ожидал появление новой сферы бронирования, характерной для информационной эпохи: «Эта „индустрия“ продает свои услуги авиа — и железнодорожным компаниям, отелям, театрам и конторам по аренде автомобилей через компьютерные сети данных… Если некая фирма создаст эффективную сеть бронирования… она сможет продавать ее различным компаниям». Сегодня, в первой трети XXI века, прогнозы Белла покажутся очевидными. Поразительно, что будущее предугадал человек, живший полвека назад, в период стагнации и войн, когда экономикой управляли General Motors, Exxon, Ford Motor Company и General Electric.
Прибыль Exxon составляла 1/10 от ее текущей прибыли. Только что изобрели процессор Intel 4004, выполнявший только автоматическое сложение, вычитание и другие простые математические операции. The Home Brew Computer Club — группа, которая позже повлияла на создание персонального компьютера, провела первую встречу спустя два года после публикации книги Белла. Громких имен того времени в сфере информационных технологий — Control Data, Data General, Sperry сегодня не существует. Эта отрасль только зарождалась.
В современном мире мы наблюдаем новое слияние технологий — облачных вычислений, big data, ИИ и IoT. Их взаимодействие позволит нам создавать приложения, недоступные еще 25 лет назад. Теперь мы можем разрабатывать механизмы прогнозирования. В этом смысл продолжающейся цифровой трансформации, которая в будущем еще принесет много нового и интересного.
Давайте рассмотрим теперь историю развития банковской сферы. На протяжении пяти веков в основе работы розничных банков лежал оборот наличных денег. За полвека эта модель переместилась в сторону электронного оборота, который, казалось бы, достиг зрелости, работает и уже прошел проверку.
Но, к сожалению, большинство банков застряли в XX веке. Сейчас самое время для них — перевернуть свою модель с ног на голову и сконцентрироваться на электронных платформах, где наличный денежный оборот уже занимает мизерную часть.
Новое поколение, которое выросло с интернетом, для них он — неотъемлемая часть жизни. Они не думают об интернете — они просто живут своей жизнью, в которую естественным образом встроены мобильность, интерактивность и различные цифровые каналы коммуникации. Они поэтому даже не думают о банковских отделениях, колл-центрах, интернете и т. п. — для них это просто жизнь. Старшее поколение также свободно пользуется новейшими интернет-технологиями, хотя в памяти еще и прежние времена, когда их не было.
Именно этого розничные банки часто и не понимают, когда ими управляют те, кто из памяти не может стереть прежние методы работы, которые, в буквальном смысле, не понимают цифрового образа жизни и остаются в прошлом.
Например, исторически сложилось, что розничные банки имели разветвленную сеть отделений. Затем, в 1970-х, они внедрили банкоматы, в 1980-х — колл-центры, в 1990-х — интернет, и теперь, в 2000-х, внедряют мобильные технологии. Каждый из этих каналов ложится, как еще один слой, на основание банковской модели — сеть отделений.
Именно поэтому банки рассуждают о мультиканальных стратегиях, с помощью которых надеются соединить колл-центры с интернет-обслуживанием. Они пытаются наладить взаимодействие между мобильным обслуживанием и обслуживанием по телефону, тратят средства на CRM-системы, чтобы обеспечить согласованность при обслуживании в офисе и через интернет.
Однако, суть заключается в другом — у банков есть только один канал обслуживания. У них нет никакой мультиканальности: колл-центров, интернет-обслуживания, мобильного обслуживания и т. д. У банков существует единственный канал обслуживания — электронный, который является общим знаменателем и обеспечивает платформу для всех остальных точек взаимодействия: мобильной, по телефону, через интернет, в отделениях.
Электронный канал обслуживания, основанный на интернет-технологиях, и есть отделение банка. В этом суть перемен: банкам нужно перестать думать о каналах обслуживания клиентов и понять, что все они теперь ориентированы на цифровые технологии. Колл-центры, банкоматы, отделения, интернет-банкинг, мобильный банкинг и т. д. — всё теперь цифровое, следовательно, банк тоже стал цифровым и опираться должен именно на цифровую платформу, которая проникает в каждую клетку банковского организма.
