Авторы решили посмотреть на историю рекламы шоколада новым взглядом. Реклама отражает впечатления, ощущения и представления о мире тех людей, которые создают бренды. Эта книга проведет читателей по захватывающему пути эволюции шоколадного креатива, раскроет не лежащие на поверхности тренды в обществе и рекламе. Какие идеи витали в 19 и 20 веках, что изменилось в 21-м? Какой вклад во всё это внесли майя и ацтеки?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Страсти по шоколаду. Представления о шоколаде в контексте рекламы, истории и культуры» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Энергия
И не принесет левиту никакого вреда,
Оно подкрепит его благочестие,
И будет прибавляться благополучие на его голову,
Пока он пьет шоколад.
И высокие, и низкие, и богатые, и бедные.
Милорд и миледи
И все ребята из Биллингсгейта,
Встаньте на колени перед шоколадом.
Джеймс Уодсворт. Адаптированный перевод «Любопытного трактата о природе и качестве шоколада» Антонио Колменеро де Ледесма
«Число людей, пьющих шоколад, огромно, — писал испанец Антонио Колменеро де Ледесма в XVII веке, — не только в Индии, где возник этот напиток, но также в Испании, Италии и Фландрии, и особенно при королевском дворе». По словам Колменеро де Ледесмы, врача и хирурга, который пересек Атлантику, чтобы изучить колониальную испанскую медицинскую практику и лекарства, шоколад представлял собой величайший дар Индии.
В 1631 году Колменеро де Ледесма пишет труд «Любопытный трактат о природе и качестве шоколада», который был первым полноформатным печатным отчетом, посвященным шоколаду. В нем хирург прославлял напиток из какао-бобов за полезные и целебные свойства. «Мое желание, — отметил он в начале работы, — состоит в том, чтобы на благо и удовольствие публики описать разнообразие применений и смесей, чтобы каждый мог выбрать то, что подходит его недугам».
Какао дает мистическую жизненную силу — вот главная мысль, которая перешла к европейцам от народов Мезоамерики и, возможно, живет в нашем сознании до сих пор.
Реклама, впитывающая все трендовые идеи, тоже приписывает шоколаду и какао способность не просто давать силы, но и лечить. Так было в XVI—XVII веках, и эта концепция до сих пор появляется в современной рекламе.
Как мы помним, майя отождествляли какао с кровью и жизненной силой. Они активно использовали его для лечения самых разных болезней и состояний.
Также испанцы переняли убеждение ацтеков о невероятных стимулирующих способностях какао. И оно настолько сильно закрепилось в сознании конкистадоров, что оказалось живучим и на новом континенте — и среди других национальностей, и на протяжении последующих веков. Подкрепляли его действительные способности какао и шоколада возбуждать нервную систему и давать заряд бодрости и энергии, а также улучшать настроение.
Многие и сейчас относятся к шоколаду как к продукту, дающему энергию и помогающему справиться с различными жизненными трудностями. На протяжении многих веков люди подкрепляли эту концепцию.
Обратимся к современному кинематографу. Вот, например, корабельный советник Диана Трой из «Звездного пути» не только отличный эмпат, но и большой любитель шоколада. Героиня с радостью расскажет, как правильно употреблять сладкое, и докажет, что лучше этого лекарства от грусти не найти. А еще шоколад — это отличная тема для разговора и действенный способ вернуть память, об этом мы узнали от капитана Пикара в эпизоде «Помни меня».
Или вот герой комиксов Веном. В прошлом он был просто одержим шоколадом. Шоколад помогал ему успокоиться и обуздать желание убивать и поедать мозги.
Кадр из сериала «Звездный путь: Следующее поколение», эпизод The Game. 1991. Источник: imgur.com/chocolate-is-serious-thing-counselor-deanna-troi-694x530-Cyrf8Np
Сцена из комикса Venom: The Hunger. 1996
Что рассказывали о какао испанцы
Испанские конкистадоры называли шоколад черным золотом. Завоеватель Мексики Эрнан Кортес писал императору Священной Римской империи Карлу V, что шоколад — это «божественный нектар, дающий силы бороться с усталостью. Чаша сего ценного напитка позволяет человеку целый день находиться в пути без пищи».
Миссионер Бернардино де Саагун в своей «Общей истории дел Новой Испании» (1547—1577) писал о какао: «Когда оно свежее, если его выпить много, особенно, когда оно зеленое, то оно одурманивает людей, овладевает людьми, опьяняет людей, заставляет вращать лицо у людей, теряют сердце люди, сводит с ума людей. Но если пить умеренно, то оно восстанавливает силы и освежает, успокаивает сердце у людей, смягчает людей».
