С помощью этой книги вы:– глубже узнаете себя, обретая душевное спокойствие и баланс— улучшите отношения со своим партнёром и родными людьми— поймёте какие отношения у вас с деньгами— укрепите здоровье, за счёт гармонизации вашей жизненной энергий— освободитесь от стресса и негативных мыслей, заменив их радостью— научитесь доверять своему внутреннему голосу и восстановите свою интуицию— откроете новые горизонты воображения и творчества— обретёте уверенность в себе и своих силах
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «На чьей ты стороне?» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Сепарация. Завершаем сепарацию, когда тебе уже далеко за 18
Ты можешь иметь всё, что хочешь. Прими решение достичь этого и сделай всё, что зависит от тебя. Ты уже знаешь, что делать, но откладываешь это на потом. Пришло время сделать смелый шаг в своей жизни. Назад пути уже нет, только вперёд!
Сепарация — это процесс взросления, становления независимой личностью.
Начинается этот процесс в младенчестве и завершается с наступлением совершеннолетнего возраста. В этом процессе всегда участвуют две стороны: дети начинают отделяться от родителей, в то время как родители отпускают своих детей во взрослую жизнь.
Сепарация позволяет человеку стать Творцом (хозяином) своей жизни, свободно ею распоряжаться и получать от неё удовлетворение. Человек становится независимым и обретает уверенность в себе. Он может направить свою энергию на достижение своих истинных целей, а не на попытку соответствовать чьим-то ожиданиям.
Сепарация от родителей (детей) — это естественный психологический и эмоциональный процесс отделения от родителей (детей), для того чтобы стать полноценной и состоявшейся личностью, способной принимать решения и нести за них ответственность и жить самостоятельной, наполненной жизнью.
Признаками незавершённой и нарушенной сепарации являются:
• Низкая самооценка, неуверенность, зависть, ревность
• Не ладится с работой (человек не может найти себя и своё дело)
• Не может себя обеспечивать и находится в постоянных долгах
• Появляются разного рода зависимости: пищевая, эмоциональная, никотиновая, алкогольная, игровая, сексуальная
• Сильное чувство к родителям, как результат детских эмоциональных реакций (обиды, злости, чувства вины, ненависти, страх, тревога, манипуляции)
• Ожидание, что родители поймут и исправят все свои ошибки
• Когда что-то происходит, то возникает первая мысль посоветоваться с мамой/папой
• Ощущение дня сурка и невозможности вырваться из замкнутого круга
• Желание уехать как можно дальше, чтобы полностью разорвать с ними отношения (то есть физическим расстоянием компенсировать невозможность отделиться на психологическом уровне).
Почему так произошло, что, будучи уже в зрелом возрасте человек не сепарировался от родителей?
Со стороны детей тормозящими факторами могут стать привычка и удобство, когда им комфортно и выгодно жить с родителями и пользоваться их ресурсами, особенно, если те поощряют такое поведение и продолжают их обслуживать. В атмосфере комфорта сложно сформироваться импульсу на отделение. Иногда препятствиями могут служить проблемные отношения в семье.
Так вот, чтобы делать, получать, то что вы хотите необходимо снять блоки в виде: боязни неудач, неправильного выбора, страха оценки и перемен.
Тогда вы начнёте делать и получать то, что действительно хотите, не предавая свои желания и интересы.
Во взрослом возрасте задача не только отделиться от родителей, но и не испортить с ними отношения. При этом во время целенаправленной работы по отделению от родителей неизбежно будут всплывать обиды, вина, злость и прочие негативные чувства. Не только с их стороны, но и с вашей. Все ваши деструктивные переживания должны стать материалом для переработки и трансформации в здоровое отношение. Чувства и поступки родителей — это уже их выбор и зона их ответственности. Однако, если их плохое эмоциональное состояние вызвано вашим плохим отношением — это и ваша ответственность. А всё почему? Потому что вы всегда можете выбрать сторону любви и нести её прежде всего своим родителям как благодарность хотя бы за то, что они есть. Если же вы поступили с любовью, но родители в силу своих личностных особенностей не готовы принять ваш выбор и простить вас — это уже их выбор.
