В этой книге предпринята попытка наиболее полно раскрыть суть явления полигамии, выяснить причину непринятия и непонимания многоженства, выявить различие в восприятии мира мужчиной и женщиной, их страхов и желаний. В книге дан материал об исторических, социальных, психологических и правовых аспектах полигамных браков. Автор уделяет большое внимание проблемам полигамии в современном мире и методам его правильного решения. Книга рассчитана на изучающих семейно-бытовые и религиозные аспекты полигамии, а также на широкий круг читателей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Многоженство – милость …или проклятие? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Причины многоженства
Полигамия в Исламе дозволена вовсе не с единственной целью удовлетворения мужского биологического желания. Она имеет много других важных причин для легализации многоженства: сохранение института семьи, защита прав детей, защита общества от аморальных явлений и разложений. И здесь в большей степени проявляется защита женщины и забота о ней, нежели о мужчине.
Полигамия позволяет мужчине взять под свою опеку обездоленных женщин, которые остались без мужчины. Чаще всего это вдовы и разведённые женщины. История цивилизации постоянно сопровождалась войнами и другими социально-политическими потрясениями, вследствие которых в обществе происходил демографический дисбаланс: количество женского населения преобладало над мужским. Например, по данным статистики после второй мировой войны в Германии в среднем на 100 мужчин приходилось 125 женщин, а в “брачном возрасте” (от 20 до 30 лет) на 100 мужчин — 600 женщин; в возрастной пирамиде образовались глубокие впадины в самом активном возрасте — от 25 до 40 лет. Это создавало проблему обеспеченности трудовыми ресурсами. Надо отметить, что до конца 1944 г. спада рождаемости практически не было, для этого солдат регулярно отправляли в отпуска с фронта домой. Однако в 1945 г. в связи с массовым пленением и гибелью солдат ситуация изменилась к худшему3.
В период войны и после многие из этих женщин нуждались в мужчине не только как в спутнике жизни, но и как в кормильце и опоре в домашнем хозяйстве в период беспрецедентных тягот и лишений.
В 1948 году озабоченные нехваткой женихов немцы провели в Мюнхене международную молодёжную конференцию по проблемам полового дисбаланса. Но сколько ни заседай, мужчин от этого не прибавится. В отчаянии участники конференции предложили разрешить полигинию4. Европейские правительства не вняли их рекомендациям. Что же касается простых граждан, они то ли откликнулись на призыв конференции, то ли сами пришли к близкому выводу, но не прошло и двадцати лет, как в Европе и Америке разразилась сексуальная революция5.
Понятно, что при таком соотношении многие женщины обречены на одиночество, а значит, они не имеют возможности реализовать своё женское предназначение: быть женой, родить ребёнка, обрести полноценную семью.
Кризис мужского населения наблюдается не только в послевоенную эпоху, но и в мирное время. Например, значительная часть мужчин в возрасте от 20 до 35 лет погибает в результате убийств, несчастных случаев, автокатастроф и т.д. Не способствует долгожительству и профессиональная деятельность большинства мужчин. Если для женщины более характерны профессии воспитателя, учителя, бухгалтера, дизайнера, секретаря, кассира, то мужчины зачастую вовлечены в деятельность, связанную с повышенной травмоопасностью и вредным производством. Водители, моряки, шахтёры, нефтяники, строители, военные, пожарные, спасатели — таковы мужские профессии.
Эта критическая ситуация, в совокупности с другими социальными проблемами, приводит к тому, что каждая четвёртая женщина не имеет никаких шансов выйти замуж.
Кроме того, многие из них становятся матерями-одиночками в молодом возрасте. В результате многие женщины оказываются вовлеченными в разного рода сексуальные и имущественные аферы с женатыми мужчинами.
В обществе возникает масса проблем, связанных с нарушением естества: с одной стороны, биологическое стремление женщины к материнству, с другой стороны, количественное меньшинство мужской части населения. Подобная ситуация порождает множество негативных социальных последствий, среди которых частые разводы, семейные драмы из-за мужских измен, появляются лесбиянство, беспризорные, незаконнорожденные дети, делаются аборты. Одна из трагедий состоит в том, что дети растут без отцов или вообще без обоих родителей.
***
Факт
В мире насчитывается 700 миллионов детей, проживающих за чертой бедности. Из них 150 миллионов являются беспризорными. Наибольшую озабоченность вызывают такие страны как Индия, Бангладеш, Эфиопия, Россия и Кения. В России количество детских домов за 15 лет устроилось и составляет 2 394, в которых проживает около 70 тысяч брошенных детей + 27 тысяч, обучающихся в интернатах.
