1. Книги
  2. Учебно-методические пособия
  3. Ксения Мира

Дом в книжном шкафу. Методика развития детей с научной и художественной литературой.

Ксения Мира (2024)
Обложка книги

Педагогическая методика развития и воспитания детей вместе с научной и учебной литературой. Методика основана на интеграции научной и художественной литературы и её роли в развитии ребёнка, познании, мышлении и творческой деятельности

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дом в книжном шкафу. Методика развития детей с научной и художественной литературой.» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение в методику: о силе слова и сознании ребёнка

Литература: словесность и письменность

Почему литература — ответ заключается в силе информации — и слово — один из ее носителей. Большая часть информации обрабатывается нами с помощью речи, устной и письменной, и потому методы работы со словом, изустным и печатным, столь необходимы для эффективного обучения и ускорения познания в мире бесконечно растущей информации.

Как я уже отмечала, один из методов, всем нам известных, является скорочтение, и связанные с ним методы концентрации и запоминания.

И один из комплексных, информативных и компактных к освоению подходов описал А.А. Гоман1, подвигая не терять времени и упоминая то же промедление, о котором, к слову сказать, в отношении ко времени жизни сказал и один из литературных диккенсовских героев «Дэвида Копперфилда» — мистер Микобер: «procrastination is a thief of time — collar it!». Автор пишет и о приемах и методах мнемоники, запоминания нужной информации и тренировки памяти (метод римской комнаты, Айвазовского и др.) в их связи и с учетом нашей биологии, например, уровнем дофамина и необходимых витаминов2, а также о развитии креативности как методы созидания нового.

Для детей необходима адаптация к скорочтению, поскольку изначально мы смотрим не только на слова в тексте, но и на любой объект сосредоточенно, фокусируя свое внимание, как это наглядно можно продемонстрировать на работе фокусировки фото или вилеокамеры, хотя и охватываем картину в целом. Вот эту способность — охватить видимое в общем — и необходимо развивать при обучении скорочтению детей. И существует методика развития перефирического зрения для обучения ребенка скорочтению3. В основном, это задания на поиск анаграмм и зеракальное отображение, слова наоборот.

Представляет интерес метод написания писем, так напоминающий школьные сочинения, но не ограниченный ни темой-содержанием, ни формой. Миссис Chapone в 1801 году выпустила книгу «Letters on the improvement of the mind»4, изданную в виде сборника писем своей племяннице на различные темы, напоминающие научные исследования определенных предметов, как религия, чувства, и в которых по сути заключен метод чтения письма и развития разума. И примечательно последнее письмо о чтении истории, в котором автор описывает различные формы фиксации хода истории, от поэзии и древних текстов до отдельных мыслителей и нашей памяти.

В современности этот метод трансформировался в ведение блогов и страниц в социальных сетях, переписке мессенджерах, но сократи саму форму, доведя изложение мыслей до краткости, тогда как наоборот искусственные нейронные сети создают тексты любой длины и быстро их осваивают.

И все же мы изъясняемся речью, в которой слово — ее мощнейший оператор, и со словом мы выражаем познанное и мысленное. Обороты речи и мышление, его острота, конкретика и образность, связаны словом. Н.Ф. Алефиренко подробно описал эту взаимосвязи в своем исследовании по когнитивной фразеологии, берущей начало от когнитивной лингвистики. И здесь мы сходимся во мнении о природе нашего мышления, которая основана на языке — мы мыслим словесно — это понятие ученый описывает как менталингвистику5. Именно слова, фраземы помогают описать конкретный образ. Здесь сразу возникает проблема утраты части информации, а точнее — вследствие невозможности описать одним словом все качества образа в их полноте, но все же универсальный метод описания словом существует, как существует и сам предмет и информация о нем, а значит, и возможность описания. Фактически, если предполагать некий кодировщик и декодер восприятия и выражения, то это и будет слово.

Эту связь образа, фраземы и нашего мышления ученый описывает через механизмы работы нейронов и контекста или концепта6, к которому относятся образ и слово запускающие, в свою очередь цепочку ассоциативного мышления и установления связей.

И весь этот механизм ментального языка объединяет все та же семантика, но уже относимая к сфере познания, ставшая динамичной, составившая метод. Речь идет о когнитивной семантике7, о когнитивистике и языке. Как отмечает доктор филологических наук Т.Б. Радбиль, достоинства языка и слова в том, что им человек старается описать объект в целом8. И ученые в данной области сходятся в одном: языковое мышления — это определенный концепт, способ восприятия мира и выражения этого концепта человеком.

Из истории развития языка мы можем почерпнуть знания, каким способом информация о конкретном трансформировалась с помощью мышления. Это «музыкальный протоязык»9, или язык музыки, музыка языка — чистая физика, а со словом сочетаемая с информатикой. Постарайтесь сами взглянуть на предмет — и первое впечатление — это знание, которое формируется и без слов, затем облекается словами, а одной из возможностей выражения является звук, также как и слово, являющийся еще одним оператором речи.