То, что шоколад эффективно помогает при некоторых состояниях, подмечали известные врачи и ученые. Например, Жан Антельм Брилья-Саварен — французский философ, кулинар, юрист, экономист, политический деятель, музыкант, автор знаменитого трактата «Физиология вкуса», на вопрос «Что есть здоровье?» отвечал: «Это шоколад!»
Возможно, первой «рекламной кампанией» стал трактат английского врача Генри Штуббе «Индийский нектар, или Рассуждение о шоколаде» (1662). Неизвестно, по какой причине этот врач, известный ученый, латинист и эллинист, решил написать оду шоколаду. Однако он решил «защитить» новый в Англии напиток от нападок тех, кто не доверял испанцам, прославляющим шоколад. Штуббе последовательно опровергает мифы о таких свойствах какао-напитка, как разжигание страсти, уравновешивание жидкостей (гуморов) в организме. Акцент он делает на том, что употребление шоколада улучшает состояние крови.
Торговая карточка с рекламой какао Ван Гутена
«Шоколад — продукт, прописанный врачами». XIX век
Аптека в Шотландии, на витрине — ассортимент кондитерской фабрики Cadbury. Начало XX века
Как он это выяснил? Штуббе был врачом, аптекарем, он пробовал разные рецепты какао: размалывал какао-бобы до пасты, добавлял различные ингредиенты, варил и переливал жидкость, рассматривая ее через увеличительное стекло. Изучив труды своих современников, он поверил в лечебные свойства шоколада. Опробовав на себе эффекты от какао-напитков, он советовал пить какао своим пациентам. И будущим читателям книги.
Когда англичане перестали относиться к шоколаду с недоверием, появилась коммерческая реклама шоколада. Отличный пример успешной рекламы того времени — визитная карточка Р. Брансдена, торговца чаем, бакалейщика и нефтяника в магазине «Три золотых сахарных хлеба» на Сент-Джеймс-стрит. Картуш в стиле рококо перемежается товарами, которые продает Брансден: кофе из Мохи в Йемене; чай из Китая; шоколад и сахар из Карибского бассейна. Его знак — три висящих сахарных буханки. Брансден объявляет, что он делает шоколад, и в трех виньетках показаны мужчины, обжаривающие шоколадные бобы и раскалывающие их скорлупу, чтобы извлечь какао-бобы, которые затем измельчаются на конной мельнице.
Цель рекламы — создать заманчивый образ экзотических товаров. Акцент здесь делается не на лечебные свойства, а на сложный процесс производства шоколада. Дизайн карточки подчеркивает изысканность продуктов.
Несмотря на демократизацию шоколада, важно, что этот продукт воспринимался как роскошь. Если во времена Штуббе какао действительно было доступно только элите, то через век напиток могли позволить себе средний слой и даже более бедные люди. Но подавался он в рекламе как изысканный продукт, и его употребление связывалось в сознании с доступной роскошью.
Визитная карточка Р. Брансдена. 1750—1760
Идея питательности, стимуляции энергии берется на вооружение крупными шоколадными производителями. В предыдущей главе я уже приводила примеры суперпитательного какао Ван Гутена. Предприниматели добавляют к рекламе энергетических свойств фразу «Рекомендуют врачи», и в такой связке какао и шоколад завоевывают популярность.
Важно понимать, что это происходит не только благодаря рекламе, еще несколько факторов имеют значение.
В Европе и Америке было полно болезней — люди нуждались в таком чудодейственном продукте, как шоколад. Его-то и предложили им сначала врачи, а потом предприниматели. В Америке, например, во врачебных альманахах писали, что шоколад эффективно помогает в лечении оспы.
Кроме того, было не так уж много вкусных безалкогольных напитков. Англичане во времена Генри Штуббе ходили выпить сыворотки в специальное заведение. Сыворотка подслащивалась различными сиропами, но не шла в сравнение с горячим какао с сахаром, ванилью и другими ароматными добавками.
Какао рассматривалось и как полезная альтернатива алкоголю. Такие британские гиганты, известные на весь мир производители шоколада, как Fry’s, Rowntree’s, Cadbury, были основаны квакерами. Они присмотрелись к какао по религиозно-этическим причинам: какао могло стать заменой пагубному алкоголю.