К сожалению, согласно докладу UNICEF, количество детей сирот в нашей стране растёт с каждым годом на 113 тысяч в год. Если верить статистике Министерства Внутренних дел РФ, в стране “гуляет” 2,5 миллиона несовершеннолетних беспризорных ребенка. Глядя на такие цифры, можно подумать, что Россия за последние 10-15 лет перенесла тяжёлую войну (после ВОВ в период 1950-1960 гг., детей сирот насчитывалось 600 тысяч).
Даже если всех беспризорных детей переселить в детские дома, это не изменит ситуацию кардинально. Только 10% детей-выпускников интернатов устраивают свою жизнь, 40% занимается криминалом, 40% становятся алкоголиками и наркоманами и 10% заканчивают жизнь самоубийством. И это несмотря на то, что государство обеспечивает каждого выпускника интерната отдельной квартирой и стипендией. Если накормить и предоставить ребёнку ночлег как-то еще представляется возможным, то дать воспитание и научить его адаптации к жизни в условиях детского дома затруднительно, практически невозможно6.
***
Решению этой проблемы и призвано служить многоженство. В Исламе защита прав ребёнка является одной из важнейших целей полигамии наряду со стремлением сохранить институт семьи и защитить общество от аморального произвола, развращающего мужчин и унижающего женщину.
Нельзя также закрывать глаза и на то, что весомой причиной полигамии является природная склонность многих мужчин к вступлению в брак с несколькими женщинами. Отсутствие такой возможности доводит некоторых мужчин до того, что им становится тяжело думать и вообще жить, даже если они уже женаты и удовлетворяют свои потребности с одной женщиной. Подтверждением этого факта является статистика: расспрашивая многих мужчин о том, сталкиваются ли представители их пола с подобной проблемой, мы получили утвердительный ответ. Практически каждый признаётся в этом и пытается как-то решить деликатную проблему или бороться с естественным влечением. Многочисленные измены мужчин, которым конца нет, подтверждают факт природной тяги их ко многим женщинам одновременно. Но как можно поставить конец тому, что вложено в мужчин с рождения? Весомым доводом разрешения болезненной для женщин проблемы мужской измены может служить многоженство.
Факт: измены являются довольно распространённым явлением, о чем говорят многие исследования. Вот данные одного из них: 76 % мужчин в течение супружеской жизни имеют хотя бы одну внебрачную связь7.
Об этой склонности и в то же время слабости мужчин упоминается в нашей религии. Всевышний Аллах говорит (смысл):
«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям (получаемым) от женщин, сыновей, накопленного золота и серебра в огромных количествах, от породистых скакунов, от скотины и посевов. Это (лишь) бренные удовольствия земной жизни, но у Аллаха есть лучшее, к чему стоит стремиться (Рай и все его вечные блага)» (Коран, 3:14).
О бесчисленных благах, дарованных Всевышним человеку, неоднократно говорится в Коране, причём, в позитивном аспекте, как напоминание людям, чтобы они были благодарны Аллаху. Однако в приведённом нами аяте акцент несколько смещается: в нём подчёркивается привязанность человека к преходящим мирским благам и соблазнам, среди которых наиболее важной для мужчины является удовольствие, доставляемое ему женщиной.
Сильнейшая страсть мужчины к женщине, вожделение к овладению ею переданы и в хадисе, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчёркивает: «Я не оставил после себя искушения (фитны) более губительного для мужчин, чем женщины» (Аль-Бухари 5096, Муслим 2740).
Аналогичная мысль выражена и в другом хадисе: «Поистине, мир этот сладок и зелен, и, поистине, Аллах Всевышний делает вас Своими наместниками в нём, чтобы посмотреть, каковы будут дела ваши. Остерегайтесь же мира этого и остерегайтесь женщин. Поистине, первая смута сынов израилевых была по причине женщин» (Муслим 2742).
Как видим, в Коране и в хадисах подчёркивается страсть к женщинам как фактор, заложенный в природе мужчины. Не случайно известный исламский учёный Кади ‘Ийад говорил в «аш-Шифа»: «Наличие у человека нескольких жён указывает на его мужественность».
Обусловленную по воле Всевышнего природу мужчины, его склонность к полигамии мы наблюдаем и в произведениях мировой художественной литературы, авторы которых никогда не проповедовали Ислам. Так, например, в романе «Идиот» Ф.М. Достоевский изображает «положительно прекрасного человека» — Льва Мышкина, который «по болезни своей женщины и не знал вовсе». Однако мужское природное начало и естество даже идеального князя Мышкина с его чистотой, доходящей до детской наивности, с его целомудренностью и неиспорченностью натуры проявляется в любви и влечении к двум женщинам одновременно — к Настасье Филипповне и Аглае. Он испытывает чувство раздвоенности: каждую из них он любит особой любовью.
