1. книги
  2. Остросюжетные любовные романы
  3. Ирина Габба

Но любовь из них больше

Ирина Габба (2024)
Обложка книги

Цыгане — народ вольный. И жить в деревне им не по нутру. Но Донка, безмерно любящая таборный уклад, все же хочет иметь свой дом, огород и хозяйство. Получится ли у юной цыганки приспособиться к деревенскому быту начала 1920-х годов?

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Но любовь из них больше» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Судьбоносная встреча

Маленькая татарская деревня имела название Гайны. После двух войн, Первой мировой и Гражданской, мужиков в ней почти не осталось. Вдовы как могли, справлялись с хозяйством сами. Благо у некоторых из них были подросшие сыновья и дочери, с детства приученные к тяжелому труду.

Жамиля потеряла мужа и брата во время стычки с белыми, которые напали на деревню и хотели сжечь все население за неповиновение царскому режиму. Деревенские смогли отбиться и даже пленили нескольких врагов, но потеряли в схватке много мужиков. У женщины осталось два сына — старший Анвар и младший Камиль. Им было восемнадцать и десять лет. Камиль помогал матери по дому и огороду, а Анвар был незаменимым во дворе и сарае. Жила семья в небольшой избе, крыша которой была покрыта соломой. Настоящим богатством были черно-белая корова и немолодой бурый конь. И даже без отца и его мужской силы семья считалась по достатку середняками, потому что они трудились с раннего утра и до позднего вечера, пока могли хоть что-то разглядеть в темноте.

Все умел делать Анвар, только одному не научил его отец — подковы коню менять. И просить его об этом было бесполезно — мужчина пока был жив, никого не подпускал к животному. И когда пришло время переобувать коня, юноша поспешил к цыганам. Только там были искусные кузнецы и кόвали.

— Пошел, что ли, уже? — спросила Жамиля своего сына, когда увидела его, выходящим из конюшни и ведущим за собой Бурого.

— Да, пойду. Надо успеть, пока конь не захромал, — и тут неожиданно в голове у него возник вопрос, — мам, а можно мне попросить цыганского коваля, чтобы он научил меня этому делу?

— Спроси, конечно, но платить-то нечем ему, если только пару подушек предложишь, новых, на гусином пуху, но это за подковы, а дальше уж что-нибудь придумаем, — рассуждала мать, понимая, что никто не станет учить ее сына бесплатно.

— Хорошо! — обрадовался Анвар и заторопился к табору.

Все знали, где расположились цыгане — на берегу протекающей рядом речки. Они всегда селились ближе к воде. Но если место их точного привала было неизвестно, то набрести на кочевников можно, просто прогулявшись вниз или вверх по течению. Так парень и поступил — сначала вышел к реке, искупал коня и, задумавшись в какую бы сторону двинуться, увидел дым от костров. Приближаясь, Анвар услышал цыганский говор, который ни с каким другим не спутать, и уверенно двинулся туда.

Навстречу ему выбежала шумная босая ребятня. Дети окружили Анвара и начали у него что-то громко просить, протягивая свои маленькие ручонки. Парень опешил и не мог понять, чего им надо.

— С пустыми руками что ли пришел? — вдруг раздался звонкий голос Донки, неожиданно появившейся возле орущей ребятни с полотенцем на плече.

— Эээ… Да, наверное, — почесав затылок, смущенно проговорил юноша, — я и не знал, что нужно что-то взять с собой.

— Коня подковать что ли пришел? — продолжала любопытничать девушка, щелкая семечки, и, получив в ответ кивок, продолжила, — ха, а чем платить-то будешь?

— Подушками, если коваль примет. Или что другое предложу. Там видно будет, — ответил парень и повел своего коня дальше.

Обычно Донка не разговаривала с незнакомцами, чужаков сторонилась. Но сегодня, увидев растерянного юношу, вдруг захотела подшутить над ним. Для такой смелой девушки он был как мышка полевая для коршуна. Так и хотелось ей задеть его и посмеяться над ним. Это был тот самый исключительный случай, который становится решающим в человеческих судьбах. И приравнивается к шагу, способному круто изменить сразу несколько жизней. Поэтому отпускать уходящего татарского мальчика девушке просто так не хотелось. Она только-только вошла в азарт — глаза загорелись, кровь закипела.

