Педагогическая методика развития и воспитания детей вместе с научной и учебной литературой. Методика основана на интеграции научной и художественной литературы и её роли в развитии ребёнка, познании, мышлении и творческой деятельности
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дом в книжном шкафу. Методика развития детей с научной и художественной литературой.» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Направления и подходы к развитию ребенка вместе с литературой
Рассмотрим направления развития, обучения, образования и воспитания ребенка с научной и художественной литературой, и формах, в котором данное содержание может быть представлено.
Самое мощное, что дает толчок в умственном развитии, это смысловое значение, содержание, семантика. Это фундаментализм важности для познания соотношения формы и содержания. Мы мыслим в словесной форме, выражаем мысли в речи, хотя образное и иные виды мышления также всегда участвуют в выражении мыслей человека. Именно поэтому литература в широком смысле слова, научная и художественная, играют роль в развитии интеллекта и духовных качеств ребёнка.
О самом художественном слове и его значении в кросс-культурной связи, можно говорить бесконечно, и этому предмету посвящено множество исследований. В частности, коллектив авторов исследовал явление интермедиальности художественного слова и его межкультурного значения, в частности, выделены такие два направления, как литературно-музыкальное и театральное, в котором слово выражается через музыку и действие, и вербально-иконическое, в котором более слово выражается через образ 32. Исследователи также акцентируют внимание на насыщение литературы музыкой, что было названо как «музыкализация»33.
Сам язык является универсальным средством выражения и передачи информации. И, облекая язык и речь в литературу, как раз таки и достигается гармония формы и содержания.
Один из ярких опытов — это собственный опыт. С детства я собирала и продолжаю пополнять домашнюю библиотеку. Вместе с книгами развивалась и росла. И многообразие, которое дает литература, художественная и научная вместе взятые, развивает все сферы.
Семейные чтения — одно из познавательнейших и увлекательных совместных занятий: знакомство с произведением, обсуждение, узнавание мнений участников чтения, чтецов и слушателей, и — совместное творчество: а что, если бы герой поступил так, а не иначе, а вы помните в жизни похожие характеры и т.д.
Вместе с домашним чтением и литературными вечерами происходит знакомство с богатым миром информации. Как отмечает автор одного из проектов чтения для детей, З. Абишова, для знакомства с произведениями и прививания любви к литературе подходят примеры из произведений34.
Интеграция различных методов при развитии детей с литературой, особенно в младшем возрасте, имеет мощный эффект, поскольку сочетание чтения, устной речи, музыки, движения, вообще — оживления образов — это воплощение полноценного мироокружения со всем его многообразием. Например, «интегрированные занятия35» А.В. Анджи содержат в себе сразу несколько возможностей развития ребенка во время выполнения одного задания: так, разучивание стихотворения может сопровождаться игрой и музыкой, фантазиями, ассоциативным и образным мышлением на тему из того же стиха, и, конечно, изучение мира с примерами из произведения, и эти темы можно развивать далеко за пределы того же стихотворения.
Обучение речи ребенка происходит также и с помощью литературы. И именно художественная литература представляет все многообразие языка, его форм и конструкций, оборотов речи и средств художественной выразительности, тогда как научная литература позволяет ознакомиться со специализированным языком, характерным для определенной отрасли знания. Таким образом охватывается широкое информационно-словарное поле, из которого составляется не только словарный запас, но главное — основа мышления, тот метод и склад мысли, который во многом определит будущий слог изложения и стиль уже взрослого человека. Таково могущество разных направлений литературы и их влияние на совершенствование разума.
Литературный язык, художественный и научный, сама речь — это уже не просто коммуникативное средство социального значение для общения, это инструмент для взаимодействия с миром, его познанием и созидательной деятельностью в нем: в общении мы обучаем других и получаем информацию, с помощью различных профессиональных языков человек создает в своей специальности новое, от формул к чертежам и воплощению созданного на языке в материально, духовном и интеллектуальном мире.
Так литература позволяет изучить связь языка с обозначаемыми им предметами и явлениями в мире. Но литература также способствует познанию грамоты языка, его генезиса, развития. Начиная со звуков и символики речи, ее смыслового значения, ребенок переходит уже к структуре языка. Например, в методическом пособии Л.Н. Арефьевой предлагается изучать лексический и грамматический строй речи в их связи36. Это безусловное достоинство методики, поскольку она также включает и познавательную часть, помогает связать изученные слова с контекстом, а упражнения разработаны для учебной деятельности и изучения детьми в игровом формате во время отдыха. Например, это отгадывание сказок в загадках в виде четверостиший37 — знакомство с несколькими формами языка и с содержанием произведений одновременно.