В ходе сепарации от родителей во взрослом возрасте следует изменить своё поведение и вместо угождения родителям угождать Богу. По отношению к родителям сохранить божественную любовь, а порой учиться ей, вырабатывать её в себе.
Взрослому человеку для завершения сепарации нужно:
1. Принять решение повзрослеть.
По-настоящему зрелый человек умеет преодолевать трудности, не теряя глубинного чувства радости жизни. При здоровом взрослении осознание того, что детство кончилось, наполняет душу не ужасом, а окрыляющим чувством свободы. Ведь человек получает возможность полноценно жить. Сердечная радость тоже может быть не где-то там, а здесь, каждый день — если жить с чистой совестью, по-доброму относиться к любви, трудиться не только ради собственного блага.
2. Стать независимым функционально.
Самостоятельный человек должен сам зарабатывать, чтобы обеспечивать себя, по возможности жить отдельно, уменьшить объёмы родительской помощи или совсем отказаться от помощи родителей.
3. Оценить степень влияния родителей на собственную личность и поведение.
Мы все в той или иной мере руководствуемся тем, что в психологии называют «родительскими установками» — приказами или разрешениями, которые отражаются в наших жизненных принципах касательно всех сфер нашей жизнедеятельности («не плачь», «ты должен быть хорошим», «ты должен всё контролировать», «богатым могут быть только бандиты и воры» и т.д.). Нужно провести ревизию собственных мысленных установок, чтобы понять, что из них уже настолько своё, что от этого не хочется отказываться, а что — наносное и мешает полноценно жить. Многие живут до самой старости стремясь оправдать ожидания своих родителей. Для сепарации во взрослом возрасте необходимо выстроить свой собственный жизненный путь — и физически, и психологически. Действовать прямо как в народных сказках — повзрослевший сын уходит из отчего дома и начинает искать своё счастье.
4. Научиться выстраивать здоровые личностные границы.
Необходимо научиться говорить, когда вам что-то не нравится в отношении к вам. Например, что вам не нравится, когда без вашего разрешения берут ваши личные вещи; без вашего разрешения приходят к вам в квартиру в ваше отсутствие, настойчиво требуют совершать визиты, звонить, отчитываться о своих делах и местонахождении, затрагивают темы, которые вы не собираетесь обсуждать; дают непрошенные советы и тем более навязывают своё мнение; вмешиваются в ваши отношения с другими людьми и так далее. Говорить об этом надо прямо, спокойно, не в формате упрёков и претензий, а как о правилах общения с вами. Нужно настаивать на соблюдении этих правил уверенно и спокойно, без агрессии. И не менее важно, что вы и сами должны скрупулёзно следовать этим правилам.
5. Противодействовать манипуляциям.
Это действие относится к защите своих личностных границ. Нужно учиться распознавать манипуляции и уходить из-под их влияния. Для этого придётся проработать больные темы — те особенности своей личности, которые становятся крючком, за который вас цепляют манипуляторы (вина, иррациональное чувство долга, страхи, неуверенность). Самые действенные родительские манипуляции — управление вашим чувством вины.
6. Избавиться от чувства вины перед родителями и перестать им угождать.
Когда идёт процесс воспитания ребёнка, тот обязан подчиниться родителям: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Еф. 6:2).
Но буквальное послушание родителям заканчивается с обретением человеком полной самостоятельности. Взрослый человек своё послушание полностью «переадресует» Богу, и его отношения с родителями тоже протекают в рамках послушания Богу — соблюдением пятой заповеди о почитании родителей. Они навсегда остаются вашими родителями, вы на всю жизнь остаётесь обязанными почитать их, но чем старше вы становитесь, тем меньше ваше послушание им касается вашего образа жизни.