Очевидно, что история не повторяется, но она имеет и некие закономерности, которые проявляются во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому, чтобы не оказаться за колесом истории, а идти всегда в ногу с ней, важно уметь распознать паттерны в менеджменте. Другими словами, нужно научиться преодолеть трудности и выявить закономерности, характерные и для других ситуаций.
Принимая во внимание исторический контекст развития нашей цивилизации стоит отметить, что сначала она развивалась медленно и непрерывно накапливала лучшие качества в течение долгого времени. После этого происходил скачок, а затем продолжался период эволюционного равновесия. То же самое можно наблюдать в развитии бизнеса. Там тоже происходят скачки эволюции: массовое вымирание корпораций и зарождение новых типов компаний после длительного их пребывания на рынке.
Вместе с тем, масштабы и последствия этих перемен изменяются, показывая неравномерность периодов. Неравномерность, спровоцированная разрывами, остается нормой. Однако, вспышки эволюционного развития происходят все чаще и прежде всего в стремительно меняющемся на наших глазах инновационном сегменте.
Цифровая революция уже свершилась, поскольку больше половины жителей планеты являются пользователями интернета и нет ни одной отрасли, которая осталась бы в стороне.
Правильное понимание инновационных трендов и их значения для будущего развития и существования финансовых учреждений уже является необходимостью для устойчивости и получения финансовой выгоды.
Появление цифровых игроков уже изменило облик финансовой отрасли, и эти изменения будут только набирать скорость и расширяться, как стремительно меняющийся мир вокруг нас
Традиционные финансовые учреждения характеризуются рядом существенных недостатков. В основе этих недостатков лежит приоритет программ, с помощью которых эти учреждения пытаются «оставаться на плаву». Практически во всех традиционных финансовых учреждениях на первое место ставятся программы по сокращению затрат.
Однако, обслуживание вкладов постепенно становится убыточным, а клиенты все неохотнее готовы вообще платить за обслуживание счетов, а также другие сервисные услуги, поскольку видят более доступные виды аналогичных услуг, но в ином — цифровом формате.
Устаревшие взгляды демонстрируют фундаментальный изъян в логике функционирования банка, потому что многие банки до сих пор наследуют сложную многослойную структуру. Они были построены, исходя из модели наличного денежного оборота, в то время как электронные каналы обслуживания накладывались сверху.
Тем не менее, сегодня, и в особенности завтра, большинством становятся представители поколения новой генерации, которые не представляют себя без инноваций и не тратят время на пересчет денег и посещение офисов банка, а, следовательно, выбирают те учреждения, которые предоставляют им такие услуги.
Цифровизация открывает новые широкие возможности для всех видов деятельности, и финансовая сфера не является исключением.
На таком фоне финтех-компании и играют мускулами перед банками. Они работают быстрее, предлагают более дешевые услуги и активнее внедряют инновации. К тому же их деятельность подвержена менее жесткой бюрократизации и регулированию, что ведет к экономии времени для клиентов, которым нет необходимости даже посещать офис во многих случаях.
Наглядным примером эффективности этой стратегии может служить крупнейший в мире онлайн-банк Тинькофф Банк, обслуживающий более восьми миллионов клиентов, а это 6% населения России, а если брать взрослое население, то каждый десятый житель.
Данный банк сделал ставку на полностью цифровую модель работы с клиентами через мобильное приложение, сайт и чат. При этом физические отделения банка отсутствуют, что снижает затраты по сравнению с традиционными банками, которые в любом случае не смогут снизить свои затраты в большей степени. Сам Тинькофф Банк называет себя технологической компанией с банковской лицензией, поскольку у него сильнейшие собственные компетенции в управлении финансовыми продуктами, дизайном, ИТ-разработках и аналитике данных.
Следует отметить, что стоимость банка оценивается в несколько собственных капиталов.
Какая же участь ждет банки, построенные на основе наличного денежного оборота, по мере того как это цифровое поколение все растет?
Даже самые успешные традиционные банки оцениваются незначительно выше своего капитала.
Настало время перевернуть все с ног на голову и начать рассматривать банк как электронную структуру. Настало время признать, что розничный банк — это не модель с наличным денежным оборотом в основе и электронным оборотом сверху. Наоборот: электронный оборот является главным, а наличный — дополнительным. Настало время становиться цифровым банком.
