Вымышленные истории о любви в разных ее проявлениях. То как мы любим и как это видят другие. Любовь между людьми, к кому то или чему то.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сборник рассказов о любви» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Влюбилась в доме престарелых
Анна Петровна поправила белоснежную салфетку на прикроватной тумбочке и задумчиво посмотрела на фотографию в старой серебряной рамке. С потускневшего снимка улыбался Михаил — её муж, ушедший пять лет назад. В уголках его глаз прятались смешинки, как тогда, в день их золотой свадьбы."Всё правильно делаю, Миша?" — прошептала она, осторожно протирая стекло рукавом халата.
— Мама, ну как можно быть такой упрямой? — в дверях показалась дочь, Наталья, с коробками для вещей. — Давай всё-таки останешься?
— А что изменится, Наташа? — Анна Петровна медленно опустилась в кресло-качалку — последний подарок мужа. Потёртый подлокотник хранил тепло их прикосновений.
— Мы с Серёжей всё устроим, будем по очереди приходить. Няню наймём…
— Няню? — Анна Петровна горько усмехнулась. — В восемьдесят лет? Чтобы чужой человек за мной ходил?
— Но пансионат — это же тоже чужие люди!
— Там профессионалы, Наташенька. И другие люди моего возраста. А здесь что? Сидеть целыми днями одной, ждать, пока вы с работы вернётесь?
— Мам, — Наталья присела рядом на корточки, взяла её руки в свои. — Мне кажется, ты просто сдаёшься. После папиной смерти…
— Не надо, — Анна Петровна высвободила руки. — Не начинай.
— Но ты же сама говорила, что одиночество убивает! Помнишь, когда бабушка умерла…
— Вот именно поэтому я и еду. Там хоть общение будет.
— А мы? Мы что, не общение?
— Наташа, — Анна Петровна погладила дочь по волосам, уже тронутым сединой. — Ты прекрасная дочь. Но у тебя своя жизнь. Работа, муж, дети…
— Какие дети, мам? Мне пятьдесят через месяц.
— А для меня всё равно девочка, — улыбнулась Анна Петровна, разглаживая невидимые складки на покрывале. — Помнишь, как ты в пять лет заявила, что выйдешь замуж за соседского кота?
— Мама! — Наталья попыталась улыбнуться, но глаза предательски заблестели. — Ты специально сейчас про кота вспомнила?
— А помнишь, как папа тебе тогда сказал…
–"У каждого своя дорога, даже если это дорога к соседскому коту", — закончили они хором и рассмеялись.
— Вот и у меня сейчас своя дорога, доченька, — Анна Петровна встала, подошла к окну. За стеклом кружились первые снежинки. — Я же не в ссылку еду. Будете навещать.
— Каждые выходные! — Наталья обняла мать сзади, прижалась щекой к плечу. — Обещаю!
— Не надо каждые, — Анна Петровна накрыла её руки своими. — Живите своей жизнью. А я… я просто хочу встретить закат там, где не буду никому в тягость.
— Ты никогда не была в тягость!
— Пока не была. Но годы идут, Наташенька. И лучше решить всё сейчас, самой, чем потом…
Она не договорила, но обе знали продолжение. Обе помнили, как угасала бабушка, как её деменция превратила последние годы в кошмар для всей семьи.
— Ладно, — Наталья выпрямилась, вытерла глаза. — Давай собирать вещи. Только обещай, что если там будет плохо…
— Обещаю, — кивнула Анна Петровна, снова глядя на фотографию мужа. — Знаешь, Миша всегда говорил:"Надо уметь вовремя начать новую главу".
Пансионат"Золотая осень"встретил её запахом свежей выпечки и звуками фортепиано из холла. Кто-то неуверенно наигрывал"Лунную сонату", и каждая неверная нота отзывалась в сердце щемящей тоской по прошлому.
— Это наш Борис Александрович, — пояснила медсестра Люда, помогая разложить вещи. — Бывший преподаватель консерватории. Каждое утро играет. Только вот после инсульта пальцы уже не те…
— Но играет с душой, — заметила другая медсестра, Вера. — Представляете, специально приехал сюда из Петербурга. Говорит, здесь акустика лучше.
— И рояль хороший, — кивнула Люда. — Его сын купил. Навещает каждую неделю.
Анна Петровна прислушалась к мелодии, пытаясь уловить в неровном ритме отголоски былого мастерства. Когда-то и она училась музыке, подавала надежды. Но война спутала все планы — пришлось бросить музыкальную школу ради медицинского."Сейчас нужны не пианисты, а хирурги", — сказала тогда мама. И она послушалась. Всю жизнь проработала хирургом, спасала людей, а теперь вот сама нуждается в присмотре.