Долг детского послушания соответствует родительскому авторитету и простирается на всё, что относится к воспитанию и порядку в доме. В выборе жизненного призвания дети не обязаны родителям послушанием, ибо этот выбор не относится к воспитанию, хотя и предполагает его. Но размышления и диалог чада с родителями необходим, так как у родителей больше жизненного опыта и в процессе беседы развивая аргументы и факты это способствует пониманию и наиболее лучшему принятию решения самого человека, вне зависимости от возраста. Разговаривать, дискутировать, обмениваться вопросами и ответами — это ценно в отношениях родители-дети.
Нередко бывает, что человек вырастает, а неспособные отпустить его родители по-прежнему хотят послушания. Они не всегда именно требуют их, порой родители добиваются своего иными методами. Они могут манипулировать неуверенностью в себе и гиперболизированным чувством долга; своими словами и поведением они искусственно вызывают у давно выросшего сына или дочери чувство вины, чтобы управлять им. Такие родители порой в свою пользу интерпретируют требование почитать родителей как «посвятить свою жизнь угождению им». Помните, что с того момента, как вы повзрослели и стали самостоятельными, вы ответственны за чувства родителей лишь в той мере, в которой вы совершаете или не совершаете злое. Вы не должны соответствовать их житейским ожиданиям, тем более неразумным.
Работа с чувством вины обычно требует серьёзного анализа собственной личности, так как вина глубоко проникает в личностную структуру, определяя иногда не просто характер и поведение, но всю жизнь человека. Для избавления от иррационального чувства вины нередко требуется помощь психолога. При этом не стоит забывать, что не всякая вина перед родителями иррациональна. Дети, независимо от возраста, и в самом деле могут быть виноваты, и тогда нужно идти не к психологу, а к священнику (хотя порой и в этом случае без психолога не обойтись — если чувство вины уже привело к повреждению психики). Но реальная вина требует в первую очередь покаяния, полноценного покаяния — с испрашиванием прощения, исправлением или компенсацией причиненного вреда, изменением себя, очищением от греха в Таинстве Исповеди.
7. Освободиться от обид, принять родителей такими, какие они есть.
Прошлое изменить нельзя. Можно сколько угодно переживать о том, что родители чего-то недодали, слишком много требовали, жестоко наказывали, недостаточно или не так любили. Но это те условия, которые для взрослого человека — факт из прошлого. Как дано в математической задаче. Мы не можем переделать своё детство и своих родителей.
Однако именно мы во многом определяем то, каково наше настоящее.
Даже, если родители стали причиной каких-то душевных травм или сформировали у вас неудобные личностные качества, начиная с подросткового возраста именно сам человек лепит и переделывает себя.
Примерно в это время одни молодые люди осознают, что их родители — обычные люди, у которых масса слабостей, у которых есть недостатки, которые могут серьёзно ошибаться и плохо поступать. И они принимают право родителей быть несовершенными. Такие люди отказываются от своих обид, так как не хотят определять свою жизнь, свою личность чужим влиянием и прошлыми проблемами.
Но некоторые люди неспособны отпустить свои обиды и простить родителей. Они тонут в своих переживаниях, связанных с прошлым, переносят обиды в настоящее, наращивают на них новые обиды. При этом легко погрузиться в депрессию, как корабль, облепленный ракушками, погружается глубоко в морскую воду.
Обида — это некая такая защитная реакция на несправедливость по отношению к нам. Чувство обиды осложняет нашу жизнь. Уходя во внутреннее недовольство, мы избегаем тех жизненных задач, которые как раз имело бы смысл решать, а не убегать от них. И чаще всего раздражение и злость возникают именно тогда, когда наши ожидания от чего-либо или от кого-либо не совпадают с реальностью.
Подсознательно человеку нравится состояние обиды, потому что он привык так жить. Всё дело в том, что через состояние обиды человек научился манипулировать окружающим миром. Делая вид оскорблённого, человеку нравится, что перед ним когда-то кто-то чувствует себя виноватым и извиняется. Таким образом человек подчёркивает свою важность, свою значимость.
Всё дело в том, что человек может сделать это по-другому, но не умеет, пока не знает как.
И именно в этом и кроется та самая волшебная сила, с теми качествами, навыками, знаниями, умениями, которые позволяют нам выражать свою важность совершенно другим способом взамен обиды.
