Малый и средний бизнес. Государственная и институциональная поддержка

Л. Н. Тепман

Книга описывает теорию и практику малого и среднего бизнеса с точки зрения методов его поддержки на государственном и региональном уровне, сохранения рабочих мест и экономической самостоятельности участников и работников малых предприятий, в том числе в сложные периоды экономических кризисов и пандемии. Предназначена для руководителей малых предприятий, студентов университетов и колледжей по специальностям «Управление малым бизнесом», «Менеджмент малого бизнеса», «Бухгалтерский учет» и др.

Оглавление

Предисловие

«Микропредприятие», «малый бизнес», «малый и средний бизнес» — устойчивые экономические термины, которые отображают развивающееся в мире явление вовлечения малых капиталов и частных накоплений в активный хозяйственный оборот.

Настоящая книга посвящается исследованию вопросов и поиску новых путей поддержки государствами, а также различными государственными, частными и общественными институтами субъектов малого и среднего предпринимательства (малого и среднего бизнеса).

В разных странах критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу формируются независимо, но в общем — сходным образом:

— юридические критерии,

— критерии численности,

— критерии дохода, годовой выручки от реализации продукции, работ, услуг.

В сети Интернет постоянно обновляется информация об этих критериях для разных стран, поэтому в книге она через короткое время устаревает, в силу этого цифровые материалы с критериями малых и средних предприятий разных стран и периодов рационально получать из интернет источников. В качестве примеров в книге будут даваться непосредственные ссылки на такие материалы, доступные прямо со страниц книги в электронной форме.

Это удобно в случае использования электронного варианта книги, в случае же чтения бумажного экземпляра найти нужную статью проще с помощью поисковых машин, введя точное наименование статьи в Интернете. Например, критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу в России в 2021 году описаны в публикации «Средние и малые предприятия: критерии 2021»1

Фундаментальные же работы и ключевые статьи о малом и среднем бизнесе и его поддержке будут сведены в список литературы в конце книги.

Согласно популярному определению, к сектору малого бизнеса относятся предприятия, насчитывающие до ста работников. К среднему бизнесу — предприятия с численностью до 250 человек. Граничные цифры могут отличаться в законодательных актах разных стран, но принцип классификации сохраняется — во-первых, численность работающих.

Вторым классифицирующим показателем традиционно считается — выручка от реализации продукции, работ, услуг.

Предприятия малого бизнеса сегодня образуют фактический фундамент устойчивого существования и развития экономик многих стран Европы и других передовых стран мира — Китая, Сингапура, Южной Кореи, Израиля, список можно продолжать.

В отличие от крупного бизнеса и тем более международных мегакорпораций, предприятия малого бизнеса имеют намного меньший потенциал для продолжения существования в кризисных условиях. Они не могут долго выдерживать неблагоприятную экономическую ситуацию, работу в «минус», сокращение рынков и объемов сбыта своей продукции. Поэтому они нуждаются в определенной поддержке государства и других институтов, в основном — в форме мер, снижающих риски полного прекращения деятельности малого и среднего бизнеса.

Сегодня (2020—2021) мир находится в условиях болезненной перестройки экономики во время не утихающей пандемии коронавируса Covid-19. Пандемия диктует необходимость максимальной взаимной изоляции людей, ограничение мобильности населения, а это приводит к сокращению рынков сбыта с возведением торговых барьеров между регионами и странами.

В результате предприятия среднего и особенно малого бизнеса раньше других теряют способность сохранять рабочие места. Сокращение рабочих мест и массовое прекращение деятельности предприятий малого бизнеса создают дополнительную нагрузку на бюджет государства, поскольку растут расходы на социальную защиту населения. Люди, которые содержали себя сами и давали доход в бюджет государства в виде налогов, становятся иждивенцами государства, потребителями пособий по безработице и других форм социальной защиты населения. В результате неблагоприятной общей экономической ситуации сокращаются доходы государства и возникает проблема источников покрытия повышающихся расходов на поддержку работников малых предприятий и мелких предпринимателей.

Отсюда следует, что государство, изыскивая и применяя свои меры поддержки малого и среднего бизнеса, снижает затраты на социальную защиту населения, поддерживая его экономическую состоятельность.

Настоящая книга посвящена отысканию экономических мер, которые позволили бы государству обеспечить функционирование малого и среднего бизнеса в условиях сложной экономической ситуации и поддержать способность малых и средних предприятий сохранять рабочие места и экономическую самостоятельность их работников.

Материал в книге излагается с возможностью построения на его основе семестрового курса «Государственная и институциональная поддержка малого и среднего бизнеса» продолжительностью 48 учебных часов лекционных и практических занятий, включая курсовую работу и дифференцированный зачет, объединенный с защитой работы. С этой целью приводится примерный учебный план курса.

Авторы книги:

— Леонид Наумович Тепман, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук (РАН), автор многочисленных экономических трудов, в том числе в области бизнеса малых и средних предприятий, живущий сейчас в г. Хайфа,

— Анатолий Антонович Анимица, магистр, инженер-кибернетик, участник разработки множества типов миниЭВМ, операционных систем, АСУ и АСУ ТП, в том числе практических систем автоматизированного учета, бюджетирования и управления, в том числе для малых предприятий, сейчас живущий в Мариуполе.

Примечания

1

https://glavkniga.ru/situations/k505648

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я