Вот что один из основателей шоколадной династии Кэдбери написал в первом рекламном сообщении компании: «Джон Кэдбери жаждет предложить особому вниманию публики зернышки какао, собственноручно им приготовленные, которые позволят изготовить самый питательный напиток для завтрака». Питательность — именно она на многие десятилетия становится главным рекламируемым качеством какао и шоколада.
В XX веке концепция поддерживается и научными изысканиями. Например, американская кампания Hershey’s в 1930-е годы проводит исследования, в результате которых заявляет: шоколад более питательный, чем мясо. Он питает мозг и мышцы. Фраза становится рекламным слоганом.
Слоган Hershey’s «Более питательный, чем мясо».
Начало XX века
Шоколад как полезный продукт для военных
Бобы какао использовались как продукт, восстанавливающий силы, еще у народов Мезоамерики. В военные времена в XX веке шоколад также стал применяться как энергетик.
Во Второй мировой войне армия США должна была быть способной преодолевать большие расстояния, и необходимо было обеспечить армию портативной едой, дающей энергию. В июле 1936 года была создана Военная исследовательская лаборатория США для разработки пайков для армии США. В новые пайки стали включать шоколадные батончики как источники энергии и в качестве лакомства.
Шоколад встречается также в пайках армий Великобритании, России и других стран.
Реклама конфет Baby Ruth. 1943
Реклама Nestle. 1942
Реклама Nestle «Шоколад — „боевой“ продукт». 1944
Американский военный шоколад бренда Hershey’s с повышенной энергетической ценностью и не тающий при высокой температуре входил в «паек D» во время Второй мировой войны
Реклама «походного» шоколада Caley’s. 1937
Это самая старая из известных в мире сохранившихся плиток шоколада в оригинальной упаковке. Ограниченная партия такого шоколада была предназначена для подарков от имени Королевы Виктории британским солдатам, воевавшим с бурами за пределами Королевства, на Рождество 1899 года. Эта коробка с шоколадом была обнаружена в шкафу для посуды в магазине сувениров
В 1941 году фабрика «Красный Октябрь» выпустила шоколад «Кола» с орехами кола, которые обладают тонизирующим действием. Шоколад вошел в состав пайков летчиков и подводников, а также женщин-фронтовичек взамен их табачного довольствия. На пачке был написан «рецепт» приема: одна плитка в день, три приема равными долями с перерывами в 3—4 часа
Концепция повышения энергии до сих пор актуальна в рекламе.
Реклама Cadbury. 1936
Реклама какао Fry’s. 1913
Реклама какао Rowntree’s. 1916
Реклама какао Cadbury Bournville. 1944
Реклама шоколада Cadbury’s Energy. 1946
Реклама шоколада Suchard. 1950
Современный кейс
Snickers у всех сейчас ассоциируется с мощным зарядом энергии, который получает счастливчик, съевший один батончик.
В данном рекламном ролике к концепции стимулирующего батончика добавляется гендерный стереотип о том, что мужчина должен держать свою жизнь в руках, быть активным.
Как правило, в таких роликах батончик рекламирует молодой человек, ведущий спортивный образ жизни. У него всегда нет свободного времени и ему некогда сделать перерыв, чтобы поесть. Его всегда выручит Snickers.
В заключение главы приведу две цитаты о «сути» шоколада.
«Шоколад — идеальный продукт. Он полезен людям сухого темперамента и выздоравливающим; матерям, кормящим своих детей; людям с тяжелыми умственными нагрузками; ораторам и всем тем, кто отдает работе часть своего времени, необходимого для сна. Шоколад успокаивает желудок и мозг, и по этой причине…он лучший друг тех, кто занимается литературой». Барон Юстус фон Либих
«Какао-бобы — это феномен, поскольку нигде больше природа не концентрировала такое богатство ценных питательных веществ на таком маленьком пространстве». Александр фон Гумбольдт
Мало натуральных продуктов, которые могут, как шоколад, эффективно помогать при большом количестве недугов. Шоколад — величайший лечебно-восстановительный натуральный продукт. Мы видим, как пересекаются концепции лечебных и энергетических свойств.
Идея энергетической ценности постепенно развивается в идею пользы для детей.
Целевой аудиторией постепенно становятся матери.
К 1950-м годам шоколад стал восприниматься как сладкий десерт, доставляющий удовольствие, идея энергетической ценности на полвека потеряла актуальность.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Страсти по шоколаду. Представления о шоколаде в контексте рекламы, истории и культуры» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других