«Узкое место» – это сборник заблуждений мастеров и руководителей. В этой книге Дмитрий показывает, как люди погружают себя в проблемы, думая и действуя привычными штампами, и дает наставления, как изменить свои установки и достигать лучших результатов. Книга помогает переосмыслить не только свою профессиональную жизнь, но и в принципе быть более осознанным в своем повседневном поведении, общении с людьми, целеполагании. Книга заставит задуматься и потребует от вас внимания и размышления в неторопливом чтении. Это поможет вам генерировать новые идеи в более широком поле, чем охватывает эта книга. Читайте с удовольствием, не раздражайтесь даже, если найдёте ошибки в своей работе. Помните – узкое место должно стать точкой роста.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Узкое место предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
8 МАСТЕРСТВО РАСТЕТ, А ДОХОД — НЕТ
Ловушка профессионального застоя
Под одним из видео на YouTube-канале «Деньги в индустрии красоты» мне задали вопрос: «Почему я работаю все лучше и профессиональнее, а доход не растет?». Сейчас вы это поймете. Если вы посмотрели ролик «Талант и техника», то знаете: чтобы стать успешным, нужно быть талантливым и техничным.
Однако этого недостаточно. Кроме таланта, техничности и коммуникативной отзывчивости важную роль играет фактор времени. Чем бы вы ни занимались, время делает это неактуальным. Поэтому я схематично продемонстрирую вам, как и всегда оставаться крутым мастером. Есть два главных показателя: актуально и профессионально.
Что такое актуально? Это когда вы понимаете, что скоро лето 2022 года, и в тренде стрижка Шегги — женские стрижки на средней длине, которые укладываются в текстуру либо в локоны. Вы заранее прошли обучение, например, в Школе концептуальной стрижки Demetrius на курсе Шегги.
Если в вашем салоне этого никто еще не делает, то любая девушка со средней длиной волос, получив стрижку и укладку, и купив у вас специальную плойку для домашней укладки, выйдет из салона, и все ее подруги вскоре придут к вам за этой стрижкой. Это называется актуально — вы делаете супертрендовую прическу.
Поскольку вы прошли это обучение один раз, постольку, скорее всего, эта стрижка не будет выполнена вами очень профессионально. Она будет достаточно актуальной, но недостаточно профессиональной. Но кто вас осудит? Ведь больше никто не умеет этого делать! Потому что вы единственный, и никто не может оценить, насколько качественно вы это делаете. Никто даже не сможет понять, что вы в принципе не умеете укладывать волосы на утюжок или на плойку — люди будут думать, что так и надо. Просто не с чем сравнивать! Потому что выигрывает всегда уникальный, а не лучший.
Это будет первый этап — когда вы делаете работу актуально, хоть и не очень профессионально. Со временем вы подтянете свои навыки, станете делать ее лучше, а стрижка, между тем, войдет в моду (станет суперактуальной), и вы уже будете достаточно профессиональны. А если пройдете еще одно обучение — то станете очень профессиональны и все еще уникальны. И именно к этому положению вы должны стремиться. Здесь ваше денежное вознаграждение и ваша значимость. Поэтому важно все время отслеживать свой уровень профессиональности и уникальности.
Мастер первого темпа
Как же узнать, актуальна ли работа, которую вы делаете? Например, вы начали изучать Шегги и научились делать ее суперкруто. Вы мастер первого темпа, который пришел учиться к первоисточнику и заплатил дорого. Теперь вы вышли на тот уровень, когда клиенты оценивают вас как суперкрутого и актуального. Здесь вы получаете самых лучших клиентов, которые хотят модный образ. Люди платят за то, что они смогут стать «самыми-самыми». За отрезание волос не платят — платят за стиль. Те, кому нужно просто остричь волосы, не принесут вам денег. Деньги дадут вам те, кто хочет выглядеть сногсшибательно и удовлетворить свое тщеславие, почувствовать себя самым красивым, интересным и нужным. За это люди готовы платить.
