Записки о вере и религии

Екатерина Воробьёва

Замечал ли ты когда-нибудь, насколько часто в жизни мы пытаемся быть теми, кем на самом деле не являемся? Как, пытаясь подстроиться под окружающий мир, приобретаем несвойственные нам качества: неестественность, лживость, скованность, изворотливость, зависть, раздражительность?Появляются вредные привычки, желание забыться, закрыться, уйти от этой серой реальности.Что с этим делать? Бороться или смириться? Как вернуть радость жизни? Куда идти, если не видно дорогу?Ответ в этой книге.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Записки о вере и религии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Сила покаяния и прощения

Прощение — понятие, которое нам известно с детства. Что же это такое на самом деле? Какой смысл содержит в себе тайна прощения? Человек, владеющий этим ключом свободен от обид, горечи и разочарований. Все эти вещи, как сорняки в нашей душе, потому что человек идущий путём Божьим просто не может быть обиженным. Вслушайтесь в это словосочетание — обиженный святой. Это похоже на анекдот из двух слов. Обиженный Иисус Христос, как вам?!

Весь мир делится на две категории людей: это хозяева и рабы. К какой категории вы относите себя?

Духовность — это прежде всего свобода. Эти два слова являются синонимами. А что есть свобода? Свобода не имеет ничего общего с внешней стороной жизни — это не отдельное жильё, финансовая независимость или высокое положение в обществе. Многие стремятся попасть в Америку или в Европу думая, что там они будут свободнее — это великое обольщение. Никакие из этих факторов не гарантируют человеку подлинной свободы. Можно быть внутренне свободным и в тюрьме, и в коммуналке, и на заводе у станка, как можно быть рабом в коттедже, в шикарном автомобиле или управляя своим личным бизнесом. Так что понятия «рабство» и «свобода» никак не связаны с внешними факторами и условиями нашей жизни. Нет смысла искать свободу во внешнем мире. На самом деле тот, кто свободен внутри, тот свободен и во вне. Кто свободен внутри, тот свободен везде. В любых условиях и при любых обстоятельствах — это и есть духовная свобода. Истинная свобода. Убеждение в том, что мы можем зависеть от более сильных или более влиятельных людей, которые могут повлиять на наше внутреннее состояние, настроение или каким-то образом решить нашу судьбу, является по умолчанию ложным. Это не что иное, как самообольщение. Человек свободный духовно может общаться на равных с человеком любого уровня, любого социального положения и социального статуса. Такой человек всегда остаётся самим собой, он не «напяливает» на себя никаких ролей, не одевает никаких масок, никому не подыгрывает, никому не льстит, никому не угождает и не притворяется. Поистине потрясающе жить свободным человеком! И если мы кого-то не устраиваем, и они предпочитают прекратить отношения с нами, что ж не будем препятствовать. Мы просто вспоминаем слова Христа:

Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!

(Евангелие от Луки 6:26)

Есть такое убеждение, что духовные люди должны обязательно всем нравиться — это, конечно, является заблуждением, потому что каждый оценивает другого по себе. Если мы не соответствуем чужим ожиданиям, не потворствуем высокому социальному статусу, не льстим, не лебезим и не пытаемся угождать, тогда они могут нас не принимать или даже возненавидеть, потому что мы для них неудобны. Однако если мы посмотрим на Иисуса Христа, то увидим, что Он нравился далеко не всем. Было огромное количество людей, которым Он был неудобен, и которые хотели от Него избавиться. И избавились. Не бывает такого, что нет врагов или людей, которым мы не по душе, если мы что-то собой представляем. Если мы личность, то такого просто не может быть, чтобы мы всем нравились. Есть определённый круг людей предназначенный для нас — это люди, которые посланы Богом для того, чтобы мы могли максимально воплотить Его замыслы в своей жизни, и есть люди, которые пришли к нам на время, чтобы сыграть какую-то роль в нашей жизни или вообще каким-то случайным образом попали в наше окружение, таким людям сложно будет долго выдерживать наше присутствие, им будет очень некомфортно общаться с нами, и однажды кто-то из этих людей может решить прекратить общение. В таком случае мы понимаем, что время этих отношений подошло к концу. Мы с радостью расстаёмся с тем, что отжило своё и больше не служит взаимному росту. Отношения, которые духовно истощают нас и препятствуют нашему духовному и личностному росту просто не имеют никакого смысла и не стоят того, чтобы бороться или держаться за них, поэтому мы легко прощаемся со всем, что причиняет застой и энергетические потери. Нам это совсем не нужно.

Как говориться: «Будь среди тех, которые тебя празднуют, а не которые тебя терпят».

