Жизнь Кати Мирошкиной – обычной девочки 15 лет, – шла своим чередом, пока однажды у нее на глазах не исчезла мама, а в дом не ворвались бандиты, настойчиво спрашивая про какой-то посох. Кате чудом удалось сбежать благодаря семейной реликвии – маминой волшебной шкатулке, – но враги упорно идут за ней по пятам. Злая ведьма Ирмина, которая подослала бандитов, точно знает, что так нужный ей посох Велеса – у Кати, и не остановится ни перед чем, чтобы его заполучить, даже если придется убить девочку. При помощи шкатулки Катя попадает в Русь XVI века. Ей еще предстоит узнать про посох, про скрытое волшебство шкатулки, про магию прошлого – морок Темный, Светлый и Черный – и про Ирмину. Единственная цель Кати – найти маму, и ради этого ей придется пережить много опасных приключений: поход в древний Аркаим, битву с грифонами, обучение магии морока и борьбу с могущественной злой ведьмой. Сможет ли Катя выжить в схватке с Ирминой, найти маму и вернуться домой? Евгения Кретова – победитель национальной литературной премии «Рукопись года-2018» и лауреат Конкурса детской и юношеской прозы LiveLib 2018 – представляет читателю первую часть тетралогии «Вершители». Это книги о путешествиях во времени, удивительных приключениях, далеких странствиях и культурных артефактах, о которых, благодаря автору, вы узнаете гораздо больше. Вместе с героями книг вы посетите уникальные места нашей страны, увидите невероятную красоту природы России и погрузитесь в славянскую мифологию. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вершители. Часть 1. Посох Велеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 7
Могиня
Девочки миновали городские ворота, выйдя следом за груженым обозом того самого мужичка, чья телега перегородила дорогу.
— Эй, Яруш, подвезти, может? — крикнул он ей.
— Не, спасибо, дядь Кондрат, нам тут недалече, через Струйку, до опушки мы.
— А-а-а, ясно, — протянул с пониманием, — к бабушке торопишься кроду жечь…
Ярослава кивнула. Кондратий печально кивнул.
— А мы, вишь, едем. — Он помолчал, задумчиво поглаживая бороду. — Один я остался, Яруш. Матрена моя померла зимой, как сынка нашего, Ростислава, убило в бою. Вот жинка его осталась да детки. Хоть бы мне успеть внучат поднять, людей из них вырастить. Пропади пропадом джунгары проклятые, что сиротами их сделали.
Ярослава молчала, медленно шагая рядом с телегой.
— А что, далече едете?
Дед Кондрат невесело хмыкнул:
— Сейчас до Тюмени-града. Там родня Матренина, к себе зовут, — он глянул на Ярушку. — Ты, Яруш, за домом нашим тож приглядывай, да?
— Вернетесь?
— Да, может, и вернемся… — Кондратий неопределенно повел плечом, посмотрел на дорогу.
Ярослава и Катя свернули с дороги, двинулись по тропинке в сторону леса.
Там, Катя видела уже отсюда, собралось много народа.
— А что там?
Ярушка, еще мрачная после разговора с дедом Кондратом, посмотрела вдаль.
— Кроду сейчас жечь будут.
— А это что?
— Увидишь…
Они миновали неглубокую речку Струйку, подошли ближе.
На окраине леса, за линией черной свежевскопанной земли, уже возвышался широкий помост, сложенный из бревен, сена и коры. На помосте, плотно укутанные в белый саван, лежали несколько мужчин. По одному, поднимаясь к каждому из них на помост, подходили люди: женщины, мужчины, старики, — подносили цветы, целовали в лоб и медленно спускались.
— Кто это?
Ярослава сорвала несколько цветов, собрала в букет.
— Аким, Никанор, Перебей, Коловрат. Все четверо погибли в стычке с джунгарами — те на прорыв пошли ниже по течению. А наши споймали их отряд, бой приняли. Да вот не все уцелели. — Она указала на худенькую старушку в красной одежде, руководившую процессией. — Вон и бабушка моя, — она серьезно взглянула на Катю. — Ты постой тут, ладно? Нам лишние вопросы сейчас не надобны, верно? И пошла в сторону помоста, а Катя присела на разогретый солнцем камень.
Она почему-то знала этот обряд.
Помост посреди круга — крода. Ее складывали из бревен, переложенных корой, сухой травой и соломой. Как день к ночи клониться начнет, ее подожгут, чтобы уходящее за горизонт солнце забрало дух их брата, мужа или отца. Там его встретит родня, проведет куда надо. И погибший воин будет защищать свою землю и свою семью. Только уже с той, другой стороны.
Она видела, как Ярослава взошла на помост, положила цветы каждому из погибших воинов, легко сбежала, подошла к бабушке, встала с ней рядом. Теплый ветер вместе с горьковатым запахом полыни донес зычный голос пожилой ведуньи:
— Отправляется Аким к роду своему! — и она подожгла один край кроды. — Отправляется Никанор к роду своему! — и подожгла другой край.
Яркий огонь, хватаясь за солому, загудел.
— Отправляется Перебей к роду своему! Отправляется Коловрат к роду своему! Прими, Сварог, братьев наших, проведи, вечно молодая Мара, их в мир Правный.
Огонь деловито занимался, поднимаясь все выше, цепляясь за бревна, перекидывая пламенные языки ярус за ярусом, пока не подобрался к укутанным в саван телам. Перед ними замер на мгновение, словно живой, преклонил перед воинами колени, обвил тонкими руками-змеями, обнял, словно родных. И через минуту уже укрыл оранжево-алым одеялом.
Люди вышли за круг, взялись за руки, потянули хоровод. Вначале медленно напевая слова, затем ускоряясь. Катя видела, как мелькает, подпрыгивая, Ярушкина коса с голубой лентой да возносится к краснеющему небу темный дым кроды.
Сердце Кати тоскливо сжалось: ей вспомнился такой же костер, только в разы больший, собранный по погибшему близкому ей человеку.
Память напряглась, выхватывая из прошлого обрывки воспоминаний.
Крутая лестница. Помост наверху. Укутанный белым погребальным саваном мужчина. Она наклоняется, целует восковой лоб, сердцу больно и грустно, и она плачет. Рядом чья-то твердая рука ведет ее вниз, с лестницы. Она поднимает глаза и видит огромный корабль, ладью, словно сошедшую с иллюстраций сказки о Садко. Огонь уже взбирается по доскам, оставляя лишь память о том человеке с узким восковым лицом и шрамом через правую щеку.
Отчего так больно? Кто он ей?
Воспоминание, полыхнувшее острым лезвием, заставило застонать: в той кроде был ее дед. И звали его Любомир.
Катя потерла виски. Ей показалось, что она медленно сходит с ума: она точно знала, что никаких Любомиров в ее родне отродясь не было. Но вместе с тем она отчетливо понимала, что когда-то действительно была на похоронах своего деда — мужчины со странным славянским именем, с узким восковым лицом и шрамом через правую щеку, и даже могла детально описать ту кроду и полыхнувший костер… Решив, что она не в силах разгадать этот диковинный ребус, она положила это некстати всплывшее воспоминание подальше, на задворки сознания, и благополучно о нем забыла.
Вернулись поздно.
Всю обратную дорогу от поляны с полыхающей кродой до дома шли молча, слушая писк комаров да разношерстное кваканье лягушек. Короткие сибирские сумерки уже сверкали синевой, а сверчки спели не одну песню, когда они наконец переступили порог дома Ярушкиной бабушки.
Катя, вытянув от любопытства шею, заглядывала через покатое плечо пожилой женщины: стоило ей только потянуться к двери в дом, как тот словно ожил — внутри что-то скрипнуло, заклокотало, проем как будто молодцевато расширился, пропуская хозяйку внутрь. В щель открывающейся двери Катя видела, как внутреннее пространство раздвигается и простая, довольно тесная деревянная изба на глазах превращается в просторный терем.
Девочка ахнула, заметив, как полыхнула огнем затопленная сама собой печь, украшенная яркими солнечными изразцами, а большой дубовый стол по-солдатски подровнялся по стойке смирно, пихнув в бок замешкавшуюся лавку.
Ярушкина бабушка, искоса поглядывая на незнакомую девочку, кивнула в сторону открывшегося перехода.
— Наверх пойдем, — тихо скомандовала она и проворно направилась через галерею.
В это же мгновение над ее головой с легким щелчком возник и торжественно поплыл впереди, освещая им дорогу, изумрудно-белый шар света.
Войдя в комнату Ярушки, старушка села во главе стола, уперлась острыми локтями в темную поверхность.
— Слушаю вас, девицы-красавицы.
Катя осторожно присела на край лавки. Ярослава — рядом с ней. Толкнула легонько в бок:
— Сказывай. Катя выдохнула.
— У меня мама пропала, — решила она начать с главного. — Растаяла прямо посреди комнаты. И, припоминая подробности произошедшего — и про кошку Могиню в окне, и про шкатулку, и про трех грабителей, — стала рассказывать, пока не выпалила как скороговорку:
— Я от этого зверя бросилась бежать, лампа стала гореть ярче у одной двери, я ее толкнула что было сил и оказалась здесь, в этой самой комнате.
В этом месте голос ее предательски дрогнул, и она заревела:
— Я заблудилась, понимаете? Я теперь не знаю, как мне домой вернуться, как мне маму найти!..
Ярушкина бабушка задумчиво уставилась в стол. Дверь комнаты медленно открылась, в нее проскользнула молодая женщина с ребенком на руках.
— Ах вот вы где! — воскликнула. — А мы с Марьюшкой обыскались вас.
Тут женщина заметила незнакомую ей девочку с красными от слез глазами, торопливо вытиравшую их рукавом, и напряжение, царившее за столом.
— Что это вы тут?