Обида — это то, что мы в себе вытеснили, не разрешили проявить во внешний мир, и в результате перенесли на проекцию другого человека. Более того, таким образом теряется управление своей собственной жизни.
Обида — это нездоровая реакция человека, деструктивное чувство, которое закладывается у нас с детства. При этом мы понимаем, что обида тоже осуществляет определённую функцию. Она даёт нам возможность дистанцироваться, и не причинить боль.
Нет ни одного страдания, которое нам было бы причинено просто так. Обиды содержат в себе драгоценную часть, обнаружив которую, мы становимся сильнее, мудрее.
Работа с обидой — это, как правило, прощение и благодарность.
Не ждите, что мама или папа придут просить прощения. Это ваша задача попросить прощения и простить. Чтобы этот процесс прошёл менее болезненно, предлагаю написать письмо родителям.
Письмо родителям:
Папа и мама, я хочу искренне поговорить с вами и поделиться всем тем грузом, который я носила/носил с собой все эти долгие годы.
Я злюсь на тебя мама/папа за то, что ты…
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Мне жаль, что…
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Мне было обидно, когда ты мама/папа…
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Мне было страшно, когда ты мама/папа…
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Мне хотелось, чтобы ты мама/папа…
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Я ценю, что ты мама/папа…
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Я рада, что ты мама/папа…
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Я прощу прощения у тебя мама/папа за то, что…
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Я прощаю тебя мама/папа за то, что…
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Я благодарю тебя мама/папа за то, что…
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Мама/папа, я признаю и принимаю твою судьбу и твой
выбор.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Мама/папа, я признаю и принимаю тебя такой/таким, какая/какой ты есть со всеми твоими достоинствами и недостатками.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Я признаю и принимаю, что я не моя мама и не мой папа, и я вправе выбирать жить свою жизнь и свою судьбу. Я признаю и принимаю своё право на благополучную жизнь.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Дорогие мои мама и папа, вы сделали для меня всё, что могли, любили меня всегда так, как умели. Вы для меня всегда большие, а я для вас всегда маленькая, и я по праву занимаю своё место ребёнка рядом с вами.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Я люблю тебя мама!
_______________________________________________________________
Я люблю тебя папа!
_______________________________________________________________
Задача взрослого человека, желающего сепарироваться — отказаться от попыток изменить родителей, не ждать их извинений или компенсации причинённого в детстве ущерба. Вместо этого надо сконцентрироваться на своей личности, на своей жизни, направлять свою личность и своё поведение в добродетельное, правильное, позитивное русло. Работать над собой. Жить полноценной духовной жизнью в виде прощения, смирения, благодарности, если не от родителей, то от Бога, с надеждой на его милосердие.
Важно в процессе сепарации изменять свой образ мыслей, свой образ жизни на более конструктивные, без неразумного самобичевания и разрушающего упоения собственной виной. Духовные проблемы и чувство меры в отношении к себе будет является залогом благополучной сепарации.
В данном случае я хочу затронуть вопрос довольства собой, которое является проявлением высокой самооценки.
Можно разделить чувство удовлетворения на составляющие: радость от успеха и благодарность к источнику успеха и радости. Часто оба этих чувства обращаются на самого человека — человек доволен именно собой, ощущает, какой он молодец, или какой он красивый, способный и т. д.
Однако, это путь, замыкающий человека на самом себе и провоцирующий горделивые, тщеславные помыслы.
Стоит распределять эти чувства между собой и истинным источником успеха.
Человек должен помнить, что без Бога он немощен, и не приписывать свой успех и свои способности исключительно своим заслугам, стечению обстоятельств и другим людям. А уж внешностью своей и вовсе не должно тщеславиться.
Позитивное ощущение довольства тогда может выражаться в чистом ощущении радости с разумным признанием своего вклада в успех или помощи других людей, но без самопревознесения и человекопреклонения, а остальные позитивные чувства преобразуются в благодарность к Богу.