Склонность мужчины к полигамии становится причиной разлада в семье в известном романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: «Всё смешалось в доме Облонских.
Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой, и объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме». Стива Облонский уважает свою жену, он вовсе не желает разрушать семью, но не может сдержать своё «естество», когда «вдруг подвернётся любовь». Более того, Л.Н. Толстой не осуждает плотских чувств героя. Свежесть и здоровье Стивы привлекательны, они имеют ценность независимо от его моральных качеств, потому что телесное здоровье проявляется в весёлом, уравновешенном нраве героя. Писатель убеждает нас в необходимости не категоричной, а гибкой, дифференцированной оценки простых и естественных побуждений и потребностей мужчины.
Этот удивительный феномен часто становится объектом изображения и в кинематографе: сюжет многих фильмов разворачивается вокруг любовного треугольника: муж — жена — любовница. Наблюдаем мы это, в частности, в отечественном фильме режиссера Георгия Данелии «Осенний марафон»: талантливый педагог и переводчик Бузыкин (в исполнении Олега Басилашвили) испытывает душевные терзания и муки, потому что не может оставить жену и в то же время не в состоянии отказаться от другой любимой женщины. Эту проблему можно было бы легко разрешить при легализации полигамии в соответствии с законом Аллаха, что облегчило бы и упорядочило нашу жизнь.
Как видим, Ислам предлагает человеку следовать путём, который никоим образом не противоречит его естественным потребностям, а, наоборот, создаёт все условия для воплощения в жизнь и реализации тех задатков и стремлений, той «программы», что заложена в природе мужчины. Однако следует обратить внимание на то, что нормы Шариата заинтересованы не в односторонней заботе об удовлетворении естества мужчин. Их целью является защита женщины от бесчестья и горького одиночества, а это возможно лишь при условии обретения семьи в законном браке8.
Теперь обратимся к другому важному вопросу. Как вы думаете, имея такую природную потребность и естественную тягу к женщинам, легко ли мужчинам контролировать свои желания и держать себя в руках, находясь там, где женщины ходят открыто? Ведь мы сегодня наблюдаем, как для привлечения внимания мужчин женщины одеваются все откровеннее день ото дня. Однако парадокс состоит в том, что от доступного лицезрения женских прелестей мужская потенция и потребности вовсе не усиливаются, а, наоборот, резко падают. Связано с этим явлением и увеличение числа импотентов и гомосексуалистов.
***
Очень любопытный факт:
В 7 случаях из 10 сами российские кавалеры являются инициаторами… отказа от секса. Возможно, потому, и теперь это стало очевидным, у 90% представителей сильного пола (в той или иной степени) имеются проблемы с потенцией. Такая странная статистика высветилась в результате масштабного исследования, недавно проведенного в России коллективом ученых, который возглавил главный уролог Минздравсоцразвития РФ, профессор Дмитрий Юрьевич Пушкарь. В течение 6 месяцев ученые пристально изучали причины эректильной дисфункции (ЭД) у российских мужчин. Исследователи задались целью выяснить, так ли сильна в сексуальном плане сильная половина населения нашей страны? И вот что из этого получилось. Естественно, анкетирование было анонимным. К исследованию привлечены мужчины-добровольцы, проживающие в Сибири, на Урале, в Поволжье, а также в центральном, северном и южном регионах страны. Главное условие: возраст испытуемых должен быть не ниже 20 и не выше 75 лет. И они не должны были иметь серьезных отклонений в сексуальном здоровье (со слов самих испытуемых), ни разу не обращались к соответствующим специалистам. Но, как потом выяснилось, у 90% российских мужчин (в той или иной степени) все же имелись проблемы с потенцией. Хотя сами они и считали, что таких проблем у них нет, а на «мелочи» (тревожные симптомы, случавшиеся ‘’осечки’’ в постели) не стоит обращать внимания. Результат просто ошеломил: у половины 45-летних российских мужчин есть нарушения эрекции, а 37 % 45—60-летних вообще не ведут половую жизнь. Причем в этой группе в 7 случаях из 10 инициаторами отказа от секса являются сами мужчины. При этом 26 % представителей сильного пола (более чем каждый четвертый!) в отсутствии секса винят своих дам, но только 4 % готовы эту вину разделить на двоих9.
***
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Многоженство – милость …или проклятие? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других