Это означает, что мы всё начинаем заново. Как бы вы сегодня стали строить банк, если цифровая сеть — это его основа, а колл-центры, интернет-банкинг, мобильный банкинг и отделения — всего лишь вспомогательное дополнение к цифровому фундаменту? Где бы вы поместили отделения и как их спроектировали в этом случае? Как и кого наняли бы на работу, если ключевое отличие банка — его цифровое основание, а не сеть отделений?
Любой банк должен воспринимать не только существующую реальность, но и смотреть в будущее. История не вернется обратно и общество будет прогрессировать, а не регрессировать. Не стоит рассчитывать на слабую конкуренцию, существующую устаревшую структуру и устаревшее мышление.
Финтех-компании уже сейчас предлагают своим клиентам совершенно новые продукты, поднимая уровень конкуренции в сфере банковской розницы, где заметно вытеснение традиционной банковской сферы, не успевающей за новыми инновациями и меняющимися предпочтениями клиентов.
В качестве примера можно привести использование смартфонов при совершении мобильных транзакций, которое в кратчайшее время изменило кардинально подход к этому финансовому продукту, но еще несколько лет назад консервативные банкиры этому бы не поверили.
Инвесторам нравятся финансовые стартапы, и на их развитие выделяются огромные средства, что объясняется привлекательной доходностью и освоением новых сегментов рынка.
В современном мире, где приоритетом являются низкие процентные ставки, все участники рынка, в том числе и традиционные банки, активно ищут новые бизнес-модели, но финтех-компании опережают других игроков. По прогнозам многих специалистов, если банки не перестроятся в сфере цифровых технологий, то потеряют около трети своей прибыли. И это несмотря на то, что крупный бизнес остается пока вне сферы деятельности финтех-компаний, поскольку при работе с крупными корпоративными клиентами существуют определенные потребности, а также ограничения.
Однако, нельзя со страхом относиться к цифровым технологиям, которые уже являются неотъемлемой реальностью. Эти технологии необходимо воспринимать не как угрозу, а как путь к новым возможностям. Имеющийся опыт их применения следует учитывать и применять новые знания к собственным процессам, поскольку за этим будущее, а не только сохранение нынешних позиций.
Начинайте воспринимать банк как цифровую сеть, лежащую в его основе, со слоями дистрибуции и отделениями поверх этой основы. Настало время меняться.
Прежде всего необходимо сосредоточить свое внимание на имеющихся преимуществах, чтобы правильно использовать открывающиеся возможности. Банки уже обладают широкой клиентской базой и им нет необходимости искать свою клиентуру, как новым финтех-компаниям. Более того, у банков имеется определенный набор финансовых продуктов и наработанный имидж, и доверие. Имеющиеся отделения также можно с пользой перепрофилировать, использовав их преимущества с помощью новых концепций и технологий, по крайней мере персонифицировав обслуживание.
Кроме того, огромный объем накопленной информации, начиная от клиентских транзакций и заканчивая реакцией клиентов на изменения процентных ставок, можно систематизировать и проанализировать с помощью разработанных программ для использования полученных результатов при прогнозировании будущей деятельности и своевременного реагирования на возникающие изменения.
Только с помощью углубленной аналитики возможно предвидеть изменения в потребностях своих клиентов и более целенаправленно и своевременно обращаться к конкретным категориям с персонифицированными предложениями инвестиционных продуктов, пока они наиболее актуальны.
Это также создает огромное преимущество и при оценке кредитных рисков, и при формировании новых продуктов, в целом формируя внутри себя информационно-аналитический центр.
Отправной точкой при разработке банка нового поколения должны стать клиенты и сотрудники. Далее необходимо понять, как, используя цифровые ресурсы, оптимальным образом выстроить процессы и создать организационную структуру, чтобы получить и удержать этих клиентов и сотрудников. И уже только после этого банку необходимо решить, как в новую цифровую структуру впишутся традиционные офисы и отделения, чтобы обеспечить поддержку физической составляющей организационной структуры, которая будет надстроена над цифровой сетью.
