1. книги
  2. Учебная литература
  3. И. Ф. Константинова

Сказочная страна звуков. Сборник логопедических конспектов для детей 5—7 лет

И. Ф. Константинова
Обложка книги

В данном пособии представлены подробные конспекты по коррекции речи у детей 5—7 лет, занимающихся с учителем-логопедом. Конспекты составлены учителями — логопедами РУМО ГБУ ЦППМСП Пушкинского района г. Санкт-Петербурга. Содержание занятий соответствует тем результатам, которых нужно достичь по окончании занятий с учителем-логопедом по коррекции нарушений речи. Материалы предназначены для учителей-логопедов ДОУ, а также могут использоваться родителями, студентами для занятий с детьми.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сказочная страна звуков. Сборник логопедических конспектов для детей 5—7 лет» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Автоматизация звуков [Л], [Ль]

во фразах, стихах, скороговорках, связной речи. «Широкая масленица»

Составитель: учитель-логопед

Константинова Ирина Фёдоровна

Цель: Автоматизация звуков [Л], [Ль] в словах, фразах, стихах, скороговорках, связной речи по теме «Широкая Масленица».

Задачи:

Обучающие

1. Дать представление детям о том, как праздновали Масленицу в России, о традициях празднования.

2. Уточнять словарный запас по теме: Зимник, бог солнца Ярило.

3. Обучать словообразованию от существительного прилагательного.

Коррекционно-развивающие

1. Развивать фонематические функции (выделение звука из слова).

2. Автоматизировать звуки [Л], [Ль] во фразах, стихах, скороговорках, связной речи.

3. Развитие умения составлять рассказ по мнемотаблице.

4. Совершенствовать внимание, память, мышление.

5. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные

1. Привлекать детей к традициям, русской культуре.

2. Способствовать развитию эстетических чувств.

Наглядный материал и оборудование:

— панно «Магазин», картинки на липучках с изображением продуктов;

— картинки «Баночки с вареньем»;

— корзинка для продуктов;

— желтый круг и лучики (солнце), картинки с изображением Ярила;

— Зимник, чучело Масленицы на количество детей;

— фишки для формирования фонематического анализа слов;

— «Метелка» для игры «Метла»;

— мнемотаблица-схема приготовления блинов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный этап

Сообщение темы. Беседа о праздновании Масленицы на Руси

Задачи:

• Введение в тему занятия.

• Создание положительного настроя, пробуждение интереса.

• Дать представление детям о том, как праздновали Масленицу в России, о традициях празднования.

— Здравствуйте, ребята! Скажите мне, пожалуйста, чем же эта неделя отличается от других? (неделя масленичная).

(Презентация)

Масленица — один из самых веселых праздников в году, который широко отмечается по всей России. Это недельный праздник-обряд проводы зимы и встреча весны с хороводами, песнями, плясками, играми.

На Руси издавна было принято отмечать смену времен года. Зима всегда была трудным временем для людей: холодно, голодно, темно. Потому приходу весны особенно радовались, и это обязательно нужно было отпраздновать.

Наши предки говорили, что молодой Весне сложно одолеть старую коварную Зиму. Чтобы помочь Весне прогнать Зиму, устраивали веселые гулянья на Масленицу.

Прощаясь с Зимой, люди славили Ярилу — языческого бога солнца и плодородия.

В эти дни не только гуляют, но и всех прощают за обиды, мирятся и делают только добрые дела.

Люди радовались солнцу, которое с приближением весны начинало появляться все чаще. Поэтому и появилась традиция в честь весеннего солнца печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что, съев круглую лепешку, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами. Круглые, румяные, горячие, — блины являются символом солнца.

Проблемная ситуация:

— Сегодня у нас третий день масленичной недели. Я предлагаю вам немного повеселиться и тоже позвать солнышко. Уж очень хочется тепла.

Смотрите у меня есть вот такой круг, но чего-то не хватает для полноценного солнца. Как вы думаете, чего? (лучиков). Да правильно лучиков, что бы они тянулись к нам и согревали после холодной зимы.

А вот лучики забрал у нас Зимник (слайд) и придётся нам с вами лучики то заработать, для этого надо выполнять правильно задания, да ещё и правильно звук [Л] произносить. Ведь в слове Солнышко есть этот звук? Где он находиться в слове? (в средине слова).

Основной этап

Игра «Магазин»

Задачи:

• Автоматизация правильного произношения звуков [Л], [Ль] в словах.

• Отработка умения делить слова на слоги.

— Вот 1 задание от Зимника.

Напомните, пожалуйста, что является символом солнца на масленицу? (блин). А Зимник и спрашивает нас, знаем ли мы с вами из чего пекут блины? (Масло, молоко, яйца, соль, мука, сахар).

Отправляемся в «Магазин» и закупим необходимые нам продукты. На панно на липучках изображения продуктов. Дети по очереди снимают картинку, определяют сколько слогов в слове, дают столько монет, сколько слогов в слове и кладут «Продукт» в корзинку.