Когда у вас сложится репутация мастера первого темпа, вы получите самых крутых клиентов на самых высоких ценах. Так как кроме вас этого делать никто не умеет, вы определяете такую цену, какую хотите. Ваши клиенты не желают «париться» относительно того, что в тренде, а что нет. Они просто выбирают вас, и вы решаете. На этом этапе вы будете испытывать некоторый мандраж, сомневаться в себе: «Хорошо ли у меня получится?», «Освоил ли я технику?» И это говорит о том, что то, что вы делаете — актуально, как минимум, для вас самого.
Если вы учились задорого, и там, где учатся профессионалы, и, при этом, испытываете мандраж, то перечисленные три признака говорят о том, что, скорее всего, вы делаете суперактуальные вещи.
Мастер второго темпа
Дальше к вам подцепятся мастера второго темпа. Они будут тренироваться у таких, как вы — тех, кто учился когда-то у первоисточника. Теперь этих тренеров стало много, и они берут дешевле за обучение. Мастера второго темпа определяют актуальность работы по мастерам первого темпа — по вам: у вас самые высокие цены, а клиенты — самые модные и классные, они за это платят.
К мастеру первого темпа приходят клиенты, чувствующие, что такое «круто». Они сами находят вас по одной лишь фотографии в Instagram (деятельность запрещена на территории РФ). Вы сделали стрижку своей подружке, выложили пост с фоткой — и они поняли: «Да, это то, что я хочу! Это круто и дорого, это мое!» Они вас непременно найдут сами.
Мастера второго темпа — это мастера, которые смотрят на мастера первого темпа. А клиенты мастеров второго темпа — это люди, которые смотрят на ваших клиентов и понимают, что раз эти стильные люди так выглядят, значит это модно. И начинают сами спрашивать у мастеров второго темпа об этой стрижке. А мастера второго темпа в это время уже сами учатся, потому что видят, что это модно и за это платят.
Мастер третьего темпа
Дальше подключаются мастера третьего темпа. Это самые безынициативные и несчастные люди, к которым пришли клиенты и сказали: «Я хочу вот так». Они с самого начала не хотели никуда ехать учиться, да и не поехали. Они научились в салоне, как попало, у мастеров второго темпа. Они говорят: «У наших клиентов и денег-то нет. Какое Шегги? Вот эти дураки поучатся, у них денег много, и у них клиенты глупые — тратят деньги непонятно на что. Мы посмотрим, и если спрос будет, то как-нибудь научимся».
Такие модные темы, как Шегги, вообще никогда не дойдут до мастеров третьего темпа. А вот, например, AirTouch станет массовым и дойдет. И мастера первого темпа будут делать AirTouch за 20 тысяч рублей, второго темпа — за 10 тысяч рублей. А мастера третьего темпа будут выполнять его так, как научились у мастеров второго темпа, по запросу своих клиентов за 3 тысячи рублей, получая чистую прибыль в 500 рублей и тратя при этом 58 часов своего дешевого времени. Но выбора нет — клиент хочет. Вот такой логики придерживаются мастера третьего темпа.
Вы наверняка представили своих знакомых и себя, оценили, к какой категории относитесь, и поняли, как вам дальше действовать. Соблюдайте главные правила мастера первого темпа:
— учитесь дорого
— учитесь там, где учатся самые крутые мастера первого темпа
— внедряйте те услуги, которых еще нет на рынке (со временем появится «чуйка», как эти услуги определить)
Чтобы получить самых модных и продвинутых клиентов, попытайтесь обогнать тех, кто мыслит, как мастера первого темпа. Встроившись в логику, о которой я вам сейчас рассказал, и один раз вложив чуть больше денег в обучение, вы поймете, как это классно — быть первым.
Как протекает спад
Но не обольщайтесь! Из мастера первого темпа вы можете снова стать неактуальным и перейти в категорию мастеров второго и третьего темпа, если не будете следовать ранее описанным правилам. На первом темпе у вас будет присутствовать мандраж, на втором темпе — уже все будет понятно, на третьем — станет грустно, и не будет хотеться делать услугу, но клиент попросит ее сделать.
