Шорт-лист конкурса "Битва жанров" в номинации "Городское фэнтези". В центре города, где живет Дима Каноничкин, начинает светиться главное чудо света – гигантский Шар. За эпохальным событием наблюдает весь мир. Но как это касается самого Димы, простого выпускника, да еще и двоечника?.. Он начинает понимать, что все его чувства и эмоции трансформируются в магию. А чувств у него, подростка-то, ого-го! Но главное – Каноничкин вместе с друзьями находит в заброшенной лечебнице загадочную тетрадь с изображением десяти гоблинов. Каждый из них обладает своим талантом и своим способом общения с Димой. Герою предстоит узнать, какую цель преследуют гоблины, кто автор тетради, какие тайны скрывает мифическое прошлое его страны, раскрыть в себе магический потенциал и при всем при этом не остаться на второй год! Дел, короче говоря, невпроворот.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тетрадь с гоблинами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 8. Маэстро альтернатив
Сижу в классе. В руке яблоко. Передо мной распечатки неоконченного романа. Я смотрю в окно и мечтаю.
— Каноничкин! — говорит учитель.
Встаю.
— Да?
— Что я спросил?
— Не знаю.
Я правда не знаю. Не слышал, а может — не хотел слышать. Осточертело. Хочу в далекие страны. Да и в ближние. А еще больше — в те, что существуют внутри меня.
— Кто бы сомневался, — говорит учитель. Его лысина тусклее, чем огонек в пыльных светильниках. — Яблоко убери. Ты в классе, а не в столовой. — И почти сплюнул: — Каноничкин.
Меня ничего не удивляет. Будто бы это нормально — оказаться в другом классе, в другой школе, с другими учениками. Я знаю их имена: со мной рядом Рома. А это, впереди, Вася. У меня разноцветные глаза. И серая судьба.
— Иди к доске.
— Я не готов.
— Ты у нас не пирог, чтобы быть готовым.
Учитель жестко бьет указкой по столу. Я кладу яблоко на парту, встаю. Слышу издевательский смех задних парт.
— Канон-лохотрон!
Мне кажется чужим то, что я вижу. И те, кого я слышу, — мне чужие. Я должен вернуться обратно, в свою школу, к Роме, к ребятам, к уроку Валентина Павловича. Но решимости нет. Сейчас все так, как должно быть.
— Всем молчать! — требует учитель, когда бесконечные шутки в мой адрес сливаются в монотонный гул оскорблений.
— Покажи на карте самую высокую точку Азии. Детский вопрос, рекомендую не оплошать.
Рома шепотом дает мне подсказку. Я смотрю на широкое полотно на доске, на карту мира, и не вижу высоких точек. Но я понимаю другое: с картой что-то не так.
Орвандия отсутствует. А ведь она должна быть прямо-о-о… Стоп. А где, собственно, ей следует быть? Я растерянно смотрю на учителя.
— Я… я не знаю, — говорю я.
— Это двойка, — отвечает учитель. — И это… — родителей в школу. Марш на место.
Учитель презрительно оглядывает класс в поисках новой жертвы. Я возвращаюсь к парте.
— Это Джомолунгма, — шепчет Рома. — Что с тобой такое?
— Ничего.
— Спятил? Тебя из школы попрут. Фреда уже поперли, но он тупой был.
— Может, и я тупой.
— Ты просто в облаках витаешь.
Кто-то хватает спинку моего стула и, когда учитель отворачивается, начинает дергать. Я держусь за парту, чтобы не упасть. Оборачиваюсь — и так сильно надеюсь, что это Тема Крупный, настоящий Артем, и что я снова в своем классе. Но нет. На меня смотрит и скалится гнилыми зубами незнакомый, долговязый, коротко стриженый тип с неприятным лицом.
— Че пялишься? — зло говорит он. — Отворачивайся.
Смотрю на учителя. Он ругает мою одноклассницу. Когда-то эта девушка мне нравилась, я даже был в нее влюблен.
— Ну? Я правильно понимаю, что в этом классе мне ничего толкового не расскажут? — спрашивает учитель. — Помяните мое слово: этот вопрос придется поднять на педсовете.
Я встаю и говорю:
— Я мог бы рассказать про Орвандию.
— Про что? — не понимает учитель. — Это из какого-то фэнтези? — И смеется: — Тебе еще и к школьному психологу пора, да?