Например, если человек три года работал над изготовлением какой-то сложной технической конструкции, и сделал её так, как и задумывалось, то, обладая здоровой самооценкой, он не будет упиваться тем, какой он молодец. Успех принесёт ему чувство радости от выполненной работы. Отрицать сделанное им человек тоже не будет — он ведь понимает, что реально много труда вложил в дело. Однако он знает и то, что без Божьего произволения он не сумел бы сделать ничего — это Бог дал ему ум, способности, здоровье, силы, условия для работы. И он испытывает светлое чувство благодарности за всё это. Успех его сопровождается высокой самооценкой, но это приводит его не к самовосхвалению, а к радости и благодарности Богу.
Лучше избегать низкой самооценки, так как даже временное негативное отношение к себе подавляет человека, а реалистичность негативной самооценки вообще может стать пагубной, ведь осознав свою критическую неполноценность в чём-то, человек может душевно сломаться.
Отсюда депрессии, алкоголизм, суициды и так далее.
Но, повторю слова о невозможности полноценного лечения без правильной постановки диагноза. Негативная адекватная самооценка подобна признанию некоего диагноза, это точка начала «лечения»: отрицая наличие болезни, невозможно вылечиться.
Вообще при оценивании себя нужно понимать, что наши качества — это как «дано» в математической задаче. Что-то является переменной, что-то является постоянной. И с тем, что изменить нельзя, нужно смириться, принимать это. А в отношении изменяемых качеств открывается простор для работы над собой. Самооценка — как раз такое изменяемое качество.
Человеку порой кажется, что какую-то свою черту изменить нельзя. Однако это не так. Это всего лишь дело привычки, а привычки можно и нужно менять для улучшения собственного же состояния и качества жизни.
Например, человек считает, что он по жизни пессимист. Подобное убеждение иррационально. Так как рождаемся мы все одинаково любящими жизнь. А наши мысленные установки — это уже прижизненное приобретение. И вот как раз над ними и стоит поработать. Конечно, не всегда можно полностью искоренить ту или иную позицию, но смягчить её, сделать менее категоричной, значит, облегчить себе жизнь. И это вполне возможно.
Крушение иллюзий о себе, действительно, чрезвычайно болезненно для людей с заниженной или завышенной самооценкой, так как тесно связано с их способностью ощущать свою ценность, по сути — своё право жить. Человек с завышенной самооценкой катастрофически боится соприкоснуться с собственным несовершенством, в момент осознания своей неидеальности у него рушится самоценность. А у человека с заниженной самооценкой по определению проблемы с самоценностью. Такой человек либо ощущает себя неполноценным без опоры на кого-то более уверенного в себе, либо обесценивает и унижает кого-то, чтобы за счёт такого принижения других повысить чувство собственной значимости. Для него признание факта собственного провала в чём-то серьёзном может переполнить чашу терпения своей ничтожности.
И именно потому, что момент прозрения может стать для человека с неадекватной самооценкой серьёзным кризисом, лучше целенаправленно стремиться работать над своей самооценкой.
А для человека с адекватной самооценкой даже чрезвычайно низкая оценка себя в какой-то момент времени — точка роста. Для него осознание своих минусов, своих недостатков — повод не для страданий, а для исправления, для развития в лучшую сторону. Нередко люди страдают от того, что не ощущают своей ценности, не понимая зачем нужны, почему значимы, чем ценны. Здесь мы говорим, о духовной стороне жизни, которая идёт таким же естественным процессом, как и сама жизни, и это проявление не только личностной проблемы, которую нужно решать не только с психологом, но и с маловерием.
Продолжая тему маловерия здесь есть один рецепт прекращения страданий от этих размышлений и сомнений: довериться Богу. Если Он вас создал, если Он дал вам жизнь, значит, Ему вы нужны, значимы и ценны по факту своего существования.
Как у Маяковского: «Ведь если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно…»
И не всегда мы сразу понимаем зачем и кому. Задача просто принять этот факт и поверить в это. Это тот же урок смирения — интересный и парадоксальный урок смириться, признав своё достоинство.