— А вы не думали вернуться к музыке? — спросила вдруг Люда, заметив, как её пальцы невольно отбивают такт по подлокотнику кресла.
— В моём возрасте? — Анна Петровна грустно усмехнулась. — Поздно уже.
— Знаете, что Борис Александрович говорит? — Люда понизила голос до заговорщического шёпота. — "Для музыки нет возраста. Как и для любви".
— Ох, молодёжь… — покачала головой Анна Петровна, но щёки её чуть порозовели.
Вечером, сидя в общей гостиной с книгой, она украдкой наблюдала за обитателями пансионата. Особенно заинтересовал её седой мужчина с аккуратной бородкой — тот самый пианист. Он сидел у окна, делая пометки в нотной тетради. Что-то благородное было в его осанке, в движениях рук, даже в том, как он хмурился, вглядываясь в ноты.
— Простите, — вдруг сказал он, подняв голову. — Вы так внимательно смотрите… У меня что-то не так с галстуком?
— Нет-нет, что вы! — она смутилась как девочка. — Я просто… задумалась. Давно не слышала живой музыки.
— Боюсь, моё исполнение сейчас больше похоже на издевательство над Бетховеном, — он горько усмехнулся, подняв правую руку. Пальцы заметно дрожали.
— Зато с чувством, — возразила она. — Знаете, технику можно восстановить, а вот душу в музыку не каждый вложить может.
Его глаза удивлённо блеснули: — Вы разбираетесь в музыке?
— Когда-то училась… — она запнулась. — Очень давно.
— Тогда позвольте исправить ваше долгое музыкальное одиночество, — он галантно поклонился и направился к инструменту.
Воспоминания нахлынули волной: вот она, семнадцатилетняя, берёт первые аккорды на старом пианино. Вот Миша дарит ей билеты в консерваторию на их первую годовщину."Ты должна вернуться к музыке, Анюта," — говорил он. Вот дочка учится играть"Собачий вальс", а она украдкой смахивает слезы, понимая — не сбылось, не вернулась…
— Не составите компанию? — Борис Александрович похлопал по месту рядом на банкетке. — Может, сыграем в четыре руки? Мои правая и ваша левая как раз составят одного приличного пианиста.
— Что вы, я всё забыла давно… — она невольно спрятала руки в складках платья.
— Музыку нельзя забыть, — он мягко улыбнулся, и от этой улыбки морщинки в уголках его глаз сложились в лучики. — Она живёт в сердце. Как и всё настоящее.
Три месяца пролетели как один день. Каждое утро начиналось с музыки — теперь они играли в четыре руки, его дрожащие пальцы и её неуверенные касания складывались в удивительную гармонию. После завтрака гуляли по парку, где облетающие листья кружились в своём прощальном вальсе.
— Знаете, Анна Петровна, — говорил Борис Александрович, когда они сидели на их любимой скамейке, — я всю жизнь учил других музыке, но только сейчас по-настоящему понял её язык.
— Как это? — она поправила шаль на плечах.
— Раньше я гнался за совершенством техники. А теперь… — он посмотрел на свои дрожащие руки. — Теперь я слышу музыку в шелесте листьев, в стуке дождя по карнизу, в вашем смехе…
По вечерам они сидели в библиотеке. Он рассказывал о своих учениках — вундеркиндах и двоечниках, о гастролях и конкурсах. Она — о сложных операциях, о спасённых жизнях, о минутах отчаяния и торжества.
— А помните того мальчика, с аппендицитом? — спросила как-то Анна Петровна. — Который очнулся и первым делом спросил про свою скрипку?
— Конечно! Это же был мой лучший ученик, Гриша Левитан. Сейчас в Карнеги-холле выступает…
— Надо же, — она покачала головой. — Какой мир маленький…
Однажды вечером он пригласил её в зимний сад. Сквозь стеклянный купол виднелись первые звёзды.
— Анна Петровна, — сказал он, протягивая ей нотную тетрадь. — Я написал это для вас.
Её руки дрогнули, когда она открыла первую страницу."Вальс поздней любви" — гласило название, выведенное его характерным, чуть дрожащим почерком.
— Борис Александрович…
— Подождите, — он взял её руки в свои. — Сначала послушайте.
Они подошли к роялю. Его пальцы, обычно неуверенные, вдруг обрели былую силу. Мелодия полилась — нежная, чуть грустная, но полная надежды.
— Выходите за меня замуж, Анна Петровна.
Последний аккорд ещё звучал в воздухе, когда она почувствовала, как краска заливает щёки: — Что вы такое говорите? В нашем-то возрасте… Это же…
— А что возраст? — он повернулся к ней, глаза его блестели. — Разве сердце стареет? Разве музыка становится менее прекрасной оттого, что написана не вчера?