Банки, начинающие с чистого листа, могли бы справиться со всем этим блестяще. Банки, которые начинали с физической инфраструктуры годы назад, должны найти способ соединить эти два мира. Они сумеют сделать это, переоснастив имеющиеся основы, которые хотят сохранить, с учетом их новой цифровой архитектуры.
Безусловно, это нелегкий и долгий путь, который необходимо пройти традиционным банкам, прежде чем из консервативных финансовых организаций они превратятся в цифровые платформы и экосистемы, которые будут привлекать и быть способными удовлетворять запросы клиентов в принятии повседневных решений, получая за это комиссионные от компаний-партнеров, превращая часть конкурентов в своих партнеров.
Наиболее важный момент — создание цифровой архитектуры. Что это означает на практике?
Для этого необходимо определить цели компании с учетом происходящих в мире процессов цифрового развития, а также степень важности цифровизации для достижения этих целей.
Далее необходимо понять, исходя из поставленных целей, что требует изменения: определенные аспекты конкретных функций, организационная модель, разработка финансовых продуктов, маркетинг либо что-то иное, а может быть и несколько направлений.
После этого требуется выбрать методы организации цифровой трансформации, преобразования структур, процессов работы.
Банки должны признать, что они находились вне цифрового процесса и теперь должны перестроиться.
При этом банкам совершенно не обязательно полагаться лишь на собственные силы и возможности, особенно в части решения технических вопросов, от которых они далеки. Гораздо целесообразнее и эффективнее к решению этих вопросов привлечь в той или иной степени финтех-компании, в том числе вступив в альянс.
Например, лондонский банк Metro Bank заключил взаимовыгодное соглашение с финансово-технологической компанией Zopa (британская компания, предоставляющая финансовые услуги, которая предлагает депозитные счета, потребительские кредиты и кредитные карты. Она начинала как первая в мире компания по одноранговому кредитованию в 2005 году). В наступивший период низких процентных ставок этот банк с большими трудностями мог инвестировать средства клиентских вкладов, находясь на грани рентабельности. В это же время, у цифровой платформы взаимного кредитования Zopa были объемы заявок на кредиты, которые превышали возможности частных инвесторов. В результате соглашения Metro Bank получил возможность предоставлять через платформу Zopa кредиты и получать с них проценты, приносящие прибыль, а цифровая платформа увеличила количество обслуживаемых клиентов, благодаря чему увеличила прибыль. Таким образом, обе стороны оказались в выигрыше.
Еще более тесное сотрудничество возможно организовать посредством участия в капитале. Примером этого может служить известная банковская группа Credit Suisse, которая выгодно приобрела 10% акций цифровой платформы взаимного кредитования Prosper.
Еще дальше пошел в стремлении к цифровому будущему испанский банк Banko Bilbao, имеющий 150-летнюю историю существования. Этот банк приобрел целый ряд финтех-компаний. Благодаря этому он взял под контроль кредитование через интернет малых и средних предприятий, клиентов онлайн-банка, предпочитающих работу с банком через мобильные устройства, а также стартап, специализирующийся на обработке больших массивов информации.
Как любой цифровой бизнес, банкинг можно разложить на биты и байты, но, что более существенно, любой банк можно рассматривать как три цифровых бизнеса в одном.
Банк — производитель банковских продуктов, исполнитель транзакций и продавец услуг. В данном контексте перевод банковского дела в цифровую форму более интересен с точки зрения стратегии. Прежде всего банковские продукты раскладываются на составляющие. Каждый банковский продукт может быть разобран до мельчайшей общей составляющей, а затем реконструирован в новые структурные формы различного применения.
Такой компонентный подход требует, чтобы каждая банковская услуга была представлена в форме элементарных базовых виджетов, или объектов, если хотите, и предложена клиенту, который скомпонует их так, как сочтет нужным. Иными словами, вместо набора готовых банковских продуктов клиенту могут быть предложены отдельные их компоненты в виде приложений. Клиент складывает их в соответствии со своими потребностями, что для него более действенно, чем реклама готового продукта, который может частично в чем-то не подходить конкретному клиенту.
Переходя к использованию банковских продуктов, стоит опираться на подход к ним, как к комплексу виджетов, и представлять, как продукт с открытым исходным кодом. Использование открытого кода стало повсеместным и многое изменило, начиная с того, как функционируют операционные системы, например, Linux, и заканчивая тем, как Google добивается всеохватывающего проникновения.