Благодаря звуковой форме выражения языка, при построении речи необходимо пользоваться ритмом, который в зависимости от того, на что или с помощью чего делается акцент, условно разделяют на семантический и синтаксический ритм построения речевой конструкции10. С помощью семантического ритма в речи мы делаем смысловые акценты на знаковых в сообщении объектах, тогда как синтаксис позволяет структурировать информацию, передаваемую с помощью речи. Все методы вместе позволяют достичь высокой информативности, которую из всех категорий, характеризующих, например, письменную речь, отмечают наиболее важной11.

Обратимся к письменной языковой форме — она связывает семантику конкретных образов с языковым и символическим выражением, то есть, с самим языком, его информатикой.

В 1894 году П.А. Адамов написал труд «О методе преподавания русской словесности», который он выделил и сделанных им филологических записок. Его метод основан на филологических разборах произведений писателей и литераторов, обучения письму у тех, чьим пером сотворены и свои литературные языки. На примере басен И.А. Крылова, автор предлагает выделять несколько оснований, по которым анализируется текст, и, соответственно, это и составляет его метод обучение слову: излагается содержание и составляется план текста (введение, основная часть, вывод), затем исследуются особенности языка и слога (грамматические, стилистические особенности, благозвучие12.

Связь речи и мышления исследовал известный ученый психолог Жан Пиаже в одном из трудов, в котором он разобрал особенности речевой и мыслительной функции и детей возраста от 4 до 11 лет на примере их взаимообщения, и выделяет следующие этапы: от 4 до 7 лет — коллективный монолог, спор, сотрудничество в действии, конкретном и абстрактном мышлении; 6 лет — вопрос «почему», монолог, повторение, критика, приказания, характеризующие эгоцентризм в данном возрасте и обращение внимания на личность ребенка; от 9 до 11 лет — необходимость обоснования и объяснения, синкретизм суждений и соединение разных понятий на основе определенной общности, создания искусственной связи между понимаемым в связи со схожестью семантического значения13.

Особенности различных языков как метода выражения мысли — понимания окружающего и его объяснения — влияют на представление и выражение этой картины мира. О репрезентации мира через язык пишет Б.О. Майер, указывая на мышление человеком себя и мира на исторически сложившемся языке14.

Сочетая обучение речи вместе с изучением литературы ребенок быстрее осваивает обе формы, устную и письменную, и знакомится с фонетикой, грамматикой и синтаксисом на примере самого богатого источника речевых форм — литературой в ее научном и художественном виде.

В России литература — душа, ее выражение. А потому имеет место и исторический подход к развитию научного учения о воспитании детей вместе с литературой. Например, это «Планы объяснительного чтения» В. Виноградова, которые по сути являлись методическим пособием. Учитель тогда, В. Виноградов указывал на недостаточность в обеспечении материалами15, которые указывали бы на определенные пределы такого чтения детям возраста начальной школы. В целом, планы напоминают и современный урок по литературе, они включают предварительную беседу по теме, чтение текста, резюмирование и темы сочинений — этот триединый подход — от действительности — к произведению — и рефлексии после прочтения и развития мыслей — предоставляет связь между жизнью, ее запечатлением в литературе, и раскрытием смыслов и дальнейшего творчества.

Мощную педагогическую систему обучения родному языку развил К.Д. Ушинский. Поскольку методика К.Д. Ушинского достаточно исследована, и написана даже философия его трудов, то обратимся именно к литературной части.

Звучание речи может позволить стремительно перейти к чтению и письму. Слоговое чтение в достаточной мере ставит ребенка в тупик, поскольку речь течет слитно и мелодично, но со слогами чувствуется ритм речи и создается представление о написании слов. Следовательно, чтобы обучение и чтение не превращались в послоговое произношение, необходимо стремится к озвучиванию всего слова. Целесообразно сочетать звучание слово с его целостным написанием, и затем выделять слоги и буквы — это может способствовать избегания привычки чтения по слогам.

Р.Т. Августова предлагает начинать обучение со слогов16. Это рационально в связи с особенностями фонетики речи. Затем автор особо подчеркивает, что ребенок быстрее познакомится с буквами и изучит их, когда он уже познакомился с ними в слогах. Эта методик Ромены Теодоровны разработана с учетом проблем с обучением, и потому еще более действенна в случае, если таковых проблем с обучением не возникает.

Интерес представляет методика изучения звуков, особенно, на различении их похожести, для детей возраста 3-6 лет17, на примере литературных произведений — это и знакомство со звуком, а затем — с грамотой. И в особенности, звучание букв раскрывается в скороговорках, песнях и стихах — усложнение чередования в них слогов с мягкими и звонкими буквами, озвончением и глушением, известные нам «з»-«с», «ж»-«ш» и «с»-«ш» — все эти особенности рассмотрены авторами программы через звуковую культуру речи. И данные методические рекомендации комплексные — в них включены обзоры литературных произведений, обучение сочинять и рассказывать.