— Постой, постой! — остановила его Донка и начала медленно обходить Анвара и Бурого, поглаживая последнего и что-то тихо напевая по-цыгански, — хороший конь. Продашь может? Или отдашь?

— Никак не могу я его ни продать, ни отдать — в хозяйстве очень нужен, — ответил парень и снова двинулся вперед, стараясь ускользнуть от приставучей девушки.

— Эх, жаль. Моему другу Лачо твой конь понравился бы! — прокричала Донка вслед уходящего юноши, и, ничего не услышав в ответ, проворчала, — жадина. Не очень-то и хотелось иметь такого старого коня в стойле. Найдем получше.

На этом только что познакомившаяся парочка разошлась. Донка направилась к речке, чтобы искупаться, а Анвар в окружении все той же орущей толпы ребятишек, добрался до цыгана-коваля. Разговор у них был короткий и деловой. Цыган сразу же принялся менять подковы, а парень побежал домой за двумя пуховыми подушками. На обратном пути он, совсем того не желая, снова встретил приставучую цыганку с мокрыми после купания волосами. Донка, прищурив глаза, опять заговорила первая:

— Парень, а парень, это судьба, что мы за несколько минут видимся уже второй раз.

— Не знаю, наверное, — неуверенно ответил юноша, стараясь побыстрее пройти мимо.

— Да подожди ты, — засмеялась Донка и догнав парнишку спросила, — как зовут такого скромного мальчика?

Так они и познакомились — спокойный деревенский парень и неугомонная вольная Донка. Остаток пути до табора парочка шла не спеша, обсуждая недавно прошедшую свадьбу Рузанны. Анвар интересовался тем, как проводится такое торжество у цыган, а Донка удивлялась описанию обряда"никах"у татар. Еще больше поразило девушку то, что обряд этот хоть и считался священным, но для властей не был официальным. Нужно было зарегистрировать отношения на государственном уровне. Такие изменения наступили сразу после революции. Да и развод стал намного проще — никаких больше требований и трудностей, которые были при царе. Цыгане такое не понимали. А вот возраст вступления в брак у обоих народов совпал — девушку могли выдать замуж в шестнадцать лет. И если она не нашла жениха до двадцати, то считалась засидевшейся старой девой. Парочка так увлеклась беседой, что не заметила, как стеной перед ними встали пять братьев Донки. Старший из них, сложив руки на груди, строго спросил:

— И чего ты так долго ходишь, да еще не одна?

— Купаться ходила. А вы следите что ли за мной? — недоумевая, спросила девушка. Ей очень не нравилось, когда братья так вели себя: постоянно смотрели куда, зачем и с кем она. Запрещали общаться даже с местными парнями, не говоря о деревенских чужаках.

— Мы увидели, как ты ушла на речку, а вслед за тобой побежал этот парень. Что ему нужно было от тебя? — спросил второй брат. Тут Донка громко рассмеялась:

— И совсем не за мной он побежал, а за подушками побежал, тупые мужики!

Такого оскорбления, тем более в присутствии чужого, братья снести не могли. Они взяли ее под ручки и потащили в табор со словами:"Шляешься где-то и еще ругаешься. Сейчас все отцу расскажем! В следующий раз купаться с нами пойдешь!"Донку это все очень забавляло, она рассмеялась и, повернув голову к новому другу, который так и остался стоять с подушками в обнимку, закричала:

— Анвар! Анвар! Представляешь, я буду купаться голая, а они будут смотреть на меня! Вот умора-то!

Смех ее так и не прекращался, отчего братья стали еще злее и повели ее в табор быстрее. Анвар постоял немного и не спеша последовал за ними. Отдав подушки в уплату за новые подковы для Бурого, юноша попросился к цыгану-кузнецу в подмастерья. Тот неохотно, но согласился учить его искусству обращения с железом по вечерам в выходные, после того как деревенская скотина возвращается с пастбища. В другое время Анвар никак не мог — с утра до вечера дни его были насыщены работами по дому и двору.