В методическом пособии А.Г. Арушановой представлено изучение грамматического строя речи38, но в многообразии форм, как это можно сделать: в виде творческой деятельности, драматического представления и постановок, физических упражнений и пластики, развивая таким образ сразу множество сторон личности ребенка и его коммуникации с другими детьми. Так, по справедливому мнению автора, те же игровые задания, основанные на литературных произведениях, создают естественные условия для перенимания оборотов речи и построения структур предложений, и приводит пример разыгрываемой сценки с детьми «Волк и семеро козлят»39.
Интересным подходом, который также учитывает формы языка, а также состав слова, является изучение грамматики в рифмах Н.М. Бетеньковой40. Это еще и форма творчества — ребенок начинает сама создавать словесные конструкции, поскольку в рифмовках гармоничная структура, мелодичное звучание, работа со смыслом и развитие остроумия. Например, изучение темы глагола соединено с построением рифм с по смысловому значению подобранных глагольных форм — также и с другими частями речи и отдельными словами, их разбором по составу и обратной сборкой или словообразованием.
Художественную, поэтическую форму использовали и авторы методического пособия для развития математических представлений41, например, о числе, количестве, форме.
И от формы снова переходим к содержанию. Смысловую нагрузку несут тропы — в художественной литературе, и понятия и определения — в научной. Психологами исследована особенность метафоры, а именно — эта возможность характеристик и работы со смысловыми значениями. Как я замечала в универсальных методах о сочетании формы и содержания, в информатике есть возможность в один информационный объект вместить весь смысл, поскольку в природе и в мире в целом каждому присуща полнота совокупности информации. Но с языком сложнее, поскольку, не все фигуры речи могут вместить весь смысл, но упражнения в этом дают основу для практики мастерства. Так и психологи пишут, что не всяким тропам дано вобрать все, но, что является достоинством метафор, так это возможность через метафору воздействовать на ребенка, а именно — раскрывать скрытые смыслы и извлекать новые, развивать воображения, переходить от обобщенного примера к конкретному42.
В части семантики и влияния на формирование смысла текста литературного произведения авторы отмечают фразеологизмы43: это и сама канва и смысловое поле, это и эмоциональная составляющая, с помощью которых писатель передаёт нам чувства.
А вот и сама характеристика слов для детей: «добрые» слова, которым нас с детства учили самих, — это занятие из развития речевого этикет — и вновь на примере художественной литературы («Урок вежливости» С. Маршака, песня «Улыбка» В. Шаинского и т.д. )44.
Как отмечает В.И. Яшина, знакомство с художественной литературой по возрастам в общем изложено в работах Л.М. Гурович45. Особо отмечаются не только принципы выбора литературных произведений, но и четко выстроить те векторы, которые будут пронизывать это взросление с литературой по мере продвижения в ней. В части принципов отбора литературных произведений я замечу, необходимо делать особо тщательно, поскольку следует учитывать не только способности ребенка, содержательную ценность произведения, но и те личностные критерии педагога, которые во многом могут повлиять на выбор литературы.
Из всего многообразия по своему богатству, охвату и силе выделяется фольклор. Как отмечают исследователи, «язык устных произведений — это язык искусства», в нем сочетаются эстетика, особая структура и композиция, изобилие слов-символов46.
С народными сказками ребенок узнает те нативные, исторические корни языка, которые заложены буквально в генотипе народа, а черпались из окружающего мира, из жизни. Это вновь происхождение слов, их корни, связь мира, мышления и выражения восприятия, их передача во времени — через слово.
В одном из учебно-методических материалов по воспитанию детей с фольклором составитель выделяет такие принципы и достоинства данного вида воспитательной деятельности, как преемственность и воспитательный характер, природосообразность и поликультурность47. А в самой программе по природосообразному воспитанию с помощью фольклора заложена все та же любимая мной интегративность, широкий охват сфер, разнообразных знаний и связей между ними. С фольклором связаны ключевые вопросы «что, где, когда» — история и география, каким народом создано и как выражено это природное знание. Природосообразность в программе связывается с этносом и народным воспитанием — этнопедагогикой, но смотреть можно и нужно шире и глубже: природосообразность — это соотнесение или даже синхронизация мышления с объективным, естественны, природным знанием, которое уже есть в этом мире, и не искажено субъективным подходом.
