Книга-тренинг «Моя профессия — ведущий трансформационных игр» написана психотерапевтом, известным мастером т-игр, автором 6 трансформационных игр и 5 колод метафорических карт, Ксенией Лагодной (Губаревой) в поддержку игропрактиков.Содержит теоретическую часть, мотивирующие практические упражнения, а также рассуждения автора, которая прошла большой путь от ведущего трансформационной игры до создателя игр, меняющих жизни людей. Вы влюбитесь в себя как в игропрактика и влюбите в себя других!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Моя профессия – ведущий трансформационных игр» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Мы все умеем играть.
Мы все любим играть
Что такое трансформационная игра? Развлечение? Отдых? Ненужное? Важное? Остановитесь сейчас и подумайте, что для вас входит в понятие «т-игра»? Как бы вы объяснили другому, что такое т-игра? В конце главы я дам свой вариант определения трансформационной игры.
В игре главное — играть. Взрослые часто боятся играть, потому что им кажется, что они не умеют. Еще взрослым часто кажется, что играть неуместно.
Играют дети, а не серьезные дяди.
На самом деле существуют игры разного порядка. Мы все играем. Мы играем разные роли. Мы проигрываем определенные жизненные сценарии, убеждаем себя, что это и есть течение жизни, хотя часто проигрываем сценарии наших предков. Иногда мы играем в социально приемлемые для взрослых игры вроде карт или шашек.
Мы играем в игры без осознания, что мы играем в выбранную нами игру.
Так не проще ли сделать этот процесс управляемым и играть в ту игру, в которую хочется? Например, счастливой женщины, успешного специалиста, творческого человека.
Настоящая игра — это игра, в которой переживания реальны. Когда дети играют, они взаправду проживают чувства, они верят в историю, которую проигрывают.
Так же и взрослые. Мы проигрываем определенные сценарии максимально серьезно. Мы верим в то, во что играем.
На самом деле игра — это не излишество. Природа придумала игру для того, чтобы человек быстрее приобрел какие-то навыки. Дети играют в игры, в которых имитируют жизнь взрослых, и таким образом учатся. Они играют в познавательные игры для того, чтобы развить мышление, память, внимание и т. д.
Вот как «Википедия» определяет, что такое «игра».
Игра́ («игровая деятельность») — инстинктивный способ получения и развития навыков людьми и животными в момент отсутствия непосредственной угрозы для жизни. Характеризуется тенденцией к повторению и наработке жизненно необходимых рефлексов.
Вы знали, что психологи давно раскусили ценность игры и создали отдельное направление — игротерапию — еще до того, как возникли трансформационные игры? Не только психологи, но и другие специалисты, работающие с людьми, начали использовать игры. В игре же происходит самое ценное. «Что?» — спросите вы.
Игра — это деятельность (посмотрите определение выше). То есть человек что-то делает, головой, руками, телом, проживает какие-то эмоции. Когда человек что-то делает, он тренирует какие-то навыки или научается новым (прыгать, думать, бегать, например, в вышибалах). В игре формируются определенные навыки, определенные нейронные связи. Игра дает возможность проиграть разные сценарии и выбрать подходящий, отыграть разные чувства, чтобы не выражать их в реальности (и вот это очень пригодилось в психологии).
Вот только разница между просто игрой и игротерапией в том, что у человека, когда он играет, обычно нет цели, для него это только отдых, развлечение. Дети играют ради игры. А профессионалы придумали, как использовать игру под конкретную цель.
Несколько лет я работала с дошкольниками и все занятия проводила в игровой форме: иначе внимание детей не удержишь. Моей темой была эмоционально-волевая сфера ребенка. Мы играли, сочиняли вместе с детьми сказки, решая таким образом их эмоциональные и поведенческие трудности. Но за этим «мы играли» была четко прописанная структура занятий с целью, задачами и последовательностью. Структура, цель, управление — то, что отличает «просто» игру от игры «как метода работы». На тех занятиях мы играли для чего-то. Например, чтобы проиграть агрессию и научиться иначе реагировать на обзывание.