С тех пор Анвар с Донкой всегда виделись и общались в то время, когда парень приходил к ковалю в мастерскую. Встречи их были недолгими, но насыщенными. Донка обычно болтала без умолку, а Анвар ее внимательно слушал. Она часто смешила его, рассказывая всякие казусы, происходящие в таборе. Братья цыганки настороженно относились к деревенскому парню, но общаться ему с их сестренкой не запрещали. Во-первых, дело это было бесполезное, а во-вторых, кузнец отзывался о парне как о способном и послушном ученике. Поэтому уже через недели три таборные приняли его и были к нему дружелюбны, только братья Донки оставались холодны и приглядывали за парочкой исподтишка. Даже в моменты, когда друзьям казалось, что они наедине, это было иллюзией — откуда-нибудь издалека око одного из братьев, словно око ястреба, обязательно наблюдало за парочкой.

То, каким веселым стал Анвар, не ускользнуло и от взора его матери. Жамиля сразу заметила изменения в своем сыне, как только он стал похаживать в цыганский табор. Каждые выходные он с нетерпением ждал возвращения коровы с пастбища, чтобы как можно быстрее убежать к кузнецу. Женщина поначалу радовалась такой увлеченности юноши ковальному делу, но потом поняла, что-то тут не так. Не мучая себя догадками, она вывела Анвара на разговор, а парень, не умея хитрить и изворачиваться, сразу же признался матери, что дружит в молодой Донкой. Ее это очень удивило, ведь сын никогда не сближался с девочками, всегда обходил их стороной и стеснялся. А тут вдруг такое.

— Сколько кызларок хороших в деревне, красивых татарочек! Что ты уцепился-то за эту цыганку? — недоумевала Жамиля после очередного возвращение Анвара из табора с улыбкой от уха до уха.

— Не уцепился я, мы просто дружим, — успокаивал он мать.

— Ну если так, позови ее как-нибудь в гости к нам. Интересно мне будет на вашу дружбу вблизи посмотреть.

Любопытство распирало женщину, потому что в голове никак не укладывался факт, что первым близким другом ее старшего сына вдруг стала таборная цыганка.

Немногое связывало деревню с кочевниками. Единственным звеном был бартер по работе и товарам, поэтому такое явление как дружба между молодыми представителями этих разных по менталитету и мировоззрению народов была маловероятной. Быстрее драка могла произойти на фоне пропавшего коня или спора из-за пастбища, на котором деревня пасла коров, а цыгане кормили табун. И если уж мужики засучили рукава и сжали кулаки, то разнять их было сложно. Приходилось звать на помощь барона или главу сельсовета. Первый обычно имел огромный авторитет у цыган, а вот второго мало кто из деревенских слушал — должность эта была новая, избиралась принудительно.

Хождение по гостям тоже не было принято — цыгане жили обособленно. Но Донка была любопытной и сразу же приняла приглашение матери Анвара. В следующие выходные девушка скромно сидела у них дома, разглядывая вышитое вручную полотенце. Она водила пальчиками по искусной вышивке, на которой были изображены две девушки, пасущие в небольшом пруду пять гусят. Края полотенца были обвязаны каймой, выполненной также вручную с помощью крючка и белого тонкого хлопка. Донку увиденное по-настоящему увлекло — никто в таборе не вышивал и не вязал. Не принято было. Больше шили и перешивали. Особенно подолы юбок.

— Нравится? — спросила Жамиля, заметив, как девушка внимательно изучала вышитый рисунок на ее полотенце.

— Да, очень, — ответила девушка и убрала руки с белоснежной ткани.

— Ну рассказывайте, как так получилось, что вы друзьями стали? — спросила мать Анвара

Парень с девушкой переглянулись, улыбнулись, и Донка, нисколько не смущаясь, ответила:

— Мы встретились в поле. Он шел с Бурым. И я решила подшутить над ним, попросив продать или отдать коня. А он таким серьезным был, нахмуренным, что-то проворчал и дальше пошел.