Вопрос в том, что мы можем сделать сейчас для приумножения фольклора. Это может быть авторство, но опять же — с подходом природосообразности, связывающим не только воедино человека с традициями народа, но и человека, общество и мир.
Литература и обучение языку — это чистая информатика для людей. Когда ребенок узнает о слове, через него он познает и характеристика объекта, которым это слово обозначается, действия и связанные с ним понятия. И в раннем детстве хороши многоязычные и методики — с ними ребёнок учится иностранным языкам так же, как своему родному — естественно, природно — и открывается мировая литература.
Мой метод — это интеграция художественной и научной литературы, широкое толкование литературы как таковой, и развитие вместе со знаниями объединённой сферы науки и искусства, потому что это на самом деле единая система знаний, и в художественной литературе много научного, и в научном знании множество художественных творческих начал.
Виды искусства, соединенные с литературой, не только сами обогащаются, но совместно передают еще больше смысла, его многообразие значений. Это театр, кинематограф, живопись, музыка. Ранее я создала литературный проект «Книга и Фильм» — о литературных произведениях и их экранизациях, и о сценариях кинокартин, достойных книги. О своём опыте преподавания литературы и соединения с театром и кинематографом пишет и Л.С. Айзерман48, приводя в пример разбор пьесы А.Н. Островского «Бесприданницы» и «Жестокий романс». И в отношении и преподавания литературы мнение педагога — привлечь внимание именно к книге, а не к школьным сочинениям.
Поскольку в методике речь идет о развитии с научно и художественной литературой, вместе взятыми, для охвата многообразия сфер жизни и мира, то я задалась целью поиска детских книг по данным направлениям для самых маленьких детей. Так, в краткой и емкой форме о направлениях искусства для начала знакомства самым маленьким детям обзорно и в примерах излагается в издании «Моя первая книга об искусстве»49. Поскольку изданий множество, а время идет и с его ходом растет и количество изданий, это всего лишь пример, тогда как в самой методологии излагаются методы, которые можно использовать во все времена с учетом развития мысли и технологий, изменений языка и форм обучения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дом в книжном шкафу. Методика развития детей с научной и художественной литературой.» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
32
Художественное слово в пространстве культуры: интермедиальность в котнтексте исследований зарубежной литературы: коллективная монография / отв. ред. Ю.Л, Цветков, А.Н. Таганов. — Иваново: Иван. гос. Ун-т, 2017. — 344 с.
33
Художественное слово в пространстве культуры: интермедиальность в котнтексте исследований зарубежной литературы: коллективная монография / отв. ред. Ю.Л, Цветков, А.Н. Таганов. — Иваново: Иван. гос. Ун-т, 2017. — 344 с.
34
Абишова З. Детское чтение без принуждения: как привить любовь к чтению / Зульфия Абишова. — Ростов н/Д: Феникс, 2022. — 117, [1] с. — (Просто о сложном). С. 31.
35
Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ // Авт.-сост. Анджи А.В. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. — 143 с.
36
Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 128 с. — (Серия «Логопед в ДОУ»).
37
Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 128 с. — (Серия «Логопед в ДОУ»). С. 48-49.
38
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 296 с.
39
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 296 с.С. 45-48.
40
Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. — М.: Новая школа, 1996. — 24 с.
41
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. В помощь маленькому мыслителю (Развитие элементарных математических представлений). — СПб.: «Паритет», 2003. — 128 с. — (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).
42
Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Третий год обучения). / Под ред. И.В. Вачкова — М.: Издательство «Ось-89», 2005 г. — 168 с. С. 13-17.
43
Свиридова, Анна Валерьевна. Теория литературы и практика читательской деятельности (аспект: филологический анализ текста): учебное пособие для студентов факультета подготовки учителей начальных классов) / А.В. Свиридова, А.В. Подобрий; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. — [Челябинск]: Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. — 117 с.
44
Безгина О.Ю. Речевой этикет старших школьников. Методическое пособие для воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2005 — 40 с. С. 23.
45
Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы: учеб. пособие для студентов высш. пед. Учеб. заведений / В.И. Яшина, М.М. Алексеева, В.Н. Макарова, Е.А. Старцева. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 192 с. С. 42.
47
Абдрахманова М.В. Природосообразное воспитание детей в системе «дошкольное образовательное учреждение — начальная школа» средствами фольклора: Учебно-методические материалы для студентов 3-5 курсов по специальности «13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования» / Сост. М.В. Абдрахманова. — Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2005. — 95 с.