Здоровая самооценка адекватна и изменчива: она повышается и понижается в зависимости от ситуации. Но эти изменения не хаотичны: с одной стороны, они определяются внешними и внутренними условиями (успехом, оценкой себя в сравнении с кем-то, мнением окружающих, самоанализом, и саморазвитием, и др.), а с другой стороны ощущением самоценности. Колебания самооценки под воздействием разных условий можно сравнить с детской неваляшкой, которая стремится вернуться в устойчивое положение, куда бы её ни отклонили. Различные внутрипсихические и социальные процессы «оттягивают» самооценку в ту или иную сторону, но некая целостная и постоянная личностная структура стремится вернуть самоощущение в привычную форму. Таким возвращающим душевное равновесие «центром тяжести» здоровой самооценки является ощущение эмоционального благополучия, которое базируется на высоком чувстве самопринятия. Принятия себя, то есть высокая самоценность, — это не самопревознесение, а восприятие себя как гармоничного создания, имеющего и реализующего смысл жизни. Это чувство можно описать как преизобильное ощущение существования. Кто-то пытается достигнуть такой гармонии исключительно рациональным путём: решая свои личностные проблемы. И действительно, в какой-то степени улучшает своё эмоциональное состояние. Но условием полноценного самопринятия является полное доверие к Богу, раскрытие себя в духовной жизни.
Поговорим о чувстве вины, как о негативной установке, влияющей на процесс сепарации, проработки уверенности и определения самоценности.
Возникнув в психике человека, это неприятное чувство исполняет важную функцию — помогает приспособиться к тяжелой ситуации, чтобы пережить ее с меньшим ущербом: вместо того чтобы фокусироваться на травмирующей ситуации, мы смотрим на чувство вины, потому что это не так больно и требует меньше внутренней работы.
Чувство вины зарождается на бессознательном уровне.
Самообвинения могут случиться уже у младенца, то есть этот механизм знаком нам с тех времен, когда мы не могли ни выразить что-то словами, ни в полной мере осознать происходящее.
В детстве родители являются оплотом безопасности, силы и стабильности. Они обеспечивали ребенку выживание и развитие. Дети безоговорочно доверяют авторитету родителей. Но если по какой-то причине ребенок страдает от поведения родителей, он оказывается перед дилеммой: кто не прав? Его всемогущие родители, которых он пока безусловно обожает и почитает, либо проблема в нем самом? Чтобы не пошатнуть стабильность своего существования, ребенок бессознательно оборачивает на себя вину за то, что между ним и его родителем что-то пошло не так. В некоторых ситуациях эта установка остается с человеком на долгие годы вперед и может диктовать его линию поведения.
Необходимо обратить внимание на внешние проявления проблемы, чтобы приблизиться к пониманию причин чувства вины, проработать их и изменить поведение на благополучное и продуктивное.
Работа с чувством вины — это воспитание новых, здоровых привычек в восприятии реальности и поведении.
Но как распознать чувство вины?
Ведь чувство вины многолико и, кроме непосредственного ощущения «своей вины», принимает разные формы.
Я предлагаю обратить ваше внимание вот на что:
• Извинения
Есть ли у вас привычка чрезмерно извиняться? «Извините, можно войти?», «Простите, пожалуйста, если отнимаю ваше время». В таких ситуациях, используя извинение, мы пытаемся смягчить свое вмешательство, хотя это можно сделать и другими проявлениями вежливости.
Если вам знакомо такое поведение, попробуйте поразмышлять, за что вы на самом деле извиняетесь. За себя, который побеспокоил кого-то важнее, чем вы сами, или, может быть, за себя, который не имеет права на что-то рассчитывать?
Механизм неуместных извинений, несоразмерных ситуации, также может использоваться людьми, которые склонны к самообвинениям.
• Установка «я не заслуживаю счастья»
Хроническое чувство своей «плохости», несоответствие идеалам (придуманным самим же или привитым другими людьми) могут свидетельствовать о том, что вами управляет чувство вины. Оно заставляет думать, что вы не достойны ни похвалы, ни счастливой жизни и вообще ничего из того, чего вам хотелось бы на самом деле.
