Старый авиаконструктор погибает от рук злодеев, проникших в дом среди ночи, а его внучке Кире удается спастись. Дед был единственным близким родственником девушки, и она твердо намерена найти и покарать его убийц. Обнаружив первую зацепку в тайном архиве деда, она сама пытается распутать дело. Ниточка тянется далеко в прошлое и приводит к таинственной личности — загадочному Ричарду Бертони, которого называли «красным Сен-Жерменом». Теперь, много лет спустя, кто-то убивает его лучших учеников — и жизнь юной Киры, упорно раскрывающей старые тайны, тоже оказывается под угрозой… В каждом романе Екатерины мировые тайны прошлого неожиданно проявляются в настоящем. Герои книг, например, расследуют крушение лайнера, подобно крушению «Титаника»; получают странные письма с отрывками из дневника Дятлова, находясь на лыжной базе в горах; находят дневник убийцы Кеннеди или узнают интересные факты из жизни своих предков, например, что те были знакомы с поэтом Николаем Гумилевым. И все эти тайны прошлого оказываются тесно вплетены в жизнь героев и так или иначе влияют на их судьбу.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Завещание красного Сен-Жермена» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава третья
Школа космических капитанов
По отношению к прошлому будущее находится в настоящем. По отношению к будущему настоящее находится в прошлом. Так где же нахожусь я сам?
— Тихо, тихо… — Он потрепал собаку, которая с деловым видом обнюхала его и снова улеглась на свое место у двери. — Умный пес. Хороший пес.
Перед тем как потянуть дверь на себя, он обернулся. Вечерняя Москва была особенно хороша. Сумерки придавали мягкость очертаниям зданий. В воздухе плыл аромат цветов и цветущих деревьев. «Красиво, — подумал он. — Но что есть эта красота? Продукт моих мыслей? Не есть ли тогда наш мир одна большая иллюзия, тайну которой дано разгадать немногим?»
Открыв дверь, он оказался в коридоре, а потом — в небольшой комнате, где его уже ждали. Он обвел взглядом собравшихся. Это были в основном люди творческих профессий. Писатели, художники, композиторы, философы. Москва начала двадцатых годов бурлила, возникали всевозможные объединения, творческие союзы, кружки, партии. Все хотели выразить себя, все ждали какого-то откровения от той новой эпохи, которая наступила. Провозглашалось создание нового человека. Но вот каким он будет? И реально ли это желание? Он встретился с пытливым взглядом Александра Гриневского, писавшего под псевдонимом Александр Грин, здесь был Валентин Катаев, его брат Евгений Петров, Илья Ильф и другие…
Они в свою очередь смотрели на него с интересом и любопытством. Здесь был и писатель, который в прошлом году переехал в Москву и подавал большие надежды. Михаил Булгаков. Его беспокойный ум жаждал вырваться за рамки привычного и обыденного. Возможно, его ждет блестящее будущее… Кто знает…
— Я буду говорить то, что и в прошлый раз, — начал Ричард Бертони. — Мы уповаем на технику, а нужно найти другую точку опоры. Сотворить человека, который и станет развивать науку и технику. Машины и всякие приборы постоянно совершенствуются, а человек развивается медленнее, значительно медленнее. Эдисон, Королев, Ломоносов — явления одного уровня. В будущем будет создан научно-исследовательский институт чудес и тайн, где будут выявляться таланты путем определенных тестов. — Он обвел сидящих в комнате взглядом и продолжил: — Придет время, когда, согласно велению природы, преодолевая предрассудки и суеверия, возникнет великий альянс строителей, единый фронт против застоя, заболоченного лагеря озверелых тупых обжор.
— Все правильно! — крикнул кто-то. — Так и будет!
— Хотите знать, как зародилась жизнь на земле? Я могу рассказать об этом. — Он взмахнул руками. — Представьте себе, что на темном фоне неба разгорается огромная яркая звезда, которая носит название «сверхновая». И вот ее свет облучает поверхность планеты мощными лучами… И на земле постепенно зарождается то, что мы именуем жизнью. Сначала свет проникает в воды океана и брожение новых микроорганизмов начинается именно там. А потом жизнь распространяется везде.