Очень часто мы окружаем себя людьми, которые не просто терпят нас, а ещё каким-то образом оскорбляют, унижают или завидуют нам. Они могут пакостить нам как-то скрытно, но тем не менее мы почему-то держимся за них и за наши с ними отношения. Может быть это какая-то странная привычка? Может, но это привычка нездоровая. Здесь важно понимать, насколько мы сами ценим и уважаем себя. Насколько мы ведём себя с достоинством, без ложного чувства скромности, самобичевания, самоуничижения, чувства собственной неполноценности или наоборот собственной важности, потому что всё это передаётся подсознательно окружающим людям. Если мы не способны уважать самих себя, то нам и не стоит ожидать какого-то уважения со стороны других людей.

Итак, когда мы вынуждены прекратить отношения, потому что люди уходят от нас, так как мы их чем-то не устраиваем, мы ничего не теряем, а наоборот освобождается место в нашей жизни для нового. Для новых людей и новых отношений, ведущих на новый уровень нашей жизни и через это мы растём от уровня к уровню. Мы, как по ступенькам, поднимаемся по нашей жизни, и чтобы подниматься налегке, нам нужно отрезать от себя всё старое. Иногда жизнь ставит нас в такие обстоятельства и условия, когда нам необходимо полностью всё начинать с нуля, если это так, то пусть будет так. Мы придём к полному нулю и предоставим возможность Богу воссоздать нас заново.

Возвращаясь к теме прощения, замечу, что многие люди воспринимают его как некий акт снисхождения или терпимости. Некоторые приравнивают прощение к конкретному действию, акту доброй воли. На самом же деле прощение — это не действие. Прощение — это состояние сознания. Это обретённое состояние сознания, основанное на истине о себе, как о самодостаточной личности, которая в свою очередь основана на внутренней свободе. Это не заповедь, которую мы должны исполнять. Это способ жить из подлинных себя, действуя вне представлений о том, какими мы должны быть. Когда мы действуем из подлинных себя, мы не привязываемся эмоционально ни к чему, мы понимаем, что наше отношение к ситуации или к людям, или каким-то высказываниям в наш адрес, регулируемо и именно мы выбираем как к этому относиться. Мы решаем задевает нас это или нет, принимаем мы сказанное на свой счёт или не принимаем. Действуя из этого состояния сознания, мы понимаем, что многие вещи, которые люди делают по отношению к нам, не являются нами. Люди делают их не потому, что мы какие-то не такие, а потому что они такие, и тогда нам нет смысла обижаться на них. Мы можем выбирать как к этому относиться, но если понимаем несовершенство человека, его страхи и то, что им движет, тогда уже не обижаемся ни на что. Мы полноценны сами в себе и независим от мнения о нас других людей. Мы независим от того, кто и что о нас говорит и думает — это не трогает, не задевает и не цепляет нас. Мы те, кто мы есть. Если кто-то сказал о нас плохо или подумал, мы от этого не станем хуже, поэтому мы отпускаем свои эмоциональные привязки. Когда мы живём в прощении, мы уже не зависим от настроения и отношения к нам других людей, кем бы ни был человек, если он хочет оставаться в нашей жизни, пусть остаётся, а если не хочет, пусть уходит.

Без духовной свободы продуктивные взаимоотношения просто невозможны. Духовный человек не способен на разочарование. Вы когда-нибудь были разочарованы в своей жизни? Когда мы достигаем внутренней свободы, мы перестаём разочаровываться, потому что мы живём уже в другой реальности, в которой таких понятий просто не существует. В молитве Иисуса Христа есть такие слова:

«и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»

(Мат. 6:12)

другими словами, мы выходим из понимания прощения как совершения какого-то действия. Мы понимаем, что прощение — это состояние, и в состоянии прощения у нас нет должников, а если мы никого не считаем своими должниками, то некого и прощать. Необходимость в прощении возникает только при наличии обидчиков и обиженных. Обиженный выбирает между прощением и местью обидчику. Обида порождается разочарованием, а разочарование может возникать только в том случае, если мы сами создали себе систему стандартов поведения для окружающих нас людей. У нас есть убеждение относительно того, каким образом другие люди должны к нам относиться, но вполне возможно, мы забыли сказать им об этом.

Очень показателен пример одной женщины, которой становилось плохо (в буквальном смысле, она начинала пить сердечные капли), если кто-то из соседей с ней не поздоровался. Соседям, которые, может быть, её не заметили и поэтому не поздоровались, вряд ли становилось плохо при мысли об этом, так же как этой женщине. Им, так сказать, абсолютно всё равно было, когда они проходили мимо. Многие были настолько заняты собственными мыслями, что даже не замечали эту бедную женщину, которая хваталась за Валидол и сердечные капли просто потому, что считала, что все должны были с ней здороваться, при этом она сама не здоровалась первой ни с кем. Чувство собственной важности не давало спокойно жить этой несчастной женщине.

