Записки о вере и религии

Екатерина Воробьёва

Замечал ли ты когда-нибудь, насколько часто в жизни мы пытаемся быть теми, кем на самом деле не являемся? Как, пытаясь подстроиться под окружающий мир, приобретаем несвойственные нам качества: неестественность, лживость, скованность, изворотливость, зависть, раздражительность?Появляются вредные привычки, желание забыться, закрыться, уйти от этой серой реальности.Что с этим делать? Бороться или смириться? Как вернуть радость жизни? Куда идти, если не видно дорогу?Ответ в этой книге.

Оглавление

Эго — друг или враг?

Многие модные сегодня восточные школы учат тому, что наше ЭГО препятствует нам на нашем пути к Богу. В связи с этим, есть тенденция ненавидеть наше ЭГО, стремиться его подавить и каким-то образом от него избавиться. Люди всячески раздражаются и негодуют о том, что у них вообще оно есть. Однако парадокс в том, что негативные эмоции, такие как раздражение, гнев, недовольство может испытывать как раз только наше ЭГО. Значит кто ненавидит наше ЭГО? Наше ЭГО! Когда мы стараемся выйти за пределы нашей личности, кто старается это делать? Наша личность!

Найти истину очень тяжело. И самый первый шаг на нашем духовном пути — это осознать, что мы все заблуждаемся в той или иной степени. Мы не можем видеть с точки зрения Бога и нам известна только лишь малая часть, которая также искажена нашим восприятием. Признание этого факта — это и есть смирение, и в этом смирении мы открываемся для того, чтобы получить больше информации. Мы растём, и наше восприятие меняется с получением новой информации и опыта. Если наше восприятие не меняется — это признак того, что мы духовно мёртвые, потому что всё живое движется. Всё имеет какое-то, хотя бы внутреннее движение. Для того чтобы жить, нужно двигаться. Нужно меняться, но не насильно, а в естественном процессе нашей жизни, применяя новое и отбрасывая старое. Всякий раз, когда мы меняемся, наше восприятие усиливается. В такие моменты мы можем оглядываться на свои старые убеждения, на ветхих себя, и может казаться, что многое было так глупо и не нужно… Мы виним и укоряем себя в том, что были какие-то не такие. Однако, это естественный процесс внутреннего роста. Когда детки маленькие их одежда им по размеру, но когда они вырастают, им нужно менять свой гардероб. Так же и с нами, взрослыми. Когда-то наши убеждения хорошо служили нам, но мы из них выросли, и теперь они сильно нас ограничивают, поэтому нужно отложить эту «тесную одежду» в сторону, и примерить размер побольше.

Мы кушаем и ходим в туалет — это естественный процесс. Однако, если мы будем думать, что должны только кушать и перестанем ходить в туалет, в нашем организме начнутся сильные сбои, которые могут даже убить нас в конце концов. Необходим постоянный обмен: мы воспринимаем новое и отпускаем старое. Хотя в нашей жизни есть и некоторые истины, которые сами по себе не меняются, меняется лишь наше восприятие этих истин.

Всегда нужно быть очень осторожными сравнивая себя с другими, потому что это ведёт либо к осуждению, либо к поклонению, либо к другим вредным явлениям. Все люди разные. И одежда для всех разная: брюки высокого будут велики низкому, а в брюки худого, толстый не поместится. Наше ЭГО очень любит судить категорическими суждениями: «это хорошо — это плохо; это правильно — это неправильно; это красиво — это уродливо; это мне нравится — это не нравится». Любая категорическая реакция — это голос нашего ЭГО. Когда мы что-то воспринимаем как «плохое», и относимся к этому с пренебрежением и раздражением, тогда это не приносит нам никакого духовного роста. Духовный рост — это понимание и принятие. Однако и тут нужно быть очень внимательными, так как всё-таки есть ситуации, где необходимо проявить твёрдость и настойчивость, и в этом случае категорическое высказывание будет очень кстати. Это касается ситуаций, связанных с нашей внутренней работой, например отказом от вредных привычек, слабостей и зависимостей. Допустим, я осознала, что мне не помогает выпивать, чтобы «снять стресс», и к тому же это вредно для здоровья, и решила отказаться от употребления алкоголя. Но вот, я прихожу в гости, где угощают вином, и все выпивают… Я думаю, ну ладно, сейчас я с друзьями за компанию выпью стаканчик вина, вроде как не вредно, это закрепляет нашу дружбу. Но ведь я же решила до этого, что это никак мне не помогает и не поспособствует моему росту! И чтобы в следующий раз меня не искушали, я отказываюсь и высказываюсь категорически и твёрдо. Иногда это нужно, потому что есть очень сильное искушение, но в остальных случаях, особенно касаемо точки зрения другого человека, так категорически высказываться не полезно. Это ведёт к углублению и укоренению в нас нашего ЭГО.

Как мы можем подружиться с нашим ЭГО?

Во-первых, нужно помнить о том, что Бог является любовью. А что делает любовь? Любит. Это её природа. Поэтому если мы стремимся к духовному росту, тогда наша задача пребывать в любви ко всему и ко всем.

Что это значит? Что мы должны любить теперь всех пьяниц, негодяев, маньяков, крыс и тараканов?

