Особенные дети. Инклюзивный театр – театр без границ

Ксения Рыморева

В пособии я делюсь своим многолетним опытом работы в коррекционных детских домах с детьми-сиротами и детьми с ОВЗ. В пособии предлагается алгоритм организации образовательной деятельности в условиях инклюзивного театра, эффективные методы и формы работы для помощи в развитии и социализации детей, примеры тренингов и упражнений, которые подойдут для работы педагогов и педагогов театральных студий в условиях детских коррекционных домов, школ и инклюзивных театров, детских садах.

Оглавление

Пример реализации

социального проекта

«Инклюзивный театр —

театр без границ»

— Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание Детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребенка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо….

(К.С.Станиславский)

Проект «Инклюзивный театр» помогает закрыть поставленные цели и потребности в помощи реабилитации и социализации детей с ОВЗ и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Театральное творчество имеет множество плюсов: от улучшения качества жизни до познания самого себя. Дает разностороннее развитие, мотивацию и вдохновение, возможность фантазировать, помогает учиться логически мыслить и реализовывать себя, раскрывая все грани своего таланта, имеет лечебную и реабилитационную способность. Творчество используют психотерапевты, педагоги в коррекционных учреждениях как психотерапию, направленную на гармонизацию психоэмоционального состояния, что дает положительные результаты на социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями в современном обществе. Терапия средствами театральной деятельности помогает решить вопросы творческого, эмоционального, когнитивного, социального и физического развития ребенка.

Особенность театрального искусства в том, что оно всегда строится на живом общении: зритель — актёр, актёр — зритель, а также на умении работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом. Необходимо помочь воспитаннику с ОВЗ включиться в сообщество сверстников, полноценно развивающихся, предоставить им свободное общение, вовлечь в творческие развивающие практики. Театр сочетает в себе всё это и является лучшим инструментом в достижении нашей цели — включение детей — сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей с ограниченными возможностями в современный мир.

Цель проекта:

Включение детей с ограниченными возможностями в сообщество здоровых сверстников посредством театрального искусства.

Задачи проекта:

• формирование и развитие эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства, многообразных эстетических объектов и явлений реальности.

• обеспечение эмоционального благополучия детей и подростков;

• формирование умений эффективных межличностных коммуникаций через совместную творческую деятельность;

• помощь в жизненном, профессиональном, эстетическом и этическом самоопределении.

Проект ориентирован на детей от 5 до 17 лет.

Участники проекта (целевые группы):

• дети (5 — 17 лет);

• воспитатели, педагог-организатор, музыкальный руководитель, хореограф детского дома, коррекционного центра и т.д.;

• специалисты и студенты театральных институтов, волонтёры, профессиональные актёры и хореографы, педагоги театральных студий города;

Партнёры проекта:

• детские театральные студии города;

• театральные ВУЗы (театральный институт), колледжи искусств, телевидение, радиостанция, киностудия, театры и т. д.

Ресурсы:

• информационные (литература, интернет, видеоматериалы о театре, спектакли, постановки профессионалов и студийцев, самообразование специалистов детского дома, центра);

• материальные (канцелярские принадлежности, одежда для занятий, костюмы, ткань для пошива костюмов, театральный реквизит, компьютер, орг. техника, финансовая поддержка фондов);

• кадровые (сотрудники детского дома, центра, школы, театральной студии и т.д.: педагог-организатор, преподаватель театральной студии, хореограф, музыкальный руководитель, швея, педагог рукоделия, концертмейстер, художник-оформитель, воспитатель, волонтёры, профессиональные актёры, режиссеры, студенты театральных ВУЗов).

Ожидаемые результаты:

• приобщение детей — сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей с ограниченными возможностями к театральному искусству;

• дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ОВЗ научаться выражать свои идеи, эмоции, чувства, отстаивать свои позиции, поверят в свои силы, получат опыт общения и взаимодействия с другими людьми;

• дети разовьют свои творческие способности;

• наиболее способные ученики после участия в проекте получат возможность профессионально заниматься в театральных студиях, ВУЗах актерскому искусству, режиссуре, хореографии и другим профессиям.

Оценка эффективности (критерии и показатели):

• степень сплочённости участников проекта;

• уровень профессиональных знаний и умений в области театрального искусства;

• уровень развития творческих способностей;

• социальные и коммуникативные компетентности.

Таблица 1. Рабочий план проекта

Риски:

1. Несовпадения по графику с работой специалистов и театральных студий

2. Отказ студии, театра в предоставлении сцены для репетиций.

3. Спектакль не заинтересует потенциального зрителя.

Решение проблемы:

1. Заранее уточнить график работы с театральной студией города, театральным ВУЗом. В случае несовпадения выбирать любую удобную дату для обеих сторон.

2. Найти сценическую площадку в других театрах города, театральных студиях, домах культуры, в случае отказа в предоставлении сцены.

3. Распространить больше рекламы, заинтересовать людей, пригласить знакомых, друзей, родственников, опекунов. Снизить цены на билеты. Раздавать пригласительные, делать скидку.

В театральной студии, благодаря упражнениям на развитие фантазии, коллективную работу, актерскими, пластическими тренингами, упражнениями, объединяющим речь и движение, дети могут прорабатывать свои переживания, прикрываясь придуманным (театральным) образом и согласовывать движения своего тела с эмоциями. Благодаря практике у профессионалов театральных ВУЗов и театров, концертной деятельности, участию в фестивалях, вовлечению детей в создание спектаклей, оформление сцены, создание костюмов, различных сценических эффектов дети успешно учатся работать в коллективе, принимать уникальность друг друга, реализовывать себя в разных видах творчества, социализироваться, преодолевать страхи, могут определиться с будущей профессиональной деятельностью.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я