— Ну что зимник отдавай нам лучик, ребята справились с твоим заданием. Прикрепляем лучик к кругу.

Игра «Из чего сварили Варенье?»

Задача:

• Развитие словообразования от существительного прилагательное.

— Чтобы блины были вкусными надо добавить начинку? Давайте еще и варенье возьмем. (клубничное, малиновое, яблочное, сливовое,) — картинки «Баночки с изображением ягод и фруктов».

Дети по картинке называют название варенья.

— Получаем от Зимника второй лучик.

Рассказ по схеме «Приготовление блинов»

Задачи:

• Развитие умения составлять рассказ по мнемотаблице.

• Автоматизация звуков [Л], [Л]» в связной речи.

— Зимник спрашивает нас, умеем ли мы печь блины? (ответы детей: Да, Нет).

— Он просит нас рассказать ему, как и в какой последовательности надо печь блины.

Я вам немного помогу, для того чтобы ничего не забыть предлагаю вам мнемотаблицу по которой вы сможете последовательно рассказать весь процесс приготовления блинов.

Получаем от Зимника лучик.

Скороговорка

Задача:

• Автоматизация звука [Л] в скороговорках.

— Пока пекутся блины, мы проговорим скороговорку. Покажем Зимнику, что мы уже хорошо звук [Л] произносим:

Маланья болтунья молоко болтала, болтала, да и выболтала.

— Зимнику понравилось, как вы красиво и быстро проговорили скороговорку и за это он дарит нам еще один лучик.

Загадки

Задача:

• Развитие логического мышления. Умения разгадывать загадки.

• Автоматизация звука [Л] в словах.

— Ох, Зимник решил нам загадать загадки, как вы думаете справимся, отгадаем? (ответы детей).

Он на солнышко похож, Его мигом режет нож, В холодильнике хранят, С хлебом съесть его хотят! (масло)

Для коров отличный корм, Витаминов в нём немало,

А мы чучело набьём

Золотым материалом. (солома)

Что за девица в платке

К нам явилась налегке?

Встреча будет жгучая, жечь мы станем… (чучело).

— Правильно чучело. (получаем лучик).

Мелкая моторика с куклами «Масленица»

Задача:

• Развитие мелкой моторики.

— Еще одним символом праздника является чучело Масленицы, сделанное из соломы в яркой красочной одежде.

Вот и у меня есть такие красавицы. Я предлагаю с ними поиграть. (Детям раздать чучело Масленицы).

Вместе проговариваем стихотворение и играем с куклой.

Шутки, игры и забавы!

День такой сегодня славный!

Масленица наступила,

Всем подарки подарила!

Принесла блинов нам теплых,

Бочку мёда всем на сладость,

Всем улыбки подарила

И весну велела ждать!

Ну а я всех блинами угощала,

Чай горячий наливала,

Пела и танцевала,

И куколкой играла.

Выкладывание схем слов

Задача:

• Развитие фонематического анализа слов.

— Блины мы приготовили. А Зимник нам ещё сложнее задание приготовил. Надо выложить схемы слов БЛИН, МОЛОКО.

Получаем лучик.

Игра «Метла»

Задачи:

• Развитие внимания, быстроты реакции.

• Автоматизация звуков [Л], [Ль] в стихах.

— Ребята, как мы с вами хорошо все задания выполняем. Зимник нам предлагает поиграть в игру, которая называется «Метла».

Хитрый он какой, он говорит, что кто не справится с заданием, он метлой и прогонит нас, а сам дальше будет морозить землю, а солнышко спрячет. Надо постараться и с этим заданием справиться.

Правила. Передаем метлу и как только услышим команду «Стоп» — останавливаемся и у кого метла в руках, должен стих прочитать про масленицу.

Бабушка блины спекла

Круглые румяные.

Масленица к нам пришла

Гостьею желанною.

Солнце круглое как блин,

Улыбаясь светит.

Рады теплой встрече с ним

Взрослые и дети.

Я на масленицу маме, и руками и ногами, помогала печь блины, Небывалой ширины!

— Доволен остался Зимник и отдает нам последний лучик.

Заключительный этап

Подведение итогов

Задачи:

• Закрепление полученных знаний.

• Совершенствование внимания, памяти, мышления.

• Автоматизация звуков [Л], [Ль] в связной речи.

— Молодцы ребята, вы со всеми заданиями справились! И какое же у нас с вами солнышко красивое получилось.

Теперь оно будет нас с вами согревать, а вы будете согревать своих друзей и близких своими улыбками и радовать правильным красивым звуком [Л], который есть в словах: солнышко, тепло, улыбка.

Вам понравилась сегодняшняя игра? Какие задания больше всего вам понравились? Что было сложным?

О книге

Автор: И. Константинова

Жанры и теги: Учебная литература

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сказочная страна звуков. Сборник логопедических конспектов для детей 5—7 лет» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я