Сверхновые звезды рождают жизнь. А у сверхновых людей рождаются сверхновые идеи. И надо помнить, что нам, людям, еще многое недоступно. Так, во всех вещах и предметах кроме их внешней оболочки — того, что мы можем видеть, осязать, — есть еще нечто, что ускользает от нашего понимания. Вероятно, тайной вещей овладели те, кто ушел от нас. Эти незримые духи проникают всюду и везде…
— Браво! — услышал он крики. — Браво!
— А где находится тот второй мир, где мы иногда живем по ночам, когда нас убаюкивают тени? А где расположен тот мир, в котором витают Большие Духи, управляющие судьбой вещей? Кто это знает? Вот усопшие, те, кто ушел от нас в сторону, в мир иной, они все видят, все знают…
Он вдруг вспомнил свое детство. Прекрасный замок. Красивых женщин, которые его окружали… Чувство покоя и одновременно волнения. Ему все время хотелось куда-то убежать, вырваться вперед, словно стены замка давили на него и были ему тесны. Он любил гулять в старинном парке, который окружал замок. Однажды он даже заблудился в нем. Шел, шел по высокой траве, доходившей ему до груди, и не заметил, как парк сменился лесом. Он хотел остановиться, но как будто бы странные голоса шептали ему: иди вперед, не останавливайся. Вскоре он очутился на берегу таинственного озера. Оно было небольшим и отливало бледно-изумрудным серебром. Вода в нем казалась застывшей. А когда он сел на берегу и заглянул в воду, то увидел там странных существ, похожих на рыб с крыльями. Их плавники напоминали крылья стрекоз — легкие, прозрачные… А вот глаза… были вполне человеческими… Внимательными, смотрящими внутрь тебя… От этих взглядов ему было не по себе. Внезапно одна рыба выпрыгнула из воды, описала в воздухе высокую дугу и плюхнулась обратно в воду. Его поразило, что не было слышно никаких звуков. Вокруг стояла плотная тишина. Он был в каком-то другом мире… Но еще больше его поразило, что рыба, уйдя под воду, почти мгновенно исчезла. Легкое колебание — и уже темно-зеленая водоросль всколыхнула воду. Все предметы рано или поздно превращаются во что-то иное, но они не исчезают, они продолжают жить… Все имеет свое начало, но не имеет конца… Все переходит в вечность. А эта водоросль потом станет камнем. Но внутри его будет запечатан образ рыбы с человечьими глазами. Может, рыба была когда-то человеком, который умер, но не перестал жить. Теперь он обитает в воде… А чем та отличается от воздуха? Он наклонился к воде близко-близко — и вдруг упал в нее. Он даже не успел испугаться, как понял, что идет ко дну… Но он не переставал видеть, слышать, дышать… Вокруг него проносились рыбы, танцевали водоросли… раскрывались раковины, внутри которых мерцал зеленый жемчуг… И еще раковины поменьше — золотисто-розовые… Он словно растворился в воде и обрел иное зрение. Видел, что творилось под толщей песка и ила. Там лежали останки древних пальм и огромных ящеров. На секунду он вдруг увидел, что они бродят по берегам этого озера много-много лет назад. Он парил в воде, раскинув руки. Он был готов обнять весь этот мир, как вдруг неведомая сила вытолкнула его из воды, и он встал на дно, отфыркиваясь. Там, где он встал, было мелко… он сделал шаг, другой — и вновь оказался на берегу. Но уже наступал вечер… А казалось, он вышел из дома утром. Он помнил это точно… Неожиданно он услышал крики людей. Это искали его. Горели факелы, лаяли собаки… Одна подбежала к нему и лизнула руку — и тут же с воем отскочила назад.
Спустя некоторое время он был уже в замке, горели свечи… Та, которую он называл своей матерью (хотя это была тетя, мать умерла при его рождении), склонилась над ним.