Пример — продолжение несчастливых отношений или брака «ради детей» («чтобы не расстроить маму», «чтобы сохранить союз»), «положительного образа в глазах окружающих». Для таких людей мысль о том, что можно отстаивать свои интересы и быть счастливыми, почти греховна, ведь собственное благополучие занимает последнее место среди всех других «более важных» мотивов.
Существование рядом с нелюбимым человеком ради некой высшей цели является явным отражением внутренней установки «я недостоин счастья», которая напрямую относится к чувству вины.
• Агрессия
Другим полюсом чувства вины является агрессия, направленная как на других людей, так и на самого себя.
Агрессия в чувстве вины — это оставшаяся невыраженной претензия обидчику, который когда-то нанес урон вашей самооценке, самоуважению и положительному восприятию себя. Здесь речь идет о бессознательном восприятии, и если вы наверняка не можете сказать, в чем же проблема, то в вашей психике конфликт остался и все его участники с их ролями увековечены на бессознательном уровне.
Если после конфликта не случилось «отмщения» (например, конструктивного выяснения отношений), вероятно, подсознательное желание наказать врага будет идти по пятам, пока не найдет выхода.
Из явных примеров неприкрытой агрессии можно назвать привычку критиковать других и стремление быть правым, иметь последнее слово в любой ситуации. Такое поведение свойственно тем людям, кто внутри себя презирает право на ошибку, кто считает слабостью даже самое незначительное свое несовершенство. Критикуя других, люди часто отводят от себя опасность того, что кто-то, по их мнению, может увидеть их несовершенство. Они как бы нападают первыми. Или же они предъявляют к себе завышенные требования, строго им следуют и не могут простить всем остальным другого поведения.
Поэтому если вы замечаете у себя привычку критиковать других (про себя или вслух), вспомните ощущение, которое испытываете, когда делаете это. Попробуйте понять, чем это чувство полезно вам, что оно дает, по какой причине раз за разом вам необходимо испытывать его.
Довольно часто чувство вины сопровождается невыраженной агрессией. Если в случае с привычкой критиковать мы видим ее явное проявление, то подавленная агрессия не так прямолинейна. Она может принимать форму легкой враждебности (например, некоторые люди в стрессовой ситуации как бы «ощетиниваются»), конфликтности на работе, агрессивного стиля вождения — то есть тех проявлений, о которых человек обычно знает и научился контролировать. Но иногда подавленные эмоции могут проявляться парадоксальным образом.
Например, чрезмерным дружелюбием или страхом выражать свое недовольство, страхом отстаивать свои нужды, добиваться своего, вести конструктивный спор. Страх выразить агрессию (и, возможно, получить ее в свой адрес) и неумение ее выражать приводят к тому, что человек ищет способы слияния с другими людьми, быть удобным другим. Страх быть отверженным приводит к страху отстаивать свои интересы.
• Тревожность
Другим не самым очевидным образом чувство вины находит свой выход через высокую тревожность.
В некоторые периоды жизни мы все испытываем тревогу: из-за болезней близких, на работе в конфликте с коллегами, когда слышим грустные новости и тому подобное. Но тревога здорового человека соразмерна ситуации и проходит со временем.
Высокая тревожность — это большой спектр мучительных состояний, которые сложно контролировать и порой сложно отследить («Меня что-то мучает, хотя объективно в жизни все хорошо»).
Высокая тревожность может оборачиваться плохим самочувствием, причину которого не могут найти врачи, проблемным сном, «беспричинными» резкими перепадами настроения, перееданием или, наоборот, одержимостью диетой, переработкой или упадком сил. У тревожности много симптомов, и если что-то из перечисленного вам знакомо, то это повод обдумать причины.
Тревожность может быть выбрана подсознанием как канал, через который выходит напряжение от основной проблемы — чувства вины. Это происходит тогда, когда оно настолько непереносимо или с ним связано настолько тяжелое переживание, что психика отказывается даже смотреть в ту сторону и пытается контролировать хотя бы то, что ей под силу. Так появляется тревожность: выбирается объект тревожности и на борьбу с ним направляются все силы.