Класс тоже смеется. Надрывается, точно это космически веселая шутка. А потом резко прекращает. Ровно в тот момент, когда учитель подходит ко мне вплотную и отвешивает пощечину.
— Ай!
В глазах вспыхивают звезды.
— Зачем вы… — начинаю я, но тут происходит совсем ужасное.
Увалень, шатавший мой стул, встает, подходит и тоже отвешивает мне пощечину. Следом за ним Рома поворачивается и молча бьет меня по лицу еще сильнее. А потом все остальные встают и надвигаются на меня.
Я вскакиваю. Листы моей рукописи разлетаются по всему кабинету. Что за флешмоб? Я бегу к выходу. Пощечины настигают меня. Они сыплются со всех сторон. С трудом уклоняюсь от одних, чтобы нарваться на другие. Щеки горят.
А те, кто меня лупят, молчат — не хохочут, не улюлюкают, не ругаются. Лица лишены индивидуальности, как и однотонная форма, напяленная на одноклассников. Я выбегаю в коридор. Бегу, позади слышу топот. Как спастись? Куда бежать?
… И есть ли у меня дом? Да, есть. Там живут мама и папа. Другие мама и папа. Не мои. Мои — и не мои. Бежать к ним? Хотя бы так. Главное — подальше от этих псов. Двери кабинетов открываются. Из них выходят дети и учителя, у всех — одна цель: шлепнуть ладонью Каноничкина. Я бегу дальше, получаю еще несколько ударов и оказываюсь на облезлой лестнице.
Ловушка. Снизу, в едином ритме, поднимается десяток человек — порождений общеобразовательной антиутопии. Мой единственный путь — наверх. Бегу два пролета, спотыкаюсь о ступеньку. Сворачиваю в очередной коридор — безликий и неинтересный, о котором, будь он человеком, должен был написать классик — как о “маленьком человеке” — о маленьком, никому не нужном коридоре.
Двери открываются. Из них высовываются руки-кувалды. Принять бой? Драться я не умею. Хотя мысленно частенько навешиваю бандитам, пристающим к Аннет. Замечаю, что одна дверь остается закрытой. Подбегаю ней, дергаю за ручку, она поддается, и я оказываюсь в пустом классе. Закрываюсь на защелку и громко выдыхаю.
Лицо болело. А голова? Даже не спрашивайте. Но если спросите, я отвечу: она трещала как горящее полено, а пульсация боли перекатывалась из левого полушария в правое, туда и обратно.
Судя по плакатам с ростками и зернами в разрезе и по запаху тления — я оказался в кабинете биологии. Рома бы обрадовался. Биология из-за молодой учительницы Муслименды Венедиктовны стала его любимым предметом, хотя из всех разделов он понимал только главу “Членистоногие”.
Но! Я — не Рома.
До настоящего момента Рома бы не дожил.
А я дожил.
И я не обрадовался.
Угроза не исчезла. Хотя за дверью было тихо. Либо эти зомби фантастически тупы, раз не додумались искать меня в кабинете (а зашел я у них на глазах), либо их что-то пугает. И к этому чему-то пришел в гости я.
По спине прокатился озноб. Зачесалось ухо. Я взял себя в руки и оценил обстановку. В углу стоял учебный скелет. В противоположном — еще один скелет, покрупнее. На учительском столе лежали стопки тетрадей и методичек, а на стуле — портфель.
Напротив доски вдоль стены громоздился длинный стеллаж. На самой доске мелом было жирно выведено:
Гибель Орвандии и ее последствия
— Что… — тихо произнес я и не узнал свой голос — тонкий, истеричный, чужой.
Я не соображал. Но одно уловил точно: об Орвандии здесь все-таки известно. Я почесал затылок.
— Какая еще гибель? — спросил я у пустоты.
Ответа услышать не ожидал, но он, тем не менее, последовал:
— Вот такая. Вероятная.
Я резко обернулся, смахнув с парты зеленый карандаш. Никого. Кроме скелета в углу да груды макулатуры.
— Кто здесь?
Тишина.
— Я спрашиваю: кто здесь?
Меня обуревали подозрения. Взяв с доски указку, я подошел к скелету и по-мушкетерски направил на него острие.
— Какая «гибель Орвандии»?
Скелет шевельнул желто-белыми зубами, и черные впадины глаз озарились проблеском мысли (раз в полугодие я наблюдаю подобное у Ромы).
— Вот такая. Вероятная.
— Гипотетическая, — тут же прозвучало с другого угла. — Гибель как гибель.