— Мой мальчик, мой мальчик… как ты нас напугал… Зачем ты ушел в лес?
— Я не ушел… Они меня позвали…
— Кто они?
— Не знаю…
— Какой ты фантазер…
— Потом я свалился в воду.
— В воду? Ты был сухим… Абсолютно сухим. Это тебе приснилось…
— Нет, там были рыбы с крыльями. А глаза у них — как у тебя…
— Элена! — позвала она служанку, стоявшую у двери. — Элена! Срочно пошли за доктором. Кажется, начинается жар… Не медли…
— Я здоров… — сердился он. — Я здоров… и все, что говорю, — правда… Я ничего не выдумываю.
— Да, да… конечно, милый. Только больше не пугай нас так. Мы уже думали, что никогда больше тебя не увидим… Не знали, что думать и где тебя искать… Милый, какой ты фантазер… Спи… скоро приедет доктор и осмотрит тебя. Ты поправишься, и мы поедем в Венецию. Посмотрим этот город на воде.
— А там будут рыбы?
— Рыбы будут.
— С глазами как у тебя?
— Ну что ты, милый, так не бывает… Спи…
Приехавший доктор осмотрел его. Прописал покой и лекарства. Потом они поехали в Венецию. Ему казалось, что город как сон, как мираж… И в любой момент он снова растворится в воде… Но иногда ему казалось, что он снова на берегу того странного озера. И снова погружается в воду. Когда он вырос, пытался найти в лесу таинственное озеро. Но безуспешно. Когда же он стал спрашивать об этом местных жителей, ему сказали, что отродясь такого озера в лесу не бывало. И это все ему примерещилось в детском возрасте. Но все же он мог поклясться, что то был не сон и не грезы наяву. Все это произошло на самом деле. Но куда исчезло озеро, для него повзрослевшего вопросов не было — оно находилось в другом измерении.
…Он снова вернулся в сегодняшний день.
— Есть конструкция, которая идеально воплощает в себе покой и одновременно движение. Это колесо. Оно есть соединение грядущего с минувшим! Когда все люди соединятся в одну цепь, которая превратится в колесо…
После собрания рядом с ним задержался один писатель. Михаил Булгаков.
— Я хотел спросить вас о новом человеке, — обратился к нему Булгаков.
— Вот-вот… Тема интересная. Кто раньше занимался выведением новых людей? Боги, жрецы. Они продолжают делать это и сегодня. Но уже на другом уровне. Существуют египетские рисунки, где изображены жрецы — большие фигуры — и люди — маленькие фигуры. От пальцев жрецов к людям протянуты нити. Они кукловодят ими. Сейчас пытаются создать нового человека из старого материала. Получится ли он? Здесь таится опасность, что этот новый человек не сможет выполнить свою задачу. И потом… новых людей не создают. Их выявляют… — понизив голос, сказал собеседник писателя. — Но все одержимы именно созданием. Но ведь человек — это материал с тонкими настройками. Тут нужны особые условия… — Свою мысль он не закончил. Впрочем, писатель думал о чем-то другом.
— Забавная тема: подобрать собаку — простую беспородную — и вывести из нее человека. Кем он будет? Такой же дворнягой, только в обличье человека? Или кем-то иным? И здесь возможны варианты…
— Это было бы хорошим предупреждением тем, кто торопится, не соблюдает некие правила… Иначе этот новый человек затопит все своим бескультурьем и агрессивностью.
— Но если нового человека так трудно создать, то, может быть, его легче, как вы говорите, выявить. И как это сделать?
Какое-то время его собеседник молчал.
— Выявить того, кому предназначена высшая лучшая участь, — дело не такое легкое. Это тоже своего рода искусство. Мы все словно спим — и просыпаемся только в определенные моменты. А есть люди, пробуждение которых сулит миру новые идеи, открытия, они способны изменить течение мира. Но как их найти? Есть древняя сказка о кристаллах, которые выявляют таких людей. Они помогают пробудить их спящее сознание.
— Об этих людях можно написать, — сказал писатель. В его глазах сверкнула веселая искорка.