Перед тем как рассказать, что происходит при скатывании мастера с первого темпа на второй, замечу, что часть клиентов, которые искали актуальное и нашли мастера первого темпа, теперь поняли, что больше не хотят актуального, а всегда хотят иметь Шегги или AirTouch. Допустим, что половина из них останется с мастером первого темпа, по крайней мере, пока он не поднимет снова цены, а другая половина будет искать услугу того же качества, но дешевле, и уйдет к мастеру второго темпа. Такой отток есть всегда, и у самых крутых мастеров. Но, чем более харизматичен, ухожен, красив и известен мастер, тем дольше остаются с ним клиенты, даже переплачивая и не ища нового стиля или решения.
У мастера первого темпа есть главный тип клиентов (они приносят деньги, честь и славу). Эти клиенты как искали актуальное, так по-прежнему хотят иметь только актуальное. Если они поймут, что мастер перестал быть актуальным и стал мастером второго темпа, они начнут уходить, чтобы найти того, кто актуален сейчас. Они хотят снова найти молодого, задорного, с огнем, на кураже и, возможно, слегка испуганного — получится или нет? Они хотят того, кто снова даст актуальное.
У мастера, спустившегося с первого на второй уровень, остаются очень преданные и переставшие искать суперактуальное клиенты, а также приходят новые клиенты по старой репутации. Как правило, это клиенты второго темпа. Они гордятся ранее раскрученным именем мастера и могут себе позволить этого мастера по деньгам — он давно не поднимал цену на услуги, а инфляция сделала их еще доступнее. При этом мастер виртуозен — он столько лет дует этот AirTouch, что может дуть его с закрытыми глазами. И вот она, новая ловушка — я крутой, меня любят и становятся ко мне в очередь!
Дальше есть выбор. Можно оставаться мастером второго темпа, можно подняться на ступень выше или ниже; логика этого движения вам понятна. Любой мастер, как бы актуален он ни был сегодня, если не будет правильным образом себя развивать, станет очень профессиональным, но неактуальным, а, значит, неинтересным.
Вас мучает вопрос: «почему я повышаю мой профессионализм, а заработок не растет?». Это происходит только по одной причине: вы становитесь профессиональнее в том, что неинтересно модным людям, готовым платить. Вы становитесь профессиональны в том, что и так все умеют и могут сделать дешевле. Спрос прежний, а предложений все больше и больше. А, если мы говорим о мелировании через «шапочку», то видим, что оно совершенно неактуально, а умеет его выполнять каждая бабка в подворотне. Поэтому его цена 200 рублей.
Будьте к себе по-настоящему требовательными и не удовлетворяйтесь только тем, что работаете профессионально. Лучше работать хуже, но делать новое и продавать дороже, чем работать идеально, но продавать дешевле капризным и злонравным клиентам. Лучше всегда быть единственным и уникальным, чем лучшим.
Лучше быть уникальным (единственным в своем роде), чем профессиональным (лучшим). Единственная девушка в деревне выберет себе любого парня, и он точно будет верен ей. Самая красивая девушка в деревне получит парня, который начнет смотреть на других, когда привыкнет к красоте и доступности своей девушки. Уникальным быть недостаточно, потому что это не навсегда, нужно быть и уникальным, и профессиональным.
Выбирая между уникальным и лучшим, выбирай первое.
Уникальным профессионалам достаются лучшие клиенты без всякой рекламы, но репутация, на которую идет клиент, создается долго. Нужно от одного года до трех лет приобретать самые уникальные навыки у лучших профессионалов.
P. S. Будет правильным упомянуть и о мастерах четвертого темпа, которые только думают, что они хорошо делают мелирование через «шапочку», а, по сути, и это делать совершенно разучились, потому что сто лет не делали. Но такие уже не работают с клиентами, а уныло смотрят в окно, сидя в пустой парикмахерской.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Узкое место предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других