Итак, от наших разочарований страдаем только мы сами, друзья, другие здесь совершенно ни при чём. Я не могу страдать, если мне абсолютно всё равно здороваются со мной или нет — это вообще-то дело личное. Мы не зависим от этих условностей, и от настроения окружающих нас людей. Для возникновения разочарования должны быть ожидания. Нет ожиданий — нет разочарований. Опять же в самих разочарованиях нет ничего плохого. Библия нас учит с великой радостью принимать те ситуации, когда нам некомфортно и неудобно. Когда у нас возникают какие-то трудности или какие-то неудобные люди появляются в нашей жизни. Когда нас притесняют или гонят… «Радуйтесь, радуйтесь! Блаженны вы!» — восклицает Христос, — «Когда вы гонимы за правду, когда злословят вас во имя моё». Поэтому есть много преимуществ в некомфортных для нас ситуациях, а также в страданиях душевных и физических, они могут обострять нашу интуицию или спровоцировать наше духовное пробуждение, активировать наши сверхъестественные способности. Я не призываю вас бросаться грудью на амбразуру. Я просто хочу обратить ваше внимание, что повышенный комфорт может притуплять духовную осознанность.

Больше всего энергии у каждого из нас уходит на мысли. Нам всё время кажется, что мы в опасности, и поэтому мы постоянно о чём-то беспокоимся. Мы считаем, что нам всегда нужно быть готовыми, чтобы защищать себя. Нам следует помнить о том, что мы всегда находимся под покровом Божьим и ничто не может нам повредить, если мы исполняем Его волю. Когда мы это осознаем, тогда становится очень просто прощать других людей.

Многие люди думают, что прощение и покаяние — являются умалением Бога, чтобы Он милостиво простил их. Когда мы слышим слова: «Господь, будь милостив ко мне грешному», складывается такое впечатление, что мы как люди, полностью греховные, всё в нас так плохо, и нам должно быть жалко, что мы вообще существуем, и мы умаляем Бога и стараемся каким-то образом хорошо себя вести и делать что-то такое, чтобы Ему понравится, чтобы Он простил нас. Конечно, это не истинный смысл прощения и покаяния.

Этот процесс намного глубже — это таинство. По-гречески покаяние будет μετάνοια (метанойя) — перемена ума, перемена мысли, переосмысление. Покаяние — это глубокое осознание греха, перемена жизни. После покаяния нужно приложить все силы, чтобы больше не повторять исповеданное.

Церковь учит о том, что, когда человек умирает, его душу сначала вводят в рай и в ад, а потом провожают туда, где она будет пребывать. Момент, когда душа выходит из тела очень сложный, потому что в этот момент душа постигает все хорошие дела, которые человек сделал и все плохие дела. По пути душу сопровождают ангелы и бесы, бесы стараются обвинять и показывать сколько плохого сделал человек, а ангелы показывают сколько хорошего. И в этот момент всё, о чём мы забыли за жизнь, всякое скверное слово, лишнее слово, всё, что мы делали, что было не совсем правильно, будет упомянуто, и душа должна будет ответить за все поступки своей жизни. И вот то, что мы считали добрым делом, на самом деле может оказаться не нужным или даже вредным кому-то, а то, что мы делали из того, что могли считать незначительным или ненужным, оказалось на самом деле важно. Поступки, которых мы думали, никто не заметит или никто о них никогда не узнает, что они ни для кого не имели значения — всплывают снова для того, чтобы мы с ними разобрались. Это вообще-то страшно, если так подумать, тем более если человек не особенно думал при жизни о своей душе, но даже если и думал, тем не менее у всех нас есть много моментов, о которых не очень хочется вспоминать, и мы их всячески подавляем, стараясь о них не говорить. Это не обязательно могут быть какие-то серьёзные поступки, но они накапливаются в течение всей нашей жизни, и если душа начинает каяться в них в самый последний момент, уже перед адом, её могут не простить, потому что искреннее раскаяние не происходит под страхом смерти, или страхом наказания. Искренне раскаяние — это когда мы осознали вполне, что сделали и знаем, что так не надо было, и знаем, что в будущем мы поступим по-другому. Страх не выжить, страх боли, страх перед наказанием — это, скорее всего то, что и было причиной первоначального греха. Человек боится не выжить, он видит, что есть много других людей вокруг, но ресурсы ограничены, и если он хочет выжить, то нужно бороться со всеми этими людьми, ограбить или защитить своё (то, что он считает своим), чтобы никто другой это не похитил, причинить вред другому человеку, чтобы завладеть его имуществом или поступить подло по отношению к другому человеку из-за страха, что тот на него нападёт. Это всё очень эгоцентричное понимание, основанное на страхе не выжить. Душа понимает, что за эти грехи будет наказана, но у неё нет понимания того, что она наделала и почему это плохо. Она просто понимает, что наказание будет и боится — это не является покаянием. Грехом мы можем назвать всё, что вредит жизни. Всё, что вредит другому человеку и не только человеку, животным, природе, и жизни как единому целому, и для того, чтобы искренне раскаяться нужно, чтобы мы вполне осознали, что мы сделали и почему этого нельзя было делать.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Записки о вере и религии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я