Да. Но любовь бывает разной. Мы можем любить комара, но понимать, что в данной ситуации нам придётся его убить. Мы не испытываем враждебности по отношению к комару, у нас нет к нему презрения или ненависти. Мы понимаем, что это творение Божье, ещё одна форма жизни. Мы любим этого комара за то, что он комар. Также мы можем любить и другого человека, даже бомжа или пьяницу, но не общаться с ними. Мы понимаем, что они сделали выбор жить той жизнью и не испытываем по отношению к ним негативных эмоций, ненависти или желания их уничтожить. Господь всем нам дал свободу выбора, и поэтому каждый человек может выбирать для себя именно тот образ жизни, который хочет. Солнце светит всем. Оно не различает кто хороший, кто плохой, а просто светит. Так же и мы живём и любим просто потому, что живём. Мы принимаем весь наш мир, и всё, что в нём, включая людей, такими каковы они есть, Господь сам разберётся как с ними быть.

Наша человеческая природа по отношению к нашей духовной природе, и во многих других отношениях, ведёт себя как маленький капризный ребёнок, нуждающийся в воспитании, но очень нужный. Если мы не будем учить и воспитывать наше ЭГО, тогда оно будет пытаться владеть нами, как тиран. Также как если мы не будем воспитывать своих детей, то они начнут терроризировать нас своим поведением. Однако, если мы слишком жёстко относимся к своему ЭГО и стараемся слишком сильно его ущемлять и подавлять, это равносильно тому, как ругать двухлетнего ребёнка за то, что он не может поднять пакеты с продуктами. Мы должны понимать на каком уровне находимся и как правильно к себе подойти, чтобы не позволять себе облениться, но также и не надорваться от тяжести.

Библия является отличным помощником на этом пути. Относиться к Библии нужно как к своему личному наставнику, не просто читать поверхностно или слушать чьё-то толкование, а стараться самим вникать в суть. Можно попросить в молитве: «Господи, помоги понять, что Ты хочешь передать для меня? Помоги мне научиться читать Твою мудрость. Помоги мне научиться видеть между строк и понимать, что имеется в виду». И тогда Он обязательно даст ответ, либо через откровение, либо через книгу, либо через человека. А если мы не хотим сами вникать в слово Божье, потому что считаем, что эта информация для нас закрыта и только священники могут нам что-то объяснить, только они могут это вообще понять, тогда мы сами закрываем себе дверь в спасение.

Все люди на уровне выживания считают себя нуждающимися, они думают, что не хватает ресурсов и нужно за них бороться с другими людьми. У нас в России было много монахов, и монашество оказало сильное влияние на восприятие людей. Многие убеждены, что если они хотят духовно расти, то лучше всего удалиться от общества и уйти куда-то в монастырь, в лес, в пещеру, в пустыню и т. п. Духовному человеку действительно часто бывает тяжело жить в обществе и ему очень хочется убежать куда-нибудь в природу. Человек думает, что если бы он мог уйти куда-то в лес, как эти монахи, и жить там, ему было бы очень хорошо. Но, во-первых, если бы человеку удалось это сделать, то, возможно, это было бы и не так хорошо, как кажется на первый взгляд. И, во-вторых, даже если бы было хорошо в отшельничестве, может быть именно поэтому человеку и нельзя туда уходить. Для того, кто хотел бы остаться в обществе — крест отшельничество, а для того, кто не хочет жить в обществе — крест учиться жить в социуме, сохраняя при этом свою праведность. Бывает, кто-то понимает, что его жизненная задача уйти от общества и быть в одиночестве, смотреть в своё сердце и бороться с самим собой, тогда он должен это делать. Это очень нелегко, но это его крест. Сказано:

«Кто не поднимает свой крест и не идёт за мной, недостоин меня»

(Мф. 10:38).

Но для каждого из нас есть разные способы спасения, и каждый несёт свой крест.

Спасение — это не просто пребывание в духе. Причина, по которой все стремятся к покою — необходимость соединить нашу человеческую и Божественную природу. И важно понимать, что духовная природа без человеческой такая же половина, как человеческая природа без духовной, то есть мы не стараемся превратиться из человека в дух, мы соединяем в себе и человеческую природу, и духовную. Христос был полностью человеком и полностью Богом. Люди не могут этого осознать. Они трактуют так, что Христос — это был дух, который посмотрел с неба на то, как мы тут мучимся и из жалости спустился на Землю, одел на себя человеческую плоть, чтобы показать нам как достичь спасения. То есть мы своим грехом вынудили Его одеть на себя человеческое тело и пройти распятие, чтобы все спаслись. Логике это конечно не поддаётся. Важно понимать, что спасение — это не какое-то эфирное понятие, а это то, чего должен достичь каждый человек. Каждый должен воссоединить свою человеческую природу с духовной, и Христос тоже должен был это сделать, так как Он полностью прошёл путь человека. Здесь действует принцип: «Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи». Мы обрели своё спасение, потому что Христос первым спасся, так что наша человеческая природа, и все неудобные люди в нашей жизни, весь народ, который нас притесняет и обижает, все трудности, беды и болезни — это всё орудия нашего спасения. В Библии есть место, где Господь сам возмущается против Своего народа и говорит, что хочет всех истребить. Он предлагает Моисею сделать от его семени новый народ взамен существующего. Моисей же ответил Богу, чтобы Он тогда вычеркнул и его имя из книги жизни. Потому что без этого «ужасного» народа мы на самом деле не спасёмся. Мы обрели спасение, потому что Христос взошёл на крест. Он взошёл на крест, потому что Иуда Его предал, потому что первосвященники хотели Его смерти, потому что народ кричал: «Распни его!». Если бы кто-нибудь из этих личностей не выполнил своей задачи, если бы хоть кто-то из них отказался играть свою роль — мы бы не спаслись. Без «ужасного» народа, который нас притесняет, и среди которого нам очень сложно жить, мы не спасёмся. Без своей человеческой природы, своего ЭГО, которое мы иногда воспринимаем как совершенно не то, что нам нужно, мы не спасёмся.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Записки о вере и религии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я