Усвоив преимущества открытого исходного кода, компания PayPal запустила свой Х-сервис для разработчиков, позволяющий использовать обработку данных PayPal через API (Application Programming Interface, интерфейс доступа к приложению). API дает возможность каждому встраивать функционал PayPal в собственные системы и в соответствии с подходом «банковские продукты как приложения» интегрировать PayPal в любой необходимый код и процесс.
В результате актуальность сервисов PayPal возросла в одночасье, что подвигло Citibank последовать примеру и объявить на международном семинаре по банковским операциям SIBOS 2013 о том, что сервисы Citi будут предложены в виде API. Иными словами, весь банковский процессинг — всего лишь система с открытым исходным кодом, предложенная всем желающим для встраивания в свои продукты посредством API.
Нельзя не заметить, что и взаимоотношения с клиентами также претерпели изменения. Изначально это были человеческие отношения «один к одному», затем — удаленные «один ко многим», сейчас это снова отношения «один к одному» в цифровой форме.
Здесь на первый план выходит технология Big Data, поскольку теперь мы пытаемся удаленно управлять взаимоотношениями с помощью массовой персонализации. Последняя достигается только за счет контекстно зависимого обслуживания любого и каждого клиента там, где это уместно. Это означает, что нам необходимо, с его разрешения, проанализировать содержание клиентских данных, чтобы определить, какие контекстно зависимые услуги ему могут понадобиться.
Примером использования контекстных предложений в финансовой сфере является Google Wallet. Изучая ваши цифровые следы с помощью анализа Big Data, вам можно предложить интуитивное обслуживание, актуальное для каждого момента вашей жизни.
Представьте, например, что Google отслеживает ваши поиски в интернете нового плазменного телевизора, и, проходя мимо соответствующего магазина, вы получаете скидку на ту модель, на изучение которой потратили больше всего времени в сети. Впрочем, это предложение актуально только в течение часа и только пока вы находитесь поблизости от магазина электроники.
Это новая дополненная реальность подробных знаний о клиенте, полученная с помощью Big Data. Предложение банковских услуг будет основываться на конкурентоспособных методах дифференциации потребителей при анализе больших объемов данных, обеспечивающих массовую персонализацию.
В итоге перевод банковского бизнеса в цифровую форму становится мейнстримом. Весь потенциал банка реализуется в цифровой структуре, банковские продукты примут вид приложений, доступ к обработке данных будет осуществляться с помощью API, а предложение услуг станет контекстно зависимым, мобильным и будет осуществляться в данный конкретный момент.
Учитывая сказанное, что произойдет с традиционной структурой банков, когда все станет цифровым? Это станет самой большой проблемой.
Вместе с тем, приведенные выше примеры свидетельствуют об определенных преимуществах традиционных банков, которые необходимо использовать. У этих банков нет дефицита капиталов, а присутствует его нерациональное использование и применение.
Поэтому, вопреки постоянному сетованию по поводу отсутствия капитала, что не принесет пользы, стоит поторопиться с рассмотрением интересных идей и привлечением современных квалифицированных специалистов для выгодного вложения капиталов.
Не так прост путь к цифровому будущему, как проста покупка финтех-компаний. Чтобы добиться успеха, финансовые учреждения и их сотрудники должны изменить свой менталитет подхода к работе и выработать такие принципы работы, которые будут удовлетворять новое поколение.
Так, для всех финтех-компаний основным принципом работы является приоритет клиентских потребностей и учет клиентского опыта при проведении каждой транзакции.
Цифровую трансформацию можно одновременно признать и спринтерским рывком, и марафоном. В стремительно меняющемся мире сотрудникам необходимо развивать новые профессиональные навыки, быстро адаптируясь к новым веяниям. В тоже время необходима готовность к быстрому принятию решений относительно смелых продуктов. Только сочетание нацеленности и гибкости может открыть безграничные перспективы и возможности цифрового мира.
Факты свидетельствуют о том, что мы находимся на пике эволюционного разрыва в быстро меняющейся среде.
