1. Книги
  2. Документальная литература
  3. Кирилл Казачинский

Контрразведка в российских и советских художественных произведениях

Кирилл Казачинский (2024)
Обложка книги

Уникальное, первое в мире исследование и обозрение художественных книг российских и советских авторов шпионского и диверсионного направления.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Контрразведка в российских и советских художественных произведениях» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

Итак начнем……..

Первоначально дадим определение шпионского произведения и шпиона вообще

Из википедии

Шпиона́ж — противозаконная разведывательная деятельность органов (их агентов) иностранных государств, что, как правило, предполагает похищение официально засекреченной информации (государственной тайны) спецслужбами других государств.

Шпион — человек, который занимается скрытым сбором информации об одной из конфликтующих сторон в пользу другой стороны. Близко по значению к слову «разведчик», но отличается от него некоторыми особенностями употребления и общей негативной коннотацией. В международном праве статус шпиона и разведчика существенно различается

Шпионом обычно называют того, кто добывает информацию о противнике либо различными тайными способами (подсматривание, подслушивание, в том числе с использованием специальных технических средств), либо путём внедрения на стороне противника, то есть представления себя как его сторонника, либо сочетанием обоих этих путей. Шпионом может называться как штатный работник иностранной разведки, так и гражданин государства, завербованный иностранной разведкой и передающий ей секретные сведения, известные ему благодаря работе, службе или личным связям.

ШПИОН м. — нка ж. франц. соглядатай, лазутчик, скрытный разведчик и переносчик, южн. зап. шпег, польск. Шпионить, — нничать, — нствовать, соглядать, лазутничать, лазутить; подсматривать, подслушивать, выведывать что у одной стороны и передавать противной; служить лазутчиком. У него все шпионские приёмы. Шпионство, в военное время, считается дозволенным.

— Владимир Иванович Даль. Толковый словарь живого великорусского языка

В русском языке слово «шпион» имеет негативную коннотацию, связывающую его с поведением (подслушивание, подсматривание, вхождение в доверие и злоупотребление им, коварство, обман) осуждаемой общепринятой в обществе этикой. Глагол «шпионить», помимо базового значения — «заниматься разведывательной работой», имеет ещё одно: «наблюдать, подсматривать с плохими намерениями». Вследствие этого агентов внешней разведки собственной страны, добывающих теми же способами информацию в других государствах, принято называть не шпионами, а «разведчиками».

Шпионы в искусстве

Произведения искусства, как правило, чётко различают понятия «шпион» и «разведчик». Примечательно, что такое разделение — «наши — разведчики, чужие — шпионы», — было характерно в годы холодной войны для произведений как западных, так и советских (просоветских) авторов, причём для описания обеих сторон использовались практически одни и те же приёмы, художественные штампы, типажи, а разница состояла только в том, какая сторона априори считалась правой.

«Шпион» — это всегда агент врага. Он изображается как двуличный, беспринципный, жестокий (иногда просто садист), работающий исключительно из-за материальных благ либо из фанатизма.

«Разведчик» — это свой работник разведки. Как правило, — положительный и симпатичный персонаж, отличающийся выдающимся умом, ловкостью, хитроумием и разнообразными умениями. Примеры — всем в СССР известный Штирлиц, или, в западной культуре, Джеймс Бонд. Оба представлены как безусловно привлекательные (хотя и по-разному) персонажи, оба полагались на других агентов и собственную сноровку и умения для выполнения полученных заданий.

Кроме шпионажа негативные личности занимаются ещё и диверсиями и уголовными преступлениями

Диве́рсия (от лат. diversio — отклонение, отвлечение) — действия диверсионных групп (подразделений) или отдельных лиц в тылупротивника по выводу из строя военных, промышленных и других объектов, нарушению управления войсками, разрушению коммуникаций, узлов и линий связи, уничтожению живой силы и военной техники, воздействию на морально-психологическое состояние противника.

Специфика написания художественных произведений шпионской — диверсионной направленности отличалась ещё и тем, что служила объектом идеологического обучения. В основном в данных произведениях используется детективный сюжет для драматизации и увеличения завлекательности книги. Данное описание ставит своей целью попытку разъяснить качество выходивших книг для популяризации жанра получившего и систематизировать по времени выхода произведения, показав незаслуженно забытых авторов.

Ради экономии места опущены упоминания о массовых переизданиях известных книг (читатель без труда может найти их) а редкие издания упомянуты с выходными данными.

В данном труде не рассматриваются полностью документальные произведения, т.е. произведения, пошагово рассказывающие об операциях контрразведчиков без художественной обработки сюжета.

Так же не рассматриваются художественные произведения, в которых шпионская линия не раскрыта, либо слаба настолько, что практически ничтожна.

Книги, о советских разведчиках составляют огромный пласт культуры, который не входит в этот труд.

Оценки, поставленные книгам, сугубо субъективны и могут не совпадать с мнением

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Контрразведка в российских и советских художественных произведениях» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я