— Да. Это прекрасная мысль!
Они расстались, он вышел на улицу. Пса уже не было. Наверное, он находился в будке или спал неподалеку. У дороги он повернул голову направо: слышалась заунывная песня. И тут он почувствовал, как чьи-то грубые руки обхватывают его сзади и куда-то тащат. И кажется, потерял сознание. Очнулся он от того, что совсем рядом хлопнула дверь.
Он лежал на диване. В помещении было душно. Страшно болела голова.
— Ну как, очнулся? — раздался мужской голос. Говорили по-английски. — Не притворяйтесь, что вы без сознания. Прошло уже достаточно времени, чтобы вы пришли в себя. Не вздумайте притворяться. Вам же будет хуже.
— Я не думаю…
— Вот и прекрасно. Это правильно.
Он повернул голову. Сначала изображение было нечетким, но потом взгляд сфокусировался на фигуре мужчины, сидящего в кресле.
— Я вижу вы вполне можете двигаться. Это хорошо.
— Кто вы?
— Это неважно.
— Что вы хотите?
— Это уже правильный вопрос. Разве вы не догадываетесь?
— Нет.
— Жаль!
— Не могли бы вы сформулировать…
— Кажется, вы и сами все прекрасно понимаете, — было сказано ему сердитым тоном.
Он сел и обвел помещение глазами. Это была комната, обставленная красивой дорогой мебелью. В углу находилось кресло, в котором сидел худой человек и неотрывно смотрел на него. Его ладони были сложены домиком. Одет он был в темные брюки и светлую рубашку. Справа помещался стол с лампой.
— Надеюсь, вы будете благодарны, что мы вас не убили. Как тогда в Берлине. — При этом его губы раздвинулись в зловещей улыбке.
— Премного благодарен, — откликнулся он, стараясь не выдать своего волнения.
— Это хорошо. Благодарность есть одна из важнейших добродетелей.
— Надеюсь, вы привезли меня сюда не для того, чтобы читать трактаты о добродетелях.
— Конечно, нет.
Возникла пауза.
— Нам нужно… — сказал незнакомец, подчеркивая слово «нам», — чтобы вы либо умерили свою деятельность, либо полностью отказались от нее. Иначе последствия могут быть самыми непредсказуемыми.
— Я вас понял.
— Я очень рад.
— А если нет…
— Я же сказал о последствиях. Неужели вы будете столь неблагоразумны. Есть еще один вариант. Вы можете работать на нас.
— Я подумаю.
— Время еще есть. Но не тяните. Ваш ум, ваши знания могут быть полезны нам.
Он ощутил во рту привкус горечи. «Не отравили ли они меня, — мелькнуло в голове, — пока я был без сознания?»
— Вас никто не травил.
Он владеет техникой чтения мыслей, понял он. Нужно быть осторожней. Он напрягся, пытаясь понять: кто этот незнакомец, откуда. Но в памяти возникала только темная пелена, силуэт Биг-Бена, горная гряда…
— От вас требуется только одно. И что именно, я уже сказал. Вы ничего не хотите добавить?
— Нет.
— Тогда, полагаю, наш разговор окончен.
Они не убили меня, потому что я им нужен. Пока.
Он вспомнил нападение в Берлине, холод ножа, который скользнул по коже. Собственное чувство ужаса, смешанного с каким-то восторгом. Словно он бросал вызов судьбе, которую должен непременно победить. Ставки были слишком высоки. Но эти люди не шутят, это он понимал отчетливо, даже слишком. И с этим англичанином… он уже встречался… где-то. Тот был неуловим — и в то же время знаком. Кажется, про него ходили слухи, что он состоял в тайной организации, искал по всему миру артефакты. А также Шамбалу и Гиперборею[2].
Он прекрасно понимал, что ходит по краю бездны. Один неверный шаг — и все… его не будет. А его знания, его труды… Хотелось выпить… Но не спиртное. А холодной кристально чистой воды. Воды жизни.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Завещание красного Сен-Жермена» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других