Друзья, каким образом можно приобщиться к необычайным событиям невероятной еврейской истории? Только двигаясь по ней в воображаемом экипаже, скажем некоей машине времени. Итак, вперёд! Или назад? Все равно двинулись, скучно не будет! Я считаю, что биография каждого еврея, где бы он ни жил и кем бы он ни был, не может быть отделена от судьбы всего еврейского народа, его истории, и особенно того отношения к нему, которое получило название антисемитизма. Хочу начать с краткой исторической подборки мытарств евреев – этих вечных странников, изгоняемых отовсюду, прежде чем они попали в Россию. Я пытаюсь в меру своих сил показать даже не вечную неприязнь к еврейскому народу, а вражду, порой переходящую в ненависть, которой до сих пор охвачен мир и которую я испытал в какой-то степени по отношению лично к себе, живя в России, именовавшейся тогда гордо Союз Советских Социалистических Республик – СССР. Удивительно, что весь мир живёт по нравственным, а частично и по религиозным канонам, которые принесли евреи, однако мир этот не только не благодарен таким дароносцам, но и относится к ним крайне враждебно. Более того, теперь, когда еврейский народ, изгнанный из своей страны и рассеянный по всему этому злобному миру, после двухтысячелетнего изгнания вернулся на исконное родное место и создал здесь своё государство, завистливый мир злопыхательствует. Но это несколько другая история. Вот что писал барон Джонатан Сакс, главный раввин Великобритании в 2013 году: «Когда я был ребёнком, я никак не мог понять одно предложение в Агаде: “Ибо не один только фараон хотел погубить нас, но в каждом поколении встают желающие нас погубить”. И в детстве я думал, что эти слова относятся к поколению моих родителей, а не моему, родившемуся после Холокоста. Я вырос, не столкнувшись ни с единым случаем антисемитизма до одного дня, 11 лет назад. Одиннадцать лет назад наша младшая дочь, которая училась в английском университете, пришла домой в слезах. Она была на митинге против глобализации, который быстро превратился сначала в тирады против Америки, потом против Израиля и затем против евреев. И со слезами на глазах дочь сказала: “Папа, они ненавидят нас!!” Это ужасная ситуация, но она стала реальностью в современной Европе». Да, нас, евреев, ненавидели всегда… Почему? Ефим Терлецкий
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Популяризатор с евреями в машине времени предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Евреи берутся за оружие. Восстание маккавеев
Итак, в 167 году до новой эры царь Селевкидов Антиох IV Эпифан, властвующий в Иудее, решил запретить евреям под угрозой смертной казни соблюдать свои религиозные обряды. Свитки Священного писания сжигали, а тех, кто хранил их, — убивали. Более того, Антиох объявил о введении языческих культов. Был осквернён Иерусалимский Храм, превращённый в святилище Зевса Олимпийского. Иерусалимцы взбунтовались. Антиох, преодолев сопротивление горожан, взял Иерусалим приступом. Он позволил солдатам грабить и убивать жителей. Сам же ограбил Храм, украв даже священную утварь.
Для иудея грек — это язычник, поклоняющийся многим богам. Но и среди иудеев появилось множество отступников, исполнявших языческие обряды завоевателей. Антиох решил, что такие отступники помогут ему насильственно эллинизировать население Иудеи.
За этим последовало беспрецедентное религиозное гонение на иудеев. Пошли в ход пытки и даже публичные казни. Более 10 тысяч человек было продано в рабство… Это был прямой вызов. Греки не предполагали, что евреи могут защищать свободу исповедания своей религии. Антиох не пытался насильственно принуждать другие народы к поклонению греческим богам. Лишь иудаизм подвергся столь яростным гонениям. Антиох был страстным приверженцем эллинизма и, в частности, культа Зевса Олимпийского, из-за чего даже был прозван Филэллином — «другом греков». Эллинизацию он проводил с жестокостью, не считаясь с трудностями. Антиоху казалось, что сплочённое на основе эллинизма его царство сможет выдержать борьбу с ненавистной Римской республикой. Но насчёт иудеев он просчитался: они взялись за оружие. Лидером сопротивления стал престарелый Маттитьягу из рода Хасмонеев; он крикнул толпе: «Кто стоит за Бога и Его святое учение, пусть идет за мною!». Призыв был услышан, и так началось восстание Маккавеев. С помощью своих пяти сыновей Маттитьягу развернул партизанскую войну против войск Антиоха. Он возглавлял восстание всего год и перед смертью передал руководство своему третьему сыну Иегуде по прозвищу Маккавей что означает «кувалда». Иегуда Маккавей обладал незаурядным талантом полководца. Он громил греков, несмотря на их военное искусство, завещанное Александром Македонским.
Вот что представляла собой армия Селевкидов, по существу, греков. Её построение было в то время самым эффективным в мире. Это были знаменитые фаланги. Солдаты с длинными копьями строились плотными рядами, не менее шести на расстоянии почти полуметра друг от друга. В первом ряду копья были направлены вперёд, в последующих рядах — вверх. С обоих флангов шла конница, а впереди — лёгкая пехота с луками, стрелами, пращами. Периодически в состав нападающих вводили боевых слонов, которые должны были наводить ужас на врага.
Но такое построение войска при всей его мощи совершенно не годилось для ведения боевых действий в условиях гористой Эрец-Исраэль. И евреи в полной мере использовали этот недостаток.
Стоит сказать о выдающейся победе Иегуды Маккавея, когда в декабре 164 года до новой эры он овладел Иерусалимом, очистил Храм от принадлежностей языческого культа и возобновил еврейское богослужение.
Согласно преданию, в освобождённом Храме нашёлся единственный кувшин масла для светильника, которого могло хватить только на один день. Но случилось чудо: это масло в храмовой ме-норе горело восемь дней, в течение которых приготовили новые запасы масла для светильника. Так был заново освящён Храм.
В ознаменование такого дива был установлен восьмидневный праздник Ханука, когда каждый вечер зажигают свечи: одну — в первый день праздника, две — во второй, три — в третий и так далее, до восьми, используя для этого специальный подсвечник — ханукию. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».
К сожалению, в последней своей битве в 160 году до новой эры Иегуда Маккавей погиб.
После гибели Иегуды борьбу продолжили его братья Ионатан и Шимон. Годы их правления были решающим периодом для становления независимого Хасмонейского государства. В этот период Хасмонеи сумели упрочить свои позиции, усилить военную мощь Иудеи и расширить её границы. В 142 году до новой эры Иудее удалось освободиться от уплаты дани Селевкидам, что фактически означало признание её независимости. Однако Ионатан обманным путём был захвачен в плен и предательски убит. Шимона как оставшегося родоначальника Хасмонейской династии провозгласили правителем. Таким образом, в результате 27-летней борьбы после более чем 440-летнего перерыва Иудея вновь обрела независимость и стала Хасмонейским царством со столицей в Иерусалиме.
Восстание Маккавеев и другие еврейские противостояния описаны в произведениях разных древних авторов, объединённых в так называемые «ЧЕТЫРЕ КНИГИ МАККАВЕЕВ».
Не будем перечислять царствовавших в дальнейшем потомков Хасмонеев, скажем лишь, что последние из них утратили славный боевой характер предков.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Популяризатор с евреями в машине времени предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других