Это действительно непростая конструкция, и для того, чтобы искоренить тревожность, нужно устранить первопричину. Сделать это в паре с психологом намного легче. Поэтому если вы знакомы с тревожностью, но не знаете, чем она вызвана, расскажите об этом специалисту. Ему этот механизм знаком, и вы быстрее придете к разгадке своего мучительного состояния. Плюс терапевт свободен от вашего чувства вины, не играет по вашим правилам, а контакт с тем, кто не играет по правилам вины, уже сам по себе очень полезен.
Почему стоит избавиться от чувства вины?
Чувство вины пожирает ресурс человека, ведь ему приходится отдавать жизненные силы на «обслуживание» этой проблемы.
Жить с чувством вины крайне затратно, и в один момент — это может привести к коллапсу. Среди этих симптомов: срывы на нервной почве, злоупотребление алкоголем и наркотиками, хронические болезни и многие другие проявления, которые делают жизнь тяжелой, бедной и несчастливой.
Чем «лечить» чувство вины?
Поскольку речь идет о бессознательных процессах, изменения должны происходить там же. Самый действенный способ — это, безусловно, консультация психолога.
На страницах этой книги предлагаю вопросы, которые помогут вам самостоятельно разобраться в данной проблеме:
Отмечайте, при каких обстоятельствах и с какими людьми чаще всего вас накрывает чувство вины? Запишите и проанализируйте: есть ли в этих ситуациях и людях сходные черты? А затем вспомните, была ли похожая ситуация с вами до этого? Возможно, в вашем детстве или отрочестве. Запишите здесь свою историю.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Когда вас затягивает это переживание, постарайтесь отслеживать, что с вами происходит телесно и психологически. Отмечайте реакции тела и ума. Развивать такую чувствительность полезно для того, чтобы научиться отделять себя от своих реакций, а в конечном итоге — управлять ими.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Проводите с собой аутотренинг. Напоминайте себе, что ситуация была в прошлом и, хоть она имеет протяжение в настоящее, вам необязательно следовать этому сценарию. Почаще говорите себе, что не существует идеального мира, идеальных ситуаций и уж тем более идеальных людей. Давайте себе право на ошибку. Напоминайте себе, что в ваших руках есть контроль и вы можете разными способами перебороть свое страдание.
Тест. Пройдена ли сепарация?
Поставьте галочки напротив ответов, которые в настоящий момент соответствуют вам.
□ Ваши поступки и решения не зависят от одобрения и неодобрения других людей
□ Вы умеете говорить «нет», не испытывая потом чувства вины или других негативных эмоций
□ Вы умеете просить и получать отказы без обид
□ Вы умеете поддерживать глубокую эмоциональную связь с близкими людьми, сохраняя независимость суждений их поступков
□ Вы способны позаботиться о себе материально
□ Вы можете озвучивать своё мнение в присутствии родителей и других людей, не боясь, что вас высмеют, застыдят, унизят, не поймут.
□ Вы позволяете себе видеть мир не так, как видят его другие (и в первую очередь не так как видят его родители)
Если хотя бы одно из вышеперечисленного не отмечено вами, то стоит подумать о том, чтобы завершить сепарацию.
И именно это повлияет на улучшение качества вашей жизни, в таких областях как:
1. Взаимоотношения с близкими и другими людьми
2. Реализация своего потенциала в работе и жизни
3. Улучшится здоровье
4. Улучшится финансовое благополучие
5. Произойдет осознание своей ценности и уверенности в себе
Упражнение «Обрубание энергетических хвостов»
В этом упражнении вы можете представить своих родителей.
Закройте глаза и представьте, как на уровне копчика в по часовой стрелке закручивается вихрь энергии. Там же вы чувствуете тепло, и оно накапливается. Потом резко раскручивайте в другую сторону и представляйте, как энергетические хвосты отлетают от вас с любовью и благодарностью вашим родителям за опыт и уроки жизни. Их место заполняется божественным светом.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «На чьей ты стороне?» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других