— Борис Александрович, но это безумие! — она встала, отошла к окну. — Что люди скажут? Что дети подумают? У меня внуки уже…
— А мы их спрашивали, когда молодыми были? — он подошёл сзади, осторожно коснулся её плеча. — Помните, что вы сказали в день нашего знакомства?"С чувством важнее, чем с техникой".
— Тогда было другое… — она посмотрела на фотографию Миши, которую всегда носила с собой. С потускневшего снимка муж смотрел всё так же понимающе. — Я не могу… Это предательство…
— Не вините себя за то, что ваше сердце открылось вновь, Анна Петровна, — произнёс он с глубокой убеждённостью. — За долгие годы жизни я понял одну важную истину: пока человек способен чувствовать, он по-настоящему жив. И каждое новое чувство — словно ещё одна струна в симфонии жизни, она не заглушает прежние звуки, а обогащает общее звучание.
За окном медленно опускались снежинки, освещённые уличными фонарями. Откуда-то из соседних комнат доносились приглушённые звуки радиопередачи.
— Мне нужно всё обдумать, — едва слышно произнесла она. — Дайте мне время.
Спустя семь дней Анна Петровна разбирала старые снимки, сидя у себя.
С них улыбался Миша — молодой и седой, весёлый и усталый, но всегда родной. Вот их первое фото после свадьбы: она в белом платье, которое шила мама, он в отцовском костюме. Вот они с новорождённой Наташей. Первый день в школе, выпускной, свадьба дочери…
В дверь тихонько постучали.
— Анна Петровна? К вам дочь приехала, — сообщила медсестра Люда.
— Почему ты трубку не берёшь? — встревоженно воскликнула Наталья, распахивая дверь. — Я с утра звоню тебе… Фразу она оборвала на полуслове, заметив россыпь фотоснимков на постели.
— Присядь, доченька, — Анна Петровна похлопала по месту рядом. — Нам нужно поговорить.
— Что-то случилось? Ты заболела?
— Нет, — она улыбнулась. — Наоборот. Я, кажется, снова начала жить.
— Не понимаю…
— Помнишь, что папа всегда говорил?"Живи полной жизнью, Анюта. Не оглядывайся".
— Мам… — Наталья нахмурилась. — Ты о чём?
— Борис Александрович сделал мне предложение.
В комнате повисла тишина, прерываемая только звуками фортепиано из холла — там играли"Лунную сонату".
— Ты согласилась? — наконец спросила дочь.
— Пока нет. Хотела сначала с тобой поговорить.
— А ты… ты хочешь согласиться?
Анна Петровна подошла к окну. Во дворе пансионата облетали последние листья, но на клумбах ещё цвели упрямые осенние астры.
— Знаешь, Наташа, я думала, что моя осень уже закончилась. Что остались только воспоминания. А оказалось…
— Что, мам?
— Что сердце не стареет, — она обернулась к дочери, и та удивилась, какими молодыми вдруг стали мамины глаза. — Что любовь может прийти в любом возрасте. И что это не предательство памяти отца, а… продолжение жизни.
Наталья встала, обняла мать: — Знаешь, я помню, как папа говорил перед смертью:"Береги маму, но не дай ей закрыться от жизни".
— Правда? — Анна Петровна прижала дочь к себе. — Он так сказал?
— Да. И ещё добавил:"Она у нас слишком молодая душой, чтобы жить только прошлым".
Они обе рассмеялись сквозь слёзы. За окном мелодия сменилась — теперь играли что-то незнакомое, светлое.
— Это его новое произведение, — пояснила Анна Петровна. — Он каждый день добавляет по несколько тактов. Говорит, это история нашей встречи.
— Мам, — Наталья вытерла глаза, — а ты счастлива?
— Знаешь, я думала, что в моём возрасте уже нельзя… стыдно… А теперь понимаю — счастье не имеет возраста.
Она подошла к тумбочке, взяла фотографию мужа: — Знаешь, Миша, ты всегда хотел, чтобы я была счастлива. Всегда говорил:"Живи полной жизнью, Анюта". Я помню. И я живу.
Бережно поцеловав фотографию, она поставила её на место — теперь не как символ прощания, а как благословение.
— Пойдём, — она взяла дочь за руку. — Познакомлю тебя с Борисом Александровичем. Заодно и спросим…
— О чём?
— Сможет ли он сыграть на свадьбе свой фирменный вальс.
Они вышли в холл. Борис Александрович сидел за роялем, его пальцы летали над клавишами увереннее, чем обычно.
— Борис Александрович, — окликнула Анна Петровна.
Он обернулся, и все слова вдруг стали лишними — в его глазах она увидела отражение собственной надежды, той, что не имеет возраста. Той, что делает восемьдесят лет всего лишь началом новой главы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сборник рассказов о любви» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других