Трансформационная игра — это способ, посредством которого решается задача в жизни человека. В трансформационной игре важен РЕЗУЛЬТАТ. Причем не игровой, когда нужно собрать, например, 4 амулета. А решение ЗАПРОСА.
А для кого важен игровой результат и процесс т-игры? Для внутреннего ребенка, который никуда не делся. Внутренний ребенок — это детская часть психики. Она перестает быть главной по мере взросления, но по-прежнему занимает свое место в психической структуре любого человека. Именно внутренний ребенок в восторге от того, что вы не забыли о нем и даете ему наиграться даже в вашей взрослой жизни! Именно он дает вам дополнительные ресурсы в т-игре. Если вам кажется, что вы не умеете играть, что вы не любите играть, это значит только одно: у вас потерян контакт с вашей детской частью. Трансформационная игра помогает возродить этот контакт, и пока внутренний ребенок существует (а он существует всегда, даже если контакт с ним потерян), мы умеем играть и любим играть.
А еще знаете, что помогает делать внутренний ребенок в т-игре? Он помогает обходить защиты психики в тех ситуациях, когда мы «не хотим» воспринимать какую-то «неудобную», но полезную для нас информацию. Например, информацию о том, что у нас нет денег, потому что есть вторичная выгода: чувствовать себя «чистым».
Внутренний ребенок не анализирует, он включается в процесс. Ему нравятся образы, ему нравятся игровые механики. Ему нравится играть!
Образы в т-игре включают ресурсы правого полушария, нашу творческую энергию. А ведь это энергия внутреннего ребенка! Взрослая часть приводит нас к осознанию необходимости изменений, внутренний ребенок помогает легче и с радостью эти изменения получать.
Чем еще отличается детская игра от трансформационной игры? В трансформационной игре решаются более сложные задачи, они чаще сложнее по наполнению, и это осознанно управляемый процесс. В трансформационных играх все переживания человека реальны, но у игрока при этом есть часть, которая знает, что это игра, и знает, для достижения какого результата эта игра. Трансформационные игры — ОСОЗНАННО УПРАВЛЯЕМЫЙ процесс.
В этом их отличие от игр, в которые играют дети, и от сценариев, в которые играют взрослые.
Таким образом, трансформационная игра — это также обучение навыкам, но сложным. Трансформационная игра как метод нацелена на смещение больших слоев бессознательного.
Пример:
Игра «Дары Богинь. Тайна женской силы» целенаправленно влияет на самооценку и самоценность участниц игры.
Игра «СамореализациЯ. Путь души» целенаправленно влияет на раскрытие потенциала участников игры.
То есть это не происходит случайно. Это заложено в игру.
Мое определение трансформационной игры звучит так:
«Трансформационная игра (т-игра) — метод глубоких и быстрых изменений в психике и личности человека, а также на надличностном уровне с использованием игры как целенаправленной деятельности».
Для меня лично игра — тип осмысленной продуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе.
Подумать только! Столько лет я потратила на то, чтобы освободиться от понимания игры как чего-то унижающего мое достоинство психотерапевта! «Игра? Да это же для тех, кто ничего не умеет. Задача серьезного психотерапевта — сидеть в своем кабинете и последовательно принимать людей, ведя с ними серьезные разговоры!» — так я думала очень-очень-очень долго, пока на практике не увидела результаты, которые дают людям трансформационные игры.
Эти результаты были очень даже серьезными и важными, они меняли жизни людей.
А так как мне всегда хотелось приносить пользу людям, сначала я просто смирилась с тем, что польза от меня идет таким несерьезным способом.
Потом же просто переработала свое сопротивление и выяснила, что только узость мышления мешала мне увидеть, что форма, через которую человек дает пользу другим людям, не может быть несерьезной, если она дает серьезные результаты.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Моя профессия – ведущий трансформационных игр» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других