Что необходимо учитывать для эффективного обучения ребенка — это деликатный вопрос, потому что от этого зависит выстраивание первых синапсов между нейронами и дальнейшее построение сети мышления головного мозга. Окружающая среда и доступная информация, наследственность и здоровье, имеющиеся способности и еще неразвитый потенциал, психика, интеллект и многое другое. В процесс познания подключается все во взаимосвязи, начиная от различных сенсоров и органов чувств до сознания.

Сама литература и язык не только созданы словом, но и помогают этим словом управлять, творить вместе с ним. Это двунаправленность, двойственность метода — сначала рождение литературного источника, а затем толчок к созданию все нового и нового — заложена в основе информатики, созидания с помощью информации. Это не только сама словесность, речь и красноречие, или предшественники данных слов — добрословие и благословие18, не только написание текстов, но это и творение словом смыслов, идей или их помещение в слово, и претворение словом в жизни действий.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дом в книжном шкафу. Методика развития детей с научной и художественной литературой.» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

А. Гоман. Скорочтение и запоминание. Знания, которые не займут много места. — Москва: Эксмо, 2022. — 128 с.: ил. — (Теперь все ясно!).

2

А. Гоман. Скорочтение и запоминание. Знания, которые не займут много места. — Москва: Эксмо, 2022. — 128 с.: ил. — (Теперь все ясно!). С. 96-104.

3

Рязанцева Ю.Е. Скорочтение. Развитие переферического зрения: рабочая нейротетрадь для дошкольников / Ю.Е. Рязанцева. — Изд. 6-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2023. — 32 с.: ил. — (Орешки для ума).

4

Mrs. Chapone. Letters on the improvement of the mind. London, C. Whittingham, Dean street, Fetter Lane, 1801. — 211 p.

5

Алефиренко, Н.Ф. Фразеология и когнитивистика в аспекте лингвистического постмодернизма: моногр. / НФ Алефиренко. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. — 152 с. С. 8

6

Алефиренко, Н.Ф. Фразеология и когнитивистика в аспекте лингвистического постмодернизма: моногр. / НФ Алефиренко. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. — 152 с. С. 106.

7

Радбиль Т.Б. Когнитивистика: Учебное пособие. — Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2018. — 375 с.

8

Радбиль Т.Б. Когнитивистика: Учебное пособие. — Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2018. — 375 с. С. 63.

9

Фитч У.Т. Эволюция языка / Пер. с англ. и науч. ред. Е.Н. Панова; послесл. Е.Н. Панова; послесл. А.Д. Кошелева. — М.: Языки славянской культуры, 2013. — 768 с. — (Разумное поведение и язык. Language and Reasoning). С. 522.

10

Гумовская Г.Н. Ритм как универсальный закон построения языковых объектов. Учебное пособие по спецкурсу по специальностям 022600 «Лингвистика и межкультурная коммуникация», 033200 «Иностранный язык». М.: РИПО ИГУМО, 2002,. — 168 с.

11

Гумовская Г.Н. Ритм как универсальный закон построения языковых объектов. Учебное пособие по спецкурсу по специальностям 022600 «Лингвистика и межкультурная коммуникация», 033200 «Иностранный язык». М.: РИПО ИГУМО, 2002,. — 168 с. С. 43.

12

П.А. Адамов. О методе преподавания русской словесности. Воронеж: Типография В.И. Исаева, 1894. С. 10-11.

13

Пиаже Жан. Речь и мышление ребенка / Пиаже Жан; [перевод с французского]. — Москва: Издательство АСТ, 2020. — 352 с. — (Философия — Neoclassic).

14

Майер Б.О. Эпистемологические аспекты философии образования. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. — 213 с. С. 72.

15

Виноградов В. Планы объяснительного чтения. Опыт объяснения образцов русской литературы для начального обучения. Руководство для учителей начальных училищ, примененное для ведения объяснительного чтения по книгам Ушинского, Паульсона, Виноградова, Радонежского, Деркачева, Поливанова, Козьмина, Бунакова, Полевого и друг. / составил В. Винограов. Издание второе, испр. и доп. Москва: Издание книжного магазина Вл. В. Думнова, под фиромй наследников бр. Салаевых, 1887. — 164 с.

16

Августова, Ромена Теодоровна. Учимся читать, учимся писать: авторская методика обучения чтению и письму детей с особенностями развития / Р.Т. Августова. — Москва: Издательство «АСТ», 2018. — 192 с. С. 17.

17

Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / В.В. Гербова. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 159 с.: ил.

18

Аннушкин В.И. Языки жизнь. Книга о русском языке — речи — слове. — М.: Русская школа, 2010. 320 с. С. 101.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я