Об этом можно судить, например, по тем кардинальным сдвигам в автомобилестроении — с тех пор как первый автомобиль заменил гужевой транспорт, общее строение автомобилей практически не менялось в отличие от их начинки. Также об этом свидетельствует развитие беспроводной связи — после появления первого средства беспроводной телекоммуникации пейджера, всего через 25 лет пейджеры и стационарные телефоны уступили место мобильным телефонам.
Более того, высокоскоростная беспроводная связь и сенсорные экраны, а также увеличение мощности процессоров дали начало первым «веб-телефонам», а в XXI веке — миллиардам смартфонов. Мы наблюдали экономическое «видообразование» на примере Motorola, Nokia. В свое время каждая из этих компаний была лидером. Когда в 2007 году Apple представила iPhone, индустрия мобильных телефонов полностью изменилась. Следующее десятилетие — очередная фаза стабильности: Samsung, Huawei и Oppo предложили ряд устройств, схожих с iPhone. Сегодня насчитывается более 2,5 миллиарда пользователей смартфонов. А ведь прошло менее 20 лет!
Возможности и последствия цифровой трансформации все еще эволюционируют, а ее эффект еще не изучен до конца. Каждая стадия на уровне компаний и отраслей или даже внутри одной организации помогает нам лучше разобраться в цифровой трансформации. Нужно отметить, что цифровая трансформация — это не ряд перемен в сфере информационных технологий и не перевод корпоративных процессов, баз данных и информации на цифровую платформу. Как написал отраслевой аналитик Брайан Солис из Altimeter Group: «инвестирование в технологии и цифровая трансформация не одно и то же».
С 2000 года 52% компаний, входящих в список Fortune 500, пережили слияние или поглощение другими компаниями или объявили о банкротстве. По некоторым оценкам, 40% компаний, существующих сегодня, исчезнут в ближайшие десять лет. Но на фоне массового исчезновения мы видим массовое зарождение инновационных компаний с абсолютно новой архитектурой: Google, Zelle, Square, Airbnb, Amazon, Twilio, Shopify, Zappos, Axios и других.
Так и финансовым организациям придется пересмотреть способы взаимодействия с меняющимся миром. Признать, что существующая модель изжила себя, и эволюционировать. Запускать новаторские процессы, задействуя доступные ресурсы. Готовиться к будущим потрясениям, разрабатывая системы с равнозначными частями: «производить быстрее», «расти быстрее», «работать быстрее». Создавать то, что даст явное преимущество, позволит выжить и вступить в очередной период стабильности и процветания. Массовое вымирание и последующее видообразование не начинается само по себе. В мире современного бизнеса движущая сила перемен — цифровая трансформация. Волна цифровой трансформации для компаний сродни ситуации «пан или пропал».
Пока компании, запустившие цифровую трансформацию, выводят свои отрасли из океана на сушу, остальные участвуют в крысиных бегах, но и им придется заново учиться строить бизнес, чтобы не исчезнуть с лица земли.
В книге я постарался показать суть цифровой трансформации: что это такое, откуда она появляется и почему важна для финансовых учреждений и банков.
Мы знаем из истории, что виды, выживание которых зависит от проверенных, отлаженных процессов, не имеют права на ошибку. Они не могут развиваться. Виды, потребляющие ограниченный набор ресурсов, рискуют потерять все, ведь окружающий мир постоянно меняется. Попытка обратиться к новым ресурсам без необходимых знаний, инструментов и твердого намерения разобраться в их устройстве тоже обречена на неудачу. Банки, которые переживут этот эволюционный разрыв, полностью преобразятся в цифровом плане. Они коренным образом изменят взаимоотношения с клиентами и партнерами.
Получившееся в результате инновационное разнообразие будет таким же поразительным, как появление аэробного дыхания, Кембрийский взрыв и зарождение человечества. Невозможно предугадать, что будут представлять собой инновации в конце такого эволюционного разрыва, как цифровая трансформация. От таких факторов, как непрерывный процесс ускоренного развития, постоянное обучение на личном опыте и повторение пройденного, зависит будущее банков — процветание или вымирание.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Digital bank: настольная книга по цифровизации финансовой отрасли. Как создать банк будущего и преуспеть в цифровую эпоху предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других