Второй скелет тоже говорил! Размахнувшись, я треснул первого указкой по черепу. Скелет слетел с петель, и кости рассыпались по полу, как я — в комплиментах перед Аннет.
— Прекрати так поступать, — скрипнула снизу челюсть обвалившегося скелета.
— Тебе тоже дать анальгину? — сказал я второму скелету и двинулся к нему.
— Не надо. Пожалуйста, — жалобно захныкал скелет.
— Это почему еще?
— Потому что больно. Увечья.
Я остановился. Увечья — это да. Папа учил: разговор — способ решения любой проблемы. Даже если поговорить не с кем — поговори с ситуацией. Или придумай собеседника. Даже врага. Слова все решают… А указки — нет.
— Вы кто? — мпросил я.
Челюсти первого скелета скрипнули:
— Обычно я не даю справок. Но в этот раз отвечу: я — Маэстро альтернатив.
— Я не даю справок и не назову тебе свое имя, — добавил второй скелет.
— Что значит «маэстро альтернатив»?
— Это значит, что я знаком со всеми альтернативами, которые происходят со всеми альтернативами во всех альтернативах.
— Я не расскажу тебе, что это значит, — подхватил второй, более нахальный, скелет.
— Моя природа — игра, — сказал первый. — В какой-то альтернативе я тебе отвечаю.
— А в какой-то — нет, — добавил второй.
Я зарычал и воскликнул:
— А давайте только один будет говорить?
— Нет.
— Да.
Так разговаривать невозможно. Я сел на парту, поболтал ногами и сделал три глубоких вдоха.
— Что вам надо? — Наконец спросил я.
— Когда с нами кто-то встречается, это значит одно: ему грозит ужасающая альтернатива. Допустить ее мы не смеем. Хотим помочь.
Скелеты пришли в движение. Кости первого стали пересобираться, как лего; второй шагнул с подставки и дергаными движениями двинулся в мою сторону. Скелеты тарахтели и преображались. На костях вырастала шерсть. На черепе вытягивались мохнатые уши.
И вот — скелеты перестали быть скелетами. На меня смотрели два потешных зверька размером с кролика: бордовый и зеленый, один с длинным носом, другой — с коротким.
— Я — Маэстро альтернатив! — сказал Бордовый. — Я живу в тех вариантах событий, которые могли бы случиться, но не случились.
— Я — Маэстро альтернатив, — сказал Зеленый. — Я — повелитель сослагательного наклонения!
— Люди думают: что было бы, если бы я выбрал это, а не то? Так вот: я единственный, кто знает, — сказал Бордовый.
— Например: ты хотел бы купить яблоко, но пожалел денег и украл его. И теперь ты вор, — сказал Зеленый.
— А я видел твою жизнь, когда ты яблоко не крал, и вместо вора стал успешным таксистом, — сказал Бордовый.
— Но мелкие события меня не интересуют. Я предотвращаю те, из-за которых история идет по пути страдания, — сказал Зеленый.
— Или боли, — вставил Бордовый.
— Или смерти, — подытожил Зеленый.
Зверьки уставились на меня, ожидая ответа. Я попытался переварить услышанное и задал самый тупой из возможных вопросов:
— И кто у вас главный?
— Нас не два.
— Мы — один.
— Я — Маэстро альтернатив.
И вместе, указывая друг на друга:
— А это — моя альтернатива!
— Получается, вы знаете, что могло бы произойти с любым человеком, если бы он принимал не те решения, которые принял на самом деле. Я прав? И делаете все, чтобы его не случилось.
— Вероятно, да.
— Почему тогда вы допустили Вторую мировую войну?
Бордовый опустил мордаху, а Зеленый наоборот — гордо ее поднял.
— Это был тяжкий выбор. Но, поверь, альтернатива тоже открывалась не сахарная.
— Самая неприятная альтернатива.
— Мы не предотвращаем события. Мы стараемся это сделать. Зависит от множества факторов.
Они замолчали.
— Эта тема мне не нравится, — осторожно сказал Зеленый. Бордовый добавил:
— Лучше слушай: тебя бы могли звать Пуан.
— Что?!
— А в какой-то альтернативе ты — бородач.
— В семнадцать лет?
— Да.
— А есть альтернатива, в которой моя девушка — Аннет?
— Справок не даю.
— Но вы же только что…
— По своей инициативе говорю всякое, но не по чужой.
— Ладно.