— Это ты начала ворчать, когда я отказался, — вмешался Анвар в Донкин рассказ. Юноша старательно нарезал только что испеченный хлеб, помогая матери накрывать на стол.

— Без коня нам никуда, он хоть и старый, а служит верно, — добавила Жамиля и тут же спросила, — а табор надолго засел в наших краях?

— Да вроде бы нет, скоро должны тронуться дальше, — ответила девушка, и взгляд ее резко потух. Загрустил после таких слов и Анвар, который не хотел терять новую подругу.

— И что вы головушки повесили-то? — спросила хозяйка дома, разливая чай из самовара. — Тебе ж Донка не привыкать к кочевой жизни-то. Цыгане любят свободу.

— Любят, да, очень любят. Я тоже свободу люблю. Но мне кажется, что для свободы не обязательно переезжать с места на место, можно быть свободным имея свой дом и землю, — принялась рассуждать девушка, поглаживая рисунок на полотенце.

— Мда… Земля это золото. Сколько крови пролито за нее, — Жамиля вдруг вспомнила своего мужа и тоже загрустила.

— А где мой чай? — громко спросил Камиль, появившийся из ниоткуда, чем не на шутку напугал свою мать.

— Ну кто так в дом забегает? — спросила Жамиля младшего сына и огрела его по спине тем самым вышитым полотенцем. — Руки сначала мой, а потом уже чай проси.

Шумный мальчик отвлек Донку от мыслей о скором переезде, и ее взгляд устремился на вкусное малиновое варенье. Такое лакомство было редкостью в таборе — если ягоды и варили, то немного. То тары не находилось, то для банок в повозке просто не было места. Девушка растворилась в атмосфере деревенского быта и не заметила, как вечер настал. Как раз к концу чаепития замычали коровы, вернувшиеся с пастбища. Каждая в стаде знала, где ее дом. Вот и буренка Жамили встала возле ворот и давай мычать, требуя впустить ее во двор. Женщина с мыслями о том, почему сегодня стадо немного запоздало с возвращением, не спеша взяла ведро и направилась к выходу. Парень помог матери завязать скотину и пошел с Донкой в табор. За ними увязался и Камиль, но Анвар прогнал его.

Довольные тем, как хорошо и славно прошло знакомство и чаепитие, девушка и парень шли веселые, беззаботно болтая о том, как было бы хорошо показать матери Анвара цыганский быт, позвав ее в гости, но понимали, что женщина скорее всего откажется. Пока они рассуждали о том, какие же они разные и жизни их ничем не похожи, мимо промчались пастухи, которые только что проводили стадо до деревни. Это показалось Анвару странным. И через некоторое время пара услышала цыганские и татарские крики. Они побежали на шум и увидели неподалеку четырех мужиков, размахивающих руками и что-то объясняющих друг другу. Анвар сразу понял в чем дело — снова вышел спор между цыганскими и деревенскими пастухами. Опять, наверное, поле не поделили. С ужасом заметив, что началась драка, Донка предложила другу разбежаться: она за бароном, а он за главой. Без посторонней помощи такая стычка могла закончиться плохо.

Первым, конечно же, на коне прискакал барон. И выяснилось, что деревенские пастухи гнали стадо домой, а цыганские преградили им путь своим табуном. Коровы разбежались, и пришлось пол часа собирать их в кучу.

— Зачем так поступили, Арсен? — потребовал объяснений от мужа Рузанны барон.

— Так мы ж не специально! — начал защищаться мужчина. — Откуда мы знали, когда их коровы пойдут?

— Вы тут вообще пастись не должны! — закричал один из пастухов. — Это наше поле! Убирайтесь отсюда! И чтоб ваших лошадей мы больше тут не видели!

