Третья часть рассказов о школьной жизни Кости Куликова. Он перешёл в 9-й класс, где его ожидают начатки сепарации от родителей, любовная драма, почти детективная история и немалое количество конфузов :)
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Костя в школе. Класс 9-й» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Ревизор
Кажется, уже на следующий день после драматичного расставания мы с Никиткой, направляясь в зал, столкнулись в вестибюле с директором.
— Зайдите ко мне, — бросил он нам на бегу.
Мы оглянулись вокруг себя — рядом пробегало лишь несколько младшеклассников — вряд ли он к ним обращался. И на следующей перемене мы спустились на первый этаж и постучались в приёмную.
— Мы к директору, — сказал Никитка секретарше.
— По какому вопросу?
— Не знаем, — ответил я. — Он сам позвал.
— Да? — чёрные брови секретарши заползли высоко на лоб.
— Марго, пропусти товарищей, — донёсся голос директора.
И мы прошли в кабинет, в котором не были со времён анонса «Буратино».
— Во вымахали! — покачал головой директор.
Он же стал будто меньше, но солидность не утерял, только в глубине глаз поселилась грустинка (может, просто возраст? усталость?). На стене я заметил портрет военного в орденах в чёрной рамке, но не осмелился спросить, кто это. По возрасту точно не сын.
— Так, друзья, спасайте, — удивил сходу директор, — тону в бумажках и таблицах. Жизненно необходимы творчество, вдохновение, что-то настоящее в общем. — Он сделал паузу. — Как насчет «Ревизора»? В прошлый раз получилась комедия, так что пускай теперь будет настоящая комедия. Вот вы, Жариков, натуральный Хлестаков. А вы, Костя, такой солидный — будете городничим.
Мы неуверенно кивнули.
— Я загляну к вам сегодня на уроке, — предупредил директор, — есть идеи насчёт остальных персонажей, но надо удостовериться. Я вам не помешаю.
Директор выполнил обещание и заявился на алгебру с блокнотиком. Он сидел за учительским столом, пристально вглядывался в наших одноклассников, и те вжимались в стулья, пока мы с Никиткой наслаждались своей осведомлённостью. Я заметил, что директор задержал взгляд на Марусе и пожелал всем сердцем, чтоб он выбрал её. По окончании химии директор огласил состав новой труппы мечты:
Жариков — Хлестаков
Куликов — городничий
Скворцова — Анна Андреевна
Спицына — Марья Антоновна
Братья Клещ — Бобчинский и Добчинский
Кириллов (это Даня) — Осип
Белов — почтмейстер
Пенкина (это Танька) — одна из жён
И ещё несколько второстепенных персонажей, полкласса задействовал.
— Есть возражения? — спросил директор, окончив. — Не стесняйтесь.
Гробовая тишина была ему ответом.
— Что ж, Людмила Ивановна заступит с четверга, а вы можете начинать учить. Костюмы обеспечим.
— А когда планируется премьера? — поинтересовался Матвей.
— Есть варианты, посмотрим, как дело пойдёт.
Получив и пролистав сценарий, мы дружно присвистнули, но только Даня осмелился возмутиться количеством текста, который предстояло выучить.
— Мне уже смешно, — сказал он. — У меня травма головы, я не выучу такой абзац.
— Я не требую дословного воспроизведения, — ответил директор, — уловите интонацию героя, типичные словечки и передавайте основной смысл.
Даня покачал головой, давая понять, что это в любом случае дохлый номер.
— Не сомневайтесь в своих силах, — сказал директор то ли ему, то ли нам всем.
На той же перемене я перечитал все совместные сцены с Марусей. Какая ирония судьбы — играть сейчас мужа и жену!
Репетиции начались в четверг. Чтоб не пропускать их, в дни тренировок я обедал в школе и бежал на футбол сразу из школы. Людмила Ивановна приходила на репетиции каждый день, а мы по очереди — кто сможет. За первую неделю я не пропустил ни одной, как себя ни уговаривал. Маруся тоже. Не сказать, что боль моя утихла, но я с ней как-то сжился. Хорошо, что, пока ты в образе, встречаться взглядами вполне безопасно. Как ни удивительно, рядом с Марусей мне всё-таки было легче, чем вдали от неё. Почему — сам не мог понять. Возможно, потому что вблизи я чувствовал ещё связывающие нас ниточки, а вдали — одну тягучую пустоту.
Маруся сначала смущалась, но потихоньку вошла в роль провинциальной кокетки — судя по всему, нет на свете таких вещей, которые она при желании не сделает хорошо. Ну а Вергилия была просто бесподобна — где она только набралась этих ужимок! Мне достались самые длинные монологи, но я быстро усвоил специфический слог Сквозник-Дмухановского и при необходимости легко импровизировал. Даня сопротивлялся, филонил, но после аудиенции у директора взялся за ум. Клещики тоже не заморачивались вызубриванием текста, но отменно играли неуклюжих идиотов. Они засовывали себе под толстовки подушки для имитации животов и постоянно их поглаживали. Я иногда забывался, любуясь их игрой, и выпадал из своего серьёзного образа. Никита, памятуя о нашем позоре в «Буратино», твёрдо решил выучить текст так, чтоб хоть в ночи разбуди — запросто пожалуется, что «пехотный капитан, бестия, штосы удивительно срезывает».
