Дарить России

Лидия Довыденко, 2023

В книге раскрывается уникальная личность князя Никиты Дмитриевича Лобанова-Ростовского, живущего в Лондоне, выдающегося мецената и собирателя редкой русской театральной живописи первой четверти 20 века, спасенной им от забытья и гибели за границей, а также щедрого дарителя России возвращенных художественных ценностей. Читатель знакомится с выставочной деятельностью князя в России, с его мнением о современной культуре в сопоставлении с западной, с его издательской деятельностью в Москве.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дарить России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Болгария

Бабушка Никиты Дмитриевича — Вера Дмитриевна Лобанова-Ростовская (урожденная Калиновская), живя в Болгарии, написала объемную книгу «Воспоминания матери», которая была издана сначала в Болгарии в 1936–1937 годах в Софии на болгарском языке. На русском языке эта книга впервые увидела свет, и я горжусь причастностью к этому событию, опубликована в литературно-художественном журнале «Берега» с предисловием и комментариями профессора МГУ Е.С. Федоровой[39].

Никита Дмитриевич родился в Болгарии 6 января 1935 года. Эту страну его дед Иван Николаевич Лобанов-Ростовский выбрал для жизни после отъезда из России из-за революции 1917 года, потому что считал: в Софии, в соборе Александра Невского, самый лучший, самый красивый по своему звучанию православный хор, куда входили певцы Софийской оперы. Никита Дмитриевич говорит, что для деда существовало только две вещи: музыка и Православие. И ему удалось вывезти из России его скрипку Страдивари, которую из-за нехватки средств пришлось продать, а вот футляр от нее остался.

Никита Дмитриевич, рассказывая о своем отношении к Александру Сергеевичу Пушкину, отталкивался от мнения деда о великом поэте и его взаимоотношениях с Николаем Первым. Эти беседы происходили в Софии, и дед, для которого Пушкин был свят, говорил, что это были взаимоотношения отца и блудного, но одаренного и непредсказуемого сына. Они симпатизировали друг другу. Но неизбывный парадокс, что великий человек понимал свое величие и в то же время чувствовал себя униженным житейскими обстоятельствами, приведшими поэта к званию камер-юнкера при Дворе, то есть к социальным тискам.

И вот еще, что рассказал Никита Дмитриевич о своем дедушке:

«Мое желание — умереть в бедности. Поэтому занимаюсь благотворительностью. Сейчас участвую в покупке экспонатов для музея в монастыре Святых Кирика и Иулитты[40] в пригороде Асеновграда в Болгарии. Там когда-то была богословская школа, которую спонсировал мой дедушка князь Иван Николаевич Лобанов-Ростовский. Документы и вещи, связанные с этой школой, сохранились у потомков архиепископа Дамиана, и я выкупил их в качестве подарка будущему монастырскому музею.

С историей Болгарии связан также мой предок — дипломат Алексей Борисович Лобанов-Ростовский[41]. Побежденный в русско-турецкой войне султан Абдул-Хамид Второй[42] просил русского императора Александра Второго вернуть в качестве посла князя Алексея Борисовича Лобанова-Ростовского.

Именно он заключил с султаном Константинопольским мирный договор между Россией и Турцией, 140-летие подписания которого исполнилось 9 февраля 2019 года. Алексей Борисович включает в Константинопольский договор три существенных пункта из Сан-Стефанского договора, дающих основание положить начало независимому болгарскому государству и создать Тырновскую конституцию. В результате этого Договора и образовались четыре государства: Румыния, Черногория, Сербия и Болгария!

140-летие освобождения Болгарии от османского порабощения мы торжественно отмечали. По обеим сторонам западного входа храма-памятника святого Александра Невского установлены две плиты из каррарского мрамора. Текст на русском и болгарском языках гласит: «…сей величественный соборный храм сооружен и украшен по патриотическому решению Первого Народного собрания в Тырнове 13 апреля 1879 года на добровольные пожертвования всего болгарского народа для увековечения его братской любви и глубокой признательности великому русскому народу за освобождение Болгарии в 1878 году.

Первый камень в фундамент памятника был заложен на этом месте 19 февраля 1882 года. Сооружение храма началось в 1904 году и закончилось в 1912 году. Освящение храма состоялось 12–24 сентября 1924 года. Вечная слава павшим за освобождение Болгарии русским воинам!»

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дарить России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

39

Княгиня В.Д. Лобанова-Ростовская. О российской трагедии XX века. До и после 1917 года: Воспоминания матери (1903–1935). «Из Белого стана», вступление профессора Екатерины Фёдоровой. Комментарии Л.Г. Умновой и Е.С. Федоровой //Берега 2 (26) 2018 https://dovydenko.ru/images/berega_pdf/Berega_2_26_2018.pdf

Княгиня В.Д. Лобанова-Ростовская. О российской трагедии XX века. До и после 1917 года: Воспоминания матери (1903–1935). В поисках «своего» старца. Вступление профессора Е. Фёдоровой. Комментарии Л.Г. Умновой и Е.С. Фёдоровой. Продолжение. Берега 3 (27) 2018 https://dovydenko.ru/images/berega_pdf/Berega_3_27_2018.pdf

Княгиня Вера Дмитриевна Лобанова-Ростовская. O российской трагедии XX века. До и после 1917 года. (1903 Санкт-Петербург — 1921 София) Берега 4 (28) 2018 https://dovydenko.ru/images/berega_pdf/Berega_4_28_2018.pdf

40

После 9 сентября 1944 года обитель пришла в запустение, а затем была превращена в дом для душевнобольных. В 1981 году Союз архитекторов Болгарии получил официальное согласие властей на реставрацию монастыря. Реконструкция была осуществлена под руководством Христо Радева. Сегодня это красивый храм крестокупольного типа с одной апсидой. Внутри монастырь почти полностью расписан фресками.

41

Князь Алексей Борисович Лобанов-Ростовский — русский дипломат и генеалог. Рюрикович из рода Лобановых-Ростовских; сенатор, действительный тайный советник.

42

Султан Османской империи и 99-й халиф, правил в 1876–1909 годах. Последний полновластный правитель Османской империи. Установил режим единоличной власти и стремился сохранить территориальную целостность империи. Его целью было также сохранение авторитета халифа исламского мира. Стремительно слабеющая и распадающаяся Османская империя при нём окончательно увязла в сфере влияния европейских держав. Последние дни правления султана были ознаменованы Младотурецкой революцией, в ходе которой он был низложен.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я