Бордовый посмотрел на доску и снова на меня.
— Гибель страны Орвандия перестает быть альтернативой, — произнес он мурлычущим тоном. — Она становится твоей реальностью.
— С другими странами такое бывало, — добавил его приятель. — Мы их помним, а ты — нет. Шунта — зеленое государство, полное заповедников. Линтия — богатое музыкальными талантами. Виналина, Конди, Сантея. Мы потеряли множество стран. Они исчезли из вашей альтернативы.
— Но Орвандия — пока нет.
Я спросил:
— Что уничтожило эти страны?
— Разное. Не ищи в этом системы. Такова жизнь. И не грусти. Есть страны, которые мы спасли. Мексика, Германия, Украина, Новая Зеландия, обе Кореи.
— И что угрожает Орвандии?
— Не даю справок.
— Тогда за каким хреном я здесь?!
— Справок не даю, поскольку ответа на твой вопрос не знаю. — Зеленый перепрыгнул с парты на парту и пожал пушистыми плечами.
— Я поместил тебя в причудливый мир без Орвандии, чтобы ты почувствовал, как там плохо, — наставительно произнес Бордовый. — И мы знаем, что ты играешь в этой истории главную роль.
Зеленый добавил:
— Но я рискую. Потому что ты можешь быть как спасителем Орвандии, так и ее причиной ее гибели.
— Что?!
— Уничтожение Орвандии может идти по одному из нескольких сценариев. В один вписан ты.
— А в другие?
— Справок не даю.
А Бордовый дал:
— А в другие — один из вас.
Тут я совсем ничего не понял.
— Один из нас? В смысле?
Бордовый ответил:
— Ты не один пришел в комнату.
— О, нет, нет, ты вовсе не один, — сказал Зеленый.
— Вы ошибаетесь. Со мной никого нет.
— Можешь считать и так.
— Но я считаю иначе.
Я медленно повернул голову туда-сюда. Развернулся. Никого. Ражд — вспомнил я. Лунатизм. Момент, когда Тень охватывает тебя и управляет твоими действиями…
Мне поплохело повторно.
И еще раз.
И еще.
И еще раз.
Маэстро альтернатив в обоих своих воплощениях пялился на меня круглыми глазами. Мы проговорили добрых полтора часа. На самые существенные вопросы бордово-зеленые существа отвечали “справок не даю”. Ни про тетрадь с гоблинами-корфами, ни про мое чудесное выступление на уроке истории узнать ничего не удалось. Я предположил, что гибель Орвандии связана с моим лунатизмом, но и на это не получил ответа. Единственная тема, которую охотно поддерживали зверьки, — их собственное ремесло. Про теорию альтернатив они рассуждали подолгу.
— Дайте я подытожу. Вы знаете, как могут развиться те или иные события. И вдруг получили информацию, что Орвандия может прекратить существование. И что какую-то роль в этом играю я. Но какую — не знаете.
— Хочешь узнать, кто виноват в гибели Орвандии? — осторожно спросил Зеленый. — Узнай. Но не у меня. Почему? Потому что я не даю справок.
— Справок я не даю, — так же осторожно добавил Бордовый и запрыгнул на учительский стол. — Но ты должен кое-что сделать.
О! Единственный неожиданный поворот в нашем разговоре.
— Начни с учителя истории. Спроси о гибели Орвандии.
— У Валентина Павловича?
— Или сходи в Башню печали. Там тебя будет ждать сюрприз.
— Или не ходи в Башню печали. Там тебя может ждать смерть.
Зверьки вмиг испарились, не успел я крикнуть: “А домой-то мне как вернуться?”. В дверь забарабанили сотни кулаков, и действовать нужно было быстро, как в шахматном блице. Я последовал пробудившемуся наитию, подбежал к одной из парт и вытащил из ее ящика Тетрадь.
Я абсолютно точно знал, что найду ее здесь. Дверь распахнулась. В класс ломанулась армия. Я открыл Тетрадь на странице Р’сах’ал’а — корфа-навигатора с длинными пальцами и устройствами на ремне, напоминающими компасы, и обнаружил там карту — небрежно набросанный план кабинета биологии. А на нем — короткие стрелки.
Не дожидаясь, пока меня изобьют лже-одноклассники, я проследовал по стрелкам, распахнул окно и прыгнул. Приземлившись на мокрую траву, я почувствовал запах росы и, кажется, солнца. Любимого орвандского солнца.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тетрадь с гоблинами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других