На одной из репетиций, когда Людмила Ивановна занималась с Никитой и Даней, я сидел в первом зрительском ряду и ко мне подсела Маруся.
— Ты теперь со мной вообще общаться не будешь? — вдруг выдала она.
Я, мягко говоря, обалдел.
— А зачем?
— Просто.
— Просто не получается.
— А я хотела посоветоваться, — будто не слыша меня, продолжила она. — Думаю подойти к директору и попросить подыскать мне замену.
— Почему? — дрогнул я, но не подал виду.
— Мне кажется, у меня не то что актёрского таланта, но даже способностей никаких. Только порчу спектакль.
— Да не, нормально. Талантливой Вергилии более чем достаточно.
— Да?
Мы сидели молча. Я листал сценарий, делая вид, что подучиваю.
— Ты только это, — каким-то чудом нашёлся я, — не вздумай сбежать перед премьерой.
— В смысле?
— Ну, я в твоё платье не влезу.
И мы рассмеялись.
Удивительное дело — совершенно родной человек сначала в одночасье стал чужим, а теперь остаётся чужим, не перестав быть родным. Голова кру́гом.
Вергилия, стоявшая у сцены рядом с Людмилой Ивановной, оглянулась на нас с умилением.
— Тихо, пожалуйста, — попросила Людмила Ивановна.
Я сидел как на иголках, не находя повода подняться. А Маруся смотрела на сцену и не уходила.
— А директор не говорил, с чего это он вдруг решил ставить спектакль именно с нашим классом? — спросила она. — В прошлый раз со всей школы актёров набрал.
— Нет, не говорил. Надо будет спросить, — сказал я как человек, который с директором на короткой ноге.
— Может, Даню хотел задействовать? — размышляла Маруся. — А то у него с учёбой опять как-то не складывается.
— Да? — удивился я. — Жаль.
За всеми последними событиями я, наверное, никого вокруг не замечал, что уж говорить о Даниных школьных успехах.
— Он уже вовсю тренируется, чтоб служить по контракту, — прошептала Маруся. — Вот и забил на учёбу.
— Не рановато?
— Ему 17 скоро. Но, возможно, директор пытается задержать его в мирной жизни.
— Не исключено, — согласился я.
— К тому же вы с Никиткой — его любимчики, — продолжала Маруся шёпотом, — ему приятно снова с вами поработать.
— Не выдумывай.
— Не выдумываю. Да и Клещики хороши. А мы с Матвеем тут лишние.
— Ну если тебе совсем не нравится, поговори с директором, чего мучиться.
Маруся промолчала, а лица её я не видел.
И тут кто-то плюхнулся в кресло с другой стороны от меня. Оборачиваюсь — директор, лёгок на помине.
— Здрасьте, — поздоровался я.
— Уф, успел, — радовался запыхавшийся директор. — Отпросился с совещания. Ну как тут, дело идёт?
— Идёт, — заверил я.
— Даниил справляется?
— Вполне.
— Из остальных никто сбежать не планирует?
Я обернулся к Марусе — она еле заметно покачала головой.
— Да нет, всем весело, — сказал я.
Людмила Ивановна, заметив директора, явно струхнула и, не дав доиграть предыдущую сцену, позвала нас:
— Костя, Маруся, Вергилия, открываем сцену 6. Никита, остаёшься на сцене.
Мне и открывать не надо было: это одна из любимых моих сцен — когда Хлестаков просит у городничего руки Марьи Антоновны. И я оставил сценарий на кресле.
— Ваше превосходительство! Не погубите! Не погубите! — бросился я к Никите, желая порадовать директора блистательной игрой.
— Что такое? — нахмурился Никита.
— Купцы, этакие ябеды, на меня вам жаловались. Враньё всё, враньё. И унтер-офицерша налгала вам, будто я её высек — она себя высекла. — При этом я показал на Людмилу Ивановну.
— Провались унтер-офицерша — мне не до неё! — крикнул Никита, тоже глядя на режиссёршу, получилось смешно.
— Не верьте им! Не верьте! — горячился я, чтоб не рассмеяться. — Это такие лгуны, что всем известно…
А дальше я не помнил, и Маруся вмешалась:
— Знаешь ли ты, какой чести удостаивает нас Иван Александрович! Он просит руки нашей дочери!
— Ты рехнулась, матушка? — с большим удовольствием набросился я на Марусю. — Не извольте гневаться, ваше превосходительство: она у меня немного с придурью.
(Как же мне нравилось это «она у меня» — я бы ещё тысячу раз сыграл сцену 6).
— Да я точно прошу руки, — уверял Никита и зачем-то протягивал мне руку. — Я влюблён. И от любви могу с ума свихнуть.