Это очень возмутило Арсена, он снова набросился с кулаками на мужиков, но барон, мужчина высокий и крепкий, встал на его пути и, грозно посмотрев, остановил. Арсену ничего не оставалось, как сделать несколько шагов в сторону — если разозлить барона, достанется не только ему, но и всему табору. На неделю, а то и на две, он может запретить любые гулянья, песни и танцы, что станет тяжелым испытанием для шумных и веселых кочевников. Осознавая, что пора бы успокоиться, Арсен поднял руки открытыми ладонями к барону, показывая, что сдается и умолкает.

— Дорогие пастухи, давайте уладим все мирно, — вежливо обратился барон к мужикам. — Мы понимаем, что земля эта — ваша, поэтому я лично прошу у вас прощения.

Пастухи, не привыкшие к извинениям, не знали, что и ответить. Они просто молчали, глядя друг на друга. Хорошо, что им на выручку как раз подоспел глава сельсовета. Бедолага бежал, весь запыхался, но достойно выслушал барона, пожал ему руку и был очень рад тому, что к моменту его появления спор уже почти разрешился. Арсен, желая угодить барону, позвал пастухов к себе, отведать рюмочку ягодной водки. Те с радостью согласились и направились за цыганами. Глава, выдохнув, тоже побрел домой, размышляя о том, что завтра утром этих пастухов можно не ждать и прежде чем лечь спать, нужно поискать других.

Рузанна, издали заметив мужа с двумя незнакомцами, поняла, что это гости, и тут же принялась накрывать на стол. Арсен любил вкусно угощать. Она поспешно налила по тарелкам думалы с бараниной (острый суп), наложила гору лепешек, поставила водку и спряталась в шатре. Вечер выдался веселым. Позже к компании присоединились и другие цыгане. А когда Рузанна уже начала засыпать, не обращая внимания на шум, к ней ввалился пьяненький Арсен и весело закричал:

— Жена моя, а станцуй-ка нам, красивая!

— Я же говорила тебе, что не люблю танцевать перед деревенскими. Они смотрят странно. Мне неприятно это, — тихо произнесла Рузанна.

— Я уже всем сказал, что ты будешь танцевать! — начал злиться пьяный цыган. — Поэтому ты будешь танцевать! Вставай!

Рузанне больше ничего не оставалось, как подчиниться. Спорить сейчас, когда муж на хмеле, было бесполезно. Она выбрала платок побольше, чтобы не оголяться перед чужаками, и собралась выходить, как вдруг Арсен остановил ее, сильно сжал руку девушки и злобно спросил:

— Зачем наряжаешься как на похороны? И почему лицо такое грустное?

— Все хорошо, хорошо, — почти неслышно произнесла Рузанна, стараясь не гневить мужа, и даже улыбнулась, в надежде задобрить его.

— В глаза мне посмотри, — прошипел Арсен. — Возьми свадебный платок. Ты должна быть красивой. Все должны видеть, какая у меня жена и завидовать мне. Понятно?

— Да, понятно, — ответила девушка, всеми силами сдерживая слезы и желая того, чтобы муж быстрее ослабил хватку.

Пьяный цыган, услышав, как гости зовут его, отпустил руку и поспешил на выход. Снаружи его голос сразу же повеселел, стал дружелюбным и даже ласковым. Рузанна же, потирая больное место, приказала себе не реветь. Она распахнула занавеску шатра и вышла к гостям с широкой улыбкой на лице. Увидев ее, цыгане заиграли на гитаре и запели. Приложив огромные усилия, девушка принялась танцевать, стараясь сдерживать слезы. Ей хотелось быстрее вернуться в шатер, скрыться от похотливых и пьяных глаз, которые разглядывали ее. И как только музыка остановилась, Рузанна забежала в палатку и упала на постель. Теперь она могла дать волю слезам. Крупными каплями они потекли по красным от стыда щекам, да так сильно, что девушка не успевала их вытирать. Еще не переведя дух и не успокоившись, она снова услышала пьяный приказ мужа:"Рузанна, станцуй нам еще!"Девушка подняла голову и с ужасом поняла, что ночь сегодня будет длинной и поспать ей вряд ли удастся.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Но любовь из них больше» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я