Послевоенное время в Советском Союзе глазами подростка… Потери и радости, предательство и доверие, приключения и мечты мальчика из поселка Русский Каран.Татария, 1944—1949 год. Маленькая семья офицера Красной Армии — мать и сын — живут в эвакуации в отдаленной сельской местности. Мальчик Коля ждет отца с фронта, очень ждет…Повесть о становлении личности и о том, что в самых тяжелых ситуациях не стоит терять мужество, потому что счастье есть!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Колино счастье. Всем детям войны посвящается» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 12
Отец
Колька опять и опять вспоминал папу, перед ним он стоял как живой: подтянутый, стройный, светловолосый, в военной форме.
22 июня 1941 года отец, торопивший маму на вокзал, говорил: «Варя, бери самое главное, без чего нельзя обойтись — быстро. В любой момент могут посыпаться бомбы».
Было очень раннее летнее утро, маленький Колька с трудом просыпался: «Война… Какая война?»
Пока мать спешно складывала в небольшой чемодан какие-то документы и вещи, отец помог сыну одеться и собраться. Коля стоял у двери, готовый к выходу, и ждал…
Только позднее, в эвакуации, ребенок осознал, что отца он видел последний раз в день, когда начиналась Великая Отечественная. И шла она потом долгие годы…
Теперь Николай подрос, мама говорила:
«Ты у меня совсем взрослый, папин портрет!»
И правда, третий класс — уже большой мальчик. А папы нет… Колька не мог до конца в это поверить и понять, он постоянно думал об этом:
«Как же так, папа все отдал войне, а жизнь свою не сохранил?»
Колька пытался найти в книгах ответы на свои вопросы, он старался читать побольше, книжки отвлекали его от мыслей об отце. Вечерами, при слабом свете керосиновой лампы, ведь электричества в деревне не было, мальчик зачитывался произведениями Гайдара, увлекаясь приключениями и добрыми делами героев, — это очень помогало в трудной ситуации. Мальчик начинал по-настоящему понимать, для чего нужно хорошо учиться — чтобы узнавать из книг об интересных историях, новых городах и странах, захватывающих приключениях и подвигах, чтобы в будущем самому стать таким же сильным и мужественным, как герои прочитанных страниц.
* * *
К Новому году в школу привезли большую, пушистую елку. Колька впервые видел такую огромную, «высоченную и разлапистую», как сказал Толик, ель. Нет, конечно, в лесу-то встречались деревья и побольше, но вот в помещении, в школе, такая красота просто захватывала дух. Елка пахла свежестью и праздником. Все школьники пришли украшать зеленую красавицу. Игрушки для нее дети делали сами, из бумаги и газет — готовых фабричных игрушек было мало. Каждый класс мастерил гирлянды, бусы, хлопушки. Когда все незамысловатые газетные елочные игрушки были развешены, елка получилась нарядной. Было столько радости!
К празднику дети готовились очень старательно, разучивали стихи, песни, украшали школу. На новогоднем утреннике ребята с удовольствием выступали, водили вокруг елки хороводы, взявшись за руки, пели:
Маленькой елочке
весело зимой,
из лесу елочку
взяли мы домой.
Беленький заинька
елочку просил:
«Мятного пряничка
зайке принеси!»
Мальчики и девочки рассказывали новогодние стихи, играли в игры, смеялись и веселились от души.
Зимние каникулы проходили неожиданно интересно — дети всем классом отправились в дальние походы в лес на лыжах. Кольке нравилось мчаться на лыжах по заснеженному лесу, дышать морозным, перехватывающим дыхание воздухом, чувствовать, как упруго скрипит снег на лыжне. Мальчик любовался занесенными снегом елями и соснами, на ветках которых висели огромные мягкие, как облака, комья снега. Иногда можно было дернуть елку за лапу, тогда снег летел нежным холодным пухом прямо в лицо. Мальчишки иногда баловались и стряхивали снег на девчонок, к общей радости.
Учитель как завзятый охотник показывал детям следы зверей. Он рассказывал, как отличить следы зайцев, белок, волков и лис. Увидев лежанку зайцев, Михаил Иванович сказал: «Зайцы, между прочим, совсем не глупые животные и не „трусишки зайки серенькие“. Они очень умные и даже хитрые. Зайцы ловко умеют запутывать следы и умело прячутся, чтобы их не заметили, а белая шубка зимой их очень спасает».
Пожалуй, с этого момента у Кольки тоже зародилась мечта самому поохотиться, побродить по зимнему лесу с ружьем, подкараулить зайчика или лису. До того момента, пока Николай сам отправится на охоту, пройдут еще несколько лет, а пока Колька с друзьями наслаждался зимней лыжной прогулкой.
* * *
В те каникулы Кольке больше всего запомнилось, как он начал учиться играть в шахматы. В избу-читальню к дяде Мише захаживали и взрослые. Ребята часто наблюдали, как мужчины играют в шахматы. Однажды Николка попросил:
— Дядь Миш, а можете меня тоже научить?
— Давай попробуем. Шахматы — дело хорошее. Логику развивают, — согласился дядя Миша.
С этого времени Николка и Толька стали заядлыми шахматистами. Ребятам нравилась эта игра, похожая на сражение двух армий, ведомых королями-полководцами, белым и черным. Правда, в начале обучения мальчишкам было трудно понять задачу окружения и разгрома армии противника. Почему-то свой король вдруг оказывался незащищенным, когда основные фигуры уходили на штурм вражеских позиций, всегда казалось, что атакующих фигур маловато.
Дядя Миша умело подсказывал, и постепенно дела поправлялись. Длинные зимние вечера хорошо было коротать в избе-читальне с шахматами, рядом с теплой печкой, где уютно потрескивали дрова и горел огонь керосиновой лампы.
Только ближе к весне пришло общее понимание основ игры и, сосед, дядя Ваня — тракторист, который жил в доме напротив и очень уважал шахматы, стал приглашать Колю сыграть с ним партию-другую:
«Давай-ка, Николаша, сыграем в шахматишки, если не боишься проиграть».
Колька соглашался охотно, но, получив два мата подряд, говорил:
— Ну хватит, дядь Вань. Мне еще нужно подучиться!
— Чудак-человек, так, играя со мной, ты же учишься. Чем больше будешь играть, тем лучше будет получаться, — подмигивал он.
Сосед с дядей Мишей играли заядло и часто, но тракторист всегда проигрывал и очень переживал проигрыши. Проиграв дяде Мише, сосед искал соперника послабее и просил Кольку составить партию. Однажды случилось неожиданное — дядя Ваня проиграл ученику, не оценив опасности, он предложил Коле матч-реванш, но проиграл и его. После второго проигрыша дядя Ваня пошел домой, сказав, что ему нужно срочно решить кое-какие вопросы. Примерно через час он постучал в дверь Колькиного дома.
— Варя, Колька не занят там? Мне с ним надо бы сыграть разок.
— Заходи, Ваня. Спроси у Коляши сам.
Дядя Ваня предложил Коле сыграть с ним еще одну «партейку», чтобы, как он выразился, «доказать, что случайно зевнул», то есть проиграл. Коля попросил его подождать, пока закончит делать уроки.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Колино счастье. Всем детям войны посвящается» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других