Я снова чуть не рассмеялся, но совладал с собой.
— Не могу верить. Недостоин, ей-богу. Недостоин.
— Да если вы не дадите согласия, то я чёрт знает что готов… — Никита топнул ногой.
— Не могу верить, изволите шутить, ваше превосходительство, — лепетал я.
— Ах какой чурбан, — отругала меня Маруся тоже не без удовольствия. — Ну, когда тебе толкуют.
— Отдайте, отдайте, — наступал на меня Никита. — Я отчаянный человек, я решусь на всё: когда застрелюсь, вас под суд отдадут.
Вергилия в это время водила головой и делала большие глаза, в которых восторг сменялся ужасом и обратно.
Я благословил жениха с невестой, и они поцеловались в щёчку, наверняка к досаде Матвея.
— Ах батюшки, целуются, — вскричал я, протирая глаза и подскакивая. — Точный жених! Ай, Антон! Ай, городничий!
— Не надо прыгать, не смотрится, — перебила Людмила Ивановна, которой, видимо, захотелось проявить себя как режиссёра, — лучше схвати супругу за руку и тоже чмокни на радостях.
— В руку? — уточнил я, мгновенно растеряв весь свой артистизм.
— Лучше в щёку. Симметрично. Они так, вы так.
— Окей, — сказал я и остановился.
— Начни заново с «ах батюшки», — скомандовала Людмила Ивановна.
— Ах батюшки, целуются, — еле выдавил я.
Остальные трое уставились на меня во все глаза, да и зрители примолкли.
— Ты к супруге обращайся, — посоветовала Людмила Ивановна.
Я кивнул. Маруся стояла такая красная, что я симметрично покраснел.
— Ах батюшки, целуются, — повторил я слабым голосом, хотя никто уже не целовался.
Она протянула мне руку, которую я схватил и сжал так крепко, что Маруся поморщилась. Но чмокнуть, по ужасному выражению Людмилы Ивановны, оказалось выше моих сил. Да и слова я забыл. Так мы и стояли, как два дурака.
— Ай, Антон! — покачала головой Маруся.
— Ай, Антон, — подтвердил я.
— По коням! — вдруг крикнул Даня вместо «лошади готовы!», но в любом случае спас нас.
— Отлично, я сейчас, — отозвался Никита-Хлестаков.
— Как-с? — очнулся я. — А когда же… бракосочетание так сказать…
— На одну минуту, — отмахнулся Никита. — Завтра же назад. Прощайте, любовь моя, — обернулся он к Вергилии. — Прощайте, душенька. Прощайте, Антон Антонович! Премного благодарен за всё…
Никита расшаркался, а мы с Марусей и Вергилией помахали ему руками.
Все напряжённо ждали вердикта нашего продюсера. Но он молчал — кажется, что-то прикидывал.
— Неплохо, — наконец сказал он и остановил взгляд на Марусе (у меня сердце в пятки ушло), и, подумав, продолжил: — Мария, я, конечно, понимаю, что перевоплощаться в собственную противоположность не просто… (Маруся покраснела ещё гуще). Но всё-таки постарайтесь, чтобы Сквозник-Дмухановский не тонул в ваших глазах. Костя, не смотрите на супругу вообще, запомнили? За руку хватайте не глядя, ясно? (Я кивнул). А то у нас теперь вместо комедии «Ромео и Джульетта» получается. На Шекспира тоже когда-нибудь замахнёмся, а пока… пока давайте немую сцену, и я побегу.
— Совсем немую? — уточнила Людмила Ивановна.
— Ну что не понятно? — неожиданно рассердился директор. — С почтмейстера, с почтмейстера.
Матвей, вынув из кармана хлестаковское письмо, отправился на сцену. Директор по ходу сделал ещё несколько ценных указаний, похвалил нас и убежал на совещание.
Людмила Ивановна так перенервничала, что отпустила всех с миром домой. По завету директора я попрощался со всеми, не глядя на «супругу», но внутри всё ликовало.
— Ну вы со Скворцовой это просто умора, — посмеялся надо мной Никита, когда мы спускались по лестнице. — Красные, как раки, сцепились клешнями и не могут расцепиться. «Ай, Антон, ай Антон». «Ай, Ромео, ай Джульетта».
Я рассмеялся.
— И долго это будет продолжаться? — поинтересовался Никита.
— Директор вроде надеется к Новому году уложиться.
— Я не про это.
— А про что? — уже догадался я.
— Нравится вам? Признайся.
— Да что тут может нравиться? — вздохнул я.
— Так, мальчики, про субботу никто не забыл? — обгоняя нас, спросила Вергилия.
Мы помотали головами.
— Кость, завтра ещё раз сверим часы.
— Угу.
— Ты уверен, что не подставляешь дядю? — усмехнулся Никита, когда Вергилия скрылась из виду.
— Я уверен, что ничего не выгорит, — ответил я. — Зато попируем на славу.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Костя в школе. Класс 9-й» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других