Бабушка кивнула ей приветливо, улыбнулась:
— Садись, дочь моя Ефросинья, у нас разговор сейчас будет, — тут она внимательно посмотрела на Катю. — А теперь все в подробностях сказывай: матушка твоя как утренний туман рассеялась али зорькой вечерней растаяла?
Катя задумалась: она с трудом могла представить, чем отличается утренний туман от вечерней зорьки.
— Как утренний туман, — предположила она и пояснила: — Только туман просто тает, а мама светилась и будто вся в свет превратилась. Как облако.
— Значит, как зорька вечерняя, — задумчиво хмыкнула старушка, — сказывай дальше. Теперь про посох сказывай.
Катя подробно описала посох, каким увидела его на рисунке.
Старушка скривилась:
— Не Велесов посох начертан был. Что угодно, да токмо не он: на ём цепочкой тонёхонькой знаки начертаны тайные, а никаких кустов вокруг быть и не могло. Дальше говори: коридор опиши.
А сама встала, подошла к сундуку, из которого вывалилась Катя несколько часов назад. Сокрушенно поцокала языком на выломанный замок, осторожно заглянула внутрь, прислушалась.
Катя тем временем, иногда вытягивая шею и заглядывая под локоть Ярушкиной бабушке, послушно описывала коридор внутри шкатулки, многочисленные двери.
В конце рассказа аккуратно положила на стол шкатулку. Медленно, дрожащими пальцами разложила перед хозяевами моток ярко-красных ниток со штопальной иглой и камень.
Искоса она глянула на старушку: вдруг, как и те трое бандитов, она не видит шкатулку. Но нет. По удивленному взгляду цепких, совсем не старушечьих глаз было ясно — все видит и, кажется, узнает.
Ярушкина бабушка задумчиво смотрела на шкатулку.
Молчала. Думала. Катя ждала.
Тут старушка глянула на Ярославу, да так, что та аж подскочила со скамьи, будто ее кипятком ошпарили.
— А ну-ка, внучка, затвори-ка ставенки, да так, чтоб ни одна живая душа не увидала — не услыхала. Посмотрю заодно, чему тебя Стар научил…
При этих словах Ярушка изменилась, приосанилась, повзрослела.
Она вскочила на лавку, повернулась к окну и начала что-то тихо шептать, а руки у нее, словно птицы, то взлетали вверх, то замирали, то падали камнем вниз, то волной шли вдоль горизонта.
Катя прислушалась.
— Приди, морок темный, — шептала Ярослава, — приходи на помощь в час вечерний, закрой-занавесь окна туманом, затвори ставни полуночью, унеси прочь голоса да звуки да спрячь до поры до времени под тяжел камень на дне моря-окияна.
Катя внезапно почувствовала, что пространство вокруг уплотнилось и ожило.
Яркие цвета стали смазываться и таять, а звуки, еще доносившиеся с соседских дворов, потеряли четкость. И пока Ярушка говорила, повторяя раз за разом одни и те же слова, из пальцев ее тек тонкими струйками серый дымок и застилал окно, словно занавесом, медленно полз по стенам светелки, карабкался к потолку и устилал ковром дощатый пол. И чем дольше девочка нашептывала те слова, тем плотнее становился серый дымок, постепенно сгущаясь, уплотняясь. Изумрудно-белый шар, моргнув, потускнел и погас.
В светелке стало тихо и темно, как в беззвездную ночь: Катя слышала лишь биение своего сердца и шелест неровного дыхания.
Но уже через мгновение она почувствовала рядом с собой движение. Это старушка повела рукой, и на столе появилась толстая восковая свеча. Повела рукой еще раз — несмелый огонек сверкнул на фитильке.
Свет от свечи небольшим кружком лег на стол, мягко освещая лица собравшихся женщин.
Катя с ужасом огляделась вокруг. Комната преобразилась. За их спинами стеной клубилась мгла. Темный туман плотным живым покрывалом струился по стенам, сделав невидимыми дверь и окно, тонким шелковым ковром застилал пол. Он клубился, переливался всеми оттенками серого, местами становясь белым, как пепел, а местами угольно-черным. Казалось, этот колдовской туман съел все цвета и звуки, оставляя лишь обезличенный серый.
— Ну что ж, внучка, знатная работа, — казалось, старуха была удовлетворена тем, что наделала внучка. — Теперича слова мои ни явьим, ни навьим ушам не доступны будут.
Катя переводила взгляд с появившейся из воздуха свечи на серый сумрак вокруг, ошалело раскрыв рот:
— Вы что, колдуньи?
— Э, нет, внучка, — улыбнулась старушка и любовно посмотрела на Ярославу. — Колдуньей у нас Ярушка будет, как вырастет да выучится. А я просто ведьма, — она многозначительно подняла вверх крючковатый палец. — Могиней меня величают. При этих словах Катя ахнула: мама просила не ругать Могиню, говорила, что не ее вина. Катя подумала, что Могиня — это черная кошка. А выходит — бабушка Ярославы? Интересно получается…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